Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. Основные из этих законов таковы:
1.
| Закон зеркального развития общения
| Собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматически, практически без контроля сознания
|
2.
| Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий
| Чем больше коммуникативных усилий затрачено (улыбка, приветствие, обращение), тем выше эффективность общения
|
3.
| Закон прогрессирующего нетерпения слушателей
| Чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели
|
4.
| Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера
| Чем больше людей слушают оратора, тем ниже средний интеллект аудитории. Иногда это явление называют эффектом толпы: когда слушателей много, они начинают хуже "соображать", хотя личный интеллект каждого отдельного человека при этом, безусловно, сохраняется
|
5.
| Закон первичного отторжения новой идеи
| Новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им отвергается. Иначе говоря, если человек получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него на данный момент мнению или представлению, то первая мысль, которая приходит ему в голову, – эта информация ошибочна, сообщивший ее неправ
|
6.
| Закон доверия к простым словам (закон коммуникативной простоты)
| Чем проще мысли и слова, тем лучше слушатели понимают и тем больше верят говорящему. Простота содержания и формы в общении - залог коммуникативного успеха
|
7.
| Закон речевого усиления эмоций
| Эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию.
|
8.
| Закон речевого поглощения эмоции
| При связном рассказе о переживаемой эмоции (страхе, отчаянии и т.п.) она поглощается речью и исчезает
|
9.
| Закон эмоционального подавления логики
| В условиях эмоционального возбуждения человек плохо говорит и плохо понимает обращенную к нему речь
|