Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как генератор деловой активности





Общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной и способствовать достижению поставленных целей, что предполагает выяснение следующих вопросов:

· каковы средства коммуникации и как следует ими пользоваться;

· как преодолеть коммуникативные барьеры, чтобы сделать общение успешным.

 

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
1. Вербальные (словесные) Слова, словосочетания, предложения
2. Невербальные (несловесные) Мимика, жесты, позы, интонация и пр.

 

Ученые предполагают, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
1. Кинесика Поза, жест, мимика, походка; визуальный контакт (взгляд), направление взгляда, частота контакта
2. Просодика и экстралингвистика Интонация, громкость, тембр, паузы, вдох, смех, плач, кашель
3. Такесика Рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание
4. Проксемика Ориентация, дистанция

 

Наиболее значимы для общения движения собеседника - поза, мимика, взгляд, жест, походка, а также характеристики его голоса.

 

КИНЕСИКА
1. Поза Положение тела, типичное для данной культуры. Было выделено более 1000 поз, которые может принять человеческое тело. Например, «закрытые» позы, когда человек как бы пытается съежиться, занять как можно меньше места в пространстве, или «наполеоновская» (поза стоя, руки скрещены на груди) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики. «Открытые» позы (руки раскрыты ладонями вверх) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности
2. Мимика Движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба) занимает особую роль в передаче информации. Исследования показали, что грудной ребенок, который не видит лица матери, спрятанного за ширму, хотя и слышит ее голос, начинает плакать. При неподвижном лице говорящего теряется до 20% информации. Главными характеристиками мимики являются целостность образа и подвижность. Например, мимика гнева состоит из следующих движений: рот раскрыт, уголки губ опущены, глаза раскрыты или сужены, блестят, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, вертикальные складки на лбу и переносице, лицо динамичное. Мимика радости включает следующие движения: рот обычно закрыт, уголки губ приподняты, глаза прищурены или раскрыты и блестят, брови подняты вверх, внутренние уголки бровей подняты вверх, горизонтальные складки на лбу, лицо динамичное
3. Взгляд Визуальный контакт – выполняет важную роль. Так, если оратор читает «по бумажке», то его хуже слушают. Глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера. В русских образных выражениях имеется много обозначений взгляда, характеризующих состояние человека: смотреть прямо, искоса, исподлобья, отрешенно, дружелюбно, враждебно, искренне, отводить глаза, бегать глазами, смотреть в потолок и др.
4. Жесты Выделяют несколько видов жестов: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные, побудительные и др.); оценочные (одобрения, неудовольствия, доверия, растерянности); эмоциональные (радости, удивления, отчаяния, страха и пр.); символические (отдать честь, перекреститься, сплюнуть через плечо, постучать по дереву и др.); описательные (показать, как играют на скрипке, как выглядит винтовая лестница, как пройти куда-либо и т.п.); ритмические (жесты музыкантов, поэтов, читающих стихи)
5. Походка Является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональной состояние человека (гнев, радость, гордость, горе). «Легкая» походка бывает у счастливого человека (лететь на крыльях), «тяжелая» при гневе, самая большая длина шага при гордости, вялая угнетенная походка – при страдании

 

 

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, смеха, кашля, вздоха, плевков, «звуковых» поцелуев и пр.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они предвосхищают, дополняют и замещают речевые высказывания, выражая эмоциональное состояние говорящего.


Энтузиазм, радость, недоверие, удивление обычно передают высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звука. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также выражает чувства: быстрая речь свидетельствует о взволнованности или обеспокоенности чем-либо, медленная речь отражает горе, высокомерие или усталость.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса – все то, что позволяет выразить наши чувства, скрытые мысли, волевые устремления.

К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения. Опыт с животными показал, что если, к примеру, кролика просто кормить, но не общаться с ним, не касаться его (трепать, гладить), он начинает худеть.

К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга и дистанцию между ними. Американский ученый Э.Холл описал нормы дистанции, нарушение которых воспринимается общающимися негативно:

 

НОРМЫ ДИСТАНЦИИ
1. Интимное расстояние (от 0 до 45 см) Общение самых близких людей
2. Персональное (от 45 см до 120 см) Общение со знакомыми людьми
3. Социальное (от 120 см до 400 см) Предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении
4. Публичное (от 400 см до 750 см) При выступлении перед различными аудиториями

 

Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.

Вербальные средства общения. Содержание информации передается с помощью языка, то есть словесным способом. В процессе общения возникшую мысль сначала оформляют словесно (во внутренней речи), а затем переводят внутреннюю речь во внешнюю, то есть высказывают. На каждом этапе происходит «утечка» информации и даже ее определенное искажение, недаром русский поэт Ф.Тютчев заметил: «Мысль изреченная есть ложь». Например, человек задумал сообщить 100% информации, в словесную форму внутренней речи воплотил 80%, высказал – 70%, было услышано 60%, понято 50%, осталось же в памяти всего 25% информации.

И все же люди понимают друг друга, так как: во-первых, существует обратная связь, помогающая следить за ходом общения и корректировать его; во-вторых, текстовое сообщение содержит «переизбыток» информации (одна идея передается и словесно, и вербально: например, говорят «я» и при этом жестом указывают на себя); в-третьих, в деловом общении коммуниканты, как правило, уже подготовлены к разговору.

Психологи разработали модель, отражающую суть коммуникации, которая включает как содержание, так и личностный смысл. Например, фраза «Отличная погода!» может означать в разных ситуациях разные личностные смыслы: 1) утверждение (если погода действительно хорошая); 2) иронию (если погода плохая); 3) приглашение на прогулку (если до этого не могли гулять, так как был дождь); 4) желание познакомиться (например, молодой человек заговаривает на остановке с незнакомой девушкой) и т.д. Так, в случае желания познакомиться (существо дела) отправитель информации (молодой человек) посылает сообщение (о погоде) понравившейся ему (отношение) девушке с целью заставить ее заговорить (призыв) и старается раскрыться перед ней как приятный, коммуникабельный человек. Получатель информации может принять косвенный смысл высказывания, а может и не принять.


В практике делового общение важны прежде всего умение говорить и умение слушать. Существуют особые правила речевого этикета для говорящего и для слушающего, которые необходимо соблюдать для эффективного общения. Кроме того, на действенность общения влияет выбранный вид речи - монологический или диалогический.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении достигает от 50% до 70%. Монологическое общение (один говорит, а все слушают) воспитывает людей инертных, безынициативных, нетворческих. Монологический вид речи характерен для тоталитарного строя. Чаще всего монолог используется при манипуляции собеседниками.

Наиболее эффективным способом общения является диалог, который предполагает свободное пользование речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. Вместо того, чтобы вести безапелляционные монологи, можно преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседах с коллегами, чтобы увидеть, поддерживаются они или нет и почему.

 

ТИПЫ ВОПРОСОВ
1. Информационные Не предполагают ответов «да» или «нет», но, наоборот, побуждают собеседника к ответной реплике. Например, вместо «Приняли ли Вы меры по улучшению положения?», лучше спросить «Какие меры Вы приняли по данному вопросу?»
2. Зеркальные Состоят из повторения с вопросительной интонацией высказанного собеседником утверждения, чтобы уяснить еще раз смысл сказанного. Например, после утверждения «Нам не следует иметь с этой фирмой дела», спросить: «Не следует… или?»
3. Эстафетные Призваны активизировать диалог, они не перебивают, а на шаг опережают собеседника, провоцируя его глубже и шире развивать свою мысль

 







Date: 2015-10-18; view: 405; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию