Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как различать пальцами цвет





В 1964 г. Н.И.Судаков в Магнитогорском педагогическом ин ституте провел эксперименты со студентами и слепыми по изу чению вопросов обучаемости и выработке практических навы ков цветоразличения при помощи пальцев руки. При этом он поставил перед собой три задачи:

1) выяснить: у всех ли людей можно выработать навы ки цветоразличения при помощи кончиков пальцев;

2) уточнить: на основании каких признаков испытуемый различают цвета при «кожном зрении» пальцами;

3) изучить: возможность обучения слепых «зрению» пальцами (различать цветовые тона, контуры геомет рических фигур, буквы).

Попутно исследователь хотел экспериментально проверить две основные гипотезы, выдвинутые учеными для объяснения


физиологических основ цветоразличения кончиками пальцев: тепловую и фоторецепторную.

3.1. «КОЖНОЕ ЗРЕНИЕ» МОЖНО РАЗВИТЬ У КАЖДОГО

Для решения первой задачи были проведены эксперименты со 150 студентами первых и вторых курсов (возраст до 20 лет) педагогического факультета. В опытах использовался однород­ный материал только двух окрасок (красный и желтый цвета): шелковые ленты, карандаши, цветные стекла, пробирки с крас­ками, пластмассовые палочки. Как правило, в групповом экспе­рименте одновременно принимало участие 30-40 студентов. Об­ратим внимание, что вначале экспериментатор объяснял им, что все они могут научиться различать цвет при помощи кончиков пальцев руки. Для этого надо «почувствовать» осязательную ха­рактеристику цвета; при потирании пальцами предметов крас­ного цвета всегда чувствуется значительное сопротивление, вяз­кость, в то время как при движении пальца по предмету, окра­шенному в желтый цвет, сопротивление минимально: палец по нему движется легко. Таким образом студентам даются пози­тивная установка на успех и подсказка для первой идентифика­ции цвета (вязкое ощущение - красный цвет; палец скользит -желтый).

Вслед за объяснением испытуемым завязывались глаза, и они Делали первые попытки «уловить» разницу в окраске предметов. После получения успешных дифференцировок проводились до­полнительные закрепляющие упражнения. Способности диффе-ренцировки считались выработанными после того, как испы-туемые 7 и более раз из 10 безошибочно узнавали предложен-ные цвета путем их сравнения. Опыты проводились в течение

 

 

четырех дней и занимали в общей сложности каждый день по минут для каждой группы.

Результаты опытов показали, что у всех студентов после оп ределенного количества упражнений вырабатывается спосо ность различать красный и желтый цвета бумаги и карандаше кончиками пальцев. Скорость выработки дифференцировок значительной степени оказалась зависимой от особенностей ма териала. Наибольшие трудности у студентов вызывало опред ление цвета стекла и пластмассовых палочек, для различения которых потребовалось выполнить в 2 раза больше упражнений чем для узнавания цвета бумаги. Из 150 студентов 41% втечение отведенного для всех испытуемых времени не сумели научиться определять цвета пластмассовых и стеклянных предметов. У этих студентов способность дифференцирования была выработана при проведении дополнительных упражнений.

Способность обучаемости среди студентов разная. Если для одних при различении цвета бумаги потребовалось 42 упражне ния, то другим - 63. Более способные студенты определяли цвет стекол после 86 повторений, а некоторым потребовалось 12. Причина столь значительной разницы в скорости обучаемости пока не изучена.

По результатам первой серии экспериментов Н.И.Судаков делает предположение о том, что в принципе способностью цве торазличения при помощи пальцев путем соответствующих упражнений может овладеть каждый нормальный человек.







Date: 2015-10-18; view: 753; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию