Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как различать пальцами цвет
В 1964 г. Н.И.Судаков в Магнитогорском педагогическом ин ституте провел эксперименты со студентами и слепыми по изу чению вопросов обучаемости и выработке практических навы ков цветоразличения при помощи пальцев руки. При этом он поставил перед собой три задачи: 1) выяснить: у всех ли людей можно выработать навы ки цветоразличения при помощи кончиков пальцев; 2) уточнить: на основании каких признаков испытуемый различают цвета при «кожном зрении» пальцами; 3) изучить: возможность обучения слепых «зрению» пальцами (различать цветовые тона, контуры геомет рических фигур, буквы). Попутно исследователь хотел экспериментально проверить две основные гипотезы, выдвинутые учеными для объяснения физиологических основ цветоразличения кончиками пальцев: тепловую и фоторецепторную. 3.1. «КОЖНОЕ ЗРЕНИЕ» МОЖНО РАЗВИТЬ У КАЖДОГО Для решения первой задачи были проведены эксперименты со 150 студентами первых и вторых курсов (возраст до 20 лет) педагогического факультета. В опытах использовался однородный материал только двух окрасок (красный и желтый цвета): шелковые ленты, карандаши, цветные стекла, пробирки с красками, пластмассовые палочки. Как правило, в групповом эксперименте одновременно принимало участие 30-40 студентов. Обратим внимание, что вначале экспериментатор объяснял им, что все они могут научиться различать цвет при помощи кончиков пальцев руки. Для этого надо «почувствовать» осязательную характеристику цвета; при потирании пальцами предметов красного цвета всегда чувствуется значительное сопротивление, вязкость, в то время как при движении пальца по предмету, окрашенному в желтый цвет, сопротивление минимально: палец по нему движется легко. Таким образом студентам даются позитивная установка на успех и подсказка для первой идентификации цвета (вязкое ощущение - красный цвет; палец скользит -желтый). Вслед за объяснением испытуемым завязывались глаза, и они Делали первые попытки «уловить» разницу в окраске предметов. После получения успешных дифференцировок проводились дополнительные закрепляющие упражнения. Способности диффе-ренцировки считались выработанными после того, как испы-туемые 7 и более раз из 10 безошибочно узнавали предложен-ные цвета путем их сравнения. Опыты проводились в течение
четырех дней и занимали в общей сложности каждый день по минут для каждой группы. Результаты опытов показали, что у всех студентов после оп ределенного количества упражнений вырабатывается спосо ность различать красный и желтый цвета бумаги и карандаше кончиками пальцев. Скорость выработки дифференцировок значительной степени оказалась зависимой от особенностей ма териала. Наибольшие трудности у студентов вызывало опред ление цвета стекла и пластмассовых палочек, для различения которых потребовалось выполнить в 2 раза больше упражнений чем для узнавания цвета бумаги. Из 150 студентов 41% втечение отведенного для всех испытуемых времени не сумели научиться определять цвета пластмассовых и стеклянных предметов. У этих студентов способность дифференцирования была выработана при проведении дополнительных упражнений. Способность обучаемости среди студентов разная. Если для одних при различении цвета бумаги потребовалось 42 упражне ния, то другим - 63. Более способные студенты определяли цвет стекол после 86 повторений, а некоторым потребовалось 12. Причина столь значительной разницы в скорости обучаемости пока не изучена. По результатам первой серии экспериментов Н.И.Судаков делает предположение о том, что в принципе способностью цве торазличения при помощи пальцев путем соответствующих упражнений может овладеть каждый нормальный человек. Date: 2015-10-18; view: 753; Нарушение авторских прав |