Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты обучающего эксперимента
Эксперименты показали, что большинство испытуемых начинает отличать путем сравнения один цвет от другого со вто рого или третьего упражнения. 5 человек из 22 научились раз личать все десять цветов без сравнения, т.е. в виде абсолютного
узнавания. Многие испытуемые распознавали без сравнения отдельные цвета, но другие определялись путем сравнения. В основе дифференцировки восприятия рукой различных цветов лежат кожные ощущения. С помощью кожных рецепторов испытуемые ощущали осязательные и температурные свойства различных цветов. В отдельных случаях тактильные ощущения дополнялись эмоциональным тоном, который возникал под влиянием того или иного цвета. Кожно-оптическая диффе-ренцировка различных цветов достигается в результате взаимодействия осязательных и температурных ощущений при ведущей роли осязательных. Поверхность одного цвета ощущается шероховатой, мягкой и теплой, другого цвета - гладкой, твердой и холодной и т.д. Эти ощущения связываются с соответствующими видами цветов. Упражнение на сравнение тактильных и температурных признаков различных цветов позволило установить цвета, которые легко дифференцируются (различаются) и смешиваются (генерализуются) в кожно-оптических ощущениях. Испытуемые легко дифференцировали такие цвета, как красный и фиолетовый, белый и черный. Легкость различения этих цветов связана с наличием у них выделяющихся отличительных признаков. Трудно дифференцировались цвета: желтый и голубой, оранжевый и фиолетовый. Д.К.Гилев своими экспериментами подтвердил положение о том, что кожно-оптические ощущения цвета ухудшаются при слабой освещенности, низкой температуре и т.д. Так один из способных испытуемых за два дня дождливой (пасмурной) и холодной погоды допустил много ошибок в распознавании цветов. Синий цвет называл фиолетовым, фиолетовый принимал за си-ний и оранжевый, а оранжевый называл зеленым, черный - жел-
I тым. За серый цвет принимался голубой и зеленый и т.д. При солнечной погоде затруднения и ошибки в определении цветов исчезли. В эксперименте выявились индивидуальные различия в кожно-оптических ощущениях. Эти различия состоят в неодинаковой полноте отражения тактильных и температурных признаков различных цветов. Кожно-оптические ощущения одних испытуемых всегда отличались единством осязательных и температурных признаков. Другие же испытуемые при определении цветов рукой ограничивались фиксацией либо осязательных либо температурных признаков. При восприятии некоторых цветов имел место эмоциональ ный тон ощущений. Например, при восприятии голубого цвета испытуемая ощущала что-то нежное, светлое, пальцами чувст вовала какую-то бездну. Таким образом, кожно-оптическии ощущения, как и зрительные, вызывают определенные эмоциональные состояния. 5. ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОЖНО-ОПТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У НЕЗРЯЧИХ ЛЮДЕЙ Обнаружение кожно-оптического чувства не только у от дельных феноменальных личностей, но и многих лиц, поставив на повестку дня практический вопрос о возможности развития этого чувства у слепых и слабовидящих людей. Для изучения данной проблемы А.С.Новомейский весной 1963 г. проводил тренировки слепых в кружке, организованном при Нижне-Тагильском отделении Всесоюзного Общества сле пых. Как показали опыты, оптимальным условием для различе ния цвета слепыми было помещение цветной бумаги на органи ческое стекло, положенное на фарфоровые изоляторы. В эти случаях цвет бумаги оказывал наибольшее действие на рецепторы кожи руки. Другим важным условием была тренировка на листках бумаги, одинаковых по фактуре и отличающихся друг от друга только по цвету. В подобных случаях различия в осязании фактуры доводились до минимума и, напротив, максимально усиливались различия в кожно-оптических ощущениях цвета. При этих условиях тренировки у слепых значительно быстрее, чем у зрячих, стали развиваться кожно-оптические диффе-ренцировки цветов и способность их абсолютного узнавания. Так, незрячий мужчина Василий Б. (ослепший в результате производственной травмы) в течение апреля и мая 1963 г. научился различать признаки семи цветов спектра, ряда оттенков и смешанных цветов, а также черный, белый и серый цвета. Различение цветов достигалось им независимо от фактуры бумаги: от глянцевой бумаги до искусственной бумажной замши. Структура красящего вещества тоже не мешала распознавать цвет. У него выработалась следующая шкала контактных и дистантных признаков цвета: 1. голубой - гладкий и твердый, сплоченный, сжатый по структуре; на расстоянии, в воздухе холодит; 2. желтый - скользкий и гладкий; мягкий; чуть-чуть теплит в воздухе; 3. красный - вязкий, липкий, тормозящий; в воздухе горячий, жжет; 4. зеленый - твердый и немного тормозит; цепляется; в воздухе чуть-чуть холодит, в отличие от желтого, который чуть-чуть теплит; но вообще, этот цвет по своим признакам «нейтральный»-неопределенный; 5. синий - тормозит сильнее голубого; в воздухе холодный;
6. оранжевый - шероховатый, но не липкий; теплый, но не такой, как красный; 7. фиолетовый - твердый цвет, тормозит очень сил по вязкости приближается к черному; на расстоянии морозит, но холод не чувствуется так отчетливо, как у синего цвета. Белый цвет Василий Б. относил к группе «гладких», но счи тал его менее гладким, чем желтый. Черный цвет определял самый грубый и шероховатый, даже более «тормозной», чем фиолетовый. Шкала тактильных и температурных признак) цвета у Василия Б. оказалась такая же, как у зрячих людей. На подобные признаки ориентировался слабовидящий, инва лид первой группы Геннадий Г. Третий из испытуемых - слабо видящий подросток Леонид С. тоже овладел дифференцировкой цветовых тонов спектра. Во время опытов слепому на глаза надевались очки из черно го стекла. Слабовидящим на глаза накладывались плотные, светонепроницаемые повязки. Date: 2015-10-18; view: 324; Нарушение авторских прав |