Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Три способа определения цвета при кожно-оптическом ощущении
В процессе тренировок выявилось три способа определен слепыми и слабовидящими цвета при помощи кожно оптического ощущения: а) контактный; б) дистантный; в) смешанный (контактно-дистантный). кинестезических признаков цвета. Испытуемые в этом случае научились определять цвета на основе потирания пальцев цветную поверхность бумаги. Причем, работающими органами у Василия Б. были третий и четвертый пальцы правой руки, а у Геннадия - боковая поверхность большого пальца. Однако пользование только этим способом вызывало затруднения, когда применялась неровная бумага: ребристая, бархатная и гофрированная. Так, например, в одном из опытов Василию Б. предъявили 18 листов бумаги, окрашенных в разные тона. Среди листков были два синих и один зеленый из рельефной, ребристой бумаги. Испытуемый, определив все цвета на гладкой бумаге, не смог точно определить цвет на ребристой бумаге: синие цвета назвал зелеными, а зеленые - синими. Когда же ему позволили приподнять руку в воздух, он сразу же осознал свою ошибку. Дистантный способ определения цвета заключался в распознавании характерных признаков цветовых тонов на расстоянии. Высота подъема кисти руки над поверхностью бумаги была обусловлена спецификой цвета. Так, Василий Б. в одном из опытов определил цветовые тона на высоте: красный - 35 см, оранжевый - 26 см, желтый -18 см, зеленый - 12 см, голубой -19 см, синий -32 см. Было замечено, что высота цветовых барьеров у незрячих людей, так же как и у зрячих, изменялась в соответствии с расположением цветов на цветовом круге. Высота цветовых барьеров понижалась от красного цвета к оранжевому, желтому и зеленому, а затем повышалась от зеленого цвета к голубому, синему и фиолетовому. Дистантный способ при наличии листков достаточного размера оказывался не менее эффективным, чем контактный. Так, в одном из опытов Василию Б. предложили определить цветовые тона, не прикасаясь к бумаге, держа ла- донь в воздухе. Было предъявлено 25 цветных листков, окра-
шенных как в хроматические (семь цветов), так и ахроматиче ские (белый, черный и серый) тона. Испытуемый безошибочно определил на расстоянии цвет каждого листка. Ему удалось дифференцировать на расстоянии даже такие цвета, как белый и светлосерый, розовый и пурпурный, темно-синий и светло синий. Аналогичные результаты показали испытуемые Генна дий Г. и Леонид С. При распознавании оттенков дистантным способом испытуе мые ориентировались в основном на температурные признаки. Самым эффективным оказался смешанный (контактно дистантный) способ определения цвета. Достаточно было в о щей сложности 25-30 часов распределенной во времени трени ровки, чтобы все трое испытуемых научились хорошо опреде лять этим способом цвета спектра на бумажных листках среди го формата. В процессе формирования контактно-дистантного способа определения цвета, дистантные ощущения выполнял обычно контролирующую функцию. Сначала испытуемый по тирал поверхность листка подушечками пальцев, а затем под нимал ладонь и уточнял правильность определения дистантно. Во время завершающих тренировок предъявлялись на занятии различной последовательности от 60 до 75 листков разноокра шенной цветной бумаги. Бумажные листки в одних случаях б" ли одинаковыми по фактуре, в других случаях фактура была не. одинаковой (глянцевая бумага, ватманская, писчая, рельефная бархатная). Красители были тоже как одинаковые. Так и раз личные по своему виду и качеству (фабричная типографская краска, разноцветная тушь, анилиновые красители, лак, аква рельные краски, гуашь, цветные чернила и пр.). Цветная бума в ряде случаев различалась по светлоте (применялись, например четыре различных по светлоте оранжевых листа, пять красных, три голубых, три фиолетовых). Основные хроматические цвета через два месяца после начала тренировок указанным способом определялись испытуемыми безошибочно. Однако при закреплении навыка определения синего и фиолетового тонов пришлось преодолеть известные трудности. Синий цвет при определении иногда назывался темно-голубым или светло-фиолетовым. Это случалось тогда, когда дистантно, по температуре, испытуемые путали его со смежными холодными цветами. Фиолетовый же цвет иногда назывался черным, так как на основе контактных признаков, по вязкости, он очень сходен с последним. Ахроматические цвета - черный, белый и серый - испытуемые после двухмесячной тренировки научились определять безошибочно. В результате тренировок испытуемые научились точно распознавать цвет и по светлоте. Для проверки перед испытуемыми клали несколько совершенно одинаковых по фактуре листков одного и того же цвета, имеющих разную светлоту, и испытуемые правильно располагали эти листы в ряд по светлоте: от самого темного к самому светлому. Date: 2015-10-18; view: 312; Нарушение авторских прав |