Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три способа определения цвета при кожно-оптическом ощущении





В процессе тренировок выявилось три способа определен слепыми и слабовидящими цвета при помощи кожно оптического ощущения:

а) контактный;

б) дистантный;

в) смешанный (контактно-дистантный).
Контактный способ заключается в анализе тактильно

кинестезических признаков цвета. Испытуемые в этом случае научились определять цвета на основе потирания пальцев


цветную поверхность бумаги. Причем, работающими органами у Василия Б. были третий и четвертый пальцы правой руки, а у Геннадия - боковая поверхность большого пальца.

Однако пользование только этим способом вызывало затруд­нения, когда применялась неровная бумага: ребристая, бархат­ная и гофрированная. Так, например, в одном из опытов Васи­лию Б. предъявили 18 листов бумаги, окрашенных в разные то­на. Среди листков были два синих и один зеленый из рельефной, ребристой бумаги. Испытуемый, определив все цвета на гладкой бумаге, не смог точно определить цвет на ребристой бумаге: си­ние цвета назвал зелеными, а зеленые - синими. Когда же ему позволили приподнять руку в воздух, он сразу же осознал свою ошибку.

Дистантный способ определения цвета заключался в распо­знавании характерных признаков цветовых тонов на расстоянии. Высота подъема кисти руки над поверхностью бумаги была обусловлена спецификой цвета. Так, Василий Б. в одном из опытов определил цветовые тона на высоте: красный - 35 см, оранжевый - 26 см, желтый -18 см, зеленый - 12 см, голубой -19 см, синий -32 см.

Было замечено, что высота цветовых барьеров у незрячих людей, так же как и у зрячих, изменялась в соответствии с рас­положением цветов на цветовом круге. Высота цветовых барье­ров понижалась от красного цвета к оранжевому, желтому и зе­леному, а затем повышалась от зеленого цвета к голубому, си­нему и фиолетовому. Дистантный способ при наличии листков достаточного размера оказывался не менее эффективным, чем контактный. Так, в одном из опытов Василию Б. предложили

определить цветовые тона, не прикасаясь к бумаге, держа ла-

донь в воздухе. Было предъявлено 25 цветных листков, окра-

 

 

шенных как в хроматические (семь цветов), так и ахроматиче ские (белый, черный и серый) тона. Испытуемый безошибочно определил на расстоянии цвет каждого листка. Ему удалось дифференцировать на расстоянии даже такие цвета, как белый и светлосерый, розовый и пурпурный, темно-синий и светло синий. Аналогичные результаты показали испытуемые Генна дий Г. и Леонид С.

При распознавании оттенков дистантным способом испытуе мые ориентировались в основном на температурные признаки.

Самым эффективным оказался смешанный (контактно дистантный) способ определения цвета. Достаточно было в о щей сложности 25-30 часов распределенной во времени трени ровки, чтобы все трое испытуемых научились хорошо опреде лять этим способом цвета спектра на бумажных листках среди го формата. В процессе формирования контактно-дистантного способа определения цвета, дистантные ощущения выполнял обычно контролирующую функцию. Сначала испытуемый по тирал поверхность листка подушечками пальцев, а затем под нимал ладонь и уточнял правильность определения дистантно. Во время завершающих тренировок предъявлялись на занятии различной последовательности от 60 до 75 листков разноокра шенной цветной бумаги. Бумажные листки в одних случаях б" ли одинаковыми по фактуре, в других случаях фактура была не. одинаковой (глянцевая бумага, ватманская, писчая, рельефная бархатная). Красители были тоже как одинаковые. Так и раз личные по своему виду и качеству (фабричная типографская краска, разноцветная тушь, анилиновые красители, лак, аква рельные краски, гуашь, цветные чернила и пр.). Цветная бума в ряде случаев различалась по светлоте (применялись, например


четыре различных по светлоте оранжевых листа, пять красных, три голубых, три фиолетовых).

Основные хроматические цвета через два месяца после нача­ла тренировок указанным способом определялись испытуемыми безошибочно. Однако при закреплении навыка определения си­него и фиолетового тонов пришлось преодолеть известные трудности. Синий цвет при определении иногда назывался тем­но-голубым или светло-фиолетовым. Это случалось тогда, когда дистантно, по температуре, испытуемые путали его со смежны­ми холодными цветами. Фиолетовый же цвет иногда назывался черным, так как на основе контактных признаков, по вязкости, он очень сходен с последним. Ахроматические цвета - черный, белый и серый - испытуемые после двухмесячной тренировки научились определять безошибочно.

В результате тренировок испытуемые научились точно рас­познавать цвет и по светлоте. Для проверки перед испытуемыми клали несколько совершенно одинаковых по фактуре листков одного и того же цвета, имеющих разную светлоту, и испытуе­мые правильно располагали эти листы в ряд по светлоте: от са­мого темного к самому светлому.







Date: 2015-10-18; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию