Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение цветоразличения по силе сопротивления





Для выяснения вопроса о том, на основании каких признак испытуемые различают цветовые тона, Н.И.Судаков усложнил


методику экспериментов. Дело в том, что в осязательной харак­теристике цветовых тонов надо было исключить привходящие признаки, обусловленные фактурой материала и структурой краски. С этой целью, по предложению доцента А.С.Новомейского, была смонтирована специальная экспери­ментальная установка. Она представляла из себя стол с рядом вырезанных в его крышке прямоугольных отверстий (10 см х 6 см), в которые были вставлены матовые стекла. Внизу на специ­альной рейке монтировались 7 эпидиаскопов, на объективы ко­торых помещались разные цветовые фильтры. На матовые стек­ла направлялись лучи от эпидиаскопов, эти лучи окрашивались при прохождении через цветофильтры. Между цветными фильтрами и матовыми стеклами ставились тепловые фильтры.

Испытуемый, находясь по одну сторону стола против экспе­риментатора, ставил сверху на матовые стекла пальцы рук и, двигая ими, определял цвета. Впоследствии испытуемые опре­деляли цвета без перемещения пальцев по матовому стеклу. В этом случае пальцы помещались в поток цветного луча, а цвет определялся путем легкого потирания друг о друга большого и указательного пальцев.

Глаза испытуемых закрывались специальными, светонепро­ницаемыми, очками. На матовые стекла проецировались крас­ный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, зеленый, голу­бой, белый цвета, а при выключенном эпидиаскопе получался черный цвет. Сначала студенты научались отличать красный Цвет от желтого, затем постепенно для различения вводились и все другие цвета.

Как показали опыты, установка дала возможность получать разные цвета на совершенно однородном материале (матовое

 

 

стекло), исключалось влияние посторонних признаков, обуслов ленных фактурой материала.

В этих опытах участвовало 4 студента первого курса. Общ задача перед испытуемыми была следующая: научиться бол или менее точно определить 3 цвета (красный, синий и желтый Каждый из студентов провел около 200 определений трех цве тов. Затем в контрольном опыте из 20 предъявлений (причем 10 проб абсолютно и 10 путем сравнения) выяснялось количеств? правильных определений. В результате получили 60-90% пра вильных распознаваний при абсолютных пробах, 60-70% при сравнении цветов.

Испытуемые отмечали, что им легче определять цвета путем сравнения. Абсолютное узнавание цветов без сравнения - дос таточно сложная задача.

Опыты показали, что в основе способности испытуемых pас познавать цветовые тона при помощи кончиков пальцев лежи? чувство силы сопротивления, возникающего в результате дви жения пальцев по предметам, и некоторых других осязательных характеристик (сухость, густота и др.). По силе сопротивления осознаваемого испытуемым при движении пальцев по матовом; стеклу, цветовые тона располагаются (по предварительным дав ным Н.И.Судакова) в следующей последовательности: черный синий, темнофиолетовый, красный, оранжевый, зеленый, голу бой, желтый, белый. Черный оказывает максимальное сопротив ление, белое - минимальное.

Результаты экспериментов Н.И.Судакова подтвердили выво ды А.С.Новомейского о том, что при распознавании цветовых тонов у испытуемых непосредственно не возникают зрительные представления о цвете. Ни один из испытуемых в своих отчетах не сообщил, что у него имели место зрительные представления


цвете. Однако у отдельных испытуемых распознавание цветов при помощи кончиков пальцев сопровождается возникновением субъективных образов в форме крестиков, ровных линий, точек

и т.д.

Экспериментатор обратил внимание на такой факт, что навы­ки распознавания цветов при помощи пальцев формируются у обучаемых по-разному. Это проявляется буквально во всем: в количестве упражнений, необходимых для выработки диффе-ренцировок, манере движения пальцев по матовому стеклу, в количестве допустимых ошибок и проч.

3.3. ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ «ВИДЕТЬ» ПАЛЬЦАМИ

Наряду с опытами, направленными на выработку у студентов навыков различения цветовых тонов при помощи кончиков пальцев, Н.И.Судаков проводил и другие эксперименты. В част­ности, часть экспериментов была посвящена выяснению того, сумеют ли испытуемые при закрытых глазах определять грани­цы белого и черного цветов, а также контуры геометрических фигур (треугольников, квадратов и др.).

Как только были получены положительные результаты, эти эксперименты стали проводиться со слепыми. В экспериментах вначале приняло участие шесть человек: двое из них родились слепыми, двое испытуемых утратили зрение еще до опытов, и остальные двое были слабовидящие. Когда выяснилось, что все испытуемые справляются с первыми заданиями, то более интен­сивные и систематические эксперименты далее проводились главным образом с тремя испытуемыми.


Вкачестве учебно-тренировочного материала использова-лись: достаточно крупные картины, напечатанные в книгах;

 

 

изображенные на листах бумаги геометрические фигуры (тре угольники, прямоугольники, квадраты) с величиной сторон 3-4 см, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) различ ной толщины, буквы алфавита большой величины (4-6 см).

Опыты проводились индивидуально в течение 2,5 месяцев и, как правило, не занимали более 45-50 минут в день. Испытуе мые с большим интересом участвовали в опытах и обычно с не терпением ожидали очередных занятий.

Результаты эксперимента показали, что все испытуемые без исключения научились находить границу соприкосновения бе лого и черного цветов. У них сравнительно быстро сформировав лись навыки определения вертикальных, горизонтальных и на клонных линий. Все они правильно научились обводить геомет рические фигуры (квадрат, треугольник, круг), а также рамки портретов. Трое слепых научились обводить отдельные буквы (Н, И, П, Ш, Г, Л, А), и узнавать их через стекло.

Слепые очень хорошо улавливали переходы в оттенках, без­ошибочно определяли более светлые и более темные пятна картинках и портретах.

Отсюда следует обратить внимание уважаемых читателей на следующий важный вывод исследователя. Если принять во вни мание указанные успехи слепых и то, что опыты с ними прово дились лишь только в течение 2,5 месяцев, то нельзя не высказать достаточно оптимистическое предположение о возможности выработки у слепых навыков чтения пальцами крупного плоскопечатного текста. Разумеется, в разработку этих вопросов ' должен включиться достаточно большой круг исследователей с непременным участием специалистов по обучению слепых.


3.4. ПРОВЕРКА ТЕПЛОВОЙ И ФОТОРЕЦЕПТОРНОЙ ГИПОТЕЗ «КОЖНОГО ЗРЕНИЯ»

Когда обнаружилось, что способность Розы Кулешовой не является чем-то единственным в своем роде феноменом, а свой­ственно и другим людям, тогда выяснение физиологических ос­нов цветоразличения при помощи кончиков пальцев стало при­влекать внимание многих исследователей. К настоящему време­ни, как известно, выдвинуто несколько гипотез. Выше уже пи­сали, как С.Н.Добронравов и Я.Р.Фишелев проверяли две из них - тепловую и фоторецепторную.

Для проверки тепловой гипотезы Н.И.Судаковым были про­ведены две серии опытов с 4-мя испытуемыми, у которых были хорошо отработаны навыки определения красного, желтого и синего цветовых тонов.

Первая серия опытов проводилась следующим образом. Пре­жде всего выяснялось, какой цветовой тон воспринимается ис­пытуемым как наиболее «теплый». Таким цветом оказался крас­ный. Затем устанавливалась тепловая разница между желтым и синим цветами. Затем матовые стекла, на которые проецирова­лись желтый и красный лучи, охлаждались в разной степени, а стекло, на которое проецировался синий луч, подогревалось. Изменение температуры стекол не вызвало каких-либо измене­ний в определении испытуемыми цветовых тонов, процент ошибок оставался таким же, как в обычных условиях.


Вторая серия опытов с этими же испытуемыми проводилась

на улице при температуре минус 13 градусов. Результаты всех этих опытов дали основание полагать, что температурный фактор не имеет решающего значения в распознавании цветовых тонов.

 

 

Вторая гипотеза, фоторецепторная, применительно к Розе Кулешовой была сформулирована так: Роза Кулешова делает и только то, что мог бы делать человек, будь у него сетчатка глаза в пальцах. В печати сообщалось, что сотрудники лабора тории зрения Института биофизики нашли в пальцах Розы Кулешовой три типа приемников, таких же по спектральной чувствительности, как и в глазу. Высказывалась мысль, что такие световоспринимающие вещества в клетках кожи имеются у каждого человека.

В целях проверки фоторецепторной гипотезы проводились опыты на распознавание испытуемыми цветовых тонов при pаз личных осязательных поведениях: а) свободном движении паль цами по матовому стеклу; б) прикосновении пальцев к стеклу движении их только в одном направлении; в) прижимании паль цев к определенному месту на стекле с возможностью измен< ния нажима; г) прикосновении пальцами со строгой фиксаций их положения (всякие движения исключались). Наибольшая точность распознавания была при первом условии, а при по следнем условии поставленную задачу испытуемые отказыва лись решать.

На основании своих опытов Н.И.Судаков делает вывод, что сторонники фоторецепторной гипотезы допускают серьезную ошибку, не принимая во внимание роли кинестезических и так тильных ощущений в распознавании людьми цветов при помо щи кончиков пальцев. Опыты показали, что осязательные ощу щения имеют важное значение в распознавании цветов.

Н.И.Судаков считает, что фоторецепторная гипотеза приме нима только для случаев распознавания: при непосредственном прикосновении к изучаемому предмету, через прозрачные сре ды. Однако, по его мнению, распознавание в темноте и через


непрозрачные среды не может быть объяснена фоторецепторой гипотезой. Он проводил опыты по различению цветов в темноте и хотел выяснить три вопроса:

1. Возможно ли различение цветов при помощи пальцев в полной темноте?

2. Меняется ли осязательная характеристика цветов в темноте?

3. Меняется ли осязательная характеристика цветов при резких переходах от освещенности к полной темноте?

В опытах на различение цветов в темноте участвовали 4 сту­дентки. Трое из них различали цвета бумаги и ткани. Давались два цвета: красный и желтый. На листы цветной бумаги клали обыкновенное или матовое стекло. Испытуемые определяли цвета двумя способами: путем потирания кончиками пальцев по стеклу, либо путем потирания указательного и большого паль­цев в воздухе над стеклом. Четвертая испытуемая определяла в темноте через стенки сосудов (пробирки) цвета жидкостей. Опыты с испытуемыми обычно начинались после 5-7 минутного их пребывания в темноте.


Выяснилось, что в течение первых двух дней испытуемым не удалось более или менее определенно различить цвета. Но в те­чение последующих дней дифференцировка цветов закрепилась и стала более устойчивой. Интересно отметить, что процент правильных определений цветов в темноте стал приближаться к обычной их норме правильных определений в освещенном по­мещении. Точность различения двух цветов в темноте составила около 80%.

Итак, был сделан первый вывод о том, что испытуемые могут Различать в темноте цвета при помощи пальцев. Изучение ося-зательной характеристики цветов в темноте (переменное осве-

 

 

щение и затемнение комнаты) показало, что хорошо натрениро ванные испытуемые не замечают какого-либо изменения в ха рактеристике цветов.

Были проведены опыты по сортировке красных и желтых стекол в темноте. Из 120 проб более чем в 70% распознавание было точным.

В опытах на определение цвета лучей через светонепрони цаемые среды (пластины стальные, дюралевые, резиновые тол щиной 1-1,2 мм) приняло участие 4 испытуемых. Для них опре деление цвета лучей заметного труда не представляло. Был» проведены опыты по распознаванию красной и синей бумаги заключенной в металлические кассеты. Из 646 проб 476 случаев (более 70%) распознавание оказалось правильным.

Окончательный вывод Н.И.Судакова следующий: распозна вание цветов осуществляется не за счет деятельности фоторе цепторных нервных клеток, чувствительных к свету и цвету, а за счет деятельности какого-то другого механизма.

Данный вывод согласуется с результатами опытов А.С.Новомейского, считающего, что кожно-оптические ощуще ния вызываются не световыми волнами, а чем-то другим, зави сящим от светового облучения, но не являющимся светом.







Date: 2015-10-18; view: 322; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию