Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение цветоразличения по силе сопротивления
Для выяснения вопроса о том, на основании каких признак испытуемые различают цветовые тона, Н.И.Судаков усложнил методику экспериментов. Дело в том, что в осязательной характеристике цветовых тонов надо было исключить привходящие признаки, обусловленные фактурой материала и структурой краски. С этой целью, по предложению доцента А.С.Новомейского, была смонтирована специальная экспериментальная установка. Она представляла из себя стол с рядом вырезанных в его крышке прямоугольных отверстий (10 см х 6 см), в которые были вставлены матовые стекла. Внизу на специальной рейке монтировались 7 эпидиаскопов, на объективы которых помещались разные цветовые фильтры. На матовые стекла направлялись лучи от эпидиаскопов, эти лучи окрашивались при прохождении через цветофильтры. Между цветными фильтрами и матовыми стеклами ставились тепловые фильтры. Испытуемый, находясь по одну сторону стола против экспериментатора, ставил сверху на матовые стекла пальцы рук и, двигая ими, определял цвета. Впоследствии испытуемые определяли цвета без перемещения пальцев по матовому стеклу. В этом случае пальцы помещались в поток цветного луча, а цвет определялся путем легкого потирания друг о друга большого и указательного пальцев. Глаза испытуемых закрывались специальными, светонепроницаемыми, очками. На матовые стекла проецировались красный, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый, зеленый, голубой, белый цвета, а при выключенном эпидиаскопе получался черный цвет. Сначала студенты научались отличать красный Цвет от желтого, затем постепенно для различения вводились и все другие цвета. Как показали опыты, установка дала возможность получать разные цвета на совершенно однородном материале (матовое
стекло), исключалось влияние посторонних признаков, обуслов ленных фактурой материала. В этих опытах участвовало 4 студента первого курса. Общ задача перед испытуемыми была следующая: научиться бол или менее точно определить 3 цвета (красный, синий и желтый Каждый из студентов провел около 200 определений трех цве тов. Затем в контрольном опыте из 20 предъявлений (причем 10 проб абсолютно и 10 путем сравнения) выяснялось количеств? правильных определений. В результате получили 60-90% пра вильных распознаваний при абсолютных пробах, 60-70% при сравнении цветов. Испытуемые отмечали, что им легче определять цвета путем сравнения. Абсолютное узнавание цветов без сравнения - дос таточно сложная задача. Опыты показали, что в основе способности испытуемых pас познавать цветовые тона при помощи кончиков пальцев лежи? чувство силы сопротивления, возникающего в результате дви жения пальцев по предметам, и некоторых других осязательных характеристик (сухость, густота и др.). По силе сопротивления осознаваемого испытуемым при движении пальцев по матовом; стеклу, цветовые тона располагаются (по предварительным дав ным Н.И.Судакова) в следующей последовательности: черный синий, темнофиолетовый, красный, оранжевый, зеленый, голу бой, желтый, белый. Черный оказывает максимальное сопротив ление, белое - минимальное. Результаты экспериментов Н.И.Судакова подтвердили выво ды А.С.Новомейского о том, что при распознавании цветовых тонов у испытуемых непосредственно не возникают зрительные представления о цвете. Ни один из испытуемых в своих отчетах не сообщил, что у него имели место зрительные представления цвете. Однако у отдельных испытуемых распознавание цветов при помощи кончиков пальцев сопровождается возникновением субъективных образов в форме крестиков, ровных линий, точек и т.д. Экспериментатор обратил внимание на такой факт, что навыки распознавания цветов при помощи пальцев формируются у обучаемых по-разному. Это проявляется буквально во всем: в количестве упражнений, необходимых для выработки диффе-ренцировок, манере движения пальцев по матовому стеклу, в количестве допустимых ошибок и проч. 3.3. ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ «ВИДЕТЬ» ПАЛЬЦАМИ Наряду с опытами, направленными на выработку у студентов навыков различения цветовых тонов при помощи кончиков пальцев, Н.И.Судаков проводил и другие эксперименты. В частности, часть экспериментов была посвящена выяснению того, сумеют ли испытуемые при закрытых глазах определять границы белого и черного цветов, а также контуры геометрических фигур (треугольников, квадратов и др.). Как только были получены положительные результаты, эти эксперименты стали проводиться со слепыми. В экспериментах вначале приняло участие шесть человек: двое из них родились слепыми, двое испытуемых утратили зрение еще до опытов, и остальные двое были слабовидящие. Когда выяснилось, что все испытуемые справляются с первыми заданиями, то более интенсивные и систематические эксперименты далее проводились главным образом с тремя испытуемыми. Вкачестве учебно-тренировочного материала использова-лись: достаточно крупные картины, напечатанные в книгах;
изображенные на листах бумаги геометрические фигуры (тре угольники, прямоугольники, квадраты) с величиной сторон 3-4 см, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) различ ной толщины, буквы алфавита большой величины (4-6 см). Опыты проводились индивидуально в течение 2,5 месяцев и, как правило, не занимали более 45-50 минут в день. Испытуе мые с большим интересом участвовали в опытах и обычно с не терпением ожидали очередных занятий. Результаты эксперимента показали, что все испытуемые без исключения научились находить границу соприкосновения бе лого и черного цветов. У них сравнительно быстро сформировав лись навыки определения вертикальных, горизонтальных и на клонных линий. Все они правильно научились обводить геомет рические фигуры (квадрат, треугольник, круг), а также рамки портретов. Трое слепых научились обводить отдельные буквы (Н, И, П, Ш, Г, Л, А), и узнавать их через стекло. Слепые очень хорошо улавливали переходы в оттенках, безошибочно определяли более светлые и более темные пятна картинках и портретах. Отсюда следует обратить внимание уважаемых читателей на следующий важный вывод исследователя. Если принять во вни мание указанные успехи слепых и то, что опыты с ними прово дились лишь только в течение 2,5 месяцев, то нельзя не высказать достаточно оптимистическое предположение о возможности выработки у слепых навыков чтения пальцами крупного плоскопечатного текста. Разумеется, в разработку этих вопросов ' должен включиться достаточно большой круг исследователей с непременным участием специалистов по обучению слепых. 3.4. ПРОВЕРКА ТЕПЛОВОЙ И ФОТОРЕЦЕПТОРНОЙ ГИПОТЕЗ «КОЖНОГО ЗРЕНИЯ» Когда обнаружилось, что способность Розы Кулешовой не является чем-то единственным в своем роде феноменом, а свойственно и другим людям, тогда выяснение физиологических основ цветоразличения при помощи кончиков пальцев стало привлекать внимание многих исследователей. К настоящему времени, как известно, выдвинуто несколько гипотез. Выше уже писали, как С.Н.Добронравов и Я.Р.Фишелев проверяли две из них - тепловую и фоторецепторную. Для проверки тепловой гипотезы Н.И.Судаковым были проведены две серии опытов с 4-мя испытуемыми, у которых были хорошо отработаны навыки определения красного, желтого и синего цветовых тонов. Первая серия опытов проводилась следующим образом. Прежде всего выяснялось, какой цветовой тон воспринимается испытуемым как наиболее «теплый». Таким цветом оказался красный. Затем устанавливалась тепловая разница между желтым и синим цветами. Затем матовые стекла, на которые проецировались желтый и красный лучи, охлаждались в разной степени, а стекло, на которое проецировался синий луч, подогревалось. Изменение температуры стекол не вызвало каких-либо изменений в определении испытуемыми цветовых тонов, процент ошибок оставался таким же, как в обычных условиях. Вторая серия опытов с этими же испытуемыми проводилась на улице при температуре минус 13 градусов. Результаты всех этих опытов дали основание полагать, что температурный фактор не имеет решающего значения в распознавании цветовых тонов.
Вторая гипотеза, фоторецепторная, применительно к Розе Кулешовой была сформулирована так: Роза Кулешова делает и только то, что мог бы делать человек, будь у него сетчатка глаза в пальцах. В печати сообщалось, что сотрудники лабора тории зрения Института биофизики нашли в пальцах Розы Кулешовой три типа приемников, таких же по спектральной чувствительности, как и в глазу. Высказывалась мысль, что такие световоспринимающие вещества в клетках кожи имеются у каждого человека. В целях проверки фоторецепторной гипотезы проводились опыты на распознавание испытуемыми цветовых тонов при pаз личных осязательных поведениях: а) свободном движении паль цами по матовому стеклу; б) прикосновении пальцев к стеклу движении их только в одном направлении; в) прижимании паль цев к определенному месту на стекле с возможностью измен< ния нажима; г) прикосновении пальцами со строгой фиксаций их положения (всякие движения исключались). Наибольшая точность распознавания была при первом условии, а при по следнем условии поставленную задачу испытуемые отказыва лись решать. На основании своих опытов Н.И.Судаков делает вывод, что сторонники фоторецепторной гипотезы допускают серьезную ошибку, не принимая во внимание роли кинестезических и так тильных ощущений в распознавании людьми цветов при помо щи кончиков пальцев. Опыты показали, что осязательные ощу щения имеют важное значение в распознавании цветов. Н.И.Судаков считает, что фоторецепторная гипотеза приме нима только для случаев распознавания: при непосредственном прикосновении к изучаемому предмету, через прозрачные сре ды. Однако, по его мнению, распознавание в темноте и через непрозрачные среды не может быть объяснена фоторецепторой гипотезой. Он проводил опыты по различению цветов в темноте и хотел выяснить три вопроса: 1. Возможно ли различение цветов при помощи пальцев в полной темноте? 2. Меняется ли осязательная характеристика цветов в темноте? 3. Меняется ли осязательная характеристика цветов при резких переходах от освещенности к полной темноте? В опытах на различение цветов в темноте участвовали 4 студентки. Трое из них различали цвета бумаги и ткани. Давались два цвета: красный и желтый. На листы цветной бумаги клали обыкновенное или матовое стекло. Испытуемые определяли цвета двумя способами: путем потирания кончиками пальцев по стеклу, либо путем потирания указательного и большого пальцев в воздухе над стеклом. Четвертая испытуемая определяла в темноте через стенки сосудов (пробирки) цвета жидкостей. Опыты с испытуемыми обычно начинались после 5-7 минутного их пребывания в темноте. Выяснилось, что в течение первых двух дней испытуемым не удалось более или менее определенно различить цвета. Но в течение последующих дней дифференцировка цветов закрепилась и стала более устойчивой. Интересно отметить, что процент правильных определений цветов в темноте стал приближаться к обычной их норме правильных определений в освещенном помещении. Точность различения двух цветов в темноте составила около 80%. Итак, был сделан первый вывод о том, что испытуемые могут Различать в темноте цвета при помощи пальцев. Изучение ося-зательной характеристики цветов в темноте (переменное осве-
щение и затемнение комнаты) показало, что хорошо натрениро ванные испытуемые не замечают какого-либо изменения в ха рактеристике цветов. Были проведены опыты по сортировке красных и желтых стекол в темноте. Из 120 проб более чем в 70% распознавание было точным. В опытах на определение цвета лучей через светонепрони цаемые среды (пластины стальные, дюралевые, резиновые тол щиной 1-1,2 мм) приняло участие 4 испытуемых. Для них опре деление цвета лучей заметного труда не представляло. Был» проведены опыты по распознаванию красной и синей бумаги заключенной в металлические кассеты. Из 646 проб 476 случаев (более 70%) распознавание оказалось правильным. Окончательный вывод Н.И.Судакова следующий: распозна вание цветов осуществляется не за счет деятельности фоторе цепторных нервных клеток, чувствительных к свету и цвету, а за счет деятельности какого-то другого механизма. Данный вывод согласуется с результатами опытов А.С.Новомейского, считающего, что кожно-оптические ощуще ния вызываются не световыми волнами, а чем-то другим, зави сящим от светового облучения, но не являющимся светом. Date: 2015-10-18; view: 322; Нарушение авторских прав |