Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начальный этап исследования способностей Розы Кулешовой
В марте 1962 года на амбулаторный прием к врачу И.М.Гольдбергу пришла Роза Кулешова. Тогда ей было 22 года. Во время приема и последующего наблюдения выяснилось, что Роза может на ощупь определять цвет и рисунок на различных тканях, содержание (текст и цвет рисунков) в газетах и журналах, а также читать с завязанными глазами при помощи третьего и четвертого пальцев правой руки обычный плоскопечатный текст. На такие феноменальные способности больной сразу об-
ратили внимание врачи и они ее наблюдали до сентября 1962 в Нижнем Тагиле. Из истории болезни известно, что Роза Кулешова была инва лидом второй группы с диагнозом ревматического арахноиди с эпилептическими припадками. Из перенесенных заболеваний отмечала детские инфекции, ревматизм и желтуху в школьные годы, предъявляла жалобы на припадки с потерей сознания судорогами, а также на особые состояния неясного сознания, в время которых ей куда-то надо идти, производить какие-то действия. Во время таких припадков Роза иногда выходила дома, а, придя в себя, обнаруживала, что она на такой-то улице или другом месте довольно далеко от дома (припадки типа ам-булаторного автоматизма). Роза обычно знала о приближении припадков по косвенным признакам (появление головокруже ния, тошноте). Она считала себя больной. Отец Розы погиб на фронте, мать вторично вышла замуж. Девочка почти до 16 лет воспитывала у бабушки, с которой была очень привязана и которая к не очень хорошо относилась. После смерти бабушки она стала жить с матерью, отношения к ней и материальное положение ухудшились. Роза вынуждена была пойти работать в пионерский лагерь (летом), а затем работала санитаркой в больнице, этим периодом жизни, совпавшим с заболеванием ревматизмом и связывает Роза появление припадков. Вначале припадки был 4-6 раз в год только ночью во сне, потом раз в месяц и чаще, к днем, так и ночью. В 1960-1961 годах около года припадков не было, а затем появились вновь. После неприятностей, отрицательных эмоций припадки учащались. Со стороны нервной системы отмечалась незначительная не постоянная органическая симптоматика: сглаженность носогуб ной складки, девиация языка, непостоянный симптом Бабинско-го. Острота зрения, слух - хорошие. Цветоощущение нормальное. Глазное дно без патологии. На электроэнцефалограмме отмечалась типичная эпилептическая активность: острые, медленные волны, пикообразные колебания, диэритмия (Д.Г.Шефер). Роза окончила семь классов, в школе училась хорошо. Была активным участником художественной самодеятельности, всегда любила выступать на сцене и быть в центре внимания. Она сочиняла стихи буквально на ходу и любила их читать; с удовольствием по своей инициативе демонстрировала свои способности, подчеркивая, что если бы не болезнь, она бы и не того добилась; любила фокусы, охотно показывала их с постоянным успехом. Настроение Розы иногда было приподнятое, иногда, чаще после припадков, при ощущении недоверия к ней - угнетенное. По характеру она мягкая, но настойчивая, несколько навязчива. Она вышла замуж, родила одного ребенка. В 1960-1961 гг. Роза работала около года руководителем драматического кружка в обществе слепых. Там она заинтересовалась чтением слепых по Брайлю и решила попробовать рукой читать обычный текст. Стала настойчиво тренироваться, подражая слепым, в чтении обычного плоскопечатного текста пальцами (под контролем зрения). Вначале училась распознавать крупные буквы, затем более мелкие с закрытыми или завязанными глазами. Подобных способностей ни у кого из членов ее семьи не было выявлено. После длительной целенаправленной тренировки под контролем зрения Роза могла безошибочно с завязанными глазами читать печатный текст, определять содержание рисунков в журнале, цвета тканей и т.д. Она выступала несколько раз в концертах самодеятельности, показывала свои возможности. Когда в
дальнейшем припадки участились, она была вынуждена прекра тить работу в обществе слепых. После ознакомления со способ ностями Розы, врач поставил следующие исследовательские за дачи: 1) доказать истинность феномена; 2) определить возможности восприятия ею с помощь пальцев руки различного цветового и графического материала и в различных условиях; 3) попытаться дать физиологическое объяснение явле нию. При наблюдении выяснилось, что воспринимающей часть тела у Розы являются в основном подушечки третьего и четвер того пальцев концевых фаланг правой кисти. Но воспринимать цвет, в частности, могут, хотя и в меньшей степени, подушечки остальных пальцев обеих кистей, а также кончик языка. Перед опознаванием Роза обычно потирала 6-8 раз подушеч ками третьего и четвертого пальцев правой кисти о бумагу или ткань (впечатление, что она как бы «точила пальцы», сенсиби лизируя кожную поверхность перед ощупыванием). Лист книги, журнала при чтении или определении содержа ния рисунков помещался на гладкую твердую поверхность, так как шероховатая поверхность резко ухудшала восприятие. Тка ни зажимались и мялись пальцами правой руки, а мелкие пред-меты ощупывались либо на твердой поверхности, либо на ладо ни другой руки; при этом глаза были обязательно завязанными Выражение лица Розы становилось сосредоточенным. Чтение третьим и четвертым пальцами правой руки сопровождалось по тиранием и надавливанием с различной силой по изучаемой по верхности. Проверка болевой, температурной, тактильной и вибрационной чувствительности на воспринимающих поверхностях 3-го и 4-го пальцев показала, что все эти виды чувствительности резко обострены. Измерением кожной температуры на подушечках третьего пальца обеих рук было установлено, что температура третьего пальца правой руки на 2,6-2,8 градуса выше, чем на соответствующем пальце левой руки. Способность восприятия на свету пальцами у Розы не всегда была одинаковой. Восприятие улучшалось при ощущении доверия, в тишине, в спокойной деловой обстановке, при согревании воспринимающих поверхностей пальцев, и наоборот, ухудшалось и даже становилось невозможным при охлаждении или смачивании пальцев рук, после припадков, хозяйственных работ, при волнении из-за недоверия к ней или недоброжелательной шумной обстановки, мешающей ей сосредоточиться. Феноменальные способности Розы заинтересовали многих врачей, некоторые их них допускали ее подглядывание либо внушение, индукцию со стороны врача. Для исключения возможности подглядывания, ей стали накладывать по две повязки на глаза, экранировать руку полотенцем или простыней, отводить ее руку из поля зрения. Но это не убеждало скептиков. Тогда был сшит двойной мешок (из белой ткани с темно-полосатым рисунком), пропускавшим свет, но не дававший возможности видеть через него. Этот мешок был надет на голову испытуемой. Тут врачи столкнулись с новым непонятным фактом: способность Розы к восприятию совершенно исчезла, читать и узнавать цвета в этих условиях она не могла. Когда мешок снимался, а глаза завязывали обычным способом, опыты шли успешно. Гольдберг пытался объяснить этот факт измене-нием привычных условий восприятия (изменением стереотипа),
а также тем, что она чувствует недоверие к себе. Впоследствии было установлено, что экранирование головы прекращает про цесс кожно-оптического восприятия не только у Розы Кулешо вой, но и у многих других испытуемых, в том числе и у слепых. Пришлось искать новую методику опытов. Был взят тот ж мешок, а окрашенные куски картона либо мотки ниток помеща лись в него и перемешивались. Где и что находится не знали ни Роза, ни экспериментатор. После этого Роза (глаза у нее был завязаны) всовывала в мешок руку, нащупывала один из кусков цветного картона или мешок, называла цвет и после этого вы таскивала руку с этим предметом. Впоследствии в мешок вкла дывались цветные картинки, фотокарточки, игральные карты другие окрашенные твердые или мягкие предметы. В начале этих опытов у Розы был еще некоторый процент ошибок. Так, плохо определялись некоторые сорта окрашенно бумаги, цветовые оттенки на нитках. Эти предметы откладыва лись в сторону, и Роза с ними дополнительно тренировалась, открытыми глазами она она проводила своими чувствительны-ми пальцами несколько раз по предметам, после одной-двух тренировок Роза безошибочно находила предметы этого цвета мешке. В дальнейшем этот мешок был заменен мешком из чер-ной светонепроницаемой бумаги, применявшейся для предохранения фотопленок от засвечивания. Мешок клался на стол, рука всовывалась в него сбоку по локоть, некоторое количество света могло проникать через отверстие. В этих условиях Роза вполне успешно пальцами руки определяла цвета ниток, бумаги, кусков материи, читала фотографии, игральные карты, цветные рисун-ки, печатный гладкий текст. Врач не только настойчиво доказы вал себе реальность существования открытого им феномена, но пытался понять это явление. Наблюдения и опыты проводились при разных условиях освещенности: с естественным и искусственным светом, в темной комнате и в мешке. В первый период наблюдения было установлено, что как при естественном освещении, так и при свете электролампочки Роза в равной степени бегло могла читать при помощи пальцев газетный текст, однако шрифт меньше петита прочесть не могла. Она хорошо и быстро определяла содержание рисунков, фотографий в журналах «Огонек» и «Крокодил», на папиросных коробках, хуже на спичечных коробках. Она осязанием различала цвета, отдельные буквы и цифры на марках, на мелкомасштабной карте Роза определяла обозначенные там горы, озера и др. Хорошо определяла содержание фотокарточек с матовой и глянцевой поверхностью. Содержание рисунков лучше определялось ею на плотной ровной бумаге. На цветной бумаге и нитках Роза хорошо различала все основные цвета видимого спектра, хуже воспринимались коричневый, серый цвета. На цветных репродукциях, как и на нитках, хорошо определялись все хроматические цвета спектра, хуже различались ею оттенки, полутона. Аналогичные результаты были получены при определении цветовых тонов на карандашах, акварельных красках, гобеленах, ситцевой ткани. Хуже определяла цвет и рисунок на шерстяных. Шелковых и штапельных тканях. На свету цвета зеленых листьев и лепестков розы определяла правильно. Однако определить цвет влажного материала, влажных ниток, разноцветного стекла, масляных картин, литых пластмассо-вых изделий Роза в тот период не могла. Не определяла она и цвета металлов. Изучалось влияние температуры предметов на восприятие. Оказалось что незначительное согревание или охлаждение
предметов (при освещении) на восприятие не влияет. Также влияло на восприятие магнитное поле от мощного электромаг нита, в которое помещались рука испытуемой вместе с рассмат риваемым предметом. Точность цветоощущения у Розы изучалась по таблице Раб кина [9], которыми пользуются для оценки слепоты у лиц, кото рым по роду работы необходимо узнавание цветных сигналов Эти таблицы состоят из множества цветных кружочков разных размеров, окрашенных с разной интенсивностью, размещенных на фоне таких же кружочков иных цветов, варьируемых по светлоте и по яркости. Сочетание более или менее одноцветных кружочков составляет цифру, группу цифр или геометрически фигур. Глазами Роза хорошо узнавала содержание таблиц, паль цами - не все. В ряде таблиц она путала малиновый и красны цвета, плохо определяла серый, коричневый и светло коричневый цвета. Экспериментаторы обратили внимание я, такое явление, когда Роза хорошо определяла цвет различных кружочков и их фона пальцами, но общего впечатления фигуры или цифры у нее часто не складывалось. Обычно глазом удается выделить целостный образ фигуры или цифры, абстрагируясь о цветной мозаики. Интересны и результаты опытов в темной комнате. Успехи всегда были значительно хуже, чем в освещенной комнате. Роз могла определить лишь отдельные крупные буквы, иногда от дельные слова или содержание отдельных рисунков. Однако отдельные дни правильно определяла цвет галстука, носовых платков, рубашек и даже нижних сорочек у ряда лиц (лиловый, фиолетовый, синий в клеточку и т.д.), а в иные дни определить в условиях темноты вообще ничего не могла. По мнению Гольд берга, неумение распознавать цвет в темноте связано с тем, что Роза не тренировалась в этих условиях. Все упражнения ранее осуществлялись ею на свету. Для исключения какого-либо влияния или индукции со стороны экспериментатора, предметы (нитки мулине, игральные карты, цветные куски картона) одновременно вкладывались в черный бумажный мешок и перемешивались в нем. Что и где находилось не было известно ни экспериментатору, ни испытуемой. Роза определяла предметы по заданию. Она сначала находила нужный предмет, называла цвет, а потом вытаскивала для контроля. Она хорошо различала основные цвета ниток. Но путала оттенки (фиолетовый, например, называла сиреневым), медленнее вытаскивала заданного цвета куски картона или игральные карты. Экспериментатора заинтересовал вопрос - может ли Роза определить цвет лучей, направленных на руку? Для этого подушечки 3-го и 4-го пальцев правой руки засвечивались в темноте карманным фонариком с белым, красным и зеленым светофильтрами. Ощутить цвет ей тогда не удалось. Врач допытывался у Розы объяснения ее способности, каким же образом воспринимаются цвета, рисунки и текст. Она рассказывала, что красный цвет ощущает как крестики, синий как полоски, зеленый воспринимается более гладким, чем желтый. Но эти объяснения не были постоянными. Часто Роза настойчиво просила самого экспериментатора просто потрогать пальцами руки и ощутить разницу между белой бумагой, рисунком и текстом, различными тонами на рисунках и предметах. Таким образом, первый период изучения способностей Розы Кулешовой (в основном контактной чувствительности) был за- кончен, и испытуемая была представлена в психологическую лабораторию Нижне-Тагильского педагогического института,
где в присутствии доцента М.М.Кожевникова был проведен ряд контрольных опытов. Было решено доложить результаты исследований на конференции Уральского отделения Всесоюзного общества психологов. Конференция состоялась в конце сентября 1962 года в Нижнем Тагиле. В работе конференции участвовали видны психологи из разных городов Советского Союза. На этой ко ференции И.М.Гольдберг прочитал доклад «К вопросу об уп ражняемости органов чувств» с демонстрацией феномена Роз Кулешовой [2]. Роза безошибочно определяла пальцами цвет предметов, чи тала новый текст и выполняла другие задания. После доклада демонстрации опытов состоялся оживленный обмен мнениям по поводу природы феномена. Было выдвинуто несколько гипо тез. Одни считали, что Роза Кулешова реагирует на тончайшие различия в температуре разно окрашенных поверхностей пред метов, другие говорили об ощущении пальцами структурных различий красящего вещества, об электромагнитной природе явления. В день окончания конференции некоторые из ее участ ников приехали к Розе домой и проверили ее способности обычных домашних условиях. Оказалось, что и дома ее чувст вительность не снизилась, результаты не хуже чем в условия публичной демонстрации. Первая публикация о феномене Розы была дана в газете «Та гильский рабочий» от 9 октября 1962 г., где была помещена статья доцента кафедры педагогики и психологии Нижне Тагильского пединститута А.С. Новомейского «Научные изы кания психологов на Урале». Эта статья, в которой сообщалось об исследованиях феномена Розы Кулешовой, была перепечата на рядом газет и журналов в Советском Союзе и за границей. Позже один из участников конференции психолог П.Я. Гальперин на страницах газеты «Известия» от 24 октября 1962 г. в заметке «Цвет на ощупь» рассказал о своих впечатлениях и предположениях в отношении природы феномена. Date: 2015-10-18; view: 384; Нарушение авторских прав |