Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первая комиссия по изучению способности М-вой
Для М-вой решение задач в присутствии других лиц представлялось сначала крайне затруднительным. Эту трудность она всегда мотивировала тем, что присутствие посторонних лиц развлекает ее, мешает ей. Мысль, что за ней наблюдают во время опыта, смотрят на нее с предубеждением, не дает ей всецело сосредоточиться. Сосредоточение ее как будто при этом обрывается. Только через некоторое время, как она уже успешно решила строго контролированные задачи без свидетелей, удалось убедить ее читать закрытые задания в присутствии других и таким образом получить доказательные, наглядные признаки ее способности. Это произошло как-то само собою после того, как она освоилась с некоторыми из товарищей-врачей, интересующихся ее способностью, и стала относиться к ним доверчивее. В июне 1893 г. была составлена частная комиссия с целью констатирования способности М-вой читать закрытые письма. Опыты начались с 24-го июня, но из-за неблагоприятных условий отгадывание затянулось до середины августа. Постоянный стук отворяющихся дверей коридора, громкий звук шагов, громкий разговор проходивших мимо комнаты людей мешали сосредоточиться М-вой. Но письмо-задание в ее руках было под неотступным взором наблюдателей, которые видели малейшие манипуляции с ним. Во время каждого сеанса у нее появлялись галлюцинаторные картины. Вот их протокольные описания. 24-го июня. Все темно, ничего не видит кроме темного пространства, как темная ночь. 25-го июня. Также темно. В темноте неясные очертания теней и неопределенная светящаяся точка. Тени затем вырисовываются в какие-то неясные, смешные, большие и маленькие фигуры; женская фигура в белом покрывале пляшет с мужской. Светлую точку сравнивает с фонарем в темную осеннюю ночь. Форму этой точки определить не может. 29-го. Та же темнота, та же светлая точка и какие-то быстро мелькающие фигуры. 3-го июля. Та же темнота, что-то быстро мелькает: то светлое, то темное. Показалось что-то вроде леса, как будто деревья, но не ясно, как в тумане. Темнота немного расходится, вырисовываются деревья, похожие на березу, белый ствол с черными крапинками. 5-го. Темнота все еще не исчезает, видит предметы, но ясно очертаний определить не может. В темноте что-то белое, как об-
лако, что-то вроде кольев, 3-4 кола, все сливается и получается как бы облако молочного цвета. 7-го. Опять видит все в тумане, но яснее: деревья, сучки. Теперь видит белое пространство, как будто все покрыто снегом и среди этого деревья, голые сучья, зелени листьев не видит, все это видит, как при лунном освещении. В связи с отъездом М-вой, опыты были перенесены на август. 11-го августа. После кратковременного волнения она стала усиленно прощупывать пальцами содержимое письма. Потом вдруг впала в состояние оцепенения: сделалась неподвижной, глаза открыты, тоже неподвижны, устремлены куда-то вдаль в одну точку, переполнены слезами, моргания нет. Зрачки то расширяются, то суживаются. Вся позировка представляла характерную картину сосредоточенного внимания. Видно, что М-ва находилась под влиянием зрительных галлюцинаций (или, как определили бы мы сегодня, она была в состоянии визуализации). Врач видел такое состояние впервые. В таком неподвижном положении она пробыла около 5-ти минут, а затем произошел следующий диалог. Вопрос. Скажите, вы видите что-нибудь? Ответ. (Отвечает шепотом) вижу. В. Что вы видите? О. Бело... как... В. Что вы такое видите? О. Все белое... снег... песок... В. Смотрите лучше, что же такое? О. Молчание. В. Скажите, видите еще что-нибудь? О. С правой стороны... В. Что с правой стороны? О. Деревья... немного... листья. В. Какие деревья? О. Не знаю. В. Еще что-нибудь видите? О. Прямо... тут... вот... В. Что тут видите? О. Вода... свет... В. Какой свет? О. Молчание. В. Видите еще что-нибудь? О. Молчание. 13-го августа. После усиленного сосредоточения она стала сообщать о своих галлюцинациях: большое пространство... опять белое... но это не снег... посмотрите это так... да... песок белый, белый как снег. После 2-х минутного перерыва опять сосредоточивается: высокие деревья... вот тут три дерева, большие какие листья... Вот тут вода... ручей бежит... вода как будто журчит... Теперь все пропало, ничего не вижу. Затем М-ва стала потягиваться и скоро пришла в себя. «Вот теперь я ясно видела все, как будто там была, теперь я уверена, что решила задачу. Но какие это деревья? Я никогда не видела таких, как будто на картинах, это меня смущает». Затем на адресной стороне конверта с задачей написала: «мне ясно представляется следующая картина: большое пространство песчаной степи, песок необыкновенно белый. На правой стороне я ясно видела 3 высоких дерева с широкой листвой, таких деревьев я никогда не видела, как только на картинах. Под деревьями ручей, я ясно слышала журчание воды. Все это освещено ярким
светом, небо ясное, но солнце не видела. Подлинный текст письма не прочла и воспроизвести его не могу. Софья М-ва». В записке эксперта была написана фраза: «в песчаных степях Аравийский земли, три гордые пальмы высоко росли, родник между ними журча пробивался». Так положительные результаты первого опыта комиссии усилили уверенность Ховрина в том, что наблюдаемое явление носит реальный характер и не подчиняется ловкому обману и фальсификации. Это способствовало еще большему творческому осмыслению врачом своих наблюдений. Было замечено, что М-ва одни задачи решала отгадыванием подлинного текста, другие галлюцинаторным путем, т.е. вместо подлинного текста она видела соответствующие изображения, картины. С самого начала опытов, именно с марта 1892 г. и по май 1893 г., отгадывание писем происходило исключительно путем чтения подлинного текста. В начале мая 1893 г. Ховрин случайно прочел коротенькую статью «психометрия» в приложении к газете «Новое время». Из нее он узнал, что подобные опыты проводятся и в Америке. Два американских доктора Бу-чанан и Дантон на основании своих опытов положили начало новой науке, названной ими «психометрией», под этим понятием они разумеют тонкую душевную чувствительность посредством соприкосновения. Они считают, что путем упражнения каждый может сделаться хорошим психометром. Среди опытов американских исследователей были сделаны и опыты с закрытыми письмами. Только в их опытах испытуемые не читали подлинный текст, а видели галлюцинаторные картины, соответствующие словесным картинам. Это обстоятельство дополнительно окрылило российского врача. Сначала им было сделано несколько проб. Написав на клочке бумаги разные названия (предмета, животного, дерева и т.д.) и свернув записку несколько раз, давал ей в руки, просил ее присматриваться к какому-либо белому экрану или при закрытых глазах внимательно наблюдать, не появится ли у нее в поле зрения какая-либо картина. Пробные опыты дали весьма удовлетворительные результаты: на экране или в поле зрения при закрытых глазах у нее появлялись галлюцинаторные картины, соответствующие текстовому описанию записки. Было сделано несколько строгих опытов. Ховрин описывает самый сложный из них. Для исключения телепатического внушения он подготовил опыт следующим образом. Сначала написал 5 задач на одинаковых листах плотной почтовой бумаги своим почерком. Каждый из них вложил еще в один чистый лист и, свернув пополам, заклеил в совершенно одинаковые конверты из плотной бумаги. Затем из все пяти выбрал на удачу один конверт, а остальные уничтожил. Пакет был не прозрачен на свет, по крайней мере для простого глаза, невозможно было заметить какого-либо просвечивания. Экспериментатор сам не знал, какой именно текст содержится в оставшемся конверте. Пакет с заданием М-ва держала в руках только во время сеансов отгадывания, наблюдения тщательно записывались доктором, который перед началом опытов объяснил М-вой об их цели. 22-го мая в 1 ч. 20 мин. дня. В начале сеанса развилось возбужденное состояние, взяв письмо и приложив его ко лбу, она осталась неподвижной в течение 2-х минут. «Вижу яркую полосу, необыкновенно яркую, как будто это луч света... Какое-то большое пространство... Опять такая же светлая полоса... Что-то чудное, светлое, приятное... Ясное пятно какое-то покажется и спрячется, что начинает испытывать усталость и головокру-
жение, просила сделать перерыв. Через несколько минут опять принялась за отгадывание. При новом сосредоточении видела опять светлое пространство и блестящие точки, как бы мелкие звезды. 28-го мая в 1.30 дня. С утра М-ва имела тоскливое состояние, перед опытом успокоилась. Опять сосредоточилась: «вижу маленькие светлые круги, они делаются больше и больше, но очень быстро проходят... Вот быстро мелькают яркие звездочки...». Чувствует утомление и просит отложить опыт до вечера. Сеанс продолжался 15 минут. 28-го мая в 20.30. Приложив конверт ко лбу и сосредоточившись, скоро стала галлюцинировать: «Вижу очень светлые точки... Они не похожи на звезды, это какие-то мелькающие огоньки... Столбики белые... белые, как свечи... Да это большая комната, вижу окна... Откуда этот свет? А, это свечи... очень, очень много огня и все залито светом. Какая-то черная точка... какие-то люди». Заявила, что устала и не может продолжать опыт. Сеанс продолжался 25 минут. 30-го мая в 13.25. Быстро сосредоточилась: «опять яркое освещение, вижу свечи, лампы, канделябры, звездочек не вижу... Люди ходят, светло, очень светло... Толпа, толпа... какие-то темные мушки... комната ярко освещена... много народу. Театр что ли? Нет не театр. Бал что ли?» Чувствует усталость, просит отложить опыт до вечера. Сеанс длился 20 минут. 30-го мая в 20.40. Быстро сосредоточилась, но в течение 5-ти минут ничего не видела, затем показались галлюцинаторные картины: «вижу женскую фигуру... даму... стол какой-то... нет, для стола высоко, подмостки. Какая-то белая фигура с длинным шлейфом». Просит прекратить сеанс. Занимались 30 минут. 31 мая в 13.40. Перед сеансом сильно волновалась, плакала, через 5 минут успокоилась. Взяв письмо, в течение 10 минут сидела неподвижно с приложенным ко лбу письмом: «толпа, какие-то мощеные доски... вот ходят мимо меня люди... проходят парами... Одна фигура отделилась, яснее обрисовывается... Дама что-то держит в руках». Просит прекратить сеанс, который длился 25 минут. 31 мая в 20.40. Жалуется на необыкновенную чувствительность слуха, говорит, что она могла бы слышать через всю больницу. Сосредоточивается: «вот опять фигура, держит что-то в руках». Опять жалуется на чувствительность слуха. «Вот посмотрите, эта фигура, куда-то идет... на эстраду... Слышите, где-то пение... Вот эта барыня на подмостках жестикулирует». Чувствует усталость. Занимались 15 минут. 1-го июня в 21.00. Вечером перед сеансом М-ва передала, что видела сон: была в Москве в большом театре, пел артист Усатов арию «В бурю, во грозу ли». Сильно сосредоточивается: «вот я будто в театре... эта барыня как будто поет. У меня одно на уме: «в бурю, во грозу ли», я не разберу, поет ли эта барыня или это у меня в ушах? Я слышу сейчас пение, как будто кто поет у левого уха. Слышу какой-то шум. Что они там делают? Они аплодируют? Да, аплодируют, это верно. Теперь вот, что же это такое? Я ничего не вижу кроме темноты». Минуты через три М-ва оправилась и своей рукой на конверте написала следующее: «Я видела большую, ярко освещенную комнату свечами и люстрами. Много народу и все одеты по бальному, ходят парами. В зале подмостки. Одна дама в белом платье отделилась, у нее что-то в руках, взошла на подмостки, стала жестикулировать,
как будто поет. Пела ли это дама, или это у меня в ушах я не знаю. Толпа остановилась, как будто аплодировала. Софья М-ва 1 июня 1892 г.». Задача была решена совершенно верно, вот что было написано в контрольном письме: «большой зал, ярко освещенный люстрами и лампами, в нем расхаживаются группами кавалеры и дамы в бальных костюмах. Одна из дам в бальном костюме с веером в руках взошла на эстраду, все остановились; она начинает петь весьма симпатичным голосом арию «В бурю, во грозу». Публика аплодирует». Из данного опыта Ховрин выяснил, что под влиянием текста писем у М-вой могут возникать не только зрительные галлюцинации, но и другого рода, как например, слуховые. Важно отметить, что М-ва обнаруживала свою способность не без труда, отгадывание каждого письма сопровождалось усиленным напряжением внимания с возбуждением всей нервной системы. Однако, не всегда так бывало. Впоследствии, когда ее способность, путем упражнения развилась в достаточной степени, она сплошь и рядом стала проявлять ее сравнительно легко и свободно, решала задачи при свидетелях за один сеанс. Особенно легко она стала отгадывать короткие задания, состоящие из 2-3 слов. Такие опыты удавались гораздо лучше тогда, когда М-ва совершенно к ним не готовилась. Так она путем прощупывания легко прочла число 32 через 5 слоев бумаги, причем точно указала место записи. Еще один убедительный опыт был произведен докторами Сперанским и Троицким 27-го апреля 1894 г. в 21.00. При их посещении М-ва жаловалась на зубную боль и лежала с перевязанной щекой. Пока Троицкий беседовал с М-вой, Сперанский успел написать карандашом на листочке бумаги фразу и быстро свернул записку в маленький сверток, который свободно умещался в кулак. Было предложено ей отгадать, что написано там. М-ва взяла записку в правую руку, оставаясь лежать навзничь, заложила обе руки на голову так, что была видна кисть руки с запиской. Хотя освещенность была слабой, но видно было как ее пальцы перебирали бумажный сверток. Сосредоточенно всматриваясь в белую стену, она говорила об увиденном: «ну вот я вижу что-то похожее на стол или скамью, нет скорее на кровать. Да, это кровать... лежит белая большая фигура... вижу подушки... теперь вижу лежит на кровати длинная женская фигура с подвязанной щекой... навзничь. Да ведь это я сама!» В записке была следующая фраза: «Софья Александровна лежит на кровати и смотрит на потолок». Обратим внимание на то, что М-вой приходилось читать текст не с плоского развернутого листа, как мы все приучены, а пространственно свернутого. Экспериментаторы плоский текст превращали в объемный, поэтому М-ва интуитивно-логически домысливала, соединяя разрозненные слова и их части в предложения разумного содержания. Множество опытов усилили уверенность Ховрина в том, что способность М-вой заслуживает научного исследования. Ему не раз приходилось слышать возражения о реальности изучаемых фактов, ему отказывали в доверии, обвиняя в мистицизме. К 1894 г. он созрел как твердый ученый, способный отстаивать достоверные научные результаты. Странность способности М-вой заключается не в том, что ее умение проявляется без видимых органов чувств, а в том, что она может своими органами чувств улавливать тончайшие впечатления, которые недоступны для восприятия нашими грубыми органами чувств. Весь вопрос о способности М-вой сводится к вопросу о повышенной разли-
чительной способности ее высших органов чувств. Ховрин отмечает, что такая способность давно известна в науке, как редкая форма того нервного состояния, которая называется «гиперестезией». Открытие интересного и поучительного явления - читать закрытые письма путем прощупывания без помощи глаз - побуждало к рождению новых опытов по изучению способностей человека. Исследования были проведены над различительной способностью зрения, осязания и вкуса.. Исследование чувства слуха и обоняния было проведено поверхностно. О широте и упорядоченности исследовательской программы А.Н.Ховрина говорят следующие темы: 1. Исследование различительной способности каждого из высших органов чувств М-вой. 2. Чувство зрения: опыты с внушенными галлюцинациями на бумаге и с цифровыми знаками, различение цветовых оттенков при постепенном их затемнении, различение цвета в непрозрачных конвертах и цветовых оттенков предметов, заключенных в белые аптечные коробки. 3. Различительная способность чувства осязания: опыты с повышенной осязательной способностью пальцев руки. Date: 2015-10-18; view: 320; Нарушение авторских прав |