Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об устойчивости проявления способности М-вой





Способность М-вой связана с деятельностью ее нервной сис­темы. Психонервная болезнь делает способность неустойчивой. Поэтому отмечалась ее способность разного качества: иногда ярко и высоко, в другой раз слабо, а иногда совершенно исчеза­ла.

Приведем описание опыта, проведенного Ховриным 24 мая 1894 г. с целью выявления причин появления ошибок у М-вой. Ее попросили при определении цвета предмета передавать вслух всякое малейшее появление в поле зрения цветового впечатле­ния. Эксперимент состоял из 8 проб. Сначала определяли цвет шелка, запаянного в стеклянную пробирку, а затем цвет анили­нового раствора, помещенного в каучуковый баллон. Пробы да­вались в руки с промежутками в 2-3 минуты.


пробы Предмет Зрительные, цветовые ощущения Цвет на экране Цвет предмета
1. Пробирка с шелком Появилась на экране два пе­ремежающихся одинаковой яркости оттенка: красный и синеватый, затем желтый желтый Фиолетовый
2. Тот же Видит зеленый цвет, пере­межающийся с красным, красный исчезает, остается зеленый. Окончательно вы­бирает зеленый. зеленый зеленый
3. Тот же Весь экран покрылся крас­ным цветом, цвет не меняет­ся. красный красный
4. Тот же Появилась синяя окраска эк­рана, к ней присоединилась красная, последняя исчезает, остается первая синий синий
5. Каучуковые баллоны с краской Остается еще впечатление прежнего синего цвета, по­степенно бледнеет и исчеза­ет. Остается бесцветный (белый) фон экрана. не видит никакой окраски, кроме бело­го экрана пробирка с прозрачной водой
6. Тот же Появилась желтая окраска экрана, быстро исчезла, поя­вились два других цвета: си­неватый и красный, оба цве­та заменяются лиловым. фиолетовый желтый
7. Тот же На экране две чередующиеся окраски: красного и зелено­го цвета обе одинаковой ин­тенсивности. Затрудняется в выборе, выбирает красную. красный зеленый
8. Тот же Опять на экране две чере­дующиеся окраски: зеленого и красного цвета, обе одина­ковой интенсивности. За­трудняется в выборе. Выби­рает красную. красный зеленый

Таблица 1

А.Н Ховрин оказался прекрасным аналитиком, он рассуждал следующим образом. Поверхностный анализ полученных данных (см. таблицу) показывает, что М-ва лишь в половине случа-

 

ев угадала правильно, что может ставить под сомнение ее способность. Однако при глубоком анализе нужно учитывать сам процесс восприятия. При отгадывании она заявляла, что у нее поле зрения появляется то один цвет, то другой, причем обнаруживала нерешительность в выборе того или другого. Почему вместо желтого цвета выбирала фиолетовый, а красный вместо зеленого (в других опытах - черный вместо белого и наоборот)? Объяснить такое явление вполне можно законами физиологической оптики. Для наглядности выпишем ошибочные определения в отдельную таблицу.

 

Таблица2

 

№ пробы Определен цвет на экра­не Цвет предмета
1. Желтый Фиолетовый
6. Фиолетовый Желтый
7. Красный Зеленый
8. Красный Зеленый

Ховрин уловил закономерность в распознавании цвета вой. Так в двух последних пробах одинаковые предметы вызвали одинаковые определения, но и одинаковые ощущения. Ясно| что тут одна и та же причина вызвала одни и те же следствия т.е. одну и ту же ошибку. Хотя определение красного было обеих пробах ошибочным, но ошибка не случайна. Анализ первых двух строк также обнаруживает порядок: фиолетовый предмет дал сначала ощущение красного и синего, а затем желтого; при желтом предмете сначала проявился желтый цвет, затем синеватый и красный, сменившийся фиолетовым.

Врач выполнил много экспериментов и отметил, что предметы одного и того же цвета дают в восприятии одни и те же цве-

 

товые оттенки. Иногда цвета появлялись сразу по два и чередо­вались с одинаковой интенсивностью друг с другом или же один за другим, т.е. сначала появлялся один, который затем исчезал и заменялся каким-либо другим, или сразу двумя чередующимися друг с другом. Иногда же на экране появлялся только один цвет, который оставался постоянным.

Интересно при этом поведение М-вой: когда в поле зрения появлялось несколько цветов, ей трудно было разобраться в вы­боре между ними, тогда она закрывала глаза, и в темном поле зрения появлялся только один из них, но затем, когда она снова открывала глаза, то на экране появлялся совершенно другой. Один из этих цветов соответствовал цвету предмета, а другой был посторонний. Оказалось, что открывание и закрытие глаз влияло на восприятие цвета осязанием. Ховрин приводит ре­зультаты очередного эксперимента с учетом положения глаз. Таблица 3

№ п/п Динамика зрительных, цветовых ощущений Устойчивый цвет на эк­ране Выбран цвет Цвет предмета
        глаза за­крыты глаза от­крыты    
1. Видит сначала краснова­тый или скорее лиловый, затем желтый цвет. желтый фиолетовый желтый или оранже­вый желтый
2.   Видит опять желтый цвет, считает его остат­ком прежнего, потом вы­ступают один за другим сначала зеленый, а потом красный красный зеленый красный красный
3.   Видит на экране красный цвет, который не исчеза­ет. красный зеленый красный красный
4. видит желтоватый отте­нок, но очень бледный, затем фиолетовый тоже бледный, но ярче желтого фиолетовый фиолетовый фиолето­вый фиолето­вый

 

 

5. Видит сначала желтый оттенок, затем краснова­тый, оба заменяются фиолетовым фиолетовый желтый фиолето­вый желты
6. Видит фиолетовый, по­том желтый, последний выступает ярче. желтый фиолетовый желтый желты
7. Экран долго остается бесцветным, никакой цвет не появляется. поле зрения имеет тем­ный фон экран бес­цветный белый черный
8. Видит оранжевый цвет, затем синий или красно­вато-синий, первый вы­ступает ярче. красновато-синий оранжевый оранже­вый оранже вый

Полученные данные указывают на закономерный характер осязания цветов, в поле зрения М-вой возникают цвета, согла-сующиеся с законами физиологической оптики. Известно, что зрительные ощущения цветов спектра сопровождаются их по-следовательными цветовыми образами. Это явление может об-наружить каждый простым опытом. Если положить небольшой цветной предмет на белый лист бумаги и фиксировать на не взгляд в течение нескольких секунд (до минуты) и затем быстр перенести взгляд на белую поверхность, то можно увидеть ней форму того же предмета с другой окраской, этот другой цвет будет последовательным. Каждый из основных цветов со-провождается своим определенным последовательным цветом.

Так, если предмет был красный, то последовательный обра будет зеленого цвета, а если предмет был желтый, то последовательный образ будет фиолетовый. Последовательный цвет сине го будет оранжево-желтый и т.д. Ошибки М-вой как раз представляют явления последовательных цветовых образов, а следовательно возникают по законам физиологической оптики.

Зрительные цветовые ощущения, возникавшие у М-вой при прощупывании цветных предметов, представляют собой зри


тельные образы, галлюцинации, соответствующие реальным ка­чествам предмета. Зрительные же галлюцинации, как известно, могут при известных условиях сопровождаться последователь­ным зрительным образом. По этой теме имеются работы немец­кого физиолога Грюйтхюйзена. По его наблюдениям, так назы­ваемые гипнотические галлюцинации, имеющие цветную окра­ску, сопровождаются последовательными образами, окрашен­ными в последовательный цвет. У самого Грюйтхюйзена после гипнотической галлюцинации, в котором он видел фиолетовый плавиковый шпат на пылающих углях, явилось в виде отчетли­вого последовательного образа желтое пятно на синем фоне. Следовательно, ошибки М-вой нельзя считать гадательным вы­бором, она производила замену основного цвета последователь­ным.

Выше уже говорили, что способность зависела от многих факторов, а потому могла быть ослабленной и усиленной. В ос­лабленном режиме у М-вой в поле зрения появлялись одновре­менно с одинаковой яркостью основной и последовательный цвета. В усиленном режиме затрудненность выбора устранялась, она уверенно наблюдала один цвет.

Итак, ошибки М-вой при определении путем осязания цвета предметов не могут служить опровержением ее способности, а напротив, скорее служат доказательством существования уси­ленной различительной способности чувства осязания, в основе проявления которой лежат физиологические законы.

Способность М-вой зависела от сознательных и бессозна­тельных процессов, внутренних и внешних условий. Конечно, нельзя установить однозначную зависимость ее феноменальной способности от воли постороннего человека или даже собствен­ной воли. Врач устанавливает два фактора, заметно влияющих

 

 

на способность М-вой: это степень напряжения ее внимания интенсивное» кровообращения в ощущающих органах. С ос- лаблением одного из этих условий экспериментатор обнаружил уменьшение скорости различения. Вот описание опыта, в кото ром прослеживается значение внимания при чтении закрыто! записки. По условию опыта М-ва должна была не касаясь свер нутой записки руками, пользуясь лишь зрением, узнать что ней написано. Сначала она плохо сосредотачивала свое внимание, отвлекаясь на разговоры, и не могла устойчиво фиксировать зрением записку. Но затем, пристально всматриваясь, она увидела, что белая поверхность бумаги приняла темную окра ску, среди которой стали видеться какие-то белые значки. Это явление еще больше приковало ее внимание и она увидела ясно на темном фоне две цифры: с правой стороны 5, с левой 6 толь ко вверх ногами. В действительности на белой бумаге было на писано число 65, а в свернутой записке число располагалось вверх ногами.

Итак, если ее внимание чем-либо или кем-либо отвлекалось то она не могла сосредоточиться на своих ощущениях и решит] задачу не могла. Выше говорили, что в присутствии людей, к которым М-ва привыкла и которым доверяла, результаты опыт тов лучше, нежели при людях, ей незнакомых или несимпатич­ных. И еще один важный психологический фактор: страх оши­биться также не давал ей сосредоточиться на своих ощущениях, был помехой в проведении опыта.

Состояние кровообращения ощущающих органов существенно влияло на различительную способность органа осязания. Ко­гда ее руки были теплыми, М-ва сама ощущала приятную теп­лоту, то ее различительная способность давала хорошие резуль­таты, когда же ее руки были холодными, то способность падала


до минимума или совершенно пропадала. При согревании рук в теплой воде чувствительность иногда вновь восстанавливалась. Итак, от деятельности сосудистой и нервной систем зависела ее способность, но этот вопрос не был глубоко изучен.

Date: 2015-10-18; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию