Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способность М-вой различать предметы, неразличимые на глаз





Эксперименты над М-вой не только не объяснили ее способ­ность читать закрытые письма, но дополнительно обнаружили загадочные возможности человека и породили много новых психологических вопросов.


Приведем один из опытов доктора Андреева, совершенного им 2-го сентября 1892 г. в 20.30.

Из пачки белой лучшей бумаги взяли 20 листов, не представ­лявших для глаза ни малейших отличий друг от друга. Один из этих 20-ти листов был помечен на оборотной стороне едва за­метной точкой, чтобы иметь возможность найти его потом меж­ду другими. Этот лист был оставлен на столе. Пригласив М-ву, ей было внушено видеть на этом контрольном листе портрет Ховрина. Пристально всматриваясь то на врача, то в бумагу че­рез полторы минуты заявила, что ясно видит на бумаге его изо­бражение. Затем этот лист тщательно, незаметно для М-вой, пе­ремешали с остальными 19-ю, вся пачка была вручена ей, чтобы она нашла между бумаг контрольный лист. Разложив все листы на столе и всмотревшись в каждый из них, она указала на один, заявив, что именно на этом видит портрет, причем указала мес­та, где располагались голова и ноги.

Просмотрев оборотную сторону листа д-р Андреев убедился, что это был действительно контрольный лист. Чтобы исключить случайность, экспериментатор вновь перемешал листы и неза­метно перевернул пачку. М-ва и на этот раз быстро отыскала помеченный лист, определила, что портрет лежит вверх ногами. Опыт повторялся много раз, и каждый раз отгадчица быстро и точно определяла положение портрета. Но когда ей предложили отыскать контрольный лист, повернутый обратной стороной, то она не могла его найти и объявила, что ни на одном листе не ви­дит никакого портрета.

Это интересное явление объясняли так. Чистая бумага, как бы она не была бела, имеет всегда особенные детали, больная с гиперестезией зрения замечает их и на этих заметках проектиру-

 

ет портрет. Это как гвоздь, который укрепляет воображаемый портрет на белой поверхности.

Ховрин этот опыт повторил и со здоровыми людьми, трое из 12-ти также были способны находить контрольные листы по их отметкам, но при условии предварительных упражнений. Каза­лось, что ответ уже дан и тут ничего особенного нет.

Для выяснения вопроса, действительно ли у нее существует необыкновенно развитое зрение, нежели у здоровых людей, опыт был несколько изменен. Один лист бумаги был помечен на оборотной стороне. Сверху на лист расположили фигуру, выре­занную из простой бумаги. Контрольный лист вместе с фигурой был прикрыт листом белой папиросной бумаги, через которую хорошо просвечивался лист с фигурой. При таких условиях трудно уловить какие-либо отметки на совершенно чистом, бе­лом листе. М-вой было внушено, чтобы она по просвечиваемому знаку отличила этот лист от других. После непродолжительного всматривания, она удалилась, тогда папиросная бумага и фигура снимались, а помеченный лист перемешивался между несколь­кими такими же листами. Затем пачка бумаг вручалась М-вой. Испытуемая удачно отыскала контрольный лист среди 10-ти других. Подобных опытов доктора осуществили около 25 раз.

Выявлялась способность человека мысленно проектировать изображения на белую бумагу. Насколько реально отпечатыва­лись внушенные М-вой галлюцинаторные образы на контроль­ных листах, видно из следующего опыта д-ра Андреева. На кон­трольный лист положили бумажку с написанным на ней боль­шим числом 2367823101945. М-вой было внушено, чтобы она после просмотра цифр видела их на листе и могла бы отыскать между другими, читать цифры в любом порядке. После минут-


ного просмотра цифр, контрольный лист был перемешан среди 15-ти.

Отгадчица быстро нашла лист и прочла на совершенно чис­том белом листе, увиденные в записке, цифры. Она прочитала их и в обратном порядке, через одну, затем через две и т.д., каж­дый раз она читала так же быстро, как будто имела перед собой записку. Однако прочесть весь ряд цифр наизусть без контроль­ного листа она не смогла. Когда же ей снова давали контроль­ный лист, она свободно читала цифры в любом порядке. Ясно, что тут ее память играла незначительную роль, а потому ее спо­собность не связана с быстрым и прочным запоминанием.

Если М-ва могла читать цифры только с помощью контроль­ного листа, значит она нуждалась в зрительных ощущениях, в знаках, которые имелись бы постоянно перед ее глазами. Этими знаками и служили ей бессознательно улавливаемые ею неза­метные для простого глаза отметины на поверхности контроль­ного листа, который играл для нее роль открытой книги.


Опыт с прикрыванием контрольного листа папиросной бума­гой указал, что М-ва действительно способна улавливать орга-ном зрения незначительные отличия и через препятствия. В са­мом деле, рассуждал Ховрин, как она могла узнавать контроль­ные листы между другими, не руководствуясь какими-либо его отличиями от других, и как она могла проецировать внушенную галлюцинацию на просвечивающемся листе без каких-либо его отличительных признаков? Во всяком случае, это могло про­изойти только тогда, когда малейшие детали листа просвечива­лись через лист папиросной бумаги, т.е. затемненные детали все-таки улавливались ее органом зрения. Однако, действитель­но ли М-ва способна была улавливать просвечивание незамет-

 

ных деталей предметов? Этот вопрос экспериментатор решает новыми опытами.

Цветная бумага покрывалась несколькими слоями белой бу­маги. Через 3 слоя бумаги никто из здоровых испытуемых не мог различить при падающем свете цветовые оттенки. М-вой было предложено определить цвет через 4 слоя бумаги, не при­касаясь рукой к пакету. Сначала в течение первых полутора ми­нут ничего не получалось, затем М-ва стала видеть, что конверт, как будто, начинает розоветь и наконец заявила, что это чисто красный или розовый цвет. В конверте действительно была бу­мажка красного цвета.

Усиленную различительную способность чувства зрения М-вой удалось измерить хитроумным способом. В толстую тетрадь из белой папиросной бумаги был вложен клочок цветной бума­ги. Медленно перелистывая верхние листы до тех пор, пока не определяется с уверенностью цветовой оттенок, можно опреде­лить предельный лист. Для М-вой таким пороговым листом ока­зался 27-й, у других испытуемых таковым оказался 9-й. Отсюда выходит, что зрение у М-вой в 3 раза прозорливей.

Попутно при опытах выяснился интересный факт: решение задачи всегда шло гораздо успешнее, сокращалось время, если позволялось ей держать конверт в руках.

Проблема различительной способности чувства осязания ока­залась гораздо сложнее и запутаннее чем изучение чувства зре­ния. Для определения пороговой осязательной чувствительности был проделан известный опыт: на первой странице тетради из 10-ти листов писчей бумаги были написаны черными чернилами знаки. Тетрадь открывалась с последней страницы. Выяснилось, что через 10 листов она ничего не ощущает, сквозь 8 листов не­ясно чувствует место знаков, сквозь 6 листов определяет неуве-


ренно отдельные знаки и наконец, сквозь 4 листа уверенно на­зывает число 29. Прощупывание М-ва производила исключи­тельно средним пальцем правой руки, изредка делала попытки прощупывания другими пальцами.







Date: 2015-10-18; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию