Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории символического интеракционизма. 3 page





Семинар-диспут как одна из форм занятий, проводимых в группе или на курсе, рекомендуется многими преподавателями. Содержани­ем вопросов, выносимых на обсуждение такого семинара, могут быть проблемы, по которым проходила или проходит дискуссия в нашей научной литературе. При этом одному докладчику поручается изложить одну из существующих точек зрения, а другому - иную. Очень важно организовать диспут так, чтобы студенты могли пред­ставить себе как сильные, так и слабые стороны спорящих сторон. В случае, если в науке итоги дискуссии уже подведены и одна из точек зрения стала общепринятой, преподаватель должен позаботиться, чтобы и на семинаре она оказалась зафиксированной.

Семинар в виде пресс-конференции заключается в том, что пре­подаватель поручает нескольким студентам подготовку докладов по 190


каждому пункту плана семинара. На очередном занятии после крат­кого вступления руководитель семинара представляет по своему вы­бору слово для доклада одному из готовившихся студентов. Доклад длится 10-12 мин. Затем студенты должны задать докладчику свои вопросы. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Отсюда и название его: семинар пресс-конференция. При этом имеется в виду, что для формулировки вопроса студент должен иметь определенные знания по теме, предварительно изучить соот­ветствующую литературу. Характер его вопроса во многом опреде­ляется глубиной самостоятельной работы. Отвечает на вопросы сна­чала докладчик. Если руководитель семинара посчитает эти ответы недостаточными, он предоставляет возможность высказать свое мнение другим студентам. В случае необходимости преподаватель дополняет сказанное и вносит нужные коррективы в заключитель­ной части семинара.

Комментированное чтение первоисточников - это такой вид се­минара, при котором по поручению преподавателя один из студен­тов читает вслух то или иное произведение, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Другие студенты вносят поправки и допол­нения к сказанному. Затем следующий отрывок читает другой сту­дент, снова проводится обсуждение зачитанного и т.д.

Решение тестовых задач и упражнений в качестве семинарского занятия весьма полезно для развития активного мышления студен­тов. Если до недавнего времени решение задач практиковалось лишь в области естественнонаучных дисциплин, то в последние годы оно начинает применяться также и в преподавании общественных наук: философии, политологии, социологии, экономической теории.

Работа с обучающими и экзаменующими машинами помогает за­креплению знаний и выработке навыков работы с компьютерной техникой. В настоящее время здесь широко используется Интернет. Нередко эта форма семинарских занятий определяется как програм­мированное обучение.

Семинары на материалах конкретных социологических исследо­ваний. Большой интерес и высокую активность студентов вызывает вынесение на обсуждение результатов конкретных социологических исследований, осуществленных самими студентами под руково­дством преподавателя, например, по вопросу роста общественной активности молодежи в вузах, на предприятиях и т.д. Использование материалов таких исследований на семинарах позволяет студентам при изучении социологии лучше почувствовать ее практическую значимость, полнее связать теоретические положения с практикой. А все это способствует существенному оживлению семинаров, делает их более действенными.



Одна из форм проведения семинара- занятие непосредственно на производстве (промышленном предприятии, НИИ, фирме). Такие семинары практикуются нечасто, так как они связаны с большой затратой времени на их подготовку. Вместе с тем проведение их дает немалый эффект, особенно в плане знакомства студентов с их буду­щей работой.

Письменные работы позволяют обеспечить фронтальный кон­троль студентов, приучают их четко формулировать свою мысль, помогают выяснить, что именно у них осталось недостаточно ос­мысленным. Формы и объем письменных работ различны. Иногда их проводят без предупреждения студентов, по ранее пройденному материалу. Чаще же - по запланированной на данный семинар теме или одному из ее вопросов. Во избежание заимствований студента­ми друг у друга излагаемого в контрольной работе материала неко­торые преподаватели каждому студенту дают свой вопрос, заранее печатая их на машинке. Одни преподаватели отводят на письменную работу оба часа семинара, другие - один час или даже полчаса, взяв какой-либо узкий вопрос, а остальное время посвящают развернутой беседе по плану семинара. Многолетняя практика проведения пись­менных работ свидетельствует, что после них студенты начинают значительно лучше готовиться к занятиям. В результате работа се­минаров активизируется, эффективность их резко повышается. Ра­зумеется, злоупотреблять письменными работами нельзя, целесооб­разно рекомендовать проведение письменных работ 1 - 2 раза в се­местр. По завершении письменной работы семинар продолжается в форме развернутой беседы по тем же вопросам. Что касается оценки письменных работ, то итоги их объявляются на следующем семина­ре. Поскольку проверка письменных работ требует от преподавателя дополнительной затраты времени, ее можно включить в объем на­грузки под названием «контролируемая самостоятельная работа» студентов.

Семинар-коллоквиум. Коллоквиум, т.е. собеседование со студен­тами, имеет своей целью выяснение глубины их знаний. В некото­рых случаях его проводят по дополнительным темам, которые не предусмотрены программой, но вызывают интерес той или иной части студентов. В других случаях речь идет о дополнительных за­нятиях по каким-то сложным темам курса, оставшимся не вполне усвоенными группой. Наконец, чаще всего коллоквиумы проводятся с целью выяснения знаний студентов, которые по тем или иным причинам не выступали на нескольких последних семинарах или пропустили их. В этом случае коллоквиум выглядит как своеобраз­ный зачет по пройденным темам.


При всем обилии форм семинарских занятий основными и наи­более распространенными среди них остаются развернутая беседа и докладная система. Что касается остальных, то они представляют собой либо вариации этих двух, либо некоторые дополнения к ним, что избавляет учебный процесс от некоторой его трафаретности.

Каждая из рассмотренных форм, как уже отмечалось, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому следует варьи­ровать формы семинаров, постепенно усложняя их в процессе изу­чения курса. Считая целесообразным использование уже сложив­шихся форм семинаров, вместе с тем следует подчеркнуть необхо­димость постоянного поиска новых форм, проведения педагогиче­ских экспериментов и широкого обмена опытом педагогической деятельности.

С методической точки зрения, как преподавателю, так и студенту важно знать не только формы проведения семинарских занятий, но и критерии оценки их качества. В методологической литературе име­ется несколько вариантов таких критериев. Сошлемся на тот, кото­рый был предложен С. Кисельгофом и его коллегами-соавторами. С точки зрения этих исследователей, критериями оценки качества се­минарского занятия могут быть: 1) план семинара; 2) список рекомен­дованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студен­тов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отноше­ние студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.

Рассмотрим эти пункты более подробно.

План семинара определяется темой, которую предстоит изучить, и программой изучаемого курса. План семинара по социологии со­ставляется преподавателем и полностью зависит от его опыта и мас­терства. При этом имеются различные ситуации: либо семинары ве­дет сам лектор, либо он только читает лекции, а семинары ведет за ним преподаватель, либо лектор читает лекции и ведет семинары в отдельных группах потока, а в остальных группах этого же потока занятия проводит преподаватель.

Ясно, что во всех этих случаях необходима четкая согласован­ность между лекционными и семинарскими темами; между темами, что изучаются в одной группе и в параллельных; требуется иденти­фицировать количество вопросов, формы проведения занятий и кон­троля занятий. Все эти моменты определяются методикой подготов­ки семинара. При этом необходимо согласовать как творческую дея­тельность преподавателя (составление плана семинара, который мо­жет быть скупым или развернутым, затеоретизированным или обы­денно-приземленным, согласованным с профилем специальности или отвлеченным от нее и т.д.), так и организующую деятельность


 

;

У

 


кафедры, которая должна проводить разностороннюю методическую работу, в частности, утверждать рабочие планы каждого преподава­теля с тем, чтобы избежать какого-либо произвола в преподаватель­ской деятельности.

Качество рекомендованной литературы определяется тем, что список ее может быть или слишком узким, или слишком широким; он может включать либо устаревшие работы, либо такие, которых еще нет в вузовской библиотеке. Поэтому четкое оформление списка рекомендуемой литературы является важным методическим требо­ванием подготовки семинара, особенно при изучении социологии.

Организация семинара - многоаспектный критерий. Здесь отра­жается степень готовности как студентов, так и преподавателя. Ор­ганизация может быть четкой, слаженной, а может быть весьма хао­тичной. Время проведения семинара должно быть строго расписано и полностью соответствовать цели занятия. Преподаватель не дол­жен злоупотреблять своим правом вторгаться в ответы студентов, он должен умело направлять ход обсуждения, четко регулируя при

этом время обсуждения. Лишь в результате такой слаженной работы

преподавателя и студентов удается в полной мере разобрать все ас­пекты рассматриваемой проблемы.

Активность студентов проявляется как в их ответах, так и в от­ношении к ответам своих товарищей, к замечаниям и дополнениям преподавателя, в фиксации важных положений рассматриваемых вопросов в виде специальных записей и т.д.

Стиль проведения семинара характеризуется такими качествами, как высокий интерес слушателей, их оживленное и заинтересован­ное участие в обсуждении вопросов или же, наоборот, скука, трафа­ретность, формализм, отсутствие какого-либо интереса со стороны студентов.

Следующий пункт также отражает профессиональное мастерство преподавателя, его теоретическую и психологическую готовность к проведению семинара. Здесь особенно зримо ощущается разница между молодым, начинающим преподавателем и преподавателем, уже имеющим богатый опыт преподавательской деятельности.

Преподаватель, обладая рядом профессиональных качеств, в то же время является личностью с набором своих психологических ка­честв. Психологические качества преподавателя должны соответст­вовать его профессии. Здесь особенно ценится мера, причем мера во всем: и в строгости, и в либерализме. Здесь не проходят цинизм пре­подавателя и его высокомерие по отношению к студентам, особенно к их недостаткам, равнодушное отношение к аудитории и препода­вательской деятельности, его профессиональную этику.


Как ответная реакция строится и отношение студентов к препо­давателю. Это отношение можно уложить в шкалу: уважительное, равнодушное, критическое, враждебное.

Все формы семинарских занятий могут быть использованы при изучении социологии как общей дисциплины. Учитывая тот факт, что социология четко подразделяется на две части - теоретическую и прикладную, - возможны несколько вариантов определения тема­тики семинарских занятий и стратегии их проведения, что определя­ется либо кафедрой, либо самим преподавателем. Эта стратегия оп­ределяется количеством часов, отводимых на семинарские занятия по социологии, и методическими установками, разработанными на кафедре.

Первый вариант. Курс социологии полностью основывается на рассмотрении вопросов теоретической социологии. Темы по при­кладной социологии опускаются. В этом случае на семинарах рас­сматриваются либо те же темы, что и на лекциях, либо какие-то-до-полнительные вопросы теоретической социологии.

Второй вариант. В тематику общего курса по социологии вклю­чается хотя бы одна лекция по прикладной социологии (как правило, в конце курса). И тогда этой теме отводится одна лекция и одно се­минарское занятие. Остальные темы семинаров посвящаются, как и в первом варианте, вопросам теоретической социологии.

Третий вариант. Темы лекционного материала полностью посвя­щены теоретической социологии (18-20 часов), а тематика семина­ров полностью (8-10 часов) посвящена проблемам прикладной со­циологии.

Какой из этих вариантов назвать наиболее продуктивным? Труд­но ответить на этот вопрос. Все будет зависеть и от решения кафед­ры, и от подготовленности преподавателя и его субъективных уст­ремлений, и от интересов слушателей, и от профиля специальности.

Среди преподавателей социологов бытует мнение, что приклад­ная часть социологии менее интересна для студентов не социологов. Поэтому и в лекциях, и на семинарах в рамках общего курса этой дисциплины большее внимание уделяется именно проблемам теоре­тической социологии.

Однако опыт показывает, что сами студенты с наибольшим вни­манием относятся к темам именно прикладной социологии. И хотя они понимают, что сами никогда не будут профессионально зани­маться прикладными социологическими исследованиями, но интуи­ция им подсказывает важность именно этого материала. Ведь ни в одном другом курсе они столь подробно не изучают саму техноло­гию исследовательской деятельности, критерии достоверности по­лученных сведений, логику их обобщения и анализа. А все это необ-


 



ходимо не только профессиональному социологу, добывающему социологическую информацию, но и любому пользователю этой ин­формации, хотя бы для того, чтобы правильно пользоваться ею. Так что третий вариант, из выше перечисленных, можно было бы поре­комендовать в качестве базового, используя остальные в качестве своеобразных альтернатив.

Более широкое использование в рамках семинарских занятий проблем прикладной социологии позволяет разнообразить их прове­дение, использовать целый арсенал практических знаний и упражне­ний, выполняемых как дома, так и в ходе самого семинара, что спо­собствует активизации самостоятельной работы студентов, включе­нию их в реальный процесс социологического исследования про­блем общественной жизни, содействует повышению их интереса к самой этой дисциплине.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3.3.1. Самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей шко­ле, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возраста­нию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляе­мых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке ин­формации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В процессе самостоятельной работы раскрываются способности чело­века, формируются его качества как творческой личности, поэтому умение самостоятельно добывать и пользоваться информацией -одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.

Формирование навыков самостоятельности и других качеств бу­дущего специалиста определяется не только целями и задачами высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-психологической природой человека, его активностью, стремлением к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная посылка основывается на идее деятельной природы человека.

Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе наце­лена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возмож­ностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная


работа студентов в вузе становится важной составной частью про­цесса обучения, вузовской дидактики.

Очень часто этот вид обучения осуществляется стихийно, однако он имеет свою структуру и свои методические приемы организации и совершенствования.

Теория самостоятельной работы студента предполагает опреде­ление сущности этого вида работы, анализ ее структуры и видовых отличий.

Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают само­стоятельную работу как форму организации процесса обучения, дру­гие считают, что самостоятельная работа является средством обуче­ния, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, до­полняющий аудиторные занятия и т.д. Например, Р. Микельсонтюд самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б. Есипов- как работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. Есть работы, в кото­рых при определении сущности самостоятельной работы обучаю­щихся подчеркивается, как важный ее признак, отсутствие инструк­тажа преподавателя. П. Пидкасистый рассматривает эту работу как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познаватель­ную деятельность. А. Лындина - как наличие такой ситуации, при которой обучающийся способен проявить собственные творческие способности и т.д.

Все эти определения частично верны и их объединение позволяет сформулировать общее представление о самостоятельной работе студентов. При этом можно выделить две ситуации. Первая состоит в том, что студент стремится самостоятельно найти ответы (или ре­шения) на вопросы (задачи), которые перед ним поставил препода­ватель. Вторая ситуация предполагает более широкое проявление творческих способностей студента, когда он сам формирует задачи и проблемы с дальнейшим поиском их решения. Первая ситуация ча­ще всего проявляется в ходе лекционных и семинарских занятий, вторая - в процессе подготовки научных работ, подготовки курсо­вых и дипломных проектов. Ясно, что и участие преподавателя здесь будет проявляться по-разному.

Итак, самостоятельная работа студента — это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и использовании в практических ситуациях.

Этот процесс имеет как объективные методические основы своей организации, так и субъективные формы проявления. Именно по­этому он имеет, с одной стороны, свои приемы и формы организа-


 


ции, а с другой стороны, носит стихийный индивидуальный харак­тер. Наличие этой стороны самостоятельной работы и сбивает неко­торых теоретиков на утверждение, что присутствие преподавателя в ней должно быть сведено к минимальному. Однако эта минимизация не избавляет преподавателя от необходимости организовывать и контролировать ход осуществления самостоятельных занятий сту­дентов, что особенно зримо проявляется в тех случаях, когда прихо­дится рассматривать конкретные виды проявления самостоятельной работы.

Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студен­тов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифи­цировать виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавате­ля, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по мес­ту выполнения, по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки более подробно.

1. Основными целями самостоятельной работы студентов явля­
ются:

• приобретение новых знаний;

• углубление ранее приобретенных знаний;

• обобщение, систематизация и практическое применение знаний;

• формирование практических умений и навыков;

• самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем;

• развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоя­
тельную работу можно подразделить на:

• репродуктивную (усвоение учебного материала);

• продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).

3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется
на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентиру­ется учебным расписанием, проводится под непосредственным ру­ководством преподавателя и включается в лекционные, семинар­ские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных рода практик и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это различные виды учебной, производственной, научно-исследовательской и самообра-198


зовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.

Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:

• выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинар­ским занятиям и контрольным работам;

• прослушивания аудиоматериалов;

• просмотра видеоматериалов;

• работы со справочными изданиями (словарями, справочниками, энциклопедиями);

• чтения и конспектирования основной литературы;

• выполнения индивидуальных домашних заданий;

• выполнения курсовых и дипломных работ;

• подготовки к практике.

Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и все­сторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта обучающегося и включает в себя:

• решение домашних заданий творческого характера;

• выполнение научно-исследовательской работы;

• изучение дополнительной научной, научно-популярной и учеб­ной литературы;

• подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.

4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов она подразделяется на:

• работу под руководством преподавателя, но без его непосредст­венного вмешательства (например, при проведении контрольных работ);

• работу под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий);

• полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих лич­ных познавательных интересов без какого-либо участия препода­вателя).

Преподавателю принадлежит центральное место в системе вузов­ского образования, поскольку он выполняет государственные цели обучения, от его деятельности зависит совершенствование научной организации учебного процесса и учебно-воспитательной работы.

Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельно­го получения знаний из различных источников (печатное слово, уст­ное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима определенная материальная база и соответствующее методическое обеспечение.



Основными формами самостоятельной работы при изучении со­циологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовка рефератов, научных работ.

Лекция - одна из возможностей активизации самостоятельной работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложе­ния материала на лекции, студент учится осмысливать основные по­ложения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, кон­спектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему по­нятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая получен­ные сведения.

Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который тре­бует от студента постоянного внимания и напряжения воли на ус­воение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое из­ложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в ос-

 

мышлении новой информации и ее краткой рациональной записи. Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточне­ния в свой конспект.

Конспектирование лекций - сложный труд, требующий от сту­дента определенных навыков, а от преподавателя - помощи в их формировании. Записанная лекция позволяет глубже освоить мате­риал, помогает студенту в подготовке к семинарским занятиям, заче­там и экзаменам. Преподаватель должен на основе своего опыта убедить студентов, что тот, кто не конспектирует лекцию, чаще от­влекается, перестает слушать, теряет нить логики излагаемого мате­риала, в результате приобретает менее прочные и полные знания. При конспектировании сочетание прослушивания и записи обеспе­чивает большую сосредоточенность внимания, дисциплинирует мысль, повышает усвояемость услышанного. Навыки эффективного ведения конспекта лекции вырабатываются постепенно, по мере на­копления опыта самостоятельной работы.

Необходимо отметить тот факт, что многие студенты пытаются записать лекцию слово в слово за преподавателем, а это, в свою оче­редь, ведет лишь к механическому фиксированию услышанного и не предполагает анализ и интерпретацию материала. В таком виде кон­спект лекции не несет в себе ничего, кроме содержательной инфор­мации по изучаемому предмету. Конспект лекции должен быть кратким, понятным и содержать основные тезисы излагаемого мате­риала, чтобы записями лекций можно было легко пользоваться в последующем.

Таким образом, в процессе прослушивания лекции студент может проявлять следующие виды своей самостоятельности: 200


 

• относительно полное конспектирование лекции;

• выборочное конспектирование;

• прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов;'

• составление опорной схемы лекции;

• участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер);

• мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем. Основной целью семинара является развитие творческого мыш­ления, формирование научного мировоззрения, умение превращать знания в личные убеждения. Семинарские занятия позволяют сту­денту самостоятельно и логически мыслить, повышать культуру ре­чи, дают навыки публичного выступления, отстаивания своей точки зрения на поставленный и обсуждаемый вопрос. Семинар также яв­ляется одной из форм контроля за качеством усвоенного материала, изложенного на лекции, в учебных пособиях, рекомендованной ли­тературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара пробелы в знаниях студента и своевременно их устранить.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых на семинаре проблем предполагает умение внимательно слушать вы­ступления своих товарищей, анализировать содержательную и фор­мальную стороны этих выступлений, оценивать знания выступаю­щего, дополнять или полемизировать с ним.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могут быть реализованы следующие виды самостоятельной работы:

• подготовка по всем вопросам семинарского занятия;

• подготовка реферата;

• подготовка доклада;

• подготовка к диспуту.

Студенческий реферат - это письменная работа на определенную тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляе­мыми к написанию научного труда, на основании изучения произве­дения классиков науки, документов, специальных исследований, статистических данных, статей и других современных публикаций. Сбор материала, его написание и устное изложение способствуют выработке навыков научно-исследовательской работы, предполага­ют самостоятельный анализ, обработку и систематизацию материа­ла, появляется возможность сопоставлять различные точки зрения по выбранному вопросу и формировать свою собственную точку зрения, аргументировать ее.

Подготовка реферата занимает важное место в системе образова­ния и являемся первым шагом к самостоятельному осмыслению и изложению материала, требует от студента выдвижения своих не-


 


 


 


стандартных идей и их аргументированного обоснования, подвигает студента на путь самосовершенствования и накопления профессио­нальных знаний, умений и навыков. То же самое можно сказать и о подготовке докладов и научно-исследовательских работ по социоло­гии, которые готовят студенты различных специальностей в рамках своих студенческих конференций и конкурсов.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предпо­лагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того, что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. По­жалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму, готовиться к устному выступлению на студенческой научной конфе­ренции, а при определенных условиях и готовить материал к публи­кации. Так что подготовка научной работы и участие в научной конференции являются как бы кульминацией осуществления само­стоятельной работы.

Нетрудно заметить, что при всех видах самостоятельной работы студентов то или иное участие в ней принимает преподаватель, ко­торый организует, направляет и контролирует весь ее ход, за исклю­чением лишь тех ее видов, которые представляют сугубо индивиду­альный интерес студентов. Поэтому от методической грамотности вузовского педагога во многом зависит и эффективность самостоя­тельной работы студентов, ее организация и контроль.

Весь смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализировать и интерпретировать основные положения, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и решения, ра­ботать с литературой, периодическими изданиями, искать и нахо­дить новое знание, использовать его в практических ситуациях. При этом, чем шире индивидуальные интересы студента, тем шире и диапазон его самостоятельной работы. Так, естественники или гума­нитарии могут увлекаться не только проблемами своей науки, но проявлять интерес и к общественной проблематике. Чему и может способствовать расширение возможностей самостоятельной работы при изучении общего курса социологии. Здесь даже можно сказать, что особый смысл самостоятельная работа студентов приобретает именно при изучении социологии. В ходе ее изучения студент не только усваивает определенную сумму знаний относительно устрой­ства общества, законов его функционирования и развития, но и по-

Date: 2015-10-18; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию