Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории символического интеракционизма. 5 page
Балл «2» ставится тогда, когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена. Применение этих критериев при проверке и оценке знаний требует от преподавателя определенного умения, педагогического такта, преодоления субъективных предубеждений и стремления к максимальной объективности, для чего и необходима стандартизация и соответствующая методическая литература. По крайней мере необходимо хотя бы унифицировать вопросы к зачету по социологии с тем, чтобы четко определить объем знаний по этой дисциплине. 3.4.2. Зачет как основная форма контроля знаний по социологии Из предыдущего материала видно, что определение формы контроля знаний по той или иной дисциплине регламентируется государственными органами с помощью соответствующих стандартов. Однако в условиях перехода к новым рыночным отношениям, с возникновением негосударственных вузов, самопроизвольной переделкой учебных планов почти по всем специальностям государственное контролирование этого аспекта вузовского обучения значительно ослабло. Ранг многих общественных дисциплин, входящих в блок обязательных вузовских курсов, значительно понизился. Нарушена систематизация этих курсов (социология, например, может изучаться от первого до пятого курса, где для нее найдут оставшееся место в учебных планах), снижен уровень контроля знаний (чаще всего экзамены заменяются зачетами), резко упало в вузах количество научных студенческих кружков, в которых бы студенты разных специальностей могли приобщаться к общественно-гуманитарной проблематике. Так или иначе приходится констатировать, что основной формой контроля знаний по общественным наукам (в том числе и по социологии) стал именно зачет. И в современных условиях можно лишь уповать на то, чтобы сделать его хотя бы дифференцированным. Многое зависит и от самих преподавателей (а также от соответствующих кафедр), которые не должны превращать зачет в какую-то конвейерскую систему. С тем, чтобы поднять уровень контроля знаний в форме зачета, необходимо дальше развивать методику его проведения. К сожалению, современная методическая литература по этому вопросу почти полностью отсутствует. Каждый преподаватель в этом деле опирается на свой личный опыт и интуитивное представление. А между тем зачетная сессия - это важный этап в деятельности вуза, в жизни как студента, так и преподавателя, кафедры, всех учебно-методических служб высшего учебного заведения. В этой связи не лишне напомнить некоторые методические положения, определяющие статус этой формы контроля знаний. В специальной литературе даетхя следующее определение этой формы контроля знаний: «Зачеты - вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания. Проводятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентом. Завершаются записью в ведомости и в зачетной книжке студента, удостоверяющей выполнение определенной работы или овладение тем или иным разделом курса» (Педагогический словарь. Т. 1. - М, 1960). На основе определения можно обозначить некоторые общие признаки зачетной формы проверки знания. К ним относятся: • зачеты проводятся преимущественно для оценки знаний студентов по каким-либо крупным разделам теоретических курсов или же по предметам, в которых преобладает практическое знание, формируются определенные профессиональные навыки и умения; • зачеты служат для проверки и принятия курсовых работ (проектов) и различного рода практик; • зачетная оценка является, как правило, недифференцированной (за исключением тех случаев, по которым принимается специальное решение советом факультета или вуза); • зачеты обычно имеют индивидуальный характер и проводятся как в устной, так и в письменной форме; • зачеты могут проводиться либо одновременно со всей группой по расписанию, либо в течение некоторого периода времени путем организации нескольких коллоквиумов, цикла письменных-работ, рейтинговой формы контроля знаний. При выполнении своей основной (контрольной) функции зачет, как и другие формы обучения, выполняет и ряд сопутствующих функций, роль которых не следует недооценивать. К таковым относятся: обучающая, воспитательная, организующая, систематизирующая, развивающая, методическая. Зачет, таким образом, есть форма активизации учебного процесса, систематизации, закрепления и углубления полученных знаний. Проведение зачета также имеет свои методические установки. При этом необходимо учитывать тот факт, что возможности опроса здесь более разнообразные, чем при проведении экзамена. Объясняется это тем, что здесь возможны различные варианты опроса: • устный и письменный; • индивидуальный и коллективный; • одноразовый и многоразовый; • имеющий теоретический и практический характер; • реальный опрос или автоматический зачет. Обычно зачет происходит в виде индивидуальной беседы. В аудитории при этом находится несколько студентов или группа в полном составе. Это более эффективно, чем беседовать с каждым студентом «один на один». Правда, с нерадивыми студентами преподавателю «один на один» приходится встречаться и, к сожалению, не один только раз. В ходе зачета преподаватель не только заслушивает ответ и определяет его качество, но должен и аргументировать незнание студен- та, конкретизируя, что же тот должен доучить, чтобы сдать зачет в следующий раз. Совершенно недопустимы какие-либо оскорбительные замечания в адрес студента в связи с обнаружившейся недостаточностью его знаний или отказ поставить зачет в связи с какими-либо дисциплинарными проблемами. Важным аспектом методики проведения зачета является требование о наличии перечня специальных вопросов. Как нам представляется, вряд ли этот вопрос может быть дискуссионным, особенно при изучении социологии. Список контрольных вопросов необходим, во-первых, в связи с тем, что важно иметь какие-то рамки того объема знаний, которые студент должен усвоить за семестр и хорошо знать; во-вторых, набор этих вопросов помогает систематизировать знания; в-третьих, сделать сам контроль осмысленным, предсказуемым и более организованным. Для этого студент со списком контрольных вопросов должен быть ознакомлен не в конце семестра, а в самом его начале с тем, чтобы более четко ориентироваться в логике построения курса. По крайней мере, при изучении социологии такой список просто необходим, т.к. студенты не имеют стандартных программ этого курса, учебники по социологии разные по объему и содержат разные вопросы, да и разные преподаватели могут отдавать предпочтение тем или иным вопросам. Поэтому между преподавателем и студентом с самого начала должна существовать полная ясность о том, что будет изучаться и как будут контролироваться знания. Проведение зачета максимально должно контролироваться соответствующей кафедрой, ибо здесь действительно весьма широкий диапазон требований, иногда всецело зависящий от произвола преподавателя. Так, одни преподаватели зачет почти полностью уравнивают с экзаменом, готовя не только вопросы, но и билеты; другие же полностью либерализируют эту форму контроля, чуть ли не всем студентам выставляя «автоматы». Поэтому кафедры должны утверждать как программы обществоведческих курсов, так и списки контрольных вопросов, разумеется, сохраняя и некую свободу творчества самих преподавателей при проведении зачета. Говоря о специфике преподавания общего курса социологии, наличии успевающих и неуспевающих студентов, можно порекомендовать следующую стратегию проведения зачетной формы контроля занятий, эта стратегия сочетает в себе рейтинговую форму оценки знаний с обычной школярской формой вопросно-ответного характера. Учитывая односеместровый период изучения социологии, в рамках которого можно провести всего лишь 9-10 лекций и 6 - 7 семинарских занятий, необходимо максимально использовать возможности контролируемой самостоятельной работы студентов. С этой целью в самом начале курса каждому студенту можно дать тему для 218 написания большого реферата. Такой реферат готовится в течение всего семестра и сдается во время зачета. Кроме этой работы в течение семестра могут быть предложены две-три темы для домашней письменной работы по какому-либо разделу изучаемого курса, которая сдается в установленные сроки, проверяется преподавателем и оценивается. В общую копилку рейтинговой оценки могут быть внесены и результаты письменной контрольной работы, проведенной на очередном семинаре. Наконец, устные ответы студентов на семинарах, их количество и качество также могут быть учтены в общем рейтинге. Если в течение семестра студент справился со всеми этими видами работ, то ему зачет может быть поставлен автоматически. В этом случае опрос по тем вопросам, которые обозначены в списке, естественно, отпадает. Если же студент с этой работой не справился (полностью или в каком-то процентном соотношении), тогда в силу вступает обычная система опроса. И здесь список вопросов просто необходим, ибо и преподаватель, и студент должны знать рамочный объем знаний, необходимый для получения зачета. Учитывая тот факт, что этот список определяет некий минимум знаний, подлежащих положительному оцениванию, преподаватель вправе сам определить количество задаваемых вопросов, вплоть до собеседования по всему списку. Если же студент не может ответить на какой-то процент списочных вопросов (а иногда и ни на один из них), то незачет приобретает вполне разумную и справедливую форму, не вызывающую возражения даже у самого студента. Таким образом, наличие зачетных вопросов имеет вполне оправданный смысл. Из сказанного следует, что зачет по общественным дисциплинам, вообще, и по социологии, в частности, имеет свои особенности. Здесь оцениваются не столько способности студента к запоминанию изучаемого материала, сколько умение критически осмыслить полученную информацию и самостоятельно применить ее к тем или иным практическим ситуациям. Таким образом, зачет является одной из основных форм контроля знаний в вузе. Он является более вариабельной формой контроля по сравнению с экзаменом, отличается своей оперативностью и возможностью проверить как теоретические знания, так и практические навыки. Он тесно связан и с текущим контролем знаний и с рейтинговой формой его оценки, позволяет более полно раскрываться творческим способностям студента, избежать вечного спутника экзаменов - шпаргалок и разного рода подтасовок. Ниже приводится примерный перечень вопросов, определяющих зачетный уровень знания по курсу общей социологии.
3.4.3. Вопросы к зачету по социологии Что изучает социология, каков ее предмет? Каковы основные функции социологии? Из каких элементов складывается структура социологического знания? В чем заключается отличие социологии от других общественных наук? Каковы основные задачи прикладной социологии? Что такое социальная философия и какова ее роль в возникновении социологии? Зарождение позитивизма и социологии. Роль О. Конта и Г. Спенсера в становлении новой науки об обществе. Марксистская трактовка общественных процессов, структуры общества и классовой борьбы. «Социологизм» Э. Дюркгейма и его учение о социальных фактах как основе социологического познания. «Понимающая» социология М. Вебера. Интегральная социология П. Сорокина. Теория социального действия Т. Парсонса. Структурно-функциональный анализ Р. Мертона. Социологические идеи символического интеракционизма. Особенности развития и институционализации социологии. Структура личности и ее концептуальные модели. Системно-структурная и динамическая характеристика общества. Статусно-ролевая характеристика общества. Что такое общество, цивилизация и культура? Из каких элементов складывается структура общества? Типологическая характеристика общества. Что является определяющим фактором развития общества? Каковы основные этапы общественного развития? Понятия социального регресса и прогресса. Семья как элемент социальной структуры. Что такое социология семьи? Социальная группа как элемент социальной структуры. Понятие социометрии.
Социальная общность и ее системообразующая роль. Типология социальных общностей. Социальные организации и организационная структура общества. Социальные институты и процессы институционализации. Социальные связи и отношения, их значение для анализа социальной структуры. Социальные действия и взаимодействия. Социальные конфликты и их теоретические модели. Основные виды и этапы прикладного социологического исследования. Программа социологического исследования. Анализ документов как метод социологического исследования. Наблюдение в социологии. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Выборочный метод в социологии. Эксперимент в социологическом исследовании. Опрос как метод сбора первичной социологической информации. Статистическая обработка и анализ социологических данных. Социология и социальные технологии.
Date: 2015-10-18; view: 313; Нарушение авторских прав |