Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории символического интеракционизма. 5 page





Балл «2» ставится тогда, когда у студента имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена.

Применение этих критериев при проверке и оценке знаний требу­ет от преподавателя определенного умения, педагогического такта, преодоления субъективных предубеждений и стремления к макси­мальной объективности, для чего и необходима стандартизация и соответствующая методическая литература. По крайней мере необ­ходимо хотя бы унифицировать вопросы к зачету по социологии с тем, чтобы четко определить объем знаний по этой дисциплине.


3.4.2. Зачет как основная форма контроля знаний по социологии

Из предыдущего материала видно, что определение формы кон­троля знаний по той или иной дисциплине регламентируется госу­дарственными органами с помощью соответствующих стандартов. Однако в условиях перехода к новым рыночным отношениям, с воз­никновением негосударственных вузов, самопроизвольной передел­кой учебных планов почти по всем специальностям государственное контролирование этого аспекта вузовского обучения значительно ослабло. Ранг многих общественных дисциплин, входящих в блок обязательных вузовских курсов, значительно понизился. Нарушена систематизация этих курсов (социология, например, может изучать­ся от первого до пятого курса, где для нее найдут оставшееся место в учебных планах), снижен уровень контроля знаний (чаще всего эк­замены заменяются зачетами), резко упало в вузах количество науч­ных студенческих кружков, в которых бы студенты разных специ­альностей могли приобщаться к общественно-гуманитарной про­блематике. Так или иначе приходится констатировать, что основной формой контроля знаний по общественным наукам (в том числе и по социологии) стал именно зачет. И в современных условиях можно лишь уповать на то, чтобы сделать его хотя бы дифференцирован­ным. Многое зависит и от самих преподавателей (а также от соот­ветствующих кафедр), которые не должны превращать зачет в ка­кую-то конвейерскую систему.

С тем, чтобы поднять уровень контроля знаний в форме зачета, необходимо дальше развивать методику его проведения. К сожале­нию, современная методическая литература по этому вопросу почти полностью отсутствует. Каждый преподаватель в этом деле опирает­ся на свой личный опыт и интуитивное представление.

А между тем зачетная сессия - это важный этап в деятельности вуза, в жизни как студента, так и преподавателя, кафедры, всех учебно-методических служб высшего учебного заведения. В этой связи не лишне напомнить некоторые методические положения, оп­ределяющие статус этой формы контроля знаний.

В специальной литературе даетхя следующее определение этой формы контроля знаний: «Зачеты - вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предме­там, в изучении которых преобладают практические знания. Прово­дятся обычно в форме собеседования преподавателя со студентом. Завершаются записью в ведомости и в зачетной книжке студента, удостоверяющей выполнение определенной работы или овладение тем или иным разделом курса» (Педагогический словарь. Т. 1. - М, 1960).


На основе определения можно обозначить некоторые общие при­знаки зачетной формы проверки знания. К ним относятся:

• зачеты проводятся преимущественно для оценки знаний студен­тов по каким-либо крупным разделам теоретических курсов или же по предметам, в которых преобладает практическое знание, фор­мируются определенные профессиональные навыки и умения;

• зачеты служат для проверки и принятия курсовых работ (проек­тов) и различного рода практик;

• зачетная оценка является, как правило, недифференцированной (за исключением тех случаев, по которым принимается специ­альное решение советом факультета или вуза);

• зачеты обычно имеют индивидуальный характер и проводятся как в устной, так и в письменной форме;

• зачеты могут проводиться либо одновременно со всей группой по расписанию, либо в течение некоторого периода времени путем организации нескольких коллоквиумов, цикла письменных-работ, рейтинговой формы контроля знаний.

При выполнении своей основной (контрольной) функции зачет, как и другие формы обучения, выполняет и ряд сопутствующих функций, роль которых не следует недооценивать. К таковым отно­сятся: обучающая, воспитательная, организующая, систематизи­рующая, развивающая, методическая.

Зачет, таким образом, есть форма активизации учебного процес­са, систематизации, закрепления и углубления полученных знаний.


Проведение зачета также имеет свои методические установки. При этом необходимо учитывать тот факт, что возможности опроса здесь более разнообразные, чем при проведении экзамена. Объясня­ется это тем, что здесь возможны различные варианты опроса:

• устный и письменный;

• индивидуальный и коллективный;

• одноразовый и многоразовый;

• имеющий теоретический и практический характер;

• реальный опрос или автоматический зачет.

Обычно зачет происходит в виде индивидуальной беседы. В ау­дитории при этом находится несколько студентов или группа в пол­ном составе. Это более эффективно, чем беседовать с каждым сту­дентом «один на один». Правда, с нерадивыми студентами препода­вателю «один на один» приходится встречаться и, к сожалению, не один только раз.

В ходе зачета преподаватель не только заслушивает ответ и опре­деляет его качество, но должен и аргументировать незнание студен-


та, конкретизируя, что же тот должен доучить, чтобы сдать зачет в следующий раз. Совершенно недопустимы какие-либо оскорбитель­ные замечания в адрес студента в связи с обнаружившейся недоста­точностью его знаний или отказ поставить зачет в связи с какими-либо дисциплинарными проблемами.

Важным аспектом методики проведения зачета является требова­ние о наличии перечня специальных вопросов. Как нам представля­ется, вряд ли этот вопрос может быть дискуссионным, особенно при изучении социологии. Список контрольных вопросов необходим, во-первых, в связи с тем, что важно иметь какие-то рамки того объема знаний, которые студент должен усвоить за семестр и хорошо знать; во-вторых, набор этих вопросов помогает систематизировать знания; в-третьих, сделать сам контроль осмысленным, предсказуемым и более организованным. Для этого студент со списком контрольных вопросов должен быть ознакомлен не в конце семестра, а в самом его начале с тем, чтобы более четко ориентироваться в логике по­строения курса. По крайней мере, при изучении социологии такой список просто необходим, т.к. студенты не имеют стандартных про­грамм этого курса, учебники по социологии разные по объему и со­держат разные вопросы, да и разные преподаватели могут отдавать предпочтение тем или иным вопросам. Поэтому между преподавате­лем и студентом с самого начала должна существовать полная ясность о том, что будет изучаться и как будут контролироваться знания.

Проведение зачета максимально должно контролироваться соот­ветствующей кафедрой, ибо здесь действительно весьма широкий диапазон требований, иногда всецело зависящий от произвола пре­подавателя. Так, одни преподаватели зачет почти полностью урав­нивают с экзаменом, готовя не только вопросы, но и билеты; другие же полностью либерализируют эту форму контроля, чуть ли не всем студентам выставляя «автоматы». Поэтому кафедры должны утвер­ждать как программы обществоведческих курсов, так и списки кон­трольных вопросов, разумеется, сохраняя и некую свободу творче­ства самих преподавателей при проведении зачета.

Говоря о специфике преподавания общего курса социологии, на­личии успевающих и неуспевающих студентов, можно порекомен­довать следующую стратегию проведения зачетной формы контроля занятий, эта стратегия сочетает в себе рейтинговую форму оценки зна­ний с обычной школярской формой вопросно-ответного характера.


Учитывая односеместровый период изучения социологии, в рам­ках которого можно провести всего лишь 9-10 лекций и 6 - 7 семи­нарских занятий, необходимо максимально использовать возможно­сти контролируемой самостоятельной работы студентов. С этой це­лью в самом начале курса каждому студенту можно дать тему для 218


написания большого реферата. Такой реферат готовится в течение всего семестра и сдается во время зачета. Кроме этой работы в тече­ние семестра могут быть предложены две-три темы для домашней письменной работы по какому-либо разделу изучаемого курса, кото­рая сдается в установленные сроки, проверяется преподавателем и оценивается. В общую копилку рейтинговой оценки могут быть вне­сены и результаты письменной контрольной работы, проведенной на очередном семинаре. Наконец, устные ответы студентов на семина­рах, их количество и качество также могут быть учтены в общем рейтинге.

Если в течение семестра студент справился со всеми этими вида­ми работ, то ему зачет может быть поставлен автоматически. В этом случае опрос по тем вопросам, которые обозначены в списке, естест­венно, отпадает. Если же студент с этой работой не справился (пол­ностью или в каком-то процентном соотношении), тогда в силу вступает обычная система опроса. И здесь список вопросов просто необходим, ибо и преподаватель, и студент должны знать рамочный объем знаний, необходимый для получения зачета. Учитывая тот факт, что этот список определяет некий минимум знаний, подлежа­щих положительному оцениванию, преподаватель вправе сам опре­делить количество задаваемых вопросов, вплоть до собеседования по всему списку. Если же студент не может ответить на какой-то процент списочных вопросов (а иногда и ни на один из них), то не­зачет приобретает вполне разумную и справедливую форму, не вы­зывающую возражения даже у самого студента. Таким образом, на­личие зачетных вопросов имеет вполне оправданный смысл.

Из сказанного следует, что зачет по общественным дисциплинам, вообще, и по социологии, в частности, имеет свои особенности. Здесь оцениваются не столько способности студента к запоминанию изучаемого материала, сколько умение критически осмыслить полу­ченную информацию и самостоятельно применить ее к тем или иным практическим ситуациям.

Таким образом, зачет является одной из основных форм контроля знаний в вузе. Он является более вариабельной формой контроля по сравнению с экзаменом, отличается своей оперативностью и воз­можностью проверить как теоретические знания, так и практические навыки. Он тесно связан и с текущим контролем знаний и с рейтин­говой формой его оценки, позволяет более полно раскрываться творческим способностям студента, избежать вечного спутника эк­заменов - шпаргалок и разного рода подтасовок.

Ниже приводится примерный перечень вопросов, определяющих зачетный уровень знания по курсу общей социологии.



 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

3.4.3. Вопросы к зачету по социологии

Что изучает социология, каков ее предмет?

Каковы основные функции социологии?

Из каких элементов складывается структура социологического знания?

В чем заключается отличие социологии от других обществен­ных наук?

Каковы основные задачи прикладной социологии?

Что такое социальная философия и какова ее роль в возникно­вении социологии?

Зарождение позитивизма и социологии. Роль О. Конта и Г. Спенсера в становлении новой науки об обществе. Марксистская трактовка общественных процессов, структуры общества и классовой борьбы.

«Социологизм» Э. Дюркгейма и его учение о социальных фак­тах как основе социологического познания. «Понимающая» социология М. Вебера. Интегральная социология П. Сорокина. Теория социального действия Т. Парсонса. Структурно-функциональный анализ Р. Мертона. Социологические идеи символического интеракционизма. Особенности развития и институционализации социологии. Структура личности и ее концептуальные модели. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.

Статусно-ролевая характеристика общества. Что такое общество, цивилизация и культура? Из каких элементов складывается структура общества? Типологическая характеристика общества. Что является определяющим фактором развития общества? Каковы основные этапы общественного развития? Понятия со­циального регресса и прогресса.

Семья как элемент социальной структуры. Что такое социоло­гия семьи?

Социальная группа как элемент социальной структуры. Поня­тие социометрии.


 

Социальная общность и ее системообразующая роль. Типология социальных общностей.

Социальные организации и организационная структура общества.

Социальные институты и процессы институционализации.

Социальные связи и отношения, их значение для анализа соци­альной структуры.

Социальные действия и взаимодействия.

Социальные конфликты и их теоретические модели.

Основные виды и этапы прикладного социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Анализ документов как метод социологического исследования.

Наблюдение в социологии.

Понятие генеральной и выборочной совокупности. Выборочный метод в социологии.

Эксперимент в социологическом исследовании.

Опрос как метод сбора первичной социологической информации.

Статистическая обработка и анализ социологических данных.

Социология и социальные технологии.


 











Date: 2015-10-18; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию