Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные институты социализации. 1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей
1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки). 2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина). 3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых струк- тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя). 4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации). Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом. Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным. Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение. Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Пол Пота. Социология личности как раз таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения. Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объеди- С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес для социологии. Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традицией, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Как и любой организм семья зарождается, развивается и распадается, исторически меняются формы семьи и брака. В своем историческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядоченных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства. Как наиболее важные события в жизни человека и общества женитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться традицией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и дальними родственниками. Лишь наличие этого триединого отношения (супружество - ро-дительство - родство) позволяет говорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим образом: семья это основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Основой семьи являются брак, супружество, родство. Основными этапами исторического развития семьи и брака являются: - первобытная орда (господство промискуитета - неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники); - групповая семья (первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности между родителями и детьми);
- пуналуальная семья (матриархат, групповой брак, но с запретом брачных связей между братьями и сестрами); - парная семья (при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности); - патриархальная семья (лидирующее положение в семье занимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется религией); - моногамная семья (парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней,-имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви). Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним относятся: • предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка); • вступление в брак; • стадия молодой семьи; • появление детей, формирование полной семьи; '• стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспитание); • стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи^ ее гармоничное существование и функционирование. Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью и культурой каждого члена семьи.
По выбору места жительства семьи подразделяются на: • патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа); • матрилокальную (молодожены живут с родителями жены); • неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей). Функции семьи Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функционированию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции: • сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения); • воспитательно-регулятивная (первичная социализация и первичный социальный контроль); • рекреативно-досуговая (обеспечение отдыха, укрепление, восстановление здоровья, организация рационального досуга); • эмоционально-коммуникативная_(общение на основе родственных чувств, культивирование спокойного приятного мироощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.); • хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и Наличие этих функций помогает понять, что семья это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими понятиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустри-альных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесоциальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде традиционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, многие стороны которой также подвергаются индустриализации (стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.). Таким образом, семья это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражается в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсий (стипендий) у ее недееспособных членов. 3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статистикой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом конкретном обществе. Для этого используется анализ документов, статистические данные, опросы населения по различным вопросам семейной жизни. Особое значение здесь имеют мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д. Средняя величина семей в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси - 3,3, в республиках Средней Азии - 6. Причем прослеживается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело доходит до критической отметки, когда естественный прирост населения не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%. Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. \ По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45 - 49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состоявших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов. Если сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3 - 4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрачной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям - всего лишь 1,4%.
В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов являются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограничены. Среди основных причин разводов, по данным социологических исследований, выступают: • пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни; • супружеская неверность; • психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье; • завышенные притязания друг к другу; • невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семеино-бытовых функций; • бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других. Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства: • снижение рождаемости; • увеличение разводов и образование неполных семей; снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.; • ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болезней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении служебных обязанностей и т.д. Во все времена семейно-брачные отношения были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институтов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе происходят кризисные ситуации, снижающие положительное воздействие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений. Тема 7 Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений План лекции: 1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структуры. 2. Типология социальных групп. 3. Социометрия малых групп. 1. Как уже отмечалось, человек постоянно находится в окружении других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве он член производственного коллектива и по многим другим параметрам он действительно является членом того или иного социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее понятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе семью и даже малую группу. А между тем, эти понятия имеют строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непосредственное общение ее членов друг с другом. Общность же обозначает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например, этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории. Под группой следует понимать первичное социальное объединение людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами. В социологической теории различают понятия «группы», «первичной группы» и «малой группы». С тем, чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные
группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов. Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и группы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д. Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают. Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода преступные объединения типа банды, мафии, клана. Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом. Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не делает 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы. Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполеона: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100 мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч., т. 20, с. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов. Мнение членов группы и ближайших руководителей оказывает решающее воздействие на поведение ее отдельных членов. Во французском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понимание того, что они защищают вечные ценности западной цивилизации. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения солдат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социологии. - М., 2000, С. 64). Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся: • интегрирующая роль; • повышение уровня индивидуальной мотивации; • авторитет коллективного мнения; • защитная роль коллектива. Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы, вторая - эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу. В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «У» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «У» или «креста», для других -«круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на производстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «У» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организация может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочтительней отношения типа «круга» или «цепи». Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основ-
ных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или неформальными лидерами; дисгармонические действия, предпринимаемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли. Роли консолидации группы: • информатора (четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы): • гармонизатора (руководитель или член группы выступает посредником между конфликтующими участниками группы); • привратника (активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций). Роли дисгармонизации группы: • блокирование (члены группы не согласны с теми задачами, которые ставятся перед ними); • агрессивность (постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы); • неадекватное стремление к признанию (болезненное стремление все время находиться в центре внимания); • абсентизм (демонстративное безразличие ко всему происходящему в группе, устраненность от коллективных мероприятий); • доминирование (стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств); • беспомощность (культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оправдать свою лень и недееспособность). Выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зрелости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных ситуаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функционирование и динамика группы. Из сказанного ясно, что, наряду с выполнением своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выполняет социализирующую роль, прививая навыки коллективного творчества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д. Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям). По степени сплоченности различают группы первичные и вторичные. По масштабу - малые и большие. (В качестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреждения, вуза, театра, министерства и т.д.). По производственному признаку выделяются группы в сфере материального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д. По формам образования выделяются формальные и неформальные группы. Формальная группа - это такое объединение людей, состав и функции которого регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представляет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между ее членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном создании следует различать неформальные и вполне формальные отношения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, неформальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан. Неформальные объединения дружеского типа могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе, как официальном объединении, всегда существуют и небольшие микрогруппы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают симпатии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки. Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой». Кроме того, он может наблюдать и за деятельностью других «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из этих групп называются группами присутствия, вторые - идеальными, т.е. носителями неких идеальных качеств. Кроме реально существующих человек может моделировать в своем сознании и такие группы, которые реально не существуют, но представляются человеку наиболее идеальными. Такие группы называются воображаемыми. Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса. Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется, называется референтной. Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т.д. Таковы основные типы социальных групп. 3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений в различных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл. Изучение этих отношений является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методической основой изучения этих отношений являются социометрия, основоположником которой является американский исследователь Якоб Морено. Социометрия - это одновременно и теория социальной структуры и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размещения людей относительно друг друга в различных сферах их жизнедеятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) связями и отношениями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние - как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают противоречия и социальные конфликты. Целью социометрии является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых организаций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отношения в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкретной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодействие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является потребность в общении с объектом выбора. Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометрических измерений. Данные социометрического опроса обычно выражаются с помощью социограмм и социоматриц, помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе. Особым методом социометрического исследования являются социометрический театр, имеющий две разновидности: социодрама (проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения конфликтов) и психодрама (моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных ситуаций и снятия нервных напряжений). Социометрическое изучение позволяет широко использовать средства математического анализа и машинной обработки данных, что придает ему особую научную ценность и респектабельность. Тема 8 Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность План лекции: 1. Понятие социальной общности. 2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения. 3. Социальная стратификация и социальная мобильность. 1. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем (с равным правом называемых и системами) с различными системообразующими качествами и свойствами. Мы уже разобрали такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность. Общность - это макросоциальное объединение людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализированное в пространстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и действующее как единый социальный субъект; это реально существующая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятельный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения. Необходимо различать два значения понятия «общность». В одном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любого объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д. - все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Не различение этих значений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же слово обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, которые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают в качестве самостоятельной структурной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества. Конечно, и группа, и общность представляют собой некоторые объединения людей. Но это качественно различные формы объединения, имеющие свои отличительные признаки. Группа - это все же не очень крупное по количественному составу объединение людей (в пределах 100 человек), общность же может включать сотни тысяч и даже миллионы людей. Группа локализована во времени и в пространстве, в то время как общность может иметь диффузный характер и не иметь четких пространственно-временных границ. Называют, например, три мировые религии, подчеркивая их безграничный характер. Представители же этих религий живут в тесном соседстве друг с другом, и даже перемешиваясь друг с другом, примерно так же, как растворяется одна жидкость в другой. Члены группы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в то время как члены общности, выделяемые по какому-то одному общему признаку, в большинстве своем не имеют непосредственных контактов друг с другом, могут даже ничего не знать друг о друге. Наконец, общность сама состоит из групп, последние выступают в качестве исходных элементов ее структуры. Таким образом, с точки зрения анализа социальной структуры, теоретически важно выделять малые и крупные объединения людей, которые весьма существенно различаются между собой и структурно, и функционально - это группы и общности. 2. Природа и сущность общности уточняется в ее типологической характеристике. Итак, если общность - это массовое объединение людей, выделяемое на основе какого-либо общего признака, то сами эти признаки можно увязать с основными подсистемами общества, каковыми являются экономическая, политическая и социокультурная сферы. На этом основании можно выделить следующие типы общностей: • племена, народности, нации, расы (этнические общности); • мужчины и женщины (половые общности); • дети, юноши, взрослые, старики (возрастные общности с последующим их делением на более мелкие возрастные группы); • сословия, классы, слои (социально-экономические общности); • машиностроители, строители, нефтяники, транспортники, связисты, юристы, работники сельского хозяйства, образования, культуры, управления, силовых структур и т.д. (отраслевые общности); • каменщики, плотники, слесари, токари, животноводы, механизаторы, врачи, преподаватели, банкиры, бизнесмены, предприниматели и т.д. (профессиональные общности); • члены крупных политических партий, социальных объединений и движений (политические общности); • православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и т.д. (конфессиональные общности); • жители (население) деревни, города, района, области, государства (поселенчески-территориальные общности). Каждая из этих общностей имеет собственную структуру, определяемую входящими в нее группами и их объединениями, свои функциональные особенности, свои традиционные и новаторские способы коллективного поведения. Каждая общность предполагает свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т.д.) поведения. В монообществе или в унитарном государстве все эти типы культур сливаются в единую общую культуру с общепринятыми нормами, ценностями и традициями. В многонациональном, многоконфессиональном обществе и в государстве федерального типа, наряду с общими ценностями, могут существовать и локальные культуры, определяющие разные типы поведения людей. Особыми разновидностями социальных объединений являются народ,толпа и публика. Понятие «народ» имеет исторический, этнографический, демографический и социально-политический смыслы. С одной стороны, оно предполагает собирательный смысл, когда имеют в виду предельно широкие общности людей. Такие, например, как «народы мира», «народы Азии» (или Африки) и т.д. С другой стороны, оно обозначает население страны, например, в том случае, когда говори- ли о советском народе как новой социальной общности людей, или когда говорят, предположим, о французах - народ Франции. Наконец, под народом понимают и наиболее обездоленную часть общества, от имени которой любят выступать политики и революционеры. Но, так или иначе, это тоже определенная социальная общность, отличная от понятия население. Особым набором социальных признаков характеризуется такое аморфное объединение людей, как толпа. Французский социолог Г. Тард определил, толпу как «случайный коллективный организм низшего порядка». Главную причину возникновения толпы он усматривал в общей вере, цели и страсти, которые содействуют скоплению людей. Образование толпы основывается на механизме подражания. Тард выделил ряд черт, характеризующих толпу и составляющих ее членов-это: нетерпимость, необузданность, подозрительность, вера в свою непогрешимость и собственное могущество, тщеславие, эгоизм, отсутствие рациональной оценки своих действий, чувство безнаказанности. Этот исследователь был убежден в том, что несмотря на свои благородные цели толпа всегда имеет преступный характер и нацелена не столько на созидание, сколько на разрушение. Второй французский исследователь Г. Лебон попытался выявить воздействие толпы на ее' отдельных членов. Он пришел к выводу, что поведение толпы кардинально отличается от действия ее отдельных членов в то время, когда они находятся вне ее. Подчиняясь «закону духовного единства толпы», личность теряет в ней свои индивидуальные качества, способность самостоятельно мыслить, принимать рациональные решения, контролировать самостоятельные поступки. Отрицательные качества толпы, по мнению Г. Лебона, определяются действием трех механизмов - это анонимность (возможность спрятаться за чужую спину), заражение и внушение (легкое усвоение популярных идей). Большое значение изучению поведения толпы уделяется и в современной науке. Несмотря на ряд негативных характеристик этого поведения нельзя не признать, что образование толпы и ее разрушительная сила сыграли свою положительную роль во всех революционных преобразованиях общества как во Франции, так и в России. Поэтому характеристика поведения толпы в политической жизни весьма неоднозначна. Одни видят в ней буйство иррациональных сил и нивелировку личности, другие - проявление народного протеста и возможности проявления героических качеств личности. Иначе ведет себя такая общность, как публика, объединенная общностью духовных интересов. В основе этой общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она имеет возможность для самовыражения. Чаще всего в качестве публики выступают зрители, посетители библиотек, публичных аудиторий, читатели газет, журналов. С возникновением и совершенствованием средств массовой информации публика как бы рассредоточивается, пользуясь информацией по месту жительства. Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей становятся зрителями (т.е. публикой) и соучастниками крупных политических и культурных событий, например, олимпийских игр, партийных съездов, предвыборных кампаний и т.д. 3. Можно заметить, что природа общности во многом накладывает свой отпечаток и на структуру общества. Последняя предстает как полиструктурное образование. И в зависимости от тех или иных исследовательских интересов можно говорить о разных проявлениях социальной структуры. В частности, можно говорить об этнической, демографической, конфессиональной, производственно-экономической и, наконец, о социально-политической структурах общества. Последние часто и выражаются понятиями классовой или стратификационной организации социальной структуры. Изучение структуры и социальных процессов всегда велось с позиции двух противоположных методологических установок: либо с позиции единого определяющего фактора, либо с точки зрения действия множества различных факторов, определяющих структуру и развитие общества. В качестве примеров первого подхода можно назвать концепции географического детерминизма, биологизма, органицизма, эволюционизма, экономического детерминизма, технологического детерминизма, индустриальных или информационных моделей развития общества. В XIX - XX вв. в теоретической социологии противоборствовали С точки зрения марксистского подхода, структура общества, построенного на основе частной собственности, определяется борьбой двух основных классов. Все экономические, политические, социально-нравственные и даже эстетические отношения определялись классовыми интересами и их противоборством. Позитивистская же трактовка структуры общества стремилась расширить диапазон субъектов экономических и социально-политических отношений, выразить их не столько через состояние борьбы, сколько через состояние гармонии и взаимозависимости. В XX в. эта концепция оформилась в теорию стратификации и социальной мобильности. Основными разработчиками ее стали М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсон, Р. Мертон и др. Не отбрасывая понятия класса, они ввели в научный оборот понятие слоя, или страты, в качестве основного элемента социальной структуры. Последняя стала трактоваться как сочетание различных слоев, т.е. таких общностей, которые отличаются друг от друга не по одному, а по нескольким параметрам или критериями. Таковыми стали считаться доход, образование, престиж, обладание информацией и властью. На этой основе стали выделяться три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Отношения между этими слоями (общностями) и стали рассматриваться как главный стержень социальной структуры, особенностей ее функционирования, изменения и развития, получив название «теории социальной стратификации». Причем, сами эти общности стали рассматриваться не по принципу закрытых систем, как сословия или классы, а как системы открытые, т.е. такие, которые не содержат запретов и препятствий для перехода из одного слоя в другой. Эта концепция получила название «социальной мобильности». При этом предполагались движения как по вертикали (вверх или вниз), так и по горизонтали, т.е. в рамках одного и того же слоя. Активное участие всех слоев общества в политической жизни определяло демократический статус государства, его открытый характер, в отличие от тоталитарных систем, всегда отличавшихся закрытостью своих властных структур. Тоталитарность в большинстве случаев рассматривают как исключительно отрицательную систему. Но в ней есть свои мобилизующие факторы, позволяющие концентрировать усилия общества на решении национальных задач. Не следует забывать, что Россия благодаря именно тоталитарной системе за исторически короткий срок добилась выдающихся достижений, став одной из ведущих держав мира. В условиях же демократических преобразований многие ее достижения тают буквально на глазах. Но парадокс развития состоит в том, что благо государства не всегда есть выражение блага народа, удовлетворение интересов отдельных личностей. Поэтому вопрос о том, как институционализируется социальная структура, как она организуется, также представляет большой интерес для социологической теории. Тема 9 Организационная структура общества, понятия социальной организации и социального института План лекции: 1. Природа социальной организации, анализ ее структуры и социальных функций. 2. Типологическая характеристика организаций. 3. Понятие социального института и процесса институционали-зации. 1. Личность, семья, группа, общность выражают человеческий материал социальной структуры. Но люди в обществе не просто механически объединяются, а еще и определенным образом организуются, одни из них выполняют функции управляющих, другие -управляемых, одни занимаются умственным трудом, другие - физическим и т.д. Дополняя друг друга, они создают определенные социальные единицы, получившие название организаций, которые становятся важным элементов социальной структуры. Что же такое организация? Само это понятие имеет различные значения, употребляется по крайней мере в трех смыслах. Во-первых, под организацией понимается учреждение, выполняющее определенные социальные функции. В этом смысле говорят о государственных, политических, общественных, производственных, строительных, сельскохозяйственных организациях, а также об организациях культуры, здравоохранения, спорта, отдыха и т.д. Министерство, завод, фабрика, акционерное общество, вуз, театр, дом отдыха, спортивное объединение и т.д. и т.п. - все это примеры социальных организаций. Во-вторых, под организацией понимается степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объекта. В этом смысле говорят о высокой или низкой организованности объекта. В этом плане понятия строения, структуры и организации оказываются близкими по своему значению. Все социальные объекты имеют свою организацию, т.е. определенную связь составляющих элементов. И как различают системы неживой, живой и социальной материи, так же можно говорить и о типах организации, т.е. об организации механических, биологических и социальных систем. Любой социальный объект имеет свою структуру и организацию. Семья, группа, общность, учреждение, институт имеют свои отличительные организационные признаки.
[38 В-третьих, под организацией понимается человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов. В этом смысле говорят об организации митингов, демонстраций, театральных представлений, спортивных зрелищ, предвыборных кампаний или кампаний какого-либо другого рода, например, борьбы за мир, борьбы против пьянства и наркомании и т.д. В своей совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы, а именно, ее объективность, структурную сложность и целесообразную деятельность, направленную на поддержание нормального функционирования как отдельных организаций, так и общества в целом. Таким образом, социальная организация -это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей. Основным стержнем организационной структуры являются властно-управленческие отношения. Поэтому в ней выделяются управляющий блок (руководитель или руководители с соответствующими функциями, штатом вспомогательных работников) и блок управляемой подсистемы (исполнители). Организации подразделяются по масштабам и выполняемым ими функциям. Кто-то производит, кто-то обучает, лечит, оздоравливает, развлекает, творит и т.д. Иначе говоря, в рамках организаций осуществляется общественное разделение труда. Высшей формой социальной организации является государство. Каждая сфера социальной жизни (экономика, политика, культура и социальная сфера) имеет свою иерархию организационных структур вплоть до отдельных малых групп, которые можно было бы назвать микросоциальными организациями. Например, в системе высшего образования такую иерархию можно выразить следующим образом:
большого количества информации (внутренней и внешней), выработку команд и их исполнение, что обусловливается служебными инструкциями и правилами, определяющими функциональные обязанности структурных единиц организации и отдельных исполнителей; обеспечение функционирования материальными ресурсами, формальными и неформальными отношениями между ее членами. В любой организации отношения строятся по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация), что и придает ее деятельности цельный организованный характер. При выполнении своей основной социальной функции каждая организация выполняет и социализирующую роль. Нет более сильного социализирующего фактора, чем общение со своими коллегами по работе, а также реализация дисциплинарных правил и требований, регламентирующих деятельность членов организации. Именно через организации, через разделение их функций и их связи друг с другом определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстает как иерархия организаций. 2. Организации подразделяются на административные, общественные и ассоциативные, на формальные и неформальные. Административные организации отличаются жестко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями. Наиболее жесткими в этом плане являются организации силовых структур. Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей, они менее формализованы и более демократичны. К ним можно отнести политические партии, профессиональные и другие союзы, фонды, движения и т.д. Ассоциативные организации имеют весьма подвижные структуры, нет жесткой формализации отношения, цели не декларируются, а определяются спонтанно, индивиды имеют больше возможностей для выражения своих целей и на свободную деятельность в рамках организации. Это различные объединения индивидов по интересам, со свободным вхождением в организацию и выходом из нее. Примерами могут служить общества, создаваемые филателистами, нумизматами, болельщиками, меломанами и т.д. Формальная организация - это основа административной структуры общества с жестким распределением функций, прав и обязанностей. Неформальная организация образуется стихийно, имея две разновидности. Во-первых, это простое стихийное объединение людей без жесткой регламентации поведения ее членов и отсутствия четко обозначенной цели. Чаще всего это дворовые объединения подростков, соседей, дачников, людей с общими интересами и т.д. Во-вторых, это организация преступной (или какой-либо религиозно-культовой) группы, которая может отличаться четко обозначенной целью (формируемой главарем), неукоснительным выполнением всех требований и исполнительской дисциплиной. В рамках формальной организации могут устанавливаться и неформальные отношения, характеризуя ее, так сказать, второе лицо. Именно эти отношения определяют морально-психологический климат в коллективе, определяют неофициальную оценку деятельности руководителя или отдельных членов коллектива. Неформальные отношения имеют свою нормальную и аномальную формы. В качестве последних могут быть названы неуставные отношения в армии (дедовщина), неделовые отношения между преподавателями и студентами, панибратские отношения между руководителями и подчиненными, приближение к себе или удаление от себя некоторых членов коллектива со стороны начальства и т.д. Обобщая, можно указать на следующие специфические признаки социальной организации: • организация создается рационально для удовлетворения возникающих общественных потребностей; • организация - это группа людей (коллектив), действующих совместно, с определенным разделением труда для наиболее рационального достижения поставленных целей, имеющая определенную материальную базу, принимающая и перерабатывающая информацию с целью выработки управленческих решений и команд, целесообразно координирующих и организующих деятельность всех ее членов; • организация представляет иерархическую систему со своей собственной структурой, основными элементами которой являются блок управления и управляемые подсистемы; выстраиваются отношения субординации и координации, осуществляется контроль и управление; • каждая организация характеризуется особым набором своих статусно-ролевых признаков; • организация выполняет определенные функции по отношению как к внешним социальным объектам (к макромиру), так и к своим собственным членам (к микромиру), одной из таких функций является процесс социализации личности. Внешние функции определяются целями, для достижения которых и образуется организация; • возникает организация как процесс институализации социальных потребностей. Так как социальных организаций бесконечное множество и каждая выполняет определенный набор функций, то всех их невозможно перечислить. Но можно выделить некоторые типичные функции, которые выполняет как отдельная организация, так и целостная их система. Функции, выполняемые организацией, подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с изменением предметной среды, с производством предметов культуры (материальной и духовной) и удовлетворением потребностей человека и общества. Внутренние функции связаны, во-первых, с самим человеком, т.е. направлены на поддержание и улучшение его здоровья, на развитие духовной структуры личности (это отдых, оздоровление, лечение, образование и воспитании); во-вторых, с организационными мероприятиями, направленными на укрепление самой организации (это интеграция, координация, контроль, управление, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины и т.д.). Существуют как отдельные организации, так и целостные их системы. Общество в целом можно назвать суперорганизацией, представляющей собой разветвленную сеть различных по масштабам и функциям организаций. Учитывая тот факт, что в любой организации есть блок управления со своим штатом, своей иерархией слу-жебно-должностных отношений, со своими функциями, и тот факт, что все эти блоки увязаны между собой горизонтальными и вертикальными связями, можно считать, что общество буквально пронизано управленческим связями, примерно так же, как и организм нервной системой. От бригадира, мастера и прораба до министра, премьер-министра и президента простираются эти связи, образуя сложную систему управленческих отношений. Поэтому управление можно рассматривать в качестве одной из основных функций социальных организаций. Многочисленная армия работников исполнителей этой функции получила название бюрократии или администрации. От качества работы этой категории людей во многом зависит политический климат государства, и, наоборот, от политического режима, существующего в обществе, зависит характер деятельности бюрократии, структура и качество управления. Здесь можно сделать одно уточнение. Все организации, из которых складывается общество, называются социальными, так как все они имеют отношение к общественному существованию людей. В теории, однако, имеет место и иная типология. Тогда, наряду с собственно социальными, или общественными организациями (партиями, союзами, движениями, объединениями, фондами, землячествами, и т.д.), могут выделяться организации иных типов, а именно производственные, деловые, во- енные, полицейские, фискальные и т.д. В данной теме эти различия не рассматриваются, а дается именно общая характеристика организаций, составляющих структуру общества. Совокупность всех организаций составляет организационную структуру общества. Организации возникают не сразу, а проходят определенные стадии своего зарождения, становления, развития и исчезновения. Иначе говоря, они проходят определенные стадии институционализа-ции. Что же такое социальный институт и каков механизм институ-ционализации. 3. Практика общественного развития показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, определенным образом формализовать основные социальные действия, связи и отношения. Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты, которые также представляют собой определенную организующую силу. Социальные институты (от лат. тзйШит - устройство, установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации (во втором значении этого понятия) совместной деятельности людей, способы их действия и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Для примера обратимся к структуре семьи. Семья одновременно выступает и как группа, и как социальный институт. Как группа она характеризуется со стороны человеческого состава и демографических характеристик. А как социальный институт семья представляет собой набор определенных традиций, моральных и правовых норм, статусно-ролевых характеристик, регулирующих поведение членов семьи, выполнение ими своих социальных функций, т.е., наличие таких признаков, которые превращают семью как группу именно в социальную организацию. На этом основании можно считать, что социальный институт -это прежде всего некая традиция, обусловливающая существование социальных структур; это своего рода устав общественной жизни; это то, что организует людей в целенаправленно действующие объединения и коллективы; это организующая сила. Из многочисленных определений социального института можно привести следующее: «Социальный институт - это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов». (Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов. - М., 2000, С. 101). На основе сказанного можно заключить, что понятия организации и социального института весьма близки по своему значению. В любой организации (как в отдельно взятой социальной системе) есть и своя институциональная сущность. Так, например, армия (как и суд, и полиция, и адвокатура и т.д.) одновременно является и организацией, и социальным институтом. Социальная структура и социальная деятельность чрезвычайно разнообразны, поэтому социальных институтов бесконечное множество. Выделяют, например, институт семьи, институт религии, институты образования, искусства, науки, культуры, институты производства, банков, кредита, ренты и торговли, институты силовых структур, спорт как социальный институт, институты здравоохранения и отдыха, политические институты, институты управления и т.д. и т.п. Иначе говоря, любая устоявшаяся социальная структура, так или иначе определяющая характер поведения (деятельности) людей, может быть определена как социальный институт. Социальные институты, как и структура общества в целом, представляют собой не разрозненный набор групп и организаций, а целостную систему от семьи до государства включительно. В рамках этой системы выделяются свои блоки. Так, институт образования может быть представлен как целая система социальных институтов, а именно, институт дошкольного воспитания, институт школьного образования, институт высшего образования, институт послевузовского образования. Все эти структуры подчиняются высшему институту управленческого звена, каковым является Министерство образования. Институт семьи соотносится с такими социальными институтами, как институт брака, супружества, родства и родословности, усыновления, развода, раздела имущества, наследования, вступления в наследство, поминания предков (как системы поминальных обрядов и соответствующих празднеств), домашнего воспитания и т.д. Обобщая, можно сказать, что социальный институт - это форма коллективной жизнедеятельности людей, основанная на традициях, нормах и ценностях, это особая форма их организации, которая призвана консолидировать усилия людей для достижения общих целей. Это есть та сила, которая из отдельных людей создает целостную общественную систему. Основным предназначением социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и социализации личности. Потребность в средствах существования удовлетворяется институтами производства. Общественный порядок и безопасность удовлетворяются силовыми институтами. Духовные потребности удовлетворяются институтами культуры, искусства, науки, философии и религии. Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности называется инсти-туционализацией. Процесс институционализации и есть не что иное, как становление того или иного социального института. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных общественных потребностей. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей, которые, с одной стороны, формируются в ответ на те или иные потребности, а с другой стороны, диктуют условия совместной деятельности, консолидации усилий. И там, где эта консолидация осуществляется быстрее, там наблюдается и ускоренное развитие общества. На ранних стадиях развития общества институционализация носит стихийный характер, регулируется традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство) социальные институты приобретают характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов деятельности, сохраняют наиболее приемлемые образцы (или стереотипы поведения), которые постепенно превращаются в социальные обычаи и нормы, а затем и правовые системы, поддерживаемые силой государства, и наконец приобретают форму учреждений. Таким образом, можно сказать, что социальные институты представляют собой своеобразную духовно-организационную плазму, объединяющую людей в устойчивые системы и организации. Они реализуются в появлении специальных учреждений, набором специалистов и специализированных видов деятельности с соответствующими атрибутами и символами. В заключение можно сформулировать ряд общих положений. Основные типы социальных институтов: • экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры); • политические (вся система государственных и политических органов и организаций); • культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);
• семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи); • здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма); • информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации). Общие функции социальных институтов: • удовлетворение социальных потребностей субъектов путем выработки общих правил профессионального действия; • регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам (регулятивная); • обеспечение устойчивости и стабильности общественной жизни; • интеграция и сплочение субъектов социального действия (инте-гративная). По своему воздействию на социальные структуры функции подразделяются на: • явные; • неявные (латентные); • интегрирующие; • дезинтегрирующие (в случае, если интересы института вступают в противоречия с интересами общества). Институционализация включает в себя следующие этапы: • возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной, целенаправленной деятельности; • формирование общих целей и моти Date: 2015-10-18; view: 490; Нарушение авторских прав |