Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории символического интеракционизма. 2 page
Формы борьбы различаются в зависимости от того, какими средствами борьба осуществляется. Таковыми, в частности, являются: тайная и явная борьба, вербальная (психологическая, идеологическая) и физическая. По целевым установкам социальная борьба подразделяется на два основных вида: 1) борьба с целью нанесения вреда или ущерба противоположной стороне; 2) борьба, направленная на уничтожение противоположной стороны. Основными этапами социальной борьбы являются: • зарождение конфликта и борьбы; • период вербального или физического запугивания; • сам акт борьбы; • последствия борьбы. На основе выделенных признаков можно провести некоторую классификацию межличностных и социетальных форм социальной борьбы. Так, на межличностном уровне тайная борьба проявляется чаще всего в виде сплетни, навета, искаженной информации. В явном и вербальном своем проявлении эта борьба приобретает характер ссоры, ругани, оскорбления. В тайно-физическом проявлении она реализуется в форме морального ущерба, наносимого одной из сторон другой стороне. В явном виде эта борьба принимает форму драки, которая заканчивается легкими или тяжелыми телесными поврежде-
ниями, вплоть до летальных исходов, влекущих за собой уголовную ответственность. Групповая борьба также может иметь как тайные, так и явные, как вербальные, так и физические формы своего проявления. Она может осуществляться между жителями разных кварталов городов или соседних деревень; между различными группами населения, различающимися по национальным, конфессиональным или имущественным признакам; между торговцами и покупателями; между рабочими и администрацией отдельных предприятий; между различными кланами и преступными группировками и т.д. Эта борьба принимает свое выражение в форме разборок, протеста, бунта, забастовок, демонстраций, стихийных движений и т.д. Забастовки имеют социально-экономическую или политическую подоплеку. Они случаются в производственной сфере и выражают конфликт между трудовым коллективом, с одной стороны, и предпринимателями (или администрацией) - с другой. Заканчивается такая борьба либо удовлетворением требований бастующих, либо насильственным воздействием на них: арест зачинщиков или полное увольнение бастующих (локаут). Бунт является выражением стихийного протеста части населения (или его отдельных групп, например, молодежи, студентов, религиозных фанатиков и т.д.) против безработицы, нищеты, бесправного положения и других социальных невзгод. Как правило, эта форма борьбы сопряжена с нарушением установленного порядка, с уличными разрушениями, надругательством над государственными символами и т.д. Известны, например, стихийные движения молодежи в США и странах Западной Европы в 60 - 70 годы, протесты рабочих против повышения цен на продукты питания в Советском Союзе в 60-е годы, массовые, стихийные выступления населения в ряде союзных республик накануне распада СССР и т.д. Социетальная борьба представляет собой проявление крупных социальных конфликтов классового, национального, конфессионального или государственного характера. Она также осуществляется в вербальной (холодной) и физической (вооруженной) формах, имеет тайные и явные разновидности. Вербалыю-холодная война - это борьба идеологическими, политическими и дипломатическими средствами. Она может носить как скрытый, так и явный характер психологического воздействия. Вооруженная борьба на тайном уровне реализуется в актах диверсии, в явном же виде она осуществляется в виде восстаний, революций и войн. Восстания - это выступления широких народных масс (рабов, крестьян) против своего нищенского и бесправного существования. 176 Чаще всего восстания носят разрушительный характер. Отдельно взятые восстания, как правило, подавляются вооруженной силой и не имеют крупных социальных последствий. Однако, если такие выступления принимают массовый и перманентный характер, как это имело место в Римской империи, то они могут вести к разрушению сложившихся устоев жизни и распаду государства. В отдельных случаях восстания могут привести к смене правящей верхушки (династии) без изменения социального строя. Революция - это такое классовое выступление широких народных масс, в результате которого происходит коренное изменение социальной структуры, как это имело место при переходе от феодального общества к капиталистическому и от последнего к обществу социалистического типа. Диверсия (терроризм) - это тайная вооруженная борьба, ведущаяся между различными враждующими сторонами внутри государства или же приобретающая характер борьбы между государствами. Война - это крайняя форма вооруженной борьбы внутри государства (гражданская война) или же между государствами и их блоками (мировая война). В вооруженных столкновениях всегда есть наступающая агрессивная сторона и сторона защищающаяся. Поэтому одна и та же война, с одной стороны, оценивается как захватническая, а с другой стороны - как справедливая, оборонительная или освободительная. Вооруженная борьба не исключает и психологических средств на противника, как явных, так и скрытых действий. Поэтому в ней находят свое воплощение все виды борьбы, с которыми сталкивается человеческое общество. Тема 12 Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования План лекции: 1. Общественное мнение как духовно-деятельный элемент социальной структуры, его природа, виды и функции. 2. Специфика социологического изучения общественного мнения. Социальная диагностика. 3. Некоторые аспекты технологии формирования и управления общественным мнением. 1. Все выше рассмотренные элементы социальной структуры представляют собой своего рода материальный субстрат этой структуры. Однако человек и общество отличаются от всех других систем объективного мира тем, что они включают в свою структуру духовные элементы. Сама по себе структура психики, сознания представляет чрезвычайно сложный феномен. В нашу задачу не входит подробный анализ этой структуры. В рамках рассматриваемого вопроса можно лишь отметить, что человеческий духовный мир подразделяется на мир знаний, мнений и верований. Знания представляют собой систему позитивных, проверенных, объективных сведений о мире, накопленных человечеством за время его существования и обеспечивающих прогресс в сфере материального производства. Вера - это система представлений о сверхреальных сущностях, поддерживаемых религией и религиозными организациями, которая имеет свой социальный смысл, в плане консолидации общества. Мнение - это живая мысль людей, их суждения и оценки по поводу тех явлений и событий, которые затрагивают их интересы и их внимание. Человек не только живет, но он еще и как бы наблюдает за своей жизнью, оценивает ее. На основе этой оценки формируется поведение человека, корректируются его действия и поступки. Наука претендует на относительную истину, вера - на абсолютную, а мнение устраивает человека тем, что оно идет от него самого, от его собственных представлений и убеждений, вне зависимости от того, истинно оно или ложно, главное, что оно свое, личное. Часто мнение относят к ошибочному представлению, к некоему темному, субъективному знанию, как его определил еще Демокрит. Софисты же, наоборот, стремились возвысить роль мнения, полагая, что всякое мнение и есть истина. Реальная оценка гносеологических возможностей мнения лежит, видимо, посредине этих крайних точек зрения. Против того, что мнение может быть ошибочным, никто не спорит. Но оно, по принципу проб и ошибок, может давать и правильное отражение действительности. Мнение, догадка, предположение могут иметь место не только в обыденном мышлении, но и в науке, опережая процесс получения подлинного знания, и в искусстве, где есть своя система оценок. Кроме того, мнение часто и не претендует на истинное положение, а выражает именно отношение человека к действительности, его оценочные суждения, которые могут отличаться своей субъективной пестротой. Таким образом, в социальном бытии человека четко фиксируются три духовные структуры: знание, мнение и вера. Эти структуры хотя и имеют чисто духовный смысл, тем не менее они непосредственно вплетаются в практику человека, определяют его действия и поступки. Более того, именно мнение является непосредственным и повсе-178 дневным спутником человеческой деятельности, так сказать, бытийным проявлением его сознания. Знание и вера могут существовать и отдельно от человека (в виде теоретических, идеологических или теологических систем). Мнение же есть непосредственное живое проявление сознательного отношения человека к действительности. Оно скорее имеет сиюминутный смысл. В повседневном общении человек изрекает не какие-то научные или философские истины, а излагает свое мнение по поводу тех или иных событий, дает им оценку, определяет свое отношение к ним и т.д. Так что мнение действительно составляет основное содержание повседневной человеческой жизни, определяет тот духовный фон, который сопровождает жизнь человека. Человек может скрывать свои умыслы, но мнение он высказывает достаточно часто и открыто, будучи убежденным в своей правоте. Мнение есть выражение самости человека, его личного отношения к объективным условиям существования. Раскрыв некоторые особенности мнения на уровне индивидуального сознания, можно перейти к определению понятия «общественное мнение». Как сознание подразделяется на индивидуальное и общественное, так и мнение может принадлежать как индивиду, так и какому-либо объединению людей, приобретая в этом случае статус общественного. Двигаясь по основным элементам социальной структуры, можно выделить те или иные уровни проявления общественного мнения, а именно, общественное мнение группы, общественное мнение коллектива, общественное мнение жителей (села, города, микрорайона, района, области), общественное мнение общества в целом (государства) и наконец общественное мнение жителей планеты. Могут быть взяты и другие параметры общности, тогда говорят об общественном мнении интеллигенции, общественном мнении рабочих, общественном мнении молодежи и т.д. Второй смысловой оттенок понятия общественное мнение заключается в том, что оно фиксирует некоторое преобладание одного мнения над другим, т.е. это понятие не предполагает стопроцентное выражение коллективного мнения. Так, если в коллективе 60 % поддерживают одну точку зрения, 20 % - другую, и 20 % - третью, то все равно говорят о том, что общественное мнение данного коллектива настроено на такой-то и такой-то лад. Иначе говоря, под общественным мнением выступает мнение преобладающей части коллектива, общества, сообщества, а не мнение всех членов этих объединений. Поэтому общественное мнение нельзя отождествлять с общим мнением, которое может иметь место только в микрогруппе. Кроме того, в этой связи следует отметить такой важный методологический факт, что общественное мнение поддается измерению, что и обеспечивает его строгий научный анализ. Следующий смысловой оттенок анализируемого понятия состоит в том, что не всякие события становятся объектом общественного мнения, а лишь те, которые затрагивают жизненные интересы большинства членов общества, привлекают к себе внимание многих людей. Чем значимее событие, тем большее число людей втягивается в его оценку, тем интенсивнее становится само общественное мнение. Поэтому общественные мнения различаются по степени своей интенсивности. Они бывают бурными или вялыми, проправительственными или оппозиционными, пацифистскими или патриотическими и т.д. Таким образом, общественное мнение - это мнение большинства членов определенного типа сообщества по жизненно важным проблемам. Чаще всего это проблемы экономической, политической и общественной жизни. Общественное мнение соотносится, с одной стороны, с общественным сознанием, а с другой стороны, с общественной психологией. В первом случае это соотношение выступает как взаимосвязь теоретического и обыденного сознания, во втором — как соотношение между логической и чувственно-эмоциональной формами отражения. Структура общественного мнения определяется тем, кто его выражает, т.е. кто является его носителем (субъект общественного мнения), по какому поводу оно высказывается (объект общественного мнения или его содержание) и сам характер высказываний (оценка объекта). Основными функциями общественного мнения является оценочная, регулятивная и контрольная. Первая реализуется в различного рода оценочных суждениях в сфере экономики, политики, права, науки, искусства, морали, военного дела и т.д.; вторая проявляется в том, что общественное мнение через систему голосования может влиять на формирование властных структур и управленческих органов, на принятие управленческих решений. Контрольная функция проявляется в том, что общественное мнение, как и право, только своими средствами может активно влиять на членов коллектива, их поведение и поступки, на выполнение профессиональных обязанностей. Причем, это влияние может распространятся как на рядовых членов коллектива, так и на руководителей различных рангов. Падение престижа Политбюро ЦК КПСС во времена деятельности Л. Брежнева с последующим распадом Советского Союза во многом объясняется тем, что авторитет власти в глазах общественности упал до самой низкой отметки. В силу того, что общественное мнение выражает настроения, чувства и чаяния преобладающей части общества, его изучение имеет важное значение для нормального развития как самого общества, так и его отдельных подсистем. Рассматривая природу общественного мнения, роль в общественной жизни и возможности его изучения, необходимо иметь четкое представление об онтологических и гносеологических аспектах его проявления. Гносеологически общественное мнение выступает как отражение явлений общественной жизни. Онтологически же оно является частью этой жизни и само изучается как духовно-практическое проявление общественной жизни философами, социологами и политиками. Общество тем самым познает самое себя, выступая и как объект, и как субъект познания. Будучи частью общественного бытия, общественное мнение выражает состояние этого бытия, реализуясь в настроениях людей. Если при стихийном развитии эти настроения достигают негативно-критической отметки и не имеют положительного выхода, тогда наступает период кризисного развития событий, неконтролируемого действия некоторых слоев общества. Действия выходят из русла нормальной жизнедеятельности общества, из-под институционального контроля и приобретают характер стихийных выступлений, имеющих часто разрушительный характер. Таким образом, оценка ситуаций, состоящая из экономических процессов, социально-политических условий жизни, настроений людей и их общественного мнения, представляет онтологические элементы общественной жизни. Вся эта ситуация может стать объектом внешнего наблюдения и изучения. Философы, писатели и политики «схватывают» эту ситуацию в ее макропроявлениях (а иногда и провоцируют ее, будучи частью общества), когда уже трудно повлиять на нее политическими средствами. Ценность же социологического изучения общественного мнения состоит в том, что оно может зафиксировать социальное напряжение в момент его зарождения и тем самым предотвратить негативное развитие событий. В данном случае ситуацию с общественным бытием и общественным мнением можно было бы сравнить с паровым котлом. Топка - это экономическая жизнь, жидкость - социально-политические события, а пар - это общественное мнение. При перегреве жидкости пар время от времени может выходить через предохранительные клапаны. Однако, если эти клапаны засорились, то пар может разорвать котел, и вся система разрушится. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо автоматику дополнять живым человеком - оператором, который бы следил за показа- телями приборов и время от времени регулировал либо спускание пара, либо уменьшение подачи топлива. Социолога как раз-таки и можно было бы сравнить с таким оператором, который внимательно следит за состоянием пара, т.е. состоянием общественного мнения. Тем более, что у него есть все необходимые средства для осуществления такого наблюдения. 2. Можно сказать, что значимость социологии во многом определяется тем, что она сумела выработать весьма надежные способы и методы изучения этого феномена социальной структуры. Как врач, стремясь установить характер заболевания, анализирует с помощью приборов состояние пациента, так и социолог, стремясь установить состояние общественных дел, прежде всего обращается к общественному мнению и по полученным данным может с определенной степенью вероятности предсказать протекание будущих социальных процессов и явлений. Изучая общественное мнение, специалисты выходят на раскрытие таких факторов, которые подспудно формируют интересы различных слоев общества. Если известна структура общественных интересов, то становится понятной и характеристика социальной ситуации, очевиднее становятся скрытые проблемы, что позволяет выделить первоочередные мероприятия по их устранению, т.е. наметить пути определения основных направлений социальной деятельности и продуманных управленческих решений. Некое интуитивное представление об общественном мнении, о настроении людей может иметь каждый человек. Политики, философы, литераторы, высказывая свои суждения об общественном мнении, очень часто опираются именно на такое интуитивное представление о нем. Но, как уже было сказано, общественное мнение никогда не бывает общим. Оно скорее представляет собой набор разных мнений и суждений по одному и тому же вопросу. Поэтому важно знать количественное соотношение разных мнений в общей структуре общественного мнения. Этот конкретный анализ возможен лишь с позиции социологического изучения. Социология к настоящему времени накопила значительный опыт изучения этого духовного явления. Ее данные пользуются авторитетом и большим спросом, что во многом и определяет значимость социологии как науки. В изучении общественного мнения важно преодоление двух крайностей. С одной стороны, интуитивно-скороспелых оценок общественного мнения со стороны ведущих политиков, а с другой стороны, не профессиональных способов его изучения, предпринимаемых отдельными журналистами и другими практическими работниками. Наиболее надежная методология изучения общественного мнения разработана ведущими мировыми центрами. Одним из них является Институт Дж. Гэллана, который на протяжении уже нескольких десятилетий занимается изучением этого духовного феномена и имеет значительные достижения в этом деле. 3. В силу того, что общественное мнение не только является отражением общественной жизни, но и мощным фактором, обуславливающим эту жизнь, важно не только знать основные параметры общественного мнения, но и определенным образом воздействовать на него, управлять его развитием. Решается эта проблема разными путями и средствами. Здесь важны как воспитательные, пропагандистские средства, так и целый комплекс практически-управленческих мероприятий и мероприятий экономического характера. Литература, искусство, философия, религия, наука, мораль, право, средства массовой информации принимают непосредственное участие в деле формирования общественного сознания. Цель здесь у всех одна — укрепить устои общества, сделать жизнь людей стабильной, устойчивой, обеспеченной и спокойной. Правда, сама жизнь не всегда укладывается в эти разумные рамки. Действуют как внутренние силы напряжения, так и внешние деструктивные факторы. Поэтому человечеству приходится жить, постоянно преодолевая какие-то трудности и невзгоды, кризисные ситуации и конфликты, начиная от семьи и производства до проблем глобальных масштабов. 3.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ 3.2.1. Общие методические указания Учитывая тот факт, что время, отводимое на освоение общего курса социологии, весьма ограничено, приходится выбирать ту или иную стратегию его изучения. А именно, либо какие-то темы курса предельно сокращать, либо от каких-то из них вообще отказываться. Очень часто сокращению подвергаются темы по прикладной социологии под тем предлогом, что вряд ли специалистам не социологам придется самим проводить какие-либо социологические исследования, что этот раздел меньше всего интересует студентов различных специальностей. Однако это не соответствует действительности. Опыт преподавания общего курса социологии показывает, что студенты многих специальностей проявляют повышенный интерес именно к вопросам методологии социологического исследования, интуитивно чувствуя, что этот материал пригодится и в их собственных исследованиях. Кроме того, даже не проводя социологических исследований, многие специалисты в настоящее время пользуются социологической информацией и должны хорошо ориентироваться в критериях ее достоверности. Поэтому одним из вариантов изучения курса социологии может быть следующий: все темы теоретического раздела изложить в лекционной форме, а проблемы методологии прикладного социологического исследования изучать в форме семинарских занятий, тем более, что здесь много материала, требующего практического освоения. Четыре часа, отводимых на контролируемую самостоятельную работу студентов, могут быть использованы на написание рефератов, проведение коллоквиумов и контрольных работ, тематика которых может включать вопросы как теоретического, так и прикладного характера. В связи с тем, что по всем темам семинарских занятий о которых идет речь ниже, учебная литература повторяется, она не указывается в списке литературы, в который входят лишь дополнительные источники. В качестве основных учебников можно порекомендовать следующие: Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Мн., 2000; Социология /Под общей редакцией проф. А.Н. Елсукова. — Мн., 2001; а также все современные учебники по социологии, которые включают раздел по прикладной социологии.
. 3.2.4. Формы проведения семинарских занятий и их методическое обеспечение Семинарские занятия получили свое название от латинского слова «зеттапит», что означает рассадник, или рассаживание слушателей и проведение беседы (диспута) на заданную тему. Семинары (беседы, диспуты) появились в античном мире и представляли собой основную форму обучения. Их суть заключалась в сообщениях учащихся с комментариями и заключениями педагогов. В современной высшей школе семинар, наряду с лекцией, стал одной из основных форм практического усвоения знаний как по гуманитарно-общественным, так и по естественным дисциплинам. Он предназначен для углубленного изучения предмета при активном использовании творческих способностей самого студента. Цели и задачи семинарских занятий весьма разнообразны. Они стимулируют: • развитие навыков профессиональной речи; • развитие самостоятельного мышления; • умение аргументировать и обосновывать свою точку зрения; • изучение и анализ первоисточников; • изучение дополнительной по изучаемой теме литературы; • критическое отношение к своему выступлению и выступлению своих сокурсников;
• умение сопоставлять данные разных источников и обобщать их; • умение связывать теоретические положения с практическими ситуациями; • выработку твердых профессиональных убеждений. Семинар лишь тогда выполняет свои познавательные и воспитательные функции, когда на нем происходит живое, заинтересованное обсуждение, доходящее подчас до острых, горячих споров по вопросам, сформулированным в плане семинара. А это возможно лишь при условии, что все студенты или по крайней мере большинство из них серьезно изучили рекомендованную литературу, что они ясно видят теоретическую и практическую значимость обсуждаемых на семинаре вопросов. Для поддержания творческого накала студенческой мысли важно также, чтобы семинары велись не по сложившемуся трафарету, а в том или ином отношении отличались друг от друга. Возможности для этого весьма широки. В практике преподавания общественных наук в вузах сложилось примерно 15 более или менее разнящихся между собой форм семинарских занятий, к ним относятся: • вопросно-ответная система; • развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам плана семинарского занятия; • устные доклады студентов с последующим их обсуждением; • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами; • теоретическая конференция в группе или на потоке; • семинар-диспут; • семинар пресс-конференция; • комментированное чтение первоисточников; • решение задач и упражнений; • работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами; • семинар по материалам социологических исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя; • семинар на производстве; • семинар-экскурсия в музеи или по памятным местам; • контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением; • семинар-коллоквиум. Каждая из указанных форм имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Охарактеризуем коротко каждую из названных форм. Вопросно-ответная система сводится к беседе преподавателя последовательно то с одним, то с другим студентом. В этом случае вопросы задаются не всей группе, а одному студенту, с которым ведется беседа. В случае допущения студентом неточностей или узости ответа преподаватель сам исправляет и дополняет его. В результате основная масса студентов остается пассивной и нередко занимается посторонними делами либо лихорадочным перелистыванием своего конспекта, учебника в ожидании своей очереди диалога с преподавателем. Наиболее распространенной формой проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данная форма предполагает подготовку всех студентов по вопросам семинара, их выступления и заключение преподавателя по отдельным вопросам семинара и семинару в целом. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум студентов, активизировать их внимание, использовать основные и дополнительные средства. Форма семинара в виде развернутой беседы не исключает возможности заслушивания сообщений отдельных студентов, получивших от преподавателя предварительное задание по тем или иным вопросам темы. Но во всех этих случаях подобные сообщения выступают не в качестве основы для обсуждения, а только дополнением к обсуждению стоящих в плане вопросов. Иначе обстоит дело в следующей форме семинаров - в системе докладов. Здесь доклады студентов и их обсуждение составляют основу всего семинара. Система докладов включает в себя большое разнообразие вариантов. Иногда преподаватель сам или по желанию студентов назначает докладчиков, а также и содокладчиков, оппонентов. Иногда преподаватель назначает, напротив, только оппонентов по каждому вопросу плана или по некоторым из них. При обсуждении оппонент выступает с разбором выступлений студентов, отмечает неверные положения и неточности, дополняет материал, подводит итоги состоявшейся дискуссии. Для того чтобы справиться с этой задачей, он обязан особенно тщательно готовиться по соответствующему вопросу темы. Как видим, суть дела заключается в том, чтобы поручить отдельным студентам время от времени руководить обсуждением того или иного вопроса на семинаре и подводить итоги, делать выводы о его плюсах и минусах. Это позволяет особенно эффективно формировать у студентов навыки педагогической работы. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы проведения семинаров, следует подчеркнуть, что они имеют много общего. И тут и там - главное в творческом обсуждении соответствующих вопросов. Правда, в первом случае группа готовится полностью, а во втором - инициатива отдается докладчикам. Опыт показывает, что при докладной системе с большим трудом удается обеспечить подготовку всей группы по тем вопросам, которые распределены в качестве доклада. Отсюда вытекают два методических вывода: 1) используя преимущества каждой из форм, обращать особое внимание на преодоление присущих им слабых сторон; 2) чередовать на занятиях ту или другую формы, не допуская увлечения одной из них. Следующей формой проведения семинарских занятий является обсуждение рефератов. От обычных докладов реферат отличается большей самостоятельностью, углублением элементов собственного исследования, творческого поиска, научности. Хорошо, если реферат был предварительно прочитан перед семинаром остальными студентами, но технически это обеспечить затруднительно. Поэтому зачастую автор воспроизводит свой реферат в качестве устного сообщения. Реферативный метод способствует формированию у студентов навыков исследовательской работы, активизирует семинарские занятия по социологии, позволяет связывать изучение этой дисциплины с профилирующими науками и с производством, что обеспечивается выбором соответствующей тематики рефератов. Семинар в виде теоретической конференции является формой, весьма близкой к семинарам, на которых обсуждаются доклады и рефераты. Отличие ее заключается, с одной стороны, в более тщательной подготовке, а с другой стороны, в том, что проводится она нередко не с одной группой, а с несколькими или даже с целым потоком. Тема конференции берется не обязательно из общего плана семинаров. Чаще она ставится как таковая после изучения большой темы или же после изучения всего курса данной дисциплины. Date: 2015-10-18; view: 339; Нарушение авторских прав |