Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории символического интеракционизма. 1 page
Теория «зеркального Я», обозначив новое понимание социальной структуры, не имела достаточно глубокой концептуальной проработки, носила скорее описательно-бытийный характер, не отвечала канонам строго обоснованного знания. Однако идея, заложения в ней, оказалась достаточно плодотворной. Она содействовала тому, что целая плеяда американских ученых взялась за разработку нового теоретического направления, суть которого заключалась в осмыслении социальной структуры через факт взаимодействия между людьми в процессе их совместного проживания. Теоретические идеи символического интеракционизма явились одной из первых попыток концептуализации этого факта. Основоположником символического интеракционизма считается американский исследователь Дж. Мид (1863 - 1931), правда, само название этого направления появилось несколько позже, в трудах его последователей. Дж. Мид попытался ответить на вопрос, как чело- век, появляясь на свет в виде чисто «физического субъекта», превращается в личность, в необходимый элемент социальной структуры, в «социальное Я». В работе «Разум, я и общество» (вышедшей в 1934 году и представляющей собой посмертное издание лекций, прочитанных в Чикагском университете) Дж. Мид попытался раскрыть сущность социального через такие понятия, как «коммуникация», «общение», «соучастие», «приспособление», «подражание», «жест», «отклик», «установка», «символ», «смысл», «самость», «перспектива» и т. д. Концептуализация социальности, с точки зрения Дж. Мида, достигается путем анализа тех связей, которые устанавливаются между людьми в рамках единой социальной целостности. Именно поэтому понятие «коммуникации» становится основным и определяющим в теоретической конструкции Дж. Мида. К нему стягиваются и остальные из вышеуказанных понятий, хотя каждое из них имеет свою особую концептуальную нагрузку. Коммуникация трактуется Дж. Мидом как общение на основе языка и жеста, т.е. особых символов взаимодействия (отсюда и название этого направления — символический интеракционизм, т.к. по-английски взаимодействие -т1:егасйоп). «Принцип, который я предлагаю для определения социальной организации, - пишет Дж. Мид, - есть коммуникация, вовлекающая других в процесс соучастия. Он требует присутствия других в самости, идентификации других с самостью, обретения самосознания через других». Коммуна и коммуникация, имея общий корень, предполагают и совместное проживание, и обмен социализирующей информацией. В основе этого обмена лежит принцип подражания, выделение главных основных смыслов общения. «Здесь налицо некий избирательный процесс, - пишет Дж. Мид, - который избирает то, что является общим. «Подражание» зависит от индивида, воздействующего на себя самого так, как другие воздействуют на него, так что он находится под воздействием не только другого, но и самого себя». Коммуникация в данном случае понимается как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод приемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личностную самость. «Более или менее бессознательно мы видим себя так, - пишет Дж. Мид, - как видят нас другие... Мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие. Я хочу просто выделить здесь некий всеобщий механизм, потому что он обладает фундаментальным значением для развития того, что мы называем самосознанием и возникновением самости. Мы посто-
янно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем у других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение». Акты общения, символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируется личность, происходит превращение физического человека в «социальное Я». Возможность такого превращения объясняется тем, что индивид, общаясь с другими индивидами, являющимися представителями различных социальных групп и слоев общества и тем самым выступающими живыми носителями различных программ поведения, как бы списывает, считывает с них программы поведения и сознательно или несознательно превращает их в правила собственного поведения. Человек тем самым из простой живой формы, или собственного «Я», превращается в «социальное Я». Возможность такого считывания программы поведения определяется как «индивидуальная перспектива». В такой перспективе выражается специфичность взаимодействия субъекта с окружающей средой. В силу того, что субъект общается не с одним человеком, а с множеством людей, которые являются носителями разных программ поведения, то перспективы приобретают характер объективно существующего феномена. Наличие этого феномена, по мнению автора, и. определяет природу «социального Я». Субъект социален, т.е. он погружен в систему индивидуальных перспектив, и его личная социализация представляет собой итог группового общения, или интерио-ризации «обобщенного другого». Социализированная личность представляет собой сложную систему, состоящую из сугубо индивидуальных черт, или того, что определяется понятием «Я» и социализированных качеств, определяемых понятием «Мы». Последнее представляет собой совокупность установок «других Я», «роли другого» и «обобщенного другого», т.е. интернализированную структуру групповой деятельности как своеобразную функцию взаимодействия индивидов в рамках малой группы. Так в процессе перехода от принятия роли «другого», «других», а затем «обобщенного другого» происходит превращение физиологического организма в «социальное Я». Эти общие идеи символического интеракционизма получили свое дальнейшие развитие в творчестве другого американского исследователя Г. Блюмера (1900 - 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» и ввел в научный оборот само название этого направления. Суть концепции Г. Блюмера выражается следующими положениями:
• деятельность человека в отношении объектов осуществляется на основании тех значений, которые этим объектам придаются; • значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами в процессе их совместного проживания; • символизация значений, способы их изменения и применение Взаимопонимание людей в процессе общения и поведения есть результат однозначного восприятия языка и тех символов, которые вырабатываются у людей в рамках той или иной культурной среды. Оригинальный вариант символического интеракционизма развивается в работах Э. Гоффмана (1922 - 1982), который называется автором «драматургического подхода», выражающим проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себе разные социальные роли. Дальнейшая концептуализация идей интеракционизма прослеживается в таких направлениях теоретической социологии, которые получили название «феноменологической социологии», основным представителем которой является американский ученый (и предприниматель) А. Шюц (1899 - 1959), и «этнометодологии» Г. Гарфинкеля (1917). Специфика этих направлений теоретической мысли определяется тем, что они касаются не столько проблем структурной организации общества, сколько способов ее понимания и объяснения, т.е. они акцентируют свое внимание на природе социального познания и знания, на способах формирования социологических понятий. И в этом плане они в значительной мере дополняют и углубляют идеи символического интеракционизма, вскрывают глубинные аспекты социального взаимодействия на уровне повседневного общения. Теории социального обмена "ч Сторонники символического интеракционизма стремились в основном раскрыть ментальные основы механизма общения и взаимодействия, т.е. попытались дать ответ на вопрос, как осуществляется взаимодействие, какова его психико-символическая основа. Однако не менее важное значение имеет и вопрос, что заставляет людей вступать во взаимодействие (если отбросить чисто кровнородственные, биологические связи и отношения), чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия. На эту сторону проблемы обратили внимание сторонники концепции обмена. С точки зрения классического утилитаризма, человек предстает как разумное существо, стремящееся к максимальной полезности своих действий, к получению (если речь идет об экономике) максимальной прибыли в процессе товарного обмена. Постепенно, однако, идея товарного обмена приобретает более широкий социальный контекст, т.к. объектами обмена могут выступать не только материальные ценности, но и ценности культурно-духовного характера. Понятие обмена тем самым приобретает более широкий философский смысл, становится центральным понятием в ряде научных теорий, в том числе и в социологии, которая попыталась природу социального взаимодействия осмыслить именно через идею обмена. Оригинальную концепцию социального действия и взаимодействия на основе обмена предложил американский исследователь Дж. Хоманс (1910). В своих основных работах «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Природа социальной науки» он сформулировал основные идеи теории социального обмена. Определяя основы своей социологической концепции, Дж. Хоманс отмечал, что задача социологии состоит в показе того, «как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур». Природа человека отождествляется, таким образом, с его психикой, с сознанием, с рациональными актами мышления, что трактуется как стремление к получению максимальных выгод. В качестве элементарного акта социального поведения рассматривается непосредственный контакт между индивидами и процесс обмена ценностями, что, по мнению Дж. Хоманса, в конце концов приводит к возникновению и поддержанию различных социальных институтов, к формированию макроструктурных образований и социальной организации. Ключевыми понятиями новой теории стали: «деятельность», «взаимодействие», «чувства», «ценности», «обмен», «группа». Деятельность относится к тому, что люди делают в той или иной конкретной ситуации в рамках своей группы. Взаимодействие означает процесс, в котором один человек (член группы) стимулирует деятельность другого члена группы. Чувства же трактуются как внутреннее сопровождение актов действия и взаимодействия в рамках данной группы. Чаще всего это чувства симпатии или антипатии. Все это определяется как «внутренняя система», изменение в каждом элементе которой ведет к изменению в других элементах и системы в целом, т.е. осуществляется «разработка» группы. Таким образом, группа разрабатывает самое себя, усложняет себя, выходя 166 за пределы первоначальной ситуации. Развиваясь подобным образом, она порождает новые типы деятельности, новые формы взаимодействия, новые чувства; все более и более усложняясь, преобразуется в социальный орган. На этой основе несколько проясняется и понятие обмена. «Социальное поведение, - пишет Дж. Хоманс, -представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения и престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от других, и люди, которые получают много от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить много от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами». Сформировав эти теоретические положения и обобщив эмпирический материал по изучению деятельности отдельных групп в рамках промышленного производства, Дж. Хоманс сформировал ряд закономерностей, описывающих поведение индивидов в структуре малых групп. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: • если частота взаимодействия между членами группы возрастает, то усиливается и степень их симпатии друг к другу, и наоборот; • лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства посредством усиления активности своих действий, и наоборот; • чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство проявляется в их действиях и чувствах, и наоборот; • чем выше ранг человека в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот; • чем выше социальный ранг человека, тем шире диапазон его взаимодействия; • чем выше социальный ранг человека, тем шире круг лиц, порождающих для него взаимодействие либо непосредственно, либо через посредников; • чем меньше различия в социальном ранге у людей некоторого круга, тем чаще они взаимодействуют друг с другом; • чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, при том, что никто из них не порождает взаимодействие гораздо чаще, чем другие, тем выше степень их взаимной симпатии и тем более явно их чувство свободы и непринужденности в общении друг с другом; • когда два человека взаимодействуют друг с другом, то чем чаще один из них порождает взаимодействие для другого, тем сильнее проявляется у последнего чувство уважения (или вражды) к первому. Разобрав подобным образом процесс взаимодействия как обмена ценностями в структуре малой группы, Дж. Хоманс попытался перенести ее признаки на социальную структуру в целом, полагая, что общество представляет собой своеобразную группу, членами которой выступают различные социальные образования, взаимодействующие между собой на основе обмена. И именно стабильность и устойчивость малых групп должна служить моделью стабильности социальной структуры. «На уровне малых групп, - пишет он, - общество всегда было способно сохранять согласованность. Мы делаем, таким образом, вывод, что если цивилизации суждено сохраниться, она должна поддерживать в отношениях между группами, образующими общество и обеспечивающими центральное направление развития общества, некоторые из признаков самой малой социальной группы». Так, начав с природы человека и элементарных актов взаимодействия, Дж. Хоманс постулирует свое особое видение социальной структуры, свое особое понимание общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах П. Блау (1918). В работах «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни» и «Американская структура занятости» П. Блау продолжает американскую традицию социального теоретизирования, стремясь на основе микропроцессов социального действия определить природу более крупных социальных образований и процессов: организаций, институтов, крупных социальных конфликтов. Иначе говоря, на основе поведения человека в малых группах он пытается объяснить функционирование общества в целом. Он предлагает ряд правил (или принципов) поведения, которыми осознанно или неосознанно руководствуются субъекты действия в процессе общения друг с другом, что и обусловливает формирование особых социальных подструктур. Иначе говоря, ставится задача выведения из простейших форм обмена интегральных, или эмерджентных, свойств социальной структуры, таких как ролевые отношения, власть и законность, взаимоотношения организаций и институтов. К основным принципам можно отнести следующие: • чем большую выгоду один человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность; • чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим человеком, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена;
• с приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается; • чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена». Поскольку люди вступают в многочисленные варианты обмена, поскольку наблюдается определенная рассогласованность этих вариантов, баланс и стабильность в одних отношениях обмена предполагает дисбаланс и напряжение в других. Поэтому, по П. Блау, социальная жизнь полна «дилемм», напряжений, конфликтов, решая которые, люди вынуждены смягчить одни интересы и переориентироваться на другие, поддерживая тем самым многообразие социальных отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью политических организаций, в структуре которых важную роль играет оппозиция. Таким образом, задав определенную ситуацию обмена в структуре взаимодействия, теория социального обмена затронула многие аспекты социальной жизни - от проблем социализации личности до проблем экономического и политического сотрудничества, от вопросов устойчивости социального мира до проявлений конфликтности и социальной борьбы. Последнее, однако, затрагивалось здесь лишь вскользь. Тем не менее, проблема конфликтности в западной социологии приобрела особое значение и стимулировала появление целого класса специальных теорий, в рамках которых социальное взаимодействие стало рассматриваться через призму конфликта. Тема 11 Социальные противоречия, конфликты и борьба План лекции: 1. Противоречия как источник социального развития. 2. Конфликт как особая сторона социальных противоречий, его сущность, виды и способы разрешения. 3. Социология борьбы. 1. Связь и взаимодействие отнюдь не всегда выражают гармоническое состояние общества. Сторонами взаимодействия часто оказываются противоположные, негативные, отрицающие друг друга стороны. В философии такая связь называется единством противоположностей. Притяжение и отталкивание, живое и неживое, доброе и злое, прекрасное и безобразное - вот лишь некоторые примеры таких противоположностей. Сами по себе эти стороны не являются чем-то статичным. Они постоянно изменяются, причем не всегда гармонично, а так, что одна из противоположных сторон начинает преобладать, входить в противоречие с другой стороной. Противоречие также приобретает динамическую характеристику, оно зарождается, созревает и приводит к конфликту. Поэтому первоначальное тождество или единство противоположностей в конце концов завершается конфликтом и борьбой противоположностей, что связано с изменением качества объекта и возникновением новых свойств, связей и отношений. Борьба противоположностей, таким образом, является источником развития в природе, обществе и в мышлении. Теоретическое осмысление этой борьбы нашло свое отражение в философии Гегеля и Маркса. Особенность социальных противоречий состоит в том, что зарождаясь стихийно, они в конце концов отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, общности к общности, государства к государству. Противоречия подразделяются на внутренние и внешние. Те, которые определяют структуру личности, группы, общности, организации или государства, являются внутренними. Отношения же между этими субъектами имеют характер внешних противоречий. А все вместе они определяют систему противоречий в обществе в целом. В рамках этой системы одни противоречия могут иметь основное, решающее значение, другие - не основное, второстепенное значение. Большинство этих противоречий имеют перманентный, неантагонистический характер, т.е. общество как бы привыкает к ним, как к хроническим явлениям. Другие противоречия, захватывая большое количество людей, приобретают характер непримиримых, антагонистических отношений, ведущих к ожесточенной борьбе. Таким образом, социальные противоречия можно классифицировать следующим образом: - внутренние и внешние; - основные и неосновные; - главные и неглавные; -антагонистические и неантагонистические. 2. Особой формой проявления единства и борьбы противоположностей в обществе является социальный конфликт. В самом общем плане социальный конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, организаций и общностей по поводу наиболее важных жизненных благ. На микроуровне социальный конфликт проявляется в том или ином коллективе и носит в основном межличностный характер. Конфликт руководителя и подчиненного, между коллегами, между одной группой коллектива и другой. Таким образом, конфликт представляет собой одну из наиболее распространенных форм человеческих взаимоотношений, можно сказать, основную характеристику социального бытия. В силу многообразия социальной структуры, различных масштабов ее проявления, конфликты, имея определенный временный интервал, то вспыхивают, то затухают, превращаются в перманентное состояние общества, имея свои позитивные и негативные стороны. Задача специалистов, руководителей и исследователей - вносить в процесс их протекания разумные начала с тем, чтобы избегать трагических последствий их стихийного развития. Отсюда большая значимость конфликтологических исследований, как с философской, так и социологической точек зрения. Марксистская традиция рассматривала природу социального конфликта с позиции макроявлений - классовых противоречий и классовой борьбы, которая неизбежно должна была заканчиваться революцией и установлением диктатуры одного из борющихся классов. В этом подходе социальный конфликт и способы его разрешения неизбежно принимали характер эпохальных исторических событий. Западная же теоретическая традиция (в лице Г. Зиммеля, Р. Да-рендорфа и Л. Козера) попыталась рассмотреть природу конфликта на микроуровне, что определило несколько иные его характеристики и позволило выявить не столько разрушительные, сколько созидательные функции этого социального явления. В частности, Л. Козер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал тот факт, что конфликт несет в себе не только деструктивную функцию, но и обладает большой позитивной тенденцией. Таковыми он считает: • образование новых групп; • установление и поддержание относительно стабильной структуры групп; • социализация как индивидов, так и самих групп; • создание и поддержание баланса власти; • получение объективной информации об окружающей среде; • стимулирование норм творчества и новых форм социального контроля; • стимулирование создания новых социальных институтов. Большое теоретическое значение имеет определение причин конфликтов. Если в марксистской теории конфликта таковыми считались экономические факторы, то в западной традиции все сводится к политическим и даже к психологическим факторам. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть отношения господства и подчинения, т.е. причиной конфликта выступает стремление к доминированию. Но доминирование в обществе всегда ведет к неравномерному распределению благ, власти и престижа, что неизбежно связано с социальным неравенством. Борьба за равенство лишь меняет людей у власти, но не ликвидирует само неравенство. Таким образом, причина конфликта и сам конфликт превращаются в перманентное состояние общества, определяют отношение социальных групп и общностей друг к другу. При этом общество распадается на три категории групп, по-разному относящиеся к самому конфликту. Во-первых, это группы, являющиеся непосредственными участниками конфликта, его субъектами. Во-вторых, это группы, как бы стоящие в стороне от конфликта, но старающиеся разрешить его, реализуя свои собственные эгоистические цели. В-третьих, это группы населения, заинтересованные в ликвидации конфликта, в его скорейшем и по возможности мирном разрешении с тем, чтобы обезопасить себя и общество от разрушительных последствий. Основные положения теории конфликта могут быть выражены следующим образом: Структура конфликта • наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта); • наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта); • характер разрешения спора (мирный или насильственный). Типология конфликтов В соответствии с объектом конфликта, выделяют конфликты ценностей и конфликты интересов. В зависимости от направленности конфликтов, их подразделяют на горизонтальные (в рамках одного страта) и вертикальные (между представителями высших и низших страт). По характеру субъектов конфликты подразделяются на личностные, между группами и общностями (слоями, классами, сословиями), между организациями и институтами, в том числе и между государствами. По характеру регулирования конфликты подразделяются на институционализированные (имеющие нравственно-правовые нормы регулирования) и неинституционализированные (т.е., выходящие за пределы этих норм — бунт, неповиновения, разгром). Основными стадиями формирования социального конфликта являются: • предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий и начальной фазы явного обострения отношений благодаря какому-либо поводу; • стадия активного протекания конфликта с использованием всех методов и способов борьбы вплоть до применения силы; • стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы полного или частичного разрешения. Социальная профилактика общественного развития заключается в возможности успешного прогнозирования конфликта, в умении руководителей и ученых предвидеть негативные последствия конфликтных ситуаций и по возможности более быстрого перехода от первой его стадии к третьей, тем самым институционализируя конфликт. Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учетом его остроты и способов разрешения. Таковыми являются: • образование конфликтных групп зависит от технических, политических и социальных условий; • чем больше власть связана с распределением ресурсов, тем острее конфликт; • чем больше условий для возникновения конфликтных групп, тем острее конфликт; • увеличение числа бедных в обществе ведет к возможности насильственного разрешения конфликта; • замедление вертикальной мобильности ведет к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества; • возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение; • чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре; • чем насильственней конфликт, тем выше темпы структурных изменений в обществе. В рамках конфликтных отношений складываются те или иные типы поведения различных групп населения и организаций. Таковыми являются: • силовое противостояние, имеющее свой диапазон от угрозы применения силы до ее непосредственного применения; • уклонение части населения от конфликта в силу устраненности от интересов спорящих; • приспособление одной из сторон к требованиям оппонента проявляется в том случае, если издержки от конфликта превышают выгоду от возможной победы; • компромисс, поиск решений путем взаимных уступок и нейтрализации эмоционального канала; • поиск условий для сотрудничества, обсуждение спорящими сторонами различных альтернатив поведения. Полное разрешение конфликта возможно при реализации стратегии сотрудничества, частичное при достижении компромисса. Стратегия уклонения способствует лишь отсрочке его решения. С точки зрения разрешения конфликта, теория предполагает следующие стратегии: • институционализация конфликта, установление общепринятых норм его регулирования; • легитимизация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми спорящими сторонами правомерности и справедливости порядка действия; • четкая фиксация участников конфликта; • редукция конфликта или сглаживание его остроты. Таким образом, любой социальный конфликт имеет в своей основе психологические, социально-политические и экономические предпосылки. Умение установить эти предпосылки, учесть это знание в своей практической деятельности является важным моментом политической мудрости руководителей различных рангов. 3. Борьба есть разрешение противоречий, определенная сторона проявления конфликта. Она имеет всеобщий характер. Наиболее очевидно она проявляется в социальной сфере. Социальная борьба является неотъемлемой стороной общественной жизни. Даже тогда, когда затихают крупномасштабные социальные конфликты, все равно остается место для многочисленных конфликтов на региональном, местном и личностном уровнях. Социологическое изучение данного феномена имеет большое практическое значение. С целью более детального анализа этого проявления социальной жизни необходимо иметь четкое представление о видах и формах борьбы. Виды борьбы различают в зависимости от их масштаба. С этой точки зрения социальная борьба может подразделяться на: • межличностную; • групповую; • социетальную. Межличностная борьба - это борьба индивидов за приоритет в какой-либо сфере: в семье, в коллективе, в общественном месте. Групповая борьба представляет собой соперничество групп в различных проявлениях общественной жизни. Например, борьба жителей района и администрации по поводу строительства гаражей во дворе дома, борьба жителей подъезда со случайными посетителями, борьба жителей, не имеющих домашних животных, с жителями их имеющими, борьба рабочих и администрации предприятий при решении производственных вопросов и т.д. Социетальная борьба - это борьба крупных общественных объединений: классов, конфессий, государств. Date: 2015-10-18; view: 682; Нарушение авторских прав |