Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика источников информации
Особенность социологии в сравнении с дисциплинами философ-ско-гуманитарного профиля состоит в том, что ее объект (функционирование общества) наиболее подвижен и изменчив. Буквально на глазах меняются картины общественного бытия. Казалось бы, вполне надежные теории, которые еще недавно воспринимались как вполне объективное описание социальной действительности, оказываются наивными и ненужными, возникает потребность в их модернизации. В этих условиях необходимо постоянно отслеживать те изменения, которые происходят в обществе. Поэтому фундаментальные научные исследования явно не успевают за темпами изменения и развития общества. Необходимо постоянное обращение к справочной и периодической литературе, которая наиболее быстро откликается на общественные изменения. В этой связи освоение курса социологии не может ограничиться научной и даже учебной литературой. Здесь необходим широкий набор источников, который, с одной стороны, знакомил бы с уже наработанным социологическим материалом, а с другой стороны, адаптировал этот материал к новым условиям социальной действительности. С тем, чтобы ориентироваться в этом материале, необходимо четкое представление о его структурной организации. Эта организация может быть представлена следующим набором источников информации: • учебная литература (учебники, учебные пособия, курсы лекций по социологии, практикумы, сборники структурно-логических схем); • методическая литература (методики преподавания, методические пособия и разработки как по общему курсу, так и по его отдельным темам, планы и программы общего курса социологии, стандарты преподавания);
• первоисточники (либо в их полном авторском варианте, либо в виде хрестоматий); • справочная литература (словари, справочники и энциклопедии по социологии, статистические сборники по различным разделам общественной жизни); • научно-монографическая литература (научные труды по различным разделам социологического знания); • научно-периодическая литература (специальные научные журналы по социологии, например, «Социологические исследования», который выпускается в России, «Социология» - журнал белорусских социологов, вестники различных вузов России и Беларуси, а также ряд зарубежных журналов по социологии, которые в настоящее время имеются в вузовских библиотеках); • общая периодическая печать и информация других средств массовой информации. Все эти источники в большинстве своем реализуются на бумажных носителях. Но научно-технический прогресс все шире и шире позволяет использовать информацию и на электронных носителях, а также пользоваться услугами Интернета. Современный этап развития общества неслучайно называют информационным. Средства массовой информации превратили саму информацию в мощный фактор общественного развития. В дополнение ко всему в последнее время в нашу жизнь стремительно вошло новое явление под названием Интернет. Он стал таким же революционным явлением, как когда-то радио и телевидение, породив абсолютно новый способ существования и функционирования информации - виртуальный. Благодаря Интернету создан своеобразный банк разнообразной неструктурированной информации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности человека. Тяжело сказать, какую часть во всей информации занимает научная и учебная информация, однако это не последний по распространенности вид информации во всемирной сети, можно лишь отметить, что подобная информация располагается как на сайтах ее производителей, так и на сайтах продавцов. Причем получить такую информацию весьма не сложно; достаточно написать в строке запроса поисковой системы в Интернете любое интересующее слово (термин, фамилия, организация, событие, документы, работы и т.д.), и можно будет узнать перечень всех сайтов, содержащих это слово. Широкое распространение получили виртуальные магазины, предлагающие широкий выбор научной и учебной литературы. Особенно широк этот выбор по общественным дисциплинам. Если же человека интересует информация о научных конференциях, то сайты покажут их тематику, чему они посвящены, кто в них участвует и как на них попасть.
При этом необходимо учитывать тот факт, что студенчество наиболее «продвинутая» и восприимчивая ко всему новому часть общества. Она же является и основным потребителем продукции Интернета. Поэтому именно студенты «откапывают» гораздо более свежую и актуальную информацию, нежели их преподаватели. Здесь можно получить сведения о новых технологиях, о передовых направлениях науки, о новых учебных изданиях и т.д. Почему бы не использовать все это, поощряя студентов к получению учебной литературы через Интернет (которая стоит не дороже, чем в магазинах), к налаживанию связей получения информации, обмена опытом в научном сообществе (например, с другими вузами, их студентами и преподавателями). Необходимо шире использовать опыт зарубежных коллег, которые уже давно интенсивно пользуются возможностями Интернета в плане расширения сферы образования и совершенствования его методики и технологии. Большинство западных крупных библиотек уже «находятся» в Интернете. Сайт этих библиотек содержит перечень всех книг, которыми располагает библиотека (в виде общепринятых каталогов). Любой желающий, имеющий возможность посетить данную библиотеку, может сначала зарегистрироваться в ней через Интернет, заказать на свой номер нужную ему литературу, получить ответ о ее доступности и на следующий день получить заказанную литературу (и все это не выходя из дома). Таким образом, видно, что серьезное изучение социологии не может быть обеспечено в современных условиях одной только учебной литературой. Уже упоминались Интернет-магазины, в которых можно купить все, начиная с литературы, заканчивая оборудованием и технологиями. Для покупки нужно указать номер кредитной карточки, по которой будет производиться оплата, и адрес, по которому будет доставлен заказ. Таким образом, студенты и преподаватели имеют возможность покупать любую интересующую их научную продукцию отечественного и зарубежного производства. Многие западные вузы имеют свои собственные сайты, на которых содержится вся необходимая информация, начиная с местонахождения, общей организации вуза, оплаты за обучение, характеристики факультетов, специальностей, заканчивая учебными планами отдельных курсов, списками групп, заданиями на семинарские занятия и отчетами об успеваемости конкретных студентов. Это все востребовано, поскольку в разных странах распространен опыт дистанцированного обучения, методика которого меняет форму заочного образования. Для того чтобы выбрать вуз для последующего обучения, теперь совсем не обязательно ехать куда-то для того, чтобы получить всю необходимую информацию. 224 В Интернете существуют так называемые конференции или форумы по интересам - это сайты, созданные с целью объединить людей, увлекающихся чем-либо, в том числе и наукой. Эти люди «встречаются» в Интернете для того, чтобы обсудить какие-то узко специализированные проблемы, рассказать новинки в определенной сфере, практикуется непосредственный (бегущая строка) диалог между несколькими людьми, заинтересованными в получении информации друг от друга. Таким образом, для обучающихся и обучающих в сфере технического образования такие встречи-беседы - ценнейший источник обмена информацией между специалистами. Следует упомянуть сайты по интересам, которые отличаются от форумов тем, что они узко специализированны и на них не осуществляется взаимодействия между посетителями - здесь «выложена» автором сайта вся имеющаяся у него информация по той или иной проблематике. Такие сайты являются примером авторской интерактивной книги, преимуществом которой является возможность задать любой вопрос автору сайта и получить на него ответ. Некоторые современные авторы научных работ не ставят себе целью получение прибыли от публикации продуктов своего интеллектуального труда, и они создают сайты, содержащие в электронном варианте их работы, которые можно свободно почитать - это ценнейший источник научной информации, достоинством которого является возможность интерактивно «пообщаться» с автором работ. Сегодня любой студент, имеющий доступ к Интернету, знает о существовании в электронной сети сайтов, содержащих огромное количество студенческих рефератов, докладов, курсовых работ и дипломных проектов практически по всем темам, которые всегда можно получить в электронном варианте. С одной стороны, это источник «холявы» - студент может найти аналогичный по тематике своей работы доклад или реферат, распечатать его и сдать преподавателю, с другой стороны, студенты могут читать данные рефераты как заменители учебной литературы, которые уже адаптированы другими студентами для более легкого усвоения определенного материала. Существуют и другие возможности использования Интернета, здесь указаны лишь основные. Однако для применения Интернета в системе образования необходимы соответствующие материальные затраты, которые в настоящее время вряд ли могут быть осуществлены без помощи спонсоров. Необходимо и решение соответствующих технических задач. Например, полезно было бы в наших вузах подключить все компьютерные классы к Интернету и создать при них методические центры, которые оказывали бы помощь и консультирование студентам и преподавателям при работе с Интерне- том. В принципе, наша система образования уже близка к тому, чтобы начать использовать всемирную сеть на благо собственных нужд, по крайней мере, «домашний Интернет» - уже не чудо для многих студентов. Хотелось, чтобы и в учебных учреждениях Интернет стал такой же обыденной вещью, каковым сейчас являются учебник, научная книга и конспект. Особенно богатый материал учебного и научного плана, содержащийся в Интернете, имеется по общественным наукам, в том числе и по социологии. Использование этого источника информации является важным и необходимым элементом системы современного образования. 4.2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ 4.2.1. Отечественные учебные пособия по общей и прикладной социологии Бабосов Е.М. Социология. Часть первая. Общая социологическая теория. -Мн.,1998. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. - Мн., 2000. Бабосов Е.М., Сапелкин Е.П. Социология. - Мн., 2001. Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Ничипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник (Под. ред. проф. Ю.Г. Волкова). - М., 2000. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998. Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Мн., 1979. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т. Т.1. Методология и история. - М., 2000. Т.2. Социальная структура и стратификация. - М., 2000. Т.З. Социальные институты и процессы. - М., 2000. Зборовский Г.Е., Орлов Т.И. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. - М., 1995. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура в социологическом исследовании. - М., 1989. Малявин С.Н. Введение в теоретическую социологию. - СПб., 1997. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1999. Немировский В. Основы теоретической социологии: Учеб. пособие.-Красноярск, 1994. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей ред. проф. Г.С. Батыгина. - М., 2000. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов н/Д, 1996. Касьянов В.В., Ничипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Учеб.пособие / Под ред. В.В. Касьянова. - Ростов н/Д, 2000. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 1997. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — Екатеринбург, 1998. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учеб. пособ. для вузов. - М., 2000. Маршак А. Л. Социология: Учеб. пособие. - М., 2002. Общая социология. Систематический курс: Учеб. пособие для студентов, изучающих соц. и гуманит. дисциплины / Под ред. Г.В. Давыдова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Саратов, 1999. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М., 2000. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Л., 1989. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.Г. Горпукова. - М., 1996. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Андрющенко и В.П. Горлача. - Харьков, 1996. Социология. Основы обшей теории / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1996. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. Социология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.П.Сальникова. -СПб., 2000. Социология: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 1998. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова. - Изд. 3-е стереотипное. - Мн., 2001. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павлёнок. - 2-е изд. - М., 2002. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. - М., 1998. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 1999. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, методика, программа, методы. - Самара, 1995. 4.2.2. Переводные учебники по социологии Асп.Э. Введение в социологию / Пер. с финского. Под общ. ред. А.О. Боро- ноева.-СПб., 1998. Гидденс Э. Социология / Пер.с англ. - М., 1999. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Пер. с сербского. - М., 1998. Мендера А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр.- М., 2000. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994. Сушджевуд Э. Сцюлая псторыя сацыялапчная думю / Пер. з англ. Пад рэд. У. Марущка.-Мн., 1999. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии / Пер. с польского под ред. А.М. Румянцева. - М., 1969. 4.2.3. Литература по отдельным отраслям социологического знания Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов.-М., 1999. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. -Мн.,2000. Безнюк Д.К., Елсуков А.Н. Социология религии: Учеб. поосбие. - Мн., 1999. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. - М, 1993. Веселое Ю.В. Экономическая социология: история идей. - СПб., 1995. Веселое Ю.В., Мацукова Т.К., Петров А.В. Экономическая социология: Учеб. поосбие. - СПб., 1998. Волков Г.Н. Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. - М., 1968. Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Казария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д, 2001. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права: Лекцион. материал. - Барановичи, 1999. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М., 1996. Гильдингерш М.Г. Социология безработицы: Учеб. пособие. - СПб., 1996. Дикарева Л.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебн. пос. для студентов вузов. -М., 1989. Доминик К. Политическая социология / Пер. с фр. - М., 2001. - 406 с. Заславская Т.И., Рыбкин Р.В. Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. Изд. 2-е, доп. -М, 1995. Ильичев М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М, 1996. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. Изд. 3-е. перераб. и доп. - М., 2000. Карбонье Ж. Юридическая социология. - М, 1986. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М., 1999. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. - М, 1997. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.Н. Современная социология права.- М., 1995. Кульчар К. Основы социологии права. -М., 1981. Лапаева В.В. Социология права. - М, 2000. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М, 2001. Малкей!У1. Наука и социология знания / Пер. с англ. - М., 1983. Маркович Д. Социология труда / Пер. с сербского. - М. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). - М., 1997. Орлов А.С. Социология рекреации. - М., 1995. Политическая социология / Под ред. Г.П. Сопова. - Ростов н/Д. 1997. Пригожий А.И. Социология организаций. - М., 1980. Date: 2015-10-18; view: 478; Нарушение авторских прав |