Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение с учетом современных образовательных технологий
3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ 3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения На протяжении всей истории высшей школы лекция была и остается ведущей формой обучения (от латинского 1есйо - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к самостоятельной работе с источниками и научными публикациями. Особенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лектор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в научной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творческое общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения определяется особым эмоциональным сопровождением, который активизирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были использованы все потенциальные возможности этой формы обучения, чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теоретическая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый преподаватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методическая подготовка, у второго большой опыт устного изложения материала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совершенствования методической грамотности, ибо литература по методике знакомит не только с технологией обучения, но и на профессиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы читаемого курса. В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по совершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя складывается из следующих показателей: • научная эрудиция; • навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции; • овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов; • отработка методов и техники изложения лекционного материала. Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наибольшей степени относится именно к вузовскому преподавателю. Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением. Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделением главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, использования технических средств обучения и т.д. Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя. Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объективные требования, определяющие качество лекционной деятельности. К ним относятся: • обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функций; • научная информативность лекции, ее высокий научный уровень; • доказательность и убедительность сообщаемых сведений, • сочетание информационности и проблемности излагаемого материала; • четкость и логическая стройность изложения; • активизация внимания слушателей, развитие их мышления: общего и профессионального; • ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции; • методическое обеспечение лекции - выделение основных мыслей, положений и определений, формулировка выводов и рекомендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения; • активизация творчества слушателей, развитие навыков конспектирования лекций. В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся: - вводная; - лекция систематического курса; -лекция специального курса; - обзорная; - установочная. По форме подачи материала лекции бывают: -лекция информационно-объяснительного характера; - проблемная лекция; Характеристика каждого вида лекции дается в справочной литературе и легко обнаруживается в соответствующих словарях, справочниках и энциклопедиях. Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и методическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в умении ориентироваться в большом потоке профессиональной информации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды: • научная (книжная продукция или периодические издания); • учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций); • методическая (общая и частная методика, соответствующие планы и программы); • справочная (словари, справочники, энциклопедии); • художественная; • общая периодика (газеты и журналы). Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чисто механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а действует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отношение к изучаемому курсу. Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их профессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект). Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-
члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основной идеей рассматриваемой темы. Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распадается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъективной интерпретации, - это информационное ядро темы. Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных истин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении). Какой из этих трех способов изложения учебного материала является более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к развитию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируемых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыслия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневековья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную методику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот материал, органично вписать его в текст лекции является важным показателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией. Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплощается из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лектора в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплощении представляет собой непосредственный процесс обучения, в котором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.). От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство. Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориентироваться в многоликом теоретическом материале, который имеется чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным условиям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теоретические положения подкреплять местными данными, а не теми, которые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зарубежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий интересы слушателей. Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии. План и программа общего курса социологии рассчитана на ознакомление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими методическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рассчитана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом предполагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий. Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисциплин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, например, социология политики или социология религии и т.д. Основное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению социальной структуры, анализу основных социальных институтов и проблемам социализации и институционализации. Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что позволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо некоторые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплексный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, которые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьирование в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете. В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующими методическими указаниями дается в конце комплекса. 3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии 1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции. 2. Основные этапы становления и развития социологии. 3. Методология и методы прикладного социологического исследования. 4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества. 5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации. 6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции. 7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений. 8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность. 9. Организационная структура общества. Понятия социальной организации и социального института. 10. Социальные связи, действия и взаимодействия. 11. Социальные противоречия, конфликты и борьба. 12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений. Проблемы его изучения и формирования. 3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии Тема 1 Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции Понятие социального, его соотношение с другими характеристиками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социальность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук. Тема 2 Основные этапы становления и развития социологии Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап становления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического знания в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм современной западной социологии. Понятие институционализации социологии. Особенность институционализации отечественной социологии. Тема 3 Методология и методы прикладного социологического исследования Структура социологического исследования. Этапы и виды социологического исследования. Понятия методологии, методики и техники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования. Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____, Системно-структурная и динамическая характеристика общества Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типологическая характеристика общественных систем. Понятие социальной структуры и ее истолкование в различных концепциях теоретической социологии. Проблемы функционирования, изменения и развития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и действительность в общественном развитии. Тем а 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________ Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристика общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Социальное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как характеристика человеческого поведения. _^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции Понятие семьи как группы и социального института. Основные понятия, раскрывающие структуру семьи. Типы и формы семйно-брачных отношений. Функции семьи как социального института. Социология семьи и брака. Тема 7 ______ __ ____________.__ __________,_____,_______,_________ Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений Понятие социальной группы. Типология социальных групп. Групповые связи и отношения. Группа и личность. Социализирующая роль групповых отношений. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений. Тема 8 Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность Понятие социальной общности. Общность как макроэлемент социальной структуры. Типологическая характеристика социальных общностей. Особенности социологического изучения социальных общностей. Классовая и стратификационная характеристика социальной структуры. Теории стратификации и социальной мобильности. Проблемы социального равенства и неравенства, открытого и закрытого общества. Тема 9 Организационная структура общества. Понятие социальной организации и социального института Природа социальной организации и ее структурообразующая роль. Типологическая характеристика социальных организаций. Функциональная характеристика социальных организаций. Понятие и сущность социального института. Функциональная характеристика социального института. Институционализация как особенность социального развития. Тема 10 Социальные связи, действия и взаимодействия Понятие и природа социальных связей. Социальные связи, процессы и изменения. Связь элементов как основная характеристика социальной структуры. Понятия социального действия и взаимодействия, их теоретические модели. Тема 11 Социальные противоречия, конфликты и борьба Понятия противоречия, конфликта и борьбы. Социальные противоречия как источник развития. Социальный конфликт как проявление социального противоречия. Типология социальных конфликтов. Теоретические модели социальных конфликтов. Причины и способы разрешения социальных конфликтов. Социальная борьба, ее виды и типы.
Тема 12_______________________________......„.,______»___,,.,„.,_______________ Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования Понятия общественного сознания и общественного мнения. Типология общественного мнения. Специфика социологического изучения общественного мнения. Социальная диагностика. Общественное мнение и средства массовой коммуникации. Общественное мнение и политическая жизнь. Технологии формирования общественного мнения. 3.1.4. Конспект лекций по социологии Тема 4 Системно-структурная и динамическая характеристика общества План лекции: 1. Методология системно-структурного анализа. Проблема определения общества и его системно-структурная характеристика. 2. Анализ социальной структуры и ее истолкование в различных теоретических концепциях. 3. Проблемы функционирования, изменения и развития общества. 1. Приступая к изучению основного объекта социологии, каковым является общество, необходимо решить ряд методологических вопросов, касающихся устройства (структуры) общества и особенностей его функционирования и развития. Методологическая проработка этого вопроса включает в себя два основных аспекта: уяснение сути системно-структурного анализа и уточнение самого понятия «общество». Это предварительное уяснение требуется для того, чтобы преодолеть различные, порой весьма противоречивые, истолкования этих понятий, сложившиеся в учебной литературе. Кроме того, с методологической точки зрения, совершенно неправильно рассматривать вопрос о системе в отрыве от вопроса о структуре, что сплошь и рядом делается в учебной литературе по социологии. Поэтому здесь необходимо напомнить слушателям несколько популярных положений о системно-структурной организации объектов. Все объекты, начиная от элементарных частиц, атомов, молекул и клеток до галактик и в целом Вселенной представляют собой определенные системы. Понятие системы определяет целостность объекта, наличие определенных интегральных качеств. Мир представляет собой иерархию систем. Поэтому, не впадая в тавтологию, можно сказать, что системы складываются из систем (в упрощенном варианте это, своего рода, русские матрешки). Система имеет свои пространственно-временные границы, что и определяет ее целостность и самостоятельность. Системы более низкого уровня (или подсистемы), представляют собой элементы другой, более общей, системы, являются ее «строительным» материалом. Эти подсистемы, или элементы с их функциональными связями и отношениями составляют структуру системы, или, что тоже самое, структуру объекта. Отсюда следует, что говоря о системности объекта, подчеркивают его интет тральную целостность, а говоря о структуре, выделяют его элементы, их связи и отношения, особенности функционирования, изменения и развития как отдельных элементов, так и системы в целом. В этом плане, сказать, что общество есть система, еще ничего не сказать, ибо человек, семья, группа - это тоже система. Если же говорить о системности объекта, то необходимо иметь в виду структурную сложность различных систем, от простых механических до живых, сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. Системность общества означает проявление предельной сложности этого объекта, его самоорганизацию, самоуправление и саморазвитие. В отличие от сложных самоорганизующихся биологических систем, общество
включает в свои структуры духовные элементы от действия индивида до менталитета поколения и общества в целом. Здесь особую роль играют знания, заблуждения, предрассудки, традиции, нормы, идеалы, планы, проекты, цели, инновации и т.д. ' Особенность изучения социальной структуры (как особой организации социальной системы) как раз таки и заключается в том, чтобы соединить в единое интегральное целое материальные подсистемы (здесь вполне можно использовать и термин «подструктуры») общества с его ментальными структурами. Вся история общественной науки представляет собой поле борьбы между основными парадигмами социальной структуры, а именно, что определяет: материальное определяет идеальное, или же наоборот, идеальное определяет материальное. Если же считать, что сознание человека определяет его действия и поступки, то и в этом случае специалисты значительно расходились во мнении, ибо здесь имеется широкий выбор детерминант от сознательных или подсознательных актов отдельного человека до «духа» времени или настроений толпы. Но так или иначе структурная характеристика объекта (или системы) предполагает выявление составляющих его элементов, их связей и взаимодействий. Ясно, что и при анализе такой системы, каковой является общество, стоит та же самая задача, т.е. выяснение составляющих общество элементов, их связей, действий и взаимодействий. Причем эта задача должна решаться не в одном отдельно взятом параграфе, а пронизывать всю структуру социологического знания. Разные элементы этого знания представляют собой лишь разные аспекты рассмотрения организации социальной структуры, частных и общих законов ее функционирования, изменения и развития. Правда, здесь приходится сталкиваться еще с одной сложностью, суть которой заключается в самом определении понятия «общество». Дело в том, что содержание этого понятия, его границы оказываются весьма неопределенными. Для Платона и Аристотеля общество - это жители полиса-государства. Для Августина и Ф. Аквинского - это христианский мир. Для философов Нового времени - это жители Европы. Для Маркса и Энгельса - это общественно-экономическая формация; для О.Конта - это все человечество с момента его зарождения и т.д. Обществом называют такие объединения людей, как род или племя, жителей города или деревни, население страны или граждан государства, ныне живущее поколение людей и растянутую во времени цивилизацию, содружество государств или человечество в целом. Как же объединить в едином общем понятии столь различные ассоциации людей? Видимо, здесь необходимо идти от системно- структурной характеристики общества. Откуда следует, что общество - это такая система, в которой части и целое взаимооиределяют друг друга, начиная от семьи и малой группы до человечества в целом. Основной же единицей общества является государство или население страны. Именно поэтому социология изучает не просто общество, а общество конкретное: французское, английское, немецкое, российское, белорусское и т.д. 2. Вопросы о том, что такое общество, какова его природа, настоящее и будущее, волновали человеческую мысль чуть ли ни с момента зарождения человечества. Социальные мотивы четко прослеживаются в литературных памятниках Древнего Мира, в Священных писаниях, в древнейших памятниках философской мысли, в классической форме они выражены в трудах Платона и Аристотеля. Новое время наряду с сословной структурой общества добавило понятие класса и классовой структуры, ставшей классической в -трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Двадцатый век сформировал стратификационную концепцию структуры общества. Наконец, во второй половине XX в. Т. Парсонс сформировал свою концепцию социальной структуры, ключевым понятием которой стало понятие социального действия или функционального единства общества. В рамках своей концепции этот исследователь попытался объединить личные и коллективные, биологические и социокультурные подсистемы (он их называет системами действия общества). Таковыми являются: социальная, личностная, культурная и биологическая. Каждая из систем выполняет четыре основные функции: интеграции, целедостижения, латентности и адаптации. Выполняя эти функции, каждая система имеет как бы главную или ведущую функцию: - социальная система выполняет функцию интеграции; - личностная - целедостижения; - культурная - латентную, т.е. воспроизводства социальных норм, образцов и ценностей; - биологическая - адаптации, т.е. приспособления к окружающей среде. Компонентами социальной системы в этой концепции выступают: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности - это общественное представление о желаемом типе социальной системы, они способствуют сохранению культурных образцов. Нормы представляют собой ориентации относительного поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальной системы. Коллективы (или общности), имеющие статусную дифференциацию, ориентированы на исполнение целедостижения. Роли - это ожидания относительно поведения личности, они выполняют в социальной системе функцию адаптации. Важнейшим проявлением социальной системы выступает инсти-туционализация - процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Институционализация - это и есть процесс образования социальной системы, т.е. совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. Подсистемами социальной системы по Т. Парсонсу являются: экономическая, политическая, социальная и система социализации, каждая из которых выполняет свою полезную работу или функцию: • экономическая - это связь общества с природой и создание материальных ценностей, поэтому здесь реализуется функция адаптации, т.е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворения материальных потребностей индивида и общества; • политическая - выполняет функцию целеполагания, состоящую в принятии рациональных решений и мобилизации ресурсов на их выполнение. Основным элементом этой подсистемы выступает государство, обеспечивающее порядок и территориальную целостность; • социальная подсистема выполняет функцию интеграции, осуществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил общежития; • система социализации выполняет латентную функцию, т.е. воспроизводства и поддержания образца, это есть процесс включения человека в социальную систему. Стараясь определенным образом решить проблему соотношения свободы выбора и жесткой социальной детерминации индивидуального поведения, Т. Парсонс вводит понятие системы координат, которую обозначает как типовые структурообразующие переменные ориентации действия. Эти переменные представляют собой парные понятия, отражающие возможности выбора: диффузность - специфичность (выбор объекта в целом или его отдельных частей); эмоциональность - нейтральность (выбор, осуществляемый чувственно-спонтанно или на рациональной основе); предписанное — достигаемое (характеристика статуса, данного от природы или достигнутого в результате действия); партикуляризм - универсализм (выбор оценки объекта как уникального или общего). Концепция Т. Парсонса представляет собой своеобразный слепок с американского общества, в рамках которой он стремится доказать естественность и необходимость «социального порядка», структурной гармонии и бесконфликтного существования. Социальное развитие предстает как дальнейшая дифференциация и гармонизация социальных подсистем, утверждение новых способов интеграции и адаптации. В завуалированной форме им же была выдвинута идея, глобализации как генерализация ценностей. В какой-то мере, концепцию Т. Парсонса можно назвать современной моделью идеального государства. Богатство теории Т. Парсонса заключается в том, что он сумел включить в нее все основные понятия теоретической социологии, создав достаточно стройную систему. И несмотря на многочисленные критические выступления в ее адрес, она продолжает существовать и дополняется новыми идеями в рамках теорий латентных функций, обмена, конфликта, интеракции и т.д. Второй стороной рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как общество развивается. Теории классов, классовой борьбы, социальных конфликтов и противоречий, эволюции, революции, реформирования, прогресса, регресса, круговорота и т.д. стремились ответить на этот вопрос. Теории Вико, Гердера, Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, Тойнби в настоящее время хорошо известны и демонстрируют разнообразие теоретических подходов к решению этого вопроса. Главными здесь оставались проблемы о движущих силах истории, о детерминантах общественного развития, о закономерности и случайности, о сознательности и стихийности, которые продолжают волновать и современную теоретическую мысль. В учебных целях важно обозначить основные тезисы, раскрывающие суть этого процесса. Таковыми могут быть: - общество развития, включая взлеты и падения, элементы прогресса и регресса; - развитие имеет свои пространственно-временные параметры, т.е. общество развивается не равномерно глобально, а проявляется через лидерство отдельных регионов и цивилизации.
- общественное развитие в целом имеет прогрессивный характер, который определяется достижениями науки и техники; - общество как динамическая система имеет разные проявления и масштабы своего преобразования: функционирование на малых временных отрезках, изменение на средних отрезках и развитие в 'макровременных интервалах; - функционирование, изменение и развитие есть разные проявления динамики общества. Из современных концепций развития общества -можно было бы вновь указать на теорию социального действия Т. Парсонса. В основу своей эволюционной теории этот исследователь положил идею о возрастающей дифференциации ролевых функций, усложнении социальных институтов, о гармонизации социальной системы. Он различает «примитивные», «промежуточные» и «современные» общества. На первом уровне отсутствует дифференциация подсистем и функций, современные же общества двигались и движутся в сторону высокодифференцированных структур, определяемых высокими экономическими и культурными показателями. Хотя трудно назвать эту теорию глубокой, тем не менее она дает общую картину развития отдельных цивилизаций и общества в целом. Тема 5 Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации План лекции: 1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности. 2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности. 3. Проблемы социализации личности и поведения человека в его 1. Прежде всего, необходимо отметить, что, рассматривая составные части любой системы, необходимо обращать внимание на три основные аспекта: 1) внутреннее строение системы; 2) ее внешние связи и отношения; 3) функционирование системы и изменения, происходящие в ней в силу внутренних и внешних детерминант. Поэтому, говоря о природе человека, приходится все время, как бы забегая вперед, касаться и других подсистем социальной структуры, о которых подробно речь может идти ниже в тексте. Во-вторых, говоря о структурной организации системы, можно двигаться двумя путями: либо идти от части к целому, от микрообъектов к макрообразованиям, либо двигаться от целого к его исходным частям. Оба этих подхода используются в социологической литературе. Например, Платон, определяя структуру общества, исходил из особого устройства человека, его телесной и духовной субстанции. Аристотель говорил об обществе как реальном воплощении общественно-политических качеств человека. А Дюркгейм, наоборот, считал, что существуют жесткие социальные факты как особые элементы социальной системы, которые воздействуют на человека, определяя его поведение и личностные качества. В-третьих, говоря о внешнем воздействии социальных систем на человека, необходимо иметь в виду воздействия на него как ближайшего окружения, так и более удаленных структур, т.е. семьи, группы и коллектива, с одной стороны, и общества в целом - с другой. Отсюда следует, что воздействие общества на человека имеет как непосредственный, прямой, так и опосредованный способы своего проявления. Все это и необходимо учитывать, когда речь идет о соотношении природы, общества и человека. Прежде всего, необходимо разобраться в исходных понятиях, первым из которых является понятие «природа». Итак, что же такое природа? Странно начинать с понятия, которое у всех на устах и, казалось бы, здесь нет никаких неясностей. Но дело в том, что чем популярнее понятие, тем больше в нем прямых и переносных смыслов. Понятие «природа» имеет по крайней мере два различных смысла. В одном случае оно выступает как суммарный образ природно-физических и биологических явлений, как некий внешний по отношению к обществу и человеку мир. Во втором значении под природой понимается внутренняя существенная определенность предмета. В этом случае говорят не только о природе физических или биологических объектов, но и о природе слова, природе мысли, природе искусства, а также о природе общества и человека. Когда речь идет о природе человека, эти два значения тесно переплетаются друг с другом. И если их не различать, то может происходить подмена смыслов. Тогда природно-биологические признаки человека могут восприниматься как проявление его сущности и переноситься на общество, что, собственно, и имело место в концепциях биологизма, органицизма и фрейдизма. Если же, наоборот, абсолютизировались духовно-социальные качества человека, то и весь мир представал как воплощение этих человеческих качеств (анимизм, фетишизм, тотемизм, идеализм). Всякая теория, претендующая на статус научной, должна учитывать эту сложную природу человека, его биосоциальные и материально-духовные качества. В этом плане все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (т.е. с его анатомией и физиологией: с обменом веществ, продолжением рода, с принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки - все это есть выражение его биологической природы и определяется генетическим материалом. Но природа человека не сводится к этим характеристикам. Второй важной частью его природы являются социальные качества, т.е. те качества, которые обусловливаются совместным коллективным существованием людей. Социальность выражает факт совместного существования людей. Социальные качества человека, например, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., закрепляясь в сознании человека, определяют его как личность. Но и понятие личности нуждается в уточнении. Дело в том, что оно может быть применено как к определенному человеку, подчеркивая его индивидуальность (например, личность Бальзака, Пушкина, Толстого и т.д.), так и для обозначения социального типа (личность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника и т.д.), как теоретической идеализации определенного социального статуса. Личность отдельно взятого человека (его психологическая составляющая) является предметом изучения общей психологии. Социолога же в большей степени интересует именно групповой портрет и влияние групповых качеств личности, т.е. процесс ее социализации. Наконец, понятие «индивид». Это понятие обозначает отдельного взятого человека с особым набором его природных, психологических и социальных качеств. В этой связи можно отметить, что когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчеркивая уникальность сочетания его природных, социальных и индивидуальных качеств. Как отмечал К. Маркс: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 3, стр. 3). Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обозначают один и тот же объект, каковым и является человек, но как бы с разных точек зрения. Поэтому при всем их различии они имеют ПО и некоторые общие признаки, что и дает возможность использовать их в качестве синонимов в различных контекстах. Все эти понятия имеют как общефилософский, так и конкретно-научный смысл. Свой категориальный смысл они имеют и в социологии. Но особое значение здесь придаётся именно понятию пт1'-> ность. Дело в том, что вопрос о структуре личности тесно связан О1 вопросами о ее социальном определении, процессом социализации, нормального и аномального поведения и т.д. Можно заключить, что человек - это активное, деятельное, разумное существо, личностные качества которого формируются в обществе и индивидуально проявляются в его действиях, поступках и поведении. Действия человека направляются стимулами и мотивами, которые формируются в результате биологических или социальных потребностей. Поэтому действия человека - это есть функция его потребностей, удовлетворение которых имеет социальный (или асоциальный) смысл. Важным вопросом теории личности является вопрос о его структуре и типологических особенностях. В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (или социокультурный). С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности - это потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и т.д. Каждый из этих элементов имеет свою собственную структуру. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации. Биологическая, психологическая и социокультурная структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение; «по полочкам» неизбежно, что и осуществил 3. Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер. В структуре личности 3. Фрейд выделил три компонента. Область подсознательного, или сфера чисто биологических процессов и инстинктивных импульсов, названная им «Оно» (или «Ид»); сфера сознания, мыслительной деятельности человека - «Я» (или «Эго») и особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются (инте-риоризуются) элементы культуры - «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благородством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают: вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят и своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты дают о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества, Эрос подвергается эстетической лакировке, общение — идеалом общественной жизни. Если же победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества. В определенной степени эта теория позволяет составить и типологию личностей, в частности, можно говорить о социальном и асоциальном типах личности как главной социологической типологизации. При этом важно иметь в виду, что критериев для выделения таких типов бесконечное множество, поэтому имеется несколько вариантов типологизации личности. По психологическому критерию личности подразделяются по типам характеров. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника и т.д. По отношению к социальным нормам - толерантный или конформистский типы личности. По отношению к власти - личность управленца (руководителя) и личность подчиненного. По стилям управления - авторитарный или демократический типы личности и т.д. Понятие типа личности помогает конкретизировать представление о природе личности, сочетание в ней общественного и индивидуального, врожденного и приобретенного. 2. Понятие социальной детерминации личности заставляет обратиться к вопросу о том, как эта детерминация осуществляется, т.е. как осуществляется процесс социализации, как формирующийся человеческий организм превращается в личность, в такую частицу об- щества, гармоничное функционирование которой определяет жизнедеятельность самого общества. Раскрытие природы этого процесса заставляет обратиться к понятию социального статуса. Социальный статус - это положение, занимаемое личностью (или группой) в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется «статусным набором». Каждый человек обладает множеством различных социальных В зависимости от того, является ли статусный набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают «предписанный» и «достигаемый» статусы. В рамках статусного набора выделяется один ведущий или особо значимый статус. Как правило, он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определяется традицией и материальным обеспечением. Профессионально-должностные статусы институционализируясь, составляют особую структуру общества, которая существует объективно вне зависимости от того, кто конкретно занимает те или иные социальные ячейки. Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и не писанных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Позаимствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью». Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль. Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором. Элементы статусно-ролевого набора не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему
конфликту. Тогда, например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника (особенно творческих сфер). Существует объективная и субъективная оценка выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять и детально рассмотреть вопрос о процессе социализации личности. 3.Человек является структурообразующим элементом общества, его своеобразным «атомом». Но человек как личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества. Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, верований, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией. Социализация - это процесс усвоения индивидом общечеловеческих, правовых и профессионально-квалифицированных правил и норм поведения. Это сложный процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения, в ходе которого он усваивает образцы гражданского поведения и профессиональной деятельности, что обеспечивает нормальное функционирование человека и одновременно нормальное функционирование и развитие самого общества. В конечном счете, социализация - это формирование сознания человека, умения соотнести себя с обществом, коллективом или группой, умения объективно оценивать себя, свои возможности, действия и поступки, т.е. формирование такого интеллектуального навыка, который позволяет посмотреть на себя не только своими собственными глазами, но и глазами как бы стороннего человека. «Поскольку личность, - пишет Т. Парсонс, - это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для его формирования и функционирования» (Парсонс Т. Понятия общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1996. стр. 503). Социализация имеет свои формы, факторы, этапы и разновидности. Она имеет сложный механизм своего проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека (внешняя информация) и внутренний процесс отбора этой информации (своеобразный психологический фильтр), благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации, а именно: всеобщем
среднем образовании, доступности ценностей культуры, массовом влиянии средств информации, в обществе приходится сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным поведением, с антигуманной деятельностью отдельных личностей, причем, не только на уровне простых людей, но и крупных политиков, возводящих преступность в ранг государственной деятельности, например, фашизм, сталинизм, полпотовщина и т.д. Поэтому необходимо более подробно разобрать различные аспекты социализации. Date: 2015-10-18; view: 333; Нарушение авторских прав |