Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение с учетом современных образовательных технологий





3.1. МЕТОДИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ПО СОЦИОЛОГИИ

3.1.1. Лекция как основная форма вузовского обучения

На протяжении всей истории высшей школы лекция была и оста­ется ведущей формой обучения (от латинского 1есйо - чтение). С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, она вводит слушателей в науку, знакомит с основным категориальным аппаратом, закладывает основы научных знаний по изучаемому предмету. Ее основная цель - дать систематизированное изложение основ изучаемой науки и тем самым подготовить студентов к само­стоятельной работе с источниками и научными публикациями. Осо­бенность вузовского обучения определяется тем, что здесь лекции отводится особая роль. Особенность эта.проявляется в том, что лек­тор (он же и научный работник) знакомит слушателей не просто с учебным материалом, а старается дать самые последние сведения из области своей науки, обобщая те данные, которые появляются в на­учной литературе, стремится не только сообщить сведения, но и разъяснить их, донести их смысл до каждого слушателя. Хорошая вузовская лекция - это творческий процесс, как в плане подготовки материала, так и в плане его донесения до слушателей, это творче­ское общение лектора с аудиторией. Эффект такого общения опре­деляется особым эмоциональным сопровождением, который активи­зирует познавательные возможности студентов. От преподавателя зависит, чтобы в лекции с как можно большей полнотой были ис­пользованы все потенциальные возможности этой формы обучения,


чтобы в его деятельности наиболее четко проявлялась как теорети­ческая, так и методическая грамотность. Молодой и зрелый препо­даватели весьма существенно отличаются друг от друга. У первого может быть запас более свежих научных данных, но слабая методи­ческая подготовка, у второго большой опыт устного изложения ма­териала, но несколько закостеневшие научные истины, что в любом случае снижает качество лекции. Ликвидация этих «перегибов» в деятельности преподавателя вуза достигается именно за счет совер­шенствования методической грамотности, ибо литература по мето­дике знакомит не только с технологией обучения, но и на профес­сиональном уровне анализирует наиболее проблемные вопросы чи­таемого курса.

В чем же состоит деятельность вузовского преподавателя по со­вершенствованию своего лекторского мастерства? Опыт вузовской работы показывает, что лекторское мастерство преподавателя скла­дывается из следующих показателей:

• научная эрудиция;

• навыки структурной и содержательной обработки научного и учебного материала по теме лекции;

• овладение содержанием подготовленной лекции, определение смысловых акцентов;

• отработка методов и техники изложения лекционного мате­риала.

Научная эрудиция преподавателя начинает складываться еще в студенческие годы и продолжает совершенствоваться в период всей его активной деятельности. Поговорка: «Век живи, век учись», имея отношение к любому специалисту высшей квалификации, в наи­большей степени относится именно к вузовскому преподавателю.

Опыт обработки материала связан с умением адаптировать сложный материал к учебным целям, с соответствующим его оформлением.

Овладение содержанием предполагает внимательное прочтение текста лекции с его внутренним субъективным анализом, с выделе­нием главных мест, с дополнительным обдумыванием аргументов и доказательств, с формой подачи иллюстративного материала, ис­пользования технических средств обучения и т.д.

Методика и техника изложения представляет собой реальный процесс сообщения слушателям учебного материала. Навыки этого изложения закладываются у будущих преподавателей в процессе педагогической практики и затем совершенствуются практически в период всей творческой деятельности специалиста. Здесь особую роль


играют как обмен опытом между преподавателями (открытые лекции, взаимопосещения занятий, методические конференции и т.д.), так и развитие навыков самоанализа и самооценки преподавателя.

Лекторское мастерство - это то, что характеризует субъективную сторону деятельности преподавателя. Кроме того, имеются и объек­тивные требования, определяющие качество лекционной деятельно­сти. К ним относятся:

• обеспечение идейной направленности преподаваемого курса, гармоничное сочетание познавательной и воспитательной функ­ций;

• научная информативность лекции, ее высокий научный уровень;

• доказательность и убедительность сообщаемых сведений,

• сочетание информационности и проблемности излагаемого мате­риала;


• четкость и логическая стройность изложения;

• активизация внимания слушателей, развитие их мышления: об­щего и профессионального;

• ясность и четкость языка изложения материала, темп чтения лекции;

• методическое обеспечение лекции - выделение основных мыс­лей, положений и определений, формулировка выводов и реко­мендаций, подбор иллюстративного материала, использование технических средств обучения;

• активизация творчества слушателей, развитие навыков конспек­тирования лекций.

В практике вузовской работы в зависимости от курса (первый или заключительный), форм обучения (очное, заочное), периода изучения предмета (начало, середина или конец) сложились различные виды лекций. К таковым относятся:

- вводная;

- лекция систематического курса; -лекция специального курса;

- обзорная;

- установочная.

По форме подачи материала лекции бывают:

-лекция информационно-объяснительного характера;

- проблемная лекция;
-лекция-размышление;
-лекция беседа.


Характеристика каждого вида лекции дается в справочной лите­ратуре и легко обнаруживается в соответствующих словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

Подготовка лекции - важный творческий акт. Даже тогда, когда преподаватель использует уже имеющийся и опубликованный курс лекций по предмету, все равно он вносит в него соответствующие коррективы, диктуемые конкретными условиями преподавания (курс, специальность, объем часов и т.д.). Особое значение в плане подготовки лекции (а затем и всего курса) имеет профессиональный опыт преподавателя, его теоретическая информированность и мето­дическая грамотность. Этот опыт проявляется прежде всего в уме­нии ориентироваться в большом потоке профессиональной инфор­мации, т.е. в той литературе, которая необходима для подготовки читаемого курса. Литература, используемая при подготовке лекций по социологии, может быть подразделена на следующие виды:

• научная (книжная продукция или периодические издания);

• учебная (учебники, учебные пособия, курсы лекций);

• методическая (общая и частная методика, соответствующие пла­ны и программы);

• справочная (словари, справочники, энциклопедии);

• художественная;

• общая периодика (газеты и журналы).

Уже один этот перечень литературы, необходимой для изучения общего курса социологии, показывает сложность этой работы как для педагога, так и для студента. Здесь совершенно не оправдан чис­то механический процесс чтения лекций и их заслушивания, а дей­ствует принцип творческого анализа материала, отбора наиболее важной и актуальной информации. Только при таком подходе можно рассчитывать на внимание слушателей и их заинтересованное отно­шение к изучаемому курсу.

Как курс в целом, так и отдельная лекция по социологии могут иметь свою целевую установку. Цель лекции (даже по одной и той же теме) может определяться как интересами слушателей (их про­фессиональной ориентацией), так и ее социальной значимостью. Цель определяется ориентацией либо на сообщение нового объема информации (познавательный аспект), либо на развитие мышления (когнитивный аспект), либо на формирование оценочных суждений и представлений (воспитательный аспект).

Композиционно лекция подразделяется на три части: вводную часть, главную (или основную) часть и заключение. Все эти части представляют собой не отдельные «кирпичики», механически со-



 




члененные друг с другом, а органичное целое, определяемое основ­ной идеей рассматриваемой темы.

Главная часть лекции, с методологической точки зрения, распа­дается на теоретический и эмпирический материал. Теоретический материал представляет собой общезначимую часть знания. То, что принято в научном сообществе в виде определенных теоретических положений, принципов, законов и категорий, что не допускает субъ­ективной интерпретации, - это информационное ядро темы.

Знакомство слушателей с этим ядром может быть осуществлено в виде трех различных методик: либо как изложение бесспорных ис­тин, либо как доказательное изложение истин (с соответствующей аргументацией), либо как текущее, изменяющееся знание (которое хотя и имеет в настоящем определенную доказательную основу, тем не менее заключает в себе и ряд проблем, нуждается в своем уточнении).

Какой из этих трех способов изложения учебного материала яв­ляется более эвристичным, а какой менее, сказать трудно, т.к. даже самый догматический способ обучения может стать стимулом к раз­витию мышления хотя бы по принципу отторжения пропагандируе­мых истин. О чем свидетельствует опыт Возрождения, Свободомыс­лия и Просвещения или индивидуальное развитие гениев Средневе­ковья. Можно лишь сказать, что в наш просвещенный век просто не модным стало «вколачивать» прописные истины (что ощущают на себе даже теологи, все чаще апеллирующие не только к чувствам, но и к разуму верующих). Идеалом знания становится его текучесть, изменчивость, относительность, что и определяет современную ме­тодику вузовского преподавания. Свою дидактическую ценность имеет и эмпирический материал, как необходимая аргументирующая часть теоретических положений лекции. Умение подобрать этот ма­териал, органично вписать его в текст лекции является важным по­казателем преподавательского мастерства. А со стороны студента, умение самому определять смысловые блоки с соответствующей их фиксацией.

Четкое изложение лекции (ее исполнение) требует своих навыков и методических приемов. Здесь преподаватель как бы перевоплоща­ется из кабинетного ученого в публичного деятеля, оратора, в лекто­ра в собственном смысле этого слова. Лекция в ее живом воплоще­нии представляет собой непосредственный процесс обучения, в ко­тором предъявляются свои требования к преподавателю, к студентам и к самим условиям, в которых лекция происходит (помещение, мел, доска, размещение студентов, наличие разной аппаратуры или ее отсутствие и т.д.).


От студентов требуется умение слушать, размышлять и писать одновременно. От преподавателя же требуется максимально четкое и ясное изложение материала. Здесь важную роль играют и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое, многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.


Особенность подготовки лекций по социологии заключается в том, что преподавателю, с одной стороны, необходимо умело ориен­тироваться в многоликом теоретическом материале, который имеет­ся чуть ли не по каждой теме курса, а с другой стороны, проявить мастерство в его организации и систематизации. Материал лекций по социологии должен быть максимально привязан к местным усло­виям. Например, если читается тема о семейно-брачных отношениях или о девиантном поведении, то, конечно же, необходимо теорети­ческие положения подкреплять местными данными, а не теми, кото­рые приводятся в учебниках, изданиях в дальнем или ближнем зару­бежье. Только в этом случае курс социологии будет восприниматься не как чисто теоретическое, абстрактное построение, а как имеющий большой практический смысл, непосредственно затрагивающий инте­ресы слушателей.

Разобрав общие моменты, характеризующие лекцию как основ­ную форму вузовского обучения, обратимся теперь к рассмотрению методических особенностей лекционного курса по социологии.

План и программа общего курса социологии рассчитана на озна­комление студентов не социологических специальностей с основами современного социологического знания с соответствующими мето­дическими указаниями и пояснениями. Стандартная программа рас­считана на 34 учебных часа, т.е. на изучение социологии в течение одного семестра с зачетом в виде контроля знаний. При этом пред­полагается, что на лекции будет отведено 18 часов, на семинары- 12 часов и на контролируемую самостоятельную работу студентов - 4 часа. Разумеется, в каждом отдельном случае это сочетание может варьироваться вплоть до таких крайних случаев, когда весь объем учебного времени отводится только под лекции. Тогда тематика лекций должна расширяться за счет тем семинарских занятий.

Учитывая то обстоятельство, что в цикле гуманитарных дисцип­лин изучаются такие предметы, как политология, религиоведение, этика, культурология и т.д., то из общего курса социологии можно было бы исключить ряд тем смежных с данными предметами, на­пример, социология политики или социология религии и т.д. Основ­ное внимание в общем курсе социологии уделяется изучению соци­альной структуры, анализу основных социальных институтов и про­блемам социализации и институционализации.


Количество лекционных тем, предлагаемых ниже (если исходить из предположения, что на каждую тему отводится 2 часа), несколько больше, чем предполагает восемнадцатичасовая программа, что по­зволяет преподавателю либо укрупнять указанные темы, либо неко­торые из них сокращать. Кроме того, каждая тема носит комплекс­ный характер и может быть разбита на ряд отдельных вопросов, ко­торые могут стать либо темами для самостоятельной проработки, либо темами семинарских занятий. Именно поэтому предлагаемая программа в целом имеет примерный характер и допускает варьиро­вание в зависимости от профиля специальности и от количества учебных часов, отводимых на изучение социологии в каждом вузе и на каждом факультете.

В конспекте лекций после каждой темы список литературы не указывается, т.к. общий список этой литературы с соответствующи­ми методическими указаниями дается в конце комплекса.

3.1.2. Тематический план лекций по общей социологии

1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функ­ции.

2. Основные этапы становления и развития социологии.

3. Методология и методы прикладного социологического исследо­вания.

4. Системно-структурная и динамическая характеристика общества.

5. Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика соци­альной структуры. Проблемы социализации.

6. Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, измене­ния и социальные функции.

7. Группа как система и элемент социальной структуры. Социомет­рические методы изучения внутригрупповых отношений.

8. Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность.

9. Организационная структура общества. Понятия социальной орга­низации и социального института.

10. Социальные связи, действия и взаимодействия.

11. Социальные противоречия, конфликты и борьба.

12. Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явле­ний. Проблемы его изучения и формирования.


3.1.3. Программа курса лекций по общей социологии

Тема 1

Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции

Понятие социального, его соотношение с другими характеристи­ками общества (экономической, политической, культурологической, исторической и другими сторонами общественной жизни). Социаль­ность как особый объект научного познания. Определение предмета социологии. Генезис идей о предмете социологии. Основные функ­ции социологии. Разновидности социологического знания: макро- и микросоциология, социология фундаментальная (академическая) и прикладная, теоретическая и эмпирическая. Место социологии в системе общественных наук.

Тема 2

Основные этапы становления и развития социологии

Проблема периодизации истории социологии. Преднаучный этап ста­новления социологии (социально-политические воззрения Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье). Зарождение социологического зна­ния в XIX в. (воззрения Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса). Классические социологические концепции (социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера и Т. Парсонса). Теоретический плюрализм со­временной западной социологии. Понятие институционализации социо­логии. Особенность институционализации отечественной социологии.

Тема 3

Методология и методы прикладного социологического исследования

Структура социологического исследования. Этапы и виды социо­логического исследования. Понятия методологии, методики и тех­ники социологического исследования. Программа исследования и методы сбора социологической информации. Анализ и обработка результатов социологического исследования. Социальный прогноз, социальная технология и социальная инженерия как разновидности социологического знания и его практического использования.



Тема 4 ___ _ _________________ _______________ 1_____ _______________ _____,

Системно-структурная и динамическая характеристика общества

Общество как объект научного познания, проблема определения общества. Общество как система и его основные подсистемы. Типо­логическая характеристика общественных систем. Понятие социаль­ной структуры и ее истолкование в различных концепциях теорети­ческой социологии. Проблемы функционирования, изменения и раз­вития общества. Общественный прогресс и регресс. Случайность и закономерность, стихийность и сознательность, возможность и дей­ствительность в общественном развитии.

Тем а 5________ _________ ____ ________ _______ ____________________________

Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации

Человек как исходный элемент социальной системы. Личностные качества человека. Социальная типология личности. Понятие соци­ального статуса и социальной роли. Статусно-ролевая характеристи­ка общества и личности. Социализация, десоциализация и ресоциа-лизация личности. Социальное действие и взаимодействие. Соци­альное поведение в его норме и отклонении. Дисциплина как харак­теристика человеческого поведения.

_^Ге__ма_6___________ ____________ _.___________________ ____,_______.

Семья как элементарная ячейка общества, ее структура, изменения и социальные функции

Понятие семьи как группы и социального института. Основные понятия, раскрывающие структуру семьи. Типы и формы семйно-брачных отношений. Функции семьи как социального института. Социология семьи и брака.

Тема 7 ______ __ ____________.__ __________,_____,_______,_________

Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

Понятие социальной группы. Типология социальных групп. Групповые связи и отношения. Группа и личность. Социализирую­щая роль групповых отношений. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.


Тема 8

Социальная общность как макроэлемент социальной структуры. Социальная стратификация и мобильность

Понятие социальной общности. Общность как макроэлемент со­циальной структуры. Типологическая характеристика социальных общностей. Особенности социологического изучения социальных общностей. Классовая и стратификационная характеристика соци­альной структуры. Теории стратификации и социальной мобильно­сти. Проблемы социального равенства и неравенства, открытого и закрытого общества.

Тема 9

Организационная структура общества. Понятие социальной организации и социального института

Природа социальной организации и ее структурообразующая роль. Типологическая характеристика социальных организаций. Функциональная характеристика социальных организаций. Понятие и сущность социального института. Функциональная характеристика социального института. Институционализация как особенность со­циального развития.

Тема 10

Социальные связи, действия и взаимодействия

Понятие и природа социальных связей. Социальные связи, про­цессы и изменения. Связь элементов как основная характеристика социальной структуры.

Понятия социального действия и взаимодействия, их теоретиче­ские модели.

Тема 11

Социальные противоречия, конфликты и борьба

Понятия противоречия, конфликта и борьбы. Социальные противо­речия как источник развития. Социальный конфликт как проявление социального противоречия. Типология социальных конфликтов. Теоре­тические модели социальных конфликтов. Причины и способы разре­шения социальных конфликтов. Социальная борьба, ее виды и типы.


 


 



Тема 12_______________________________......„.,______»___,,.,„.,_______________

Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования

Понятия общественного сознания и общественного мнения. Ти­пология общественного мнения. Специфика социологического изу­чения общественного мнения. Социальная диагностика. Обществен­ное мнение и средства массовой коммуникации. Общественное мне­ние и политическая жизнь. Технологии формирования общественно­го мнения.

3.1.4. Конспект лекций по социологии

Тема 4

Системно-структурная и динамическая характеристика общества

План лекции:

1. Методология системно-структурного анализа. Проблема оп­ределения общества и его системно-структурная характеристика.

2. Анализ социальной структуры и ее истолкование в различных теоретических концепциях.

3. Проблемы функционирования, изменения и развития общества.


1. Приступая к изучению основного объекта социологии, како­вым является общество, необходимо решить ряд методологических вопросов, касающихся устройства (структуры) общества и особен­ностей его функционирования и развития. Методологическая прора­ботка этого вопроса включает в себя два основных аспекта: уяснение сути системно-структурного анализа и уточнение самого понятия «общество».

Это предварительное уяснение требуется для того, чтобы преодо­леть различные, порой весьма противоречивые, истолкования этих понятий, сложившиеся в учебной литературе. Кроме того, с методо­логической точки зрения, совершенно неправильно рассматривать вопрос о системе в отрыве от вопроса о структуре, что сплошь и ря­дом делается в учебной литературе по социологии. Поэтому здесь необходимо напомнить слушателям несколько популярных положе­ний о системно-структурной организации объектов.

Все объекты, начиная от элементарных частиц, атомов, молекул и клеток до галактик и в целом Вселенной представляют собой опре­деленные системы. Понятие системы определяет целостность объек­та, наличие определенных интегральных качеств. Мир представляет собой иерархию систем. Поэтому, не впадая в тавтологию, можно сказать, что системы складываются из систем (в упрощенном вари­анте это, своего рода, русские матрешки). Система имеет свои про­странственно-временные границы, что и определяет ее целостность и самостоятельность. Системы более низкого уровня (или подсисте­мы), представляют собой элементы другой, более общей, системы, являются ее «строительным» материалом. Эти подсистемы, или эле­менты с их функциональными связями и отношениями составляют структуру системы, или, что тоже самое, структуру объекта. Отсюда следует, что говоря о системности объекта, подчеркивают его интет тральную целостность, а говоря о структуре, выделяют его элемен­ты, их связи и отношения, особенности функционирования, измене­ния и развития как отдельных элементов, так и системы в целом.

В этом плане, сказать, что общество есть система, еще ничего не сказать, ибо человек, семья, группа - это тоже система. Если же гово­рить о системности объекта, то необходимо иметь в виду структурную сложность различных систем, от простых механических до живых, сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. Систем­ность общества означает проявление предельной сложности этого объ­екта, его самоорганизацию, самоуправление и саморазвитие. В отличие от сложных самоорганизующихся биологических систем, общество


 


 



включает в свои структуры духовные элементы от действия индивида до менталитета поколения и общества в целом. Здесь особую роль иг­рают знания, заблуждения, предрассудки, традиции, нормы, идеалы, планы, проекты, цели, инновации и т.д.

' Особенность изучения социальной структуры (как особой орга­низации социальной системы) как раз таки и заключается в том, что­бы соединить в единое интегральное целое материальные подсисте­мы (здесь вполне можно использовать и термин «подструктуры») общества с его ментальными структурами. Вся история обществен­ной науки представляет собой поле борьбы между основными пара­дигмами социальной структуры, а именно, что определяет: матери­альное определяет идеальное, или же наоборот, идеальное определя­ет материальное. Если же считать, что сознание человека определяет его действия и поступки, то и в этом случае специалисты значитель­но расходились во мнении, ибо здесь имеется широкий выбор де­терминант от сознательных или подсознательных актов отдельного человека до «духа» времени или настроений толпы.

Но так или иначе структурная характеристика объекта (или сис­темы) предполагает выявление составляющих его элементов, их свя­зей и взаимодействий. Ясно, что и при анализе такой системы, како­вой является общество, стоит та же самая задача, т.е. выяснение со­ставляющих общество элементов, их связей, действий и взаимодей­ствий. Причем эта задача должна решаться не в одном отдельно взя­том параграфе, а пронизывать всю структуру социологического зна­ния. Разные элементы этого знания представляют собой лишь разные аспекты рассмотрения организации социальной структуры, частных и общих законов ее функционирования, изменения и развития.

Правда, здесь приходится сталкиваться еще с одной сложностью, суть которой заключается в самом определении понятия «общест­во». Дело в том, что содержание этого понятия, его границы оказы­ваются весьма неопределенными.

Для Платона и Аристотеля общество - это жители полиса-государства. Для Августина и Ф. Аквинского - это христианский мир. Для философов Нового времени - это жители Европы. Для Маркса и Энгельса - это общественно-экономическая формация; для О.Конта - это все человечество с момента его зарождения и т.д.

Обществом называют такие объединения людей, как род или племя, жителей города или деревни, население страны или граждан государства, ныне живущее поколение людей и растянутую во вре­мени цивилизацию, содружество государств или человечество в це­лом. Как же объединить в едином общем понятии столь различные ассоциации людей? Видимо, здесь необходимо идти от системно-


структурной характеристики общества. Откуда следует, что общест­во - это такая система, в которой части и целое взаимооиределяют друг друга, начиная от семьи и малой группы до человечества в це­лом. Основной же единицей общества является государство или на­селение страны. Именно поэтому социология изучает не просто об­щество, а общество конкретное: французское, английское, немецкое, российское, белорусское и т.д.

2. Вопросы о том, что такое общество, какова его природа, на­стоящее и будущее, волновали человеческую мысль чуть ли ни с момента зарождения человечества. Социальные мотивы четко про­слеживаются в литературных памятниках Древнего Мира, в Свя­щенных писаниях, в древнейших памятниках философской мысли, в классической форме они выражены в трудах Платона и Аристотеля.

Новое время наряду с сословной структурой общества добавило понятие класса и классовой структуры, ставшей классической в -тру­дах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Двадцатый век сформировал стратификационную концепцию структуры общества.

Наконец, во второй половине XX в. Т. Парсонс сформировал свою концепцию социальной структуры, ключевым понятием кото­рой стало понятие социального действия или функционального единства общества. В рамках своей концепции этот исследователь попытался объединить личные и коллективные, биологические и социокультурные подсистемы (он их называет системами действия общества). Таковыми являются: социальная, личностная, культурная и биологическая.

Каждая из систем выполняет четыре основные функции: инте­грации, целедостижения, латентности и адаптации.

Выполняя эти функции, каждая система имеет как бы главную или ведущую функцию:

- социальная система выполняет функцию интеграции;

- личностная - целедостижения;

- культурная - латентную, т.е. воспроизводства социальных норм, образцов и ценностей;

- биологическая - адаптации, т.е. приспособления к окружаю­щей среде.

Компонентами социальной системы в этой концепции выступа­ют: ценности, нормы, коллективы и роли.

Ценности - это общественное представление о желаемом типе социальной системы, они способствуют сохранению культурных образцов.



Нормы представляют собой ориентации относительного поведе­ния в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социаль­ной системы.

Коллективы (или общности), имеющие статусную дифферен­циацию, ориентированы на исполнение целедостижения.

Роли - это ожидания относительно поведения личности, они вы­полняют в социальной системе функцию адаптации.

Важнейшим проявлением социальной системы выступает инсти-туционализация - процесс образования устойчивых моделей взаи­модействия между социальными деятелями.

Институционализация - это и есть процесс образования соци­альной системы, т.е. совокупности стандартных отношений носите­лей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей.

Подсистемами социальной системы по Т. Парсонсу являются: экономическая, политическая, социальная и система социализации, каждая из которых выполняет свою полезную работу или функцию:

экономическая - это связь общества с природой и создание ма­териальных ценностей, поэтому здесь реализуется функция адаптации, т.е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворения матери­альных потребностей индивида и общества;

политическая - выполняет функцию целеполагания, состоя­щую в принятии рациональных решений и мобилизации ресур­сов на их выполнение. Основным элементом этой подсистемы выступает государство, обеспечивающее порядок и территори­альную целостность;

социальная подсистема выполняет функцию интеграции, осу­ществляет социальный контроль за выполнением формальных и неформальных норм и правил общежития;

система социализации выполняет латентную функцию, т.е. воспроизводства и поддержания образца, это есть процесс вклю­чения человека в социальную систему.

Стараясь определенным образом решить проблему соотношения свободы выбора и жесткой социальной детерминации индивидуаль­ного поведения, Т. Парсонс вводит понятие системы координат, ко­торую обозначает как типовые структурообразующие переменные ориентации действия. Эти переменные представляют собой парные понятия, отражающие возможности выбора:


диффузность - специфичность (выбор объекта в целом или его отдельных частей);

эмоциональность - нейтральность (выбор, осуществляемый чувственно-спонтанно или на рациональной основе); предписанноедостигаемое (характеристика статуса, данного от природы или достигнутого в результате действия); партикуляризм - универсализм (выбор оценки объекта как уникального или общего).

Концепция Т. Парсонса представляет собой своеобразный слепок с американского общества, в рамках которой он стремится доказать естественность и необходимость «социального порядка», структур­ной гармонии и бесконфликтного существования. Социальное раз­витие предстает как дальнейшая дифференциация и гармонизация социальных подсистем, утверждение новых способов интеграции и адаптации. В завуалированной форме им же была выдвинута идея, глобализации как генерализация ценностей. В какой-то мере, кон­цепцию Т. Парсонса можно назвать современной моделью идеально­го государства. Богатство теории Т. Парсонса заключается в том, что он сумел включить в нее все основные понятия теоретической со­циологии, создав достаточно стройную систему. И несмотря на мно­гочисленные критические выступления в ее адрес, она продолжает существовать и дополняется новыми идеями в рамках теорий ла­тентных функций, обмена, конфликта, интеракции и т.д.

Второй стороной рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как общество развивается. Теории классов, классовой борьбы, социальных конфликтов и противоречий, эволюции, революции, реформирования, прогресса, регресса, круговорота и т.д. стремились ответить на этот вопрос. Теории Вико, Гердера, Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, Тойнби в настоящее время хорошо известны и демонстрируют разнообразие теоретических подходов к решению этого вопроса. Главными здесь оставались проблемы о движущих силах истории, о детерминантах общественного развития, о законо­мерности и случайности, о сознательности и стихийности, которые продолжают волновать и современную теоретическую мысль.

В учебных целях важно обозначить основные тезисы, раскры­вающие суть этого процесса. Таковыми могут быть:

- общество развития, включая взлеты и падения, элементы прогресса и регресса;

- развитие имеет свои пространственно-временные параметры, т.е. общество развивается не равномерно глобально, а проявляется через лидерство отдельных регионов и цивилизации.


 


- общественное развитие в целом имеет прогрессивный харак­тер, который определяется достижениями науки и техники;

- общество как динамическая система имеет разные проявления и масштабы своего преобразования: функционирование на малых временных отрезках, изменение на средних отрезках и развитие в 'макровременных интервалах;

- функционирование, изменение и развитие есть разные прояв­ления динамики общества.

Из современных концепций развития общества -можно было бы вновь указать на теорию социального действия Т. Парсонса.

В основу своей эволюционной теории этот исследователь поло­жил идею о возрастающей дифференциации ролевых функций, ус­ложнении социальных институтов, о гармонизации социальной сис­темы. Он различает «примитивные», «промежуточные» и «совре­менные» общества. На первом уровне отсутствует дифференциация подсистем и функций, современные же общества двигались и дви­жутся в сторону высокодифференцированных структур, определяе­мых высокими экономическими и культурными показателями. Хотя трудно назвать эту теорию глубокой, тем не менее она дает общую картину развития отдельных цивилизаций и общества в целом.

Тема 5

Общество и личность. Статусно-ролевая характеристика социальной структуры. Проблемы социализации

План лекции:

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимо­связь. Структура и типы личности.

2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и лич­ности.

3. Проблемы социализации личности и поведения человека в его
норме и девиации.

1. Прежде всего, необходимо отметить, что, рассматривая состав­ные части любой системы, необходимо обращать внимание на три основные аспекта: 1) внутреннее строение системы; 2) ее внешние связи и отношения; 3) функционирование системы и изменения, происходящие в ней в силу внутренних и внешних детерминант. По­этому, говоря о природе человека, приходится все время, как бы за­бегая вперед, касаться и других подсистем социальной структуры, о которых подробно речь может идти ниже в тексте.


Во-вторых, говоря о структурной организации системы, можно двигаться двумя путями: либо идти от части к целому, от микрообъ­ектов к макрообразованиям, либо двигаться от целого к его исход­ным частям. Оба этих подхода используются в социологической ли­тературе. Например, Платон, определяя структуру общества, исхо­дил из особого устройства человека, его телесной и духовной суб­станции. Аристотель говорил об обществе как реальном воплощении общественно-политических качеств человека. А Дюркгейм, наобо­рот, считал, что существуют жесткие социальные факты как особые элементы социальной системы, которые воздействуют на человека, определяя его поведение и личностные качества.

В-третьих, говоря о внешнем воздействии социальных систем на человека, необходимо иметь в виду воздействия на него как бли­жайшего окружения, так и более удаленных структур, т.е. семьи, группы и коллектива, с одной стороны, и общества в целом - с дру­гой. Отсюда следует, что воздействие общества на человека имеет как непосредственный, прямой, так и опосредованный способы сво­его проявления. Все это и необходимо учитывать, когда речь идет о соотношении природы, общества и человека.

Прежде всего, необходимо разобраться в исходных понятиях, первым из которых является понятие «природа». Итак, что же такое природа?

Странно начинать с понятия, которое у всех на устах и, казалось бы, здесь нет никаких неясностей. Но дело в том, что чем популяр­нее понятие, тем больше в нем прямых и переносных смыслов.

Понятие «природа» имеет по крайней мере два различных смыс­ла. В одном случае оно выступает как суммарный образ природно-физических и биологических явлений, как некий внешний по отно­шению к обществу и человеку мир.

Во втором значении под природой понимается внутренняя суще­ственная определенность предмета. В этом случае говорят не только о природе физических или биологических объектов, но и о природе слова, природе мысли, природе искусства, а также о природе обще­ства и человека.

Когда речь идет о природе человека, эти два значения тесно пе­реплетаются друг с другом. И если их не различать, то может проис­ходить подмена смыслов. Тогда природно-биологические признаки человека могут восприниматься как проявление его сущности и пе­реноситься на общество, что, собственно, и имело место в концеп­циях биологизма, органицизма и фрейдизма. Если же, наоборот, аб­солютизировались духовно-социальные качества человека, то и весь мир представал как воплощение этих человеческих качеств (ани­мизм, фетишизм, тотемизм, идеализм).


Всякая теория, претендующая на статус научной, должна учиты­вать эту сложную природу человека, его биосоциальные и матери­ально-духовные качества. В этом плане все, что связано со строени­ем человеческого тела и его функционированием (т.е. с его анатоми­ей и физиологией: с обменом веществ, продолжением рода, с прин­ципом самосохранения и борьбой за существование), является вы­ражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмо­ции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки - все это есть выражение его биологической природы и оп­ределяется генетическим материалом.

Но природа человека не сводится к этим характеристикам. Вто­рой важной частью его природы являются социальные качества, т.е. те качества, которые обусловливаются совместным коллективным существованием людей. Социальность выражает факт совместного существования людей. Социальные качества человека, например, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., закрепляясь в сознании человека, опреде­ляют его как личность.

Но и понятие личности нуждается в уточнении. Дело в том, что оно может быть применено как к определенному человеку, подчер­кивая его индивидуальность (например, личность Бальзака, Пушки­на, Толстого и т.д.), так и для обозначения социального типа (лич­ность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника и т.д.), как теоретической идеализации определенного социального статуса.

Личность отдельно взятого человека (его психологическая состав­ляющая) является предметом изучения общей психологии. Социолога же в большей степени интересует именно групповой портрет и влияние групповых качеств личности, т.е. процесс ее социализации.

Наконец, понятие «индивид». Это понятие обозначает отдельного взятого человека с особым набором его природных, психологиче­ских и социальных качеств. В этой связи можно отметить, что когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчер­кивая уникальность сочетания его природных, социальных и инди­видуальных качеств. Как отмечал К. Маркс: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действи­тельности она есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 3, стр. 3).

Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обо­значают один и тот же объект, каковым и является человек, но как бы с разных точек зрения. Поэтому при всем их различии они имеют ПО


и некоторые общие признаки, что и дает возможность использовать их в качестве синонимов в различных контекстах.

Все эти понятия имеют как общефилософский, так и конкретно-научный смысл. Свой категориальный смысл они имеют и в социо­логии. Но особое значение здесь придаётся именно понятию пт1'-> ность. Дело в том, что вопрос о структуре личности тесно связан О1 вопросами о ее социальном определении, процессом социализации, нормального и аномального поведения и т.д.

Можно заключить, что человек - это активное, деятельное, ра­зумное существо, личностные качества которого формируются в обществе и индивидуально проявляются в его действиях, поступках и поведении. Действия человека направляются стимулами и мотива­ми, которые формируются в результате биологических или социаль­ных потребностей. Поэтому действия человека - это есть функция его потребностей, удовлетворение которых имеет социальный (или асоциальный) смысл.

Важным вопросом теории личности является вопрос о его струк­туре и типологических особенностях.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психо­логический и социальный (или социокультурный).

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются соци­альные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельно­сти. В социологии рассматривается набор элементов, характери­зующих социальную структуру личности - это потребности, интере­сы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции и т.д. Каждый из этих элементов имеет свою собственную структуру. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации.

Биологическая, психологическая и социокультурная структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимо­обусловливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение; «по полочкам» неизбежно, что и осуществил 3. Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

В структуре личности 3. Фрейд выделил три компонента. Область подсознательного, или сфера чисто биологических процессов и ин­стинктивных импульсов, названная им «Оно» (или «Ид»); сфера соз­нания, мыслительной деятельности человека - «Я» (или «Эго») и особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются (инте-риоризуются) элементы культуры - «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).



Биологические потребности составляют основу жизни, они заме­шаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благо­родством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокуль­турных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и со­циальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступа­ют: вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У боль­шинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят и своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты дают о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества, Эрос подвергается эстетической лаки­ровке, общение — идеалом общественной жизни. Если же победите­лем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то чело­век соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциаль­ные качества.

В определенной степени эта теория позволяет составить и типоло­гию личностей, в частности, можно говорить о социальном и асоциаль­ном типах личности как главной социологической типологизации.

При этом важно иметь в виду, что критериев для выделения та­ких типов бесконечное множество, поэтому имеется несколько вари­антов типологизации личности. По психологическому критерию личности подразделяются по типам характеров. По профессиональ­ному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, арти­ста, художника и т.д. По отношению к социальным нормам - толе­рантный или конформистский типы личности. По отношению к вла­сти - личность управленца (руководителя) и личность подчиненно­го. По стилям управления - авторитарный или демократический ти­пы личности и т.д.

Понятие типа личности помогает конкретизировать представле­ние о природе личности, сочетание в ней общественного и индиви­дуального, врожденного и приобретенного.

2. Понятие социальной детерминации личности заставляет обра­титься к вопросу о том, как эта детерминация осуществляется, т.е. как осуществляется процесс социализации, как формирующийся че­ловеческий организм превращается в личность, в такую частицу об-


щества, гармоничное функционирование которой определяет жизне­деятельность самого общества.

Раскрытие природы этого процесса заставляет обратиться к поня­тию социального статуса.

Социальный статус - это положение, занимаемое личностью (или группой) в обществе, характеризующееся определенными пра­вами и обязанностями, нормами и правилами поведения.

Так как каждый человек характеризуется не одним, а множеством статусов, то их совокупность называется «статусным набором».

Каждый человек обладает множеством различных социальных
признаков. Например, можно сказать, что Иванов является мужчи­
ной, мужем, отцом, соседом, другом, токарем, работником трактор­
ного завода, членом профсоюза, отличником производства, общест­
венником, спортсменом, горожанином и т.д.,

В зависимости от того, является ли статусный набор выражением таких свойств, которые присущи человеку в силу его происхождения или же приобретены в результате его индивидуального развития, различают «предписанный» и «достигаемый» статусы.

В рамках статусного набора выделяется один ведущий или особо значимый статус. Как правило, он связан с тем местом, которое за­нимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определя­ется традицией и материальным обеспечением.

Профессионально-должностные статусы институционализируясь, составляют особую структуру общества, которая существует объек­тивно вне зависимости от того, кто конкретно занимает те или иные социальные ячейки.

Каждый статус предполагает наличие определенных прав и обя­занностей, выполнение определенных функций, писанных и не пи­санных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Поза­имствовав термин из театральной жизни, специалисты назвали эти правила «ролью».

Социальная роль - это совокупность требований, предъявляе­мых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Эти понятия оказываются взаимодополняемыми. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, как если бы сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором.

Элементы статусно-ролевого набора не всегда гармонично соче­таются друг с другом, а иногда и вовсе приводят к внутреннему


 



конфликту. Тогда, например, когда женщине приходится сочетать в себе роль жены, матери и работника (особенно творческих сфер).

Существует объективная и субъективная оценка выполнения со­циальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помога­ет понять и детально рассмотреть вопрос о процессе социализации личности.

3.Человек является структурообразующим элементом общества, его своеобразным «атомом». Но человек как личность не сразу появ­ляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и со­циально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек (личность) является творением общества.

Процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, веро­ваний, норм, ценностей, идеалов, образцов поведения, статусно-ролевых стандартов в науке называется социализацией.

Социализация - это процесс усвоения индивидом общечеловече­ских, правовых и профессионально-квалифицированных правил и норм поведения. Это сложный процесс включения индивида в обще­ственные структуры, связи и отношения, в ходе которого он усваи­вает образцы гражданского поведения и профессиональной деятель­ности, что обеспечивает нормальное функционирование человека и одновременно нормальное функционирование и развитие самого общества. В конечном счете, социализация - это формирование соз­нания человека, умения соотнести себя с обществом, коллективом или группой, умения объективно оценивать себя, свои возможности, действия и поступки, т.е. формирование такого интеллектуального навыка, который позволяет посмотреть на себя не только своими собственными глазами, но и глазами как бы стороннего человека.

«Поскольку личность, - пишет Т. Парсонс, - это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для его формирования и функционирова­ния» (Парсонс Т. Понятия общества: компоненты и их взаимоотно­шения // Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1996. стр. 503).

Социализация имеет свои формы, факторы, этапы и разновидно­сти. Она имеет сложный механизм своего проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека (внешняя информация) и внутренний процесс отбора этой информации (своеобразный психо­логический фильтр), благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации, а именно: всеобщем


 

 


среднем образовании, доступности ценностей культуры, массовом влиянии средств информации, в обществе приходится сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным поведением, с антигу­манной деятельностью отдельных личностей, причем, не только на уровне простых людей, но и крупных политиков, возводящих пре­ступность в ранг государственной деятельности, например, фашизм, сталинизм, полпотовщина и т.д. Поэтому необходимо более подроб­но разобрать различные аспекты социализации.







Date: 2015-10-18; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.077 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию