Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дисциплинами социально-гуманитарного профиля. Этот вопрос имеет большое методологическое и методическое значение
Этот вопрос имеет большое методологическое и методическое значение. Однако в настоящее время он имеет слабую теоретическую базу, что практически проявляется в весьма спонтанном размещении дисциплин данного профиля в учебных планах различных специальностей. В частности, социология ставится и на первых курсах, и на заключительных, в отдельных случаях она вообще спаривается с политологией, на отдельных специальностях она изучается в течение двух семестров, в большинстве же случаев ее изучению отводится один семестр (34 часа), но и в этом последнем случае в отдельных вузах итоговый контроль определяется то в форме экзамена, то в форме зачета. Все это говорит об определенной неорганизованности учебного процесса, о преобладании в нем спонтанных тенденций. В качестве варианта упорядочения этого процесса можно было бы предложить следующее распределение дисциплин гуманитарного профиля по семестрам обучения (см. таб. 1) Таблица I
Из таблицы видно, что основные дисциплины гуманитарного профиля изучаются на первых трех курсах. На каждый семестр припадает по две общественные дисциплины (исключая иностранный язык и физподготовку) или по два занятия в неделю. Изучение большинства из них заканчивается зачетом. Но изучение философии, этики и экономической теории, безусловно, следовало бы заканчивать экзаменом. Из таблицы следует и структурно-логическая схема изучения дисциплин гуманитарного профиля, их соотношение друг с другом и последовательность изучения во времени с учетом возрастных особенностей студентов разных курсов и с учетом метода восхождения от абстрактного к конкретному. Разумеется, можно предложить и иную последовательность этих предметов, но важно обсудить этот вопрос и придать ему статус общевузовского документа с тем, чтобы упорядочить и систематизировать процесс общегуманитарной подготовки специалистов различных профилей, а не ставить эти дисциплины в пустые ячейки, которые остаются в учебных планах после заполнения их дисциплинами основных специальностей. Четкое представление о месте каждой общественной науки в структуре дисциплин гуманитарного профиля позволяет расширить возможности каждой из них, позволяет избегать ненужных повторов и усилить концептуальные основы каждой из этих дисциплин, определяет возможность сформулировать общее видение социокультурных явлений и процессов, их комплексное усвоение. Только в этом случае материал всех социогуманитарных дисциплин станет основой научного мировоззрения и повлияет на формирование гражданской позиции будущих специалистов. Без реализации этой цели изучение этого блока превращается в скучное повторение банальных фактов и прописных истин, что вызывает у слушателей лишь чувство отторжения. При этом необходимо ясно видеть и специфику каждой дисциплины, ее предметную определенность и гносеологическую сущность. В этой связи и встает вопрос о предметно-гносеологическом соотношении общественных наук, так как все они так или иначе связаны с изучением общества и человеческой сущности общественных образований. Прежде всего, встает вопрос о соотношении социологии и философии. Последняя, имея предельно широкий и абстрактный характер описания своего объекта, также касается проблем социального бытия. Известно, что законы строения общества, его функционирования и развития в силу своей масштабности и глобальности долгое время изучались именно в лоне философского знания. Поэтому философские модели устройства и развития общества являются неотъ- емлемой частью теоретической социологии, питают ее своими конструктами и парадигмами. Лишь с возникновением эмпирической социологии и обращения социологии к микрообъектам стали выкристаллизовываться специфические социологические предметы исследования и особая методика их изучения. Но так или иначе между философией и социологией существует глубокая внутренняя связь, определяемая как объектом исследований, так и некоторыми общими гносеологическими моделями. Поэтому вполне логичным представляется изучение вначале философских основ бытия (хотя язык философии и представляет определенную сложность для его усвоения на младших курсах), затем их конкретных проявлений, к чему тяготеют конкретные общественные науки, в том числе и социология. В логическом плане социологическим исследованиям должна Что касается таких дисциплин, как психология, этика, культурология, политология и религиоведение, то, учитывая их философский статус и акцент на определенные проявления человеческой культуры, которые затем рассматриваются в русле социологической проблематики, логичным будет предположить, что изучение этих дисциплин также должно предшествовать изучению социологии. Экономическая же теория, требующая определенной интеллектуальной зрелости и элементарных навыков математического анализа, завершает цикл общественных дисциплин. Подобная последовательность изучения общественных дисциплин дает возможность от общих абстрактных истин перейти к конкретному знанию социального объекта, дает возможность в наибольшей степени сочетать познавательное и воспитательное воздействие общественных дисциплин, узнавать не только то, что уже сложилось в общественной жизни, но и строить научно обоснованные прогнозы будущего. Date: 2015-10-18; view: 370; Нарушение авторских прав |