Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Людям стать умнее
Группа ученых из научно-исследовательского цен- тра Microsoft в Кембридже (Англия) пошла по другому пути: вместо полностью автоматизированного дома, который делает все сам, они разрабатывают жили- ще, которое помогает людям максимально проявить свои умственные способности. Возьмем непростую проблему координации действий обитателей дома – пусть это будет семья из двух работающих взрослых и двух подростков. Традиционный «технический» под- ход к согласованию расписаний разных людей – это создание «умных» календарей. К примеру, сравнивая расписания всех обитателей, дом может определить, когда подавать обед, кто кого везет на работу или в школу и т. п. Представьте, что ваш дом постоянно об- щается с вами, посылает sms, электронные письма, а то и звонит, чтобы напомнить о назначенных встре- чах, о том, когда будет ужин, когда заехать за другими членами семьи и даже у какого супермаркета остано- виться по дороге домой. Вы даже не заметите, как дом расширит свои пол- номочия – начнет рекомендовать вам статьи и телепе- редачи, которые, по его мнению, могут вас заинтере- совать. Понравится вам такая жизнь? Похоже, многие ученые считают, что да. Именно так действует боль- шинство конструкторов «умных» домов в универси- тетских и корпоративных исследовательских центрах разных стран. Все это очень современно, очень эф- фективно, но совершенно «бесчеловечно». Группа из кембриджской лаборатории Microsoft, на- против, исходит из того, что «умным» дом делают не технологии, а люди. Они решили, что нужно поддер- живать не любые решения, а конкретные способы ре- шения проблем конкретными семьями. Команда уче- ных занялась «этнографическими исследованиями», наблюдая за обитателями домов, изучая их повсе- дневное поведение. Они не стремились вмешиваться в их жизнь, что-то в ней менять, а ограничились нена- вязчивым наблюдением и фиксацией обычных заня- тий людей. Позвольте сказать пару слов о методах исследова- ний. Вы, наверное, думаете, что, если в ваш дом за- явится команда ученых с магнитофонами и видеока- мерами, их присутствие вряд ли можно считать нена- вязчивым. На самом деле, когда речь идет об опытных исследователях, обычная семья быстро перестает их замечать и возвращается к обычной жизни, включа- ющей неизбежные бытовые размолвки и споры. По- добные прикладные (или «ускоренные») этнографи- ческие исследования сильно отличаются от полевых исследований антропологов, годами живущих в раз- ных экзотических уголках планеты и тщательно изу- чающих поведение той или иной группы людей. Когда ученые-прикладники, инженеры и дизайнеры изучают культуру современного домохозяйства, чтобы приду- мать нечто полезное, их целью является, во-первых, выявить слабые места, то есть те, где у людей возни- кают трудности, и, во-вторых, найти способы преодо- ления этих трудностей. Поэтому дизайнеры присмат- риваются к масштабным явлениям, главным источни- кам недовольства и раздражения, где простые реше- ния могут дать серьезный позитивный эффект. И этот подход себя оправдывает. Члены семьи общаются самыми разными способа- ми. Скажем, пишут друг другу записки, оставляя их на видных местах: на стульях и столах, на компьютер- ных клавиатурах и мониторах, на дверях, перилах и спинках кроватей. Поскольку во многих семьях глав- ным местом сбора является кухня, часто записки при- крепляют к холодильнику. Как правило, у холодиль- ника стальной корпус и на него легко крепить магни- ты. Создатели магнитов, наверно, страшно удивились бы, узнав, что в современном доме они служат в ос- новном для того, чтобы удерживать записки и напо- минания, детские рисунки и фотографии на дверцах и стенках холодильников. В результате возникла целая отрасль, производящая магнитные блокнотики, зажи- мы, фоторамки и ручки для холодильников. Дорогие холодильники часто делаются из нержаве- ющей стали, а дверцы облицовываются деревом, что приводит к исчезновению аффорданса – магниты на них не держатся. Когда это случилось со мной, я по- началу разозлился, выяснив, что красивая деревян- ная панель лишила нашу семью главного «узла свя- зи». Можно, конечно, клеить стикеры, но выглядят они крайне неэстетично. К счастью, предприниматели об- ратили внимание на эту проблему и создали «доски объявлений», которые можно устанавливать на кухне: некоторые из них имеют стальную поверхность, так что к ним можно прикреплять магниты. Проблемы создает и сама популярность холодиль- ника в качестве «информационного бюллетеня» (об этом наглядно свидетельствует рисунок 5.1). Когда весь холодильник увешан записками, фотографиями, газетными вырезками, найти среди них свежие непро- сто. Кроме того, он не всегда оказывается самым под- ходящим местом для автора записки или ее адресата. Специалисты Microsoft разработали серию дополни- тельных информационных устройств, в частности на- бор «напоминающих» магнитов. В одном из вариан- тов магнит, после того как его сдвинули, какое-то вре- мя продолжает слабо светиться, привлекая внимание к новой записке. Другой вариант – это набор магни- тов на разные дни недели: с наступлением «своего» дня магнит начинает светиться, ненавязчиво обращая внимание на себя. Таким образом, записку «мусор вы- везут в среду утром» можно прикрепить к холодиль- нику магнитом с надписью «вторник». Холодильник – вещь стационарная, но эту пробле- му можно решить с помощью технологий сотовой свя- зи и Интернета. Та же группа исследователей разра- ботала электронный планшет, изображенный на ри- сунке 5.2. Его можно поставить на кухне рядом с холо- дильником (или в любом другом месте) и размещать на нем «записки» дистанционно – с помощью элек- тронной почты и sms. В результате на «доску объявле- ний» выводятся короткие сообщения, предназначен- ные для всех членов семьи или кого-то конкретно. Со- общения можно делать стилусом прямо на дисплее, а можно посылать по электронной почте или мобильно- му телефону (к примеру: «Задерживаюсь на совеща- нии. Ужинайте без меня»). На рисунке 5.2Б показано, как действует электронный планшет. Один из детей, Уилл, отправил sms с просьбой заехать за ним. Он разместил записку для всех – на центральной «доске объявлений», поскольку не знал, кто из членов семьи сможет это сделать. Записку прочитал Тим и от руки написал на дисплее ответ, сообщая остальным чле- нам семьи, что он сможет выполнить просьбу Уилла. Рис. 5.1. Холодильник и «напоминающие» маг- ниты, разработанные в кембриджской лаборатории Microsoft. На снимке показано, как выглядит типичная дверца холодильника, служащая «доской объявле- ний». Когда записок так много, трудно найти среди них нужную. Ниже показаны «умные» магниты. Прикрепи- те записку на среду соответствующим магнитом, и, когда наступит среда, магнит начнет слегка светить- ся, деликатно напоминая вам о том, что нужно сде- лать. (Снимки предоставлены Группой по разработке социоцифровых систем из научного-исследователь- ского центра Microsoft в Кембридже) В других экспериментальных «умных» домах реа- лизуются иные возможности аналогичного подхода. Представьте, что вы готовите тесто для пирога и тут звонит телефон. Вы отвечаете на звонок, но, вер- нувшись, уже не помните, на чем остановились. Вы помните, что насыпали муку в кастрюлю, но забы- ли, сколько ложек. В «знающем» доме, созданном специалистами из Технологического института штата Джорджия, вам поможет «коллаж повара». Телекаме- ра, установленная снизу на кухонной полке, фикси- рует процесс приготовления еды, показывая на экра- не его этапы. Если вам пришлось прерваться в се- редине процесса, на дисплее вы увидите свои по- следние действия и вспомните, на чем остановились. Эта концепция весьма напоминает подход ученых из Microsoft: дополняющие технологии должны исполь- зоваться по вашему желанию, быть удобными и гиб- кими. Хотите – пользуйтесь ими, хотите – игнорируй- те. Рис. 5.2. Кухонный дисплей, разработанный в кем- бриджской лаборатории Microsoft: А: дисплей можно разместить где угодно, в данном случае для него выбрали место на кухне; Б: один из детей (Уилл) отправил со своего мобиль- ника на «доску объявлений» текстовое сообщение с просьбой, чтобы за ним заехали. Другой член семьи – Тим – написал стилусом на дисплее записку, чтобы все знали, что происходит. Кто-нибудь сможет заехать за мной в 16:30? У. Уилл на футболе. Я за ним заеду. Тим. Отметим одно важное различие между устройства- ми, разработанными в Кембридже и Джорджии, и обо- рудованием «умного» дома в его традиционном по- нимании. Обе группы исследователей могли бы по- пытаться сделать технику «умной». Кембриджская ко- манда могла наделить ее способностью распозна- вать, кто именно находится в комнате, и выводить на дисплей соответствующие сообщения, либо способ- ностью читать ежедневники членов семьи и самосто- ятельно решать, о каких мероприятиях им следует на- помнить и когда они должны выйти из дому, чтобы успеть на назначенную встречу. Таков подход боль- шинства разработчиков «умных» домов. А специали- сты из Технологического института в Атланте могли бы создать «помощника повара» с искусственным ин- теллектом, который умеет читать рецепты и дает че- ловеку указания на каждом этапе приготовления пи- щи, или полностью автоматизированный прибор, спо- собный самостоятельно испечь пирог. Однако они по- шли по иному пути, разработав системы, ненавязчи- во вписывающиеся в привычный образ жизни людей. Обе эти системы основаны на передовых технологи- ях, но главная цель их разработчиков – совершен- ствование, а не автоматизация. Date: 2015-10-18; view: 282; Нарушение авторских прав |