Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расстройства эмоций
Патология эмоций. Группа эмоциональных нарушений, имеющих значение в психиатрической клинике, психологии и педагогике. Ранние выявления отклонений в эмоциональной сфере и своевременной медико‑психолого‑педагогической помощи детям и подросткам. Эйфория – длительное патологически повышенное настроение, несоответствующее окружающей обстановке. Это повышенное благодушное настроение сочетается с беспечностью, недостаточной критической оценкой своего состояния. Эйфория наблюдается у детей и подростков при органических психозах, при психических заболеваниях, обусловленных некоторыми инфекциями, при реактивных психозах. Эйфория часто сопровождается психомоторным возбуждением и вегетативными реакциями: учащением пульса, гиперемией лица, расширением зрачков. Депрессия – подавленное настроение, несоответствующее окружающей обстановке, сопровождающееся тоской, самообвинением, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле, резким снижением влечений. Депрессия возникает под влиянием внешних и внутренних факторов и всегда является симптомом психогенной реакции. Состояние глубокой заторможенности может сменяться внезапным взрывом чувств и отчаяния, безысходности, которые отражаются на образе мыслей и поведении человека, нередко сопровождаются мыслями о самоубийстве и попытками совершить его. В пубертатном (подростковом) возрасте депрессия может наблюдаться при тяжелых соматических заболеваниях и реактивных состояниях. Дисфория – эмоциональное нарушение, характеризующееся постоянным недовольством окружающей обстановки, действий родственников или медицинского персонала, продуктов питания, злобно‑раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Дисфория может наблюдаться в течение нескольких часов или нескольких дней, характерна для больных, страдающих эпилепсией и людей, перенесших травму черепа и злоупотребляющих алкоголем. Эмоциональная слабость (слабодушие)представляет собой колебание настроения от хорошего (с элементами эйфории) до пониженного настроения (с элементами депрессии), с периодами легко наступающей слезливости. Эти состояния происходят под влиянием внешнего и внутреннего фактора, протекают с чрезвычайной легкостью, создающей впечатление снижения способности руководить своими эмоциями. У детей дошкольного возраста эмоциональная слабость – явление физиологическое: они не умеют сдерживать себя и поэтому бурно реагируют, не стесняясь присутствия посторонних, и проявляют свою радость или гнев, но с возрастом вырабатывается способность к регуляции эмоций. Эмоциональная слабость нередко наблюдается при травматических и органических поражениях мозга, у людей пожилого возраста и т. п. Эмоциональная амбивалентность проявляется одновременным осуществлением противоположных чувств к одному и тому же объекту (одновременно уживаются любовь и ненависть). Чаще всего амбивалентность наблюдается при шизофрении, реже – при истерической психопатии. Апатия – чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность. У практически здоровых людей такое состояние в легкой степени может наблюдаться после перенесенных сильных психических травм, потрясений, но чаще оно встречается при различных психических заболеваниях (интеллектуальная недостаточность, психогении и других состояниях). Эмоциональная тупость наблюдается в случаях, когда больной не реагирует на внешние раздражители и собственные ощущения. У больных резко снижаются защитные реакции: они неподвижно лежат в постели, укрывшись с головой одеялом, их кормят насильно и искусственно опорожняют кишечник и мочевой пузырь. Подобные состояния наблюдаются при хронически текущих формах шизофрении. Негативизм – немотивированное противодействие, сопротивление всякому воздействию со стороны, отказ от выполнения действий. Различают пассивный и активный негативизм. Пассивный негативизм характеризуется сопротивлением любому изменению положения тела и конечностей. Противодействие любым инструкциям или выполнение действий, противоположных требуемым, называют активным негативизмом. Понятие «негативизм» относится к патологическому противодействию, поэтому упрямство детей, имеющее свои причины, называют негативизмом ошибочно. Патологический аффект – сильная, кратковременная, внезапно возникающая отрицательная эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительным действием, иногда жестоким убийством. Характеризуется патологический аффект незначительностью внешнего повода, выраженной вегетативной реакцией, двигательным возбуждением. Такие состояния могут наблюдаться у детей и подростков, перенесших черепно‑мозговую травму, у подростков и молодых людей, злоупотребляющих алкоголем. В ряде случаев (сочетание травмы черепа и употреблением алкоголя) патологический аффект может сопровождаться расстройством сознания, бредом и последующей амнезией. Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта с расстройством сознания, признаются невменяемыми. Дети и подростки с такими состояниями могут наблюдаться в детском саду и в школе. Мальчик Сережа Д., 10 лет, обследован по поводу трудного поведения. Из анамнеза известно, что мальчик перенес родовую черепно‑мозговую травму. Моторное развитие проходило с небольшой задержкой. В речи было много дефектных звуков в связи с чем Сережа посещал логопедический детский сад. В этот период отмечались трудности поведения: неусидчивость, нестойкость активного внимания, взрывчатость. Он постоянно конфликтовал с детьми, часто бил их, потом просил прошения. В возрасте 6 лет мальчик упал с качелей, было сотрясение мозга, отмечались головные боли, раздражительность, плаксивость. Поведенческие трудности усилились при поступлении в школу. Мальчик оставался неусидчивым, беспокойным, плохо усваивал программный материал. На каждое замечание учителя он давал бурную эмоциональную реакцию (аффект): книги и пенал с ручками летели во все стороны, успокоить его не удавалось. Он так громко кричал, что слышно было в соседнем классе. Возник вопрос о возможности дальнейшего пребывания мальчика в условиях школы. При осмотре: мальчик крупный, повышенной жировой упитанности, со стороны ЦНС: череп несколько увеличен в размерах, выступают затылочные и лобные бугры, развитая сосудистая сеть под кожей на висках, слабость лицевой мускулатуры слева, повышены сухожильные рефлексы и мышечный тонус слева, координация нарушена. Запас общих знаний недостаточный. В кабинете: мальчик неусидчив, берет в руки различные предметы со стола, не соблюдает дистанцию, много говорит. Речь фразовая, несколько смазанная, быстрая по темпу. Во время рассказа о себе и своем поведении винит всех: учительницу, товарищей, родителей. Во время разговора настроение легко меняется, начинает плакать, считает себя здоровым, не хочет лечиться. Мальчик был стационирован, обследован, получил курс лечения. После выписки из стационара состояние мальчика улучшилось. В данном случае расстройство эмоциональной сферы в виде патологического аффекта и нарушения поведения наблюдаются у мальчика после перенесенной родовой черепно‑мозговой и прижизненной травмы черепа на фоне ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипертензионного синдрома и эндокринопатии. Мальчик нуждался в медицинской и психолого‑педагогической помощи в условиях школы с облегченным режимом обучения или специализированном санатории. Частота эмоциональных расстройств у детей обусловлена физиологическими особенностями их психической деятельности, слабостью активного торможения, неустойчивостью обменных процессов, функции эндокринной системы и особенностями течения критических периодов развития детей и подростов. Поскольку эмоции нельзя рассматривать в отрыве от всей отражательной деятельности головного мозга, то их расстройства свидетельствуют о нарушении деятельности коры большого мозга, регулирующей все процессы, происходящие в организме. Возникающий при патологическом аффекте очаг резкого возбуждения в коре больших полушарий мозга очень быстро распространяется, сменяясь запредельным торможением коры и положительной индукцией подкорки. Эмоции не могут быть оторваны от других сторон психической деятельности. Изменение корковой нейродинамики, в частности нарушение подвижности корковых процессов, отражается на характере эмоциональных проявлений. Ослабление кортикальной регуляции вызывает растормаживание (выходит из подчинения) подкорковых образований и обуславливает развитие патологических аффектов. Понижение тонуса коры так же может проявиться в виде повышенного самочувствия при отсутствии критического отношения к своему состоянию и правильной его оценке, проявляется как эйфория. Стойкая депрессия может быть обусловлена слабостью и инертностью корковых процессов, истощением подкорки и быстрым развитием внутреннего торможения. В основе патогенеза эмоциональной тупости лежит снижение тонуса коры и подкорковых образований, связанных с нарушением обменных процессов в организме (наблюдается в случаях хронически текущей шизофрении). Физиология эмоций связывается с биохимическими процессами в организме: влиянием гормонов, различных структур белкового и углеводного обменов. Во время гнева, страха и других аффективных состояний в крови человека резко увеличивается количество сахара, адреналина, происходит изменение содержания углеводов и т. д. Экспериментальные исследования показали, что при раздражении электрическим током определенных участков мозга (коры и подкорковых областей) можно вызвать у животных отрицательные или положительные эмоции, что подтверждает предположение о локальных нарушениях при определенных заболеваниях мозга. Для педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждений имеет большое значение понимание и учет общего состояния ребенка, его настроения и работоспособности. Они могут быть показателями легких, преходящих невротических расстройств или начальных симптомов более сложных заболеваний (психосоматических расстройств, инфекций). У многих детей те или иные эмоциональные расстройства постоянны, так как являются особенностями их аномальной личности. Воспитание этих детей требует учета их повышенной ранимости, обидчивости, патологической реакции на необычную окружающую обстановку и длительном сосредоточении на отрицательных эмоциях и т. д. Для детей, потерявших слух или зрение в дошкольном или школьном возрасте, заботливый и внимательный подход особенно значим, так как дети тяжело переживают свое заболевание. У них могут возникнуть депрессивные состояния, невротические реакции. В коррекционно‑педагогическом процессе эффект правильного отношения к детям может быть достигнут при выявлении причины изменения настроения, смягчении эмоционального напряжения методом отвлечения, при спокойном и заботливом подходе к ребенку, при использовании литературного материала с опорой на героев рассказа. У детей и подростков снижение настроения не только может быть препятствием для успешного овладения учебным материалом, но и возможной причиной появления суицидальных мыслей, намерений и поступков. Таким образом, понимание значения состояния эмоциональной сферы ребенка и подростка имеет большое значение для педагогики и медицины.
Date: 2015-10-18; view: 565; Нарушение авторских прав |