Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различные виды эмоций
Процесс познания всегда эмоционально окрашен. Гармоничное развитие ребенка предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное значение. На каждой возрастной ступени складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависит результат формирования, структура и функциональные возможности будущей личности. Уже в первые месяцы жизни у ребенка появляются первые эмоциональные реакции, так называемый «комплекс оживления», которому придается большое диагностическое значение. В последующем, на первом году жизни наблюдаются эмоциональные реакции на приход и уход матери, на совместное сотрудничество, когда ребенок хочет, чтобы его взяли на руки (протягивает ручки), с ним играли, разговаривали. В раннем детском возрасте складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, формируются предпочтения, интересы, которые проявляются во время игр, изобразительной и трудовой деятельности. Если в детском возрасте эмоциональные процессы не будут сформированы, восполнить такой недостаток в последующем будет сложно, что скажется на дальнейшем развитии ребенка. Негативным примером является депривация (ограничение контакта с окружающим миром), госпитализм (длительное пребывание в больнице), пребывание в детском доме. Недостаток полученных эмоций в детском возрасте оказывает влияние на всю последующую жизнь подростка и взрослого, у них могут сформироваться различного вида психопатии (патология личности). Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее сложных и важных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности в целом. Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Таким образом, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и принимают участие в формировании любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Физиологически эмоции на первых этапах жизни ребенка обусловлены деятельностью подкорковых образований и глубинных структур мозга, тесно связанных с вегетативной нервной системой и железами внутренней секреции. На первых этапах эмоции формируются по принципу безусловных рефлексов и реагируют непосредственно на ситуацию. Они могут быть положительными или отрицательными. Постепенно с возрастом (после трех лет), когда включаются лобные отделы мозга и формируется программа деятельности, речи и поведения, эмоции постепенно подчиняются волевым действиям и тогда говорят об эмоционально‑волевых качествах человека. Формирование эмоций подвержено воздействию возрастного фактора и внешней среды, т. е. воспитанию. В процессе жизнедеятельности ребенка и контакта с детьми и взрослыми формируется характер: одни дети становятся лидерами, другие – ведомыми, легко подчиняемыми, одни уживаются в окружающей среде, другие находятся в постоянном конфликте с детьми и воспитателями. Источником эмоций является окружающая действительность, которая вызывает у человека те или иные чувства – в зависимости от ее значимости для него. В связи со становлением самосознания и под влиянием похвалы или порицаний у дошкольника формируются нравственные чувства и лишь постепенно они определяются общественной полезностью того или иного поступка. К 10–12 годам чувства в психике ребенка занимают такое же место, как и эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и присущих самому раннему периоду развития. К концу периода взросления в основном заканчивается формирование основных высших чувств. С эмоциями тесно связано понятие «настроение». Настроение ребенка и взрослого зависит от общего состояния, окружающей обстановки и ожидания будущих событий. Настроение является производным многих эмоций, создающих общий фон самочувствия, окрашивающий в течение определенного времени суждений и действия человека. Эмоции по своим проявлениям делятся на положительные (удовольствие, радость, хищение, любовь) и отрицательные (неудовольствие, горе, страх, печаль, ненависть). По характеру различают низшие и высшие эмоции, по механизму возникновения – реактивные и витальные. По степени выраженности различают стеничные чувства (гнев, радость), повышающие жизненный тонус, побуждающие к деятельности, и астеничные (печаль, смущение, страх), снижающие жизнедеятельность, ослабляющие энергию. Низшие, или врожденные, эмоции обусловлены преимущественно безусловными рефлексами и тесно связаны с инстинктами самосохранения, питания и размножения. Эти эмоции характерны для животных и для человека. Высшие эмоции, свойственные только человеку (этические, эстетические, чувство долга, любви и др.) являются результатом условно‑рефлекторной деятельности коры головного мозга. Они связаны с социальными условиями среды и по отношению к низшим являются господствующими. Так, чувство долга тормозит чувство страха. Реактивные эмоции вызваны воздействием внешних и внутренних раздражений и представляют собой сферу эмоций человека в норме. Витальные эмоции обусловлены болезнями, неприятными ощущениями, идущими из внутренних органов в кору больших полушарий, например, чувство тоски при болезни сердца, подавленности при различных хронических заболеваниях внутренних органов. Чувства могут быть различной степени выраженности, стойкости и глубины. В случаях выраженных, бурных эмоций говорят о физиологическом аффекте, сопровождающемся двигательными и вегетативными проявлениями, положительными и отрицательными реакциями. Так, аффект страха, вызванный угрозой для жизни, в одних случаях приводит к бегству, в других – к двигательной заторможенности – ступору (оцепенение, полная неподвижность). К аффективным и эффекторным расстройствам относятся эмоциональные, эмоционально‑волевые и двигательно‑волевые нарушения. Это целая группа патологических состояний, которые могут наблюдаться в различные возрастные сроки и имеют особую значимость в клинике психических расстройств. В психиатрической клинике можно раздельно рассматривать патологию эмоций и различных видов волевых расстройств, что указывает на разнообразие клинических проявлений данной группы расстройств.
Date: 2015-10-18; view: 560; Нарушение авторских прав |