Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Расстройства мышления





 

Мышление представляет собой высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. Работами Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других педагогов и психологов доказана тесная связь различных форм мышления: наглядно‑действенного, наглядно‑образного, словесно‑логического, развивающихся постепенно и последовательно в детском и подростковом возрасте. Для человека является характерным обозначение словами всех окружающих предметов и действий, что ставит его развитие на более высокий уровень, обеспечивая формирование таких качеств психики, как понятие, сравнение, обобщение, суждение и умозаключение, абстрагирование.

Основным механизмом мышления является операция с понятиями, которые подвергаются обработке, т. е. выделению ведущих признаков, их абстрагированию и отделению существенных признаков от второстепенных. Мышление понятиями называется абстрактным. Слово, являясь выразителем мысли и средством общения, содержит в себе элементы абстракции.

Так возникают новые, более сложные звенья познавательной деятельности – суждения и умозаключения. Суждение – мысль, в которой утверждается что‑либо или отрицается, устанавливаются отношения между предметами и явлениями действительности на основании восприятий, представлений и понятий. Степень самостоятельности суждений, умение высказать свои, а не чужие суждения определяется наличием необходимых знаний. Психически больным и детям с отклонениями в умственном развитии свойственна недостаточная критичность суждений. У здорового человека мысль предшествует действию, регулирует поступки. У людей с отклонениями в психической деятельности регулирующее свойство мысли является недостаточным.

Умозаключение представляет собой такую форму мышления, при которой из содержания нескольких суждений двух посылок выводится новое суждение в форме умозаключения. Различают два основных вида умозаключений: индуктивный, идущий от частного к общему, и дедуктивный – от общего к частному.



В своей физиологической основе суждения и умозаключения являются результатом коркового анализа и синтеза. Описанные ступени познавательной деятельности, сам процесс переработки полученных ощущений, восприятий и представлений, т. е. мышление, составляют единый процесс, формирующийся рефлекторным путем по принципу динамического стереотипа.

Сложный процесс мышления позволяет человеку познать объективные законы природы и общества не только путем непосредственного чувственного опыта, но и в результате мыслительной деятельности, при помощи которой создаются новые идеи, делаются научные открытия. Мышление дает возможность предвидения на основе прошлого опыта. Физиологической основой мышления является условно‑рефлекторная деятельность. Созданное И.П. Павловым учение о двух сигнальных системах дает основание для понимания тех физиологических механизмов, которые лежат в основе мыслительной деятельности. Первая сигнальная система, связанная с непосредственными раздражителями, создает наглядно‑чувственное, конкретное, образное мышление. Оно отличается от мышления животных, так как всегда обусловлено пониманием значимости раздражителя. Вторая сигнальная система опосредована словом, речью, формирует более высокий уровень мышления – абстрактное мышление с логическими связями. У здорового человека первая и вторая сигнальные системы тесно связаны между собой и создают наилучшие возможности для познавательной деятельности. Преобладание какой‑либо из сигнальных систем приводит к патологическим формам мыслительной деятельности, наблюдаемым при ряде психических заболеваний.

С мышлением тесно связано понятие интеллекта, являющегося способностью разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. «Человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспособиться к обстоятельствам жизни» (А. Вине, Т. Симон, 1905) (цит. по Д.Н. Исаеву, 2001).

Предпосылками интеллекта являются все психические процессы, их активность, упражняемость, утомляемость. Различают конкретный (практический) и абстрактный уровень интеллектуальной деятельности. Происхождение интеллекта связывают с наследственной базой и влиянием внешней среды.

Интеллектуальный коэффициент (ИК) – термин, который используется при обследовании детей специальными методиками, для решения вопроса о месте и методах обучения. Для этого применяют различные психологические методики, предложенные Бине, Векслером, Равеном и др. Однако, методика не может быть универсальной, так как не учитывает подготовленности ребенка к обследованию и растерянности его в незнакомой обстановке. Для общего знакомства с ребенком эти методики широко используются как дополнительные при медико‑психолого‑педагогическом консультировании.

Нарушение мыслительного процесса может быть в основном в двух видах: количественном и качественном.



Количественные расстройства мышления проявляются в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР) или умственной отсталости (олигофрении). У подростков и взрослых распад психической деятельности – деменция, наблюдается при хронически текущих психических процессах. Эти нарушения рассматриваются в главе 4.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей так называемая «скачка идей» вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Поток новых представлений опережает образование ассоциативных связей, вследствие чего нарушается их последовательность. В тяжелых случаях нарастает утрата логических связей между частями предложений. Основная идея в высказывании больного полностью утрачивается. Поэтому весь процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром.

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «одна мысль ушла, другая не пришла, в голове какая‑то пустота». Такие состояния объясняются преобладанием тормозного процесса, появлением инертности, тугоподвижности мышления. Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления – детализация, при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Одной из форм нарушения мышления является резонерство, при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса (пустословие, выхолощенное резонерство). Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Одной из форм расстройства мыслительной деятельности могут быть персеверации и стереотипии, которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой‑либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. В речи больные отвечают на первый заданный вопрос. Можно привести пример высказывания такого больного.

Врач спрашивает больного:

Как Вас зовут? Ответ: Иван Иванович.

Где Вы живете? Ответ: Иван Иванович.

Как называется город, где Вы живете? Ответ: Иван Иванович и т. д.

Такие состояния заторможенности наблюдаются у больных при кровоизлияниях в мозг или опухолях мозга.

Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышление характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных.

Особенности навязчивых мыслей у психически здоровых людей состоят в том, что человек критически к ним относится. Например, у человека возникает мысль, что он не закрыл дверь или не включил свет (воду, газовую плиту). Эта мысль длительно сохраняется и беспокоит человека, но он усилием воли пытается припомнить все события последнего часа и решает: вернуться ему домой или нет. Припомнив все действия последнего часа, он успокаивается или возвращается домой, проверяет и успокаивается. Тревожная мысль, рассматриваемая как очаг застойного возбуждения, постепенно затормаживается.

Навязчивая мысль у практически здорового человека может быть связана с ожиданием или получением неприятного или приятного известия. В этом случае человек, оставаясь один, все время мысленно возвращается к своим переживаниям или радостям, но во время работы или в присутствии посторонних людей, на время забывает о них. Физиологически такое состояние можно объяснить возникновением новых очагов возбуждения в коре головного мозга, более сильных, затормаживающих предыдущие. Оставшись в одиночестве, человек снова возвращается к тревожащей его мысли, хочет от нее избавиться и не может. В этих случаях, критически относясь к своему состоянию, человек старается быть в коллективе, «на людях», на какое‑то время, забывая о своих переживаниях.

Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Это тоже очаг застойного возбуждения, но более глубокий. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Он невольно многократно перепроверяет двери, окна, краны, выключатели и тому подобное. Просит соседей проверить за ним все участки в квартире или на работе, которые его тревожат, но отвлечься и успокоиться не может. Эта мысль его тревожит и нарушает работоспособность, что приводит больного к врачу за помощью.

Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний (считать ступеньки на лестнице, окна, фонари и т. д.), влечений и страхов. Нередко опасения и страхи приводят к навязчивым действиям, которые так же тяготят больных, так как они не в состоянии избавиться от них, совершая одни и те же действия, которые постепенно становятся ритуалами. Навязчивая мысль о заражении какой‑либо болезнью заставляет больных мыть часто руки, не прикасаться к ручкам двери, не здороваться за руку и т. д.

Навязчивые страхи, или фобии, разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого‑то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения. У детей появляется страх наказания за плохо выполненные домашние задания или полученную в школе неудовлетворительную оценку. Такие же мысли, а с ними и страхи, могут появиться у подростка или взрослого, выполняющего сложное задание в неблагоприятной обстановке. Иногда появляется непреодолимый страх при переходе через площадь или боязнь замкнутого пространства. Нередко навязчивая мысль, а вслед за ней и страх речи, возникают при невротическом заикании. Иногда логофобия (страх речи) проявляется в присутствии одного человека, строгого воспитателя или учителя в школе, в то время как в присутствии другого человека, который спокойно и доброжелательно относится к ребенку, этих мыслей и страха нет.

В механизме закрепления навязчивой мысли и страхов является повторение условий или ситуаций, при которых страх возникает по принципу формирования условного рефлекса. Навязчивые мысли, сомнения, воспоминания и страхи тяжело отражаются на всем состоянии больных. Больные часто понимают необоснованность и даже нелепость своих опасений, не без юмора рассказывают о своей болезни, но преодолеть свои навязчивые мысли не могут, в связи с чем, они ищут помощи у психолога или психотерапевта.

Навязчивые мысли у психически больных людей стойкие, больные к ним не критичны и не ищут помощи. Человек оказывается в их власти. Бессмысленность, нелепость, вред возникшей идеи обычно не вызывает у больного сомнения и борьбы с ней или какого‑либо противопоставления этой идее. По своей клинической картине навязчивые мысли у психически больных близки к бредовым идеям и не поддаются разубеждению.

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Если в сознании человека преобладают эмоционально ярко окрашенные мысли, то говорят о наличии сверхценных идей. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Возможно, чувство обиды так сильно возрастает, обида настолько переоценивается в своем значении, что становится доминирующей в сознании человека. Больной не может думать ни о чем ином, все происходящее вокруг истолковывается в свете полученной обиды, человек перестраивает свое поведение с единственной целью – отомстить (А.А. Портнов). Сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством навязывания и желанием освободиться от неправильного образа мышления. Наоборот, весь строй мыслей и чувств подчинен одной идее, созвучен с ней.

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени. Бредовые идеи могут сочетаться с галлюцинациями.

Патофизиологические механизмы бреда стали понятны после публикации работ И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и процессах, происходящих в коре головного мозга (возбуждении и торможении). Было доказано, что человек проходит от полного бодрствования до глубокого сна три фазы торможения: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. В парадоксальной и ультрапарадоксальной фазах торможения человеку снятся сны как сохранившиеся очаги застойного возбуждения, которые не удалось затормозить. Эта павловская теория о фазовых состояниях была использована в психиатрии для объяснения бредовых идей, которые формируются на фоне заторможенной коры в определенных фазах. Разлитое охранительное торможение в коре головного мозга является защитной реакцией в связи с интоксикацией различного происхождения (на фоне инфекции и интоксикации).

Бредовые идеи различаются по содержанию: идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Наиболее часто встречающиеся формы бредовых высказываний: идеи отношения и идеи преследования. Характерным для больных является бредовая идея, что к ним плохо относятся, как‑то подозрительно смотрят, перешептываются, внезапно перестают говорить в их присутствии.

Неправильная оценка отношения к себе со стороны окружающих влечет за собой бредовые идеи преследования, отравления. Иногда бредовые идеи преследования приобретают более широкий характер: увеличивается количество врагов на работе или в семье. Больные высказывают мысли, что родственники или сослуживцы хотят не только его убить, отравить, но и хотят узнать его мысли при помощи специальной аппаратуры (телевизора, радио, телефона) в комнате или на рабочем месте. Им кажется, что окружающие связываются с другими людьми, создается целая группа людей – личных врагов, которые ведут против него заговор, покушаются на его благополучие. В связи с этим формируются идеи отравления, воздействия. Меняется поведение больного, он становится осторожным, подозрительным, отказывается от пищи, ест только однократно приготовленную еду или пищу из консервной банки.

При бредовых идеях обогащения больные рассказывают о своих несметных богатствах, которые они хранят в недрах земли, на луне, на солнце и других местах, что указывает на нелепость их высказываний.

При бредовых идеях величия они называют себя именами великих полководцев, императоров, ученых, соответственно носят одежду, украшают себя знаками различия и отличия, используют соответствующую манеру говорения и стиля одежды.

При бредовых идеях изобретательства больные конструируют различные приборы, предлагают различные методы рационализаторских установок, социального переустройства, делают расчеты и описывают места залегания ценных пород руд и т. д.

При бредовых идеях сутяжничества больные пишут в различные организации жалобы, бесконечно судятся за какие‑то права свои или чужие, ведут бесконечные споры, находят и доказывают несправедливость.

Один из видов бредовых идей характеризуется заниженной оценкой своей личности, больной убежден в своей никчемности и ненужности, неполноценности (бредовые идеи самоунижения). У больных в этих случаях возникает депрессивное состояние, при котором они считают себя плохими, ничтожными. Они считают, что из‑за них у людей (близких и далеких) возникает много бед, разрешить которые может только смертельный исход (суицид).

Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть. Больные читают медицинскую литературу, находят у себя сходные симптомы, обращаются к специалистам в поисках лечебного воздействия, подвергают себя бесконечному количеству исследований, не верят отрицательному анализу и заключению врача об отсутствии у него болезни.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда.

Бред самообвинения проявляется в том, что больной приписывает себе различные ошибки, проступки, бывшие в действительности или значительно увеличенные, вплоть до преступления. В этих случаях больной убежден в необходимости понести за них наказание. Такие состояния возникают у подростков, перенесших травму черепа или энцефалит.

При бреде воздействия больной считает, что его мысли, действия, поступки обусловлены посторонним воздействием гипноза, радиоволн, электрического тока.

Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, стремящимися уничтожить его или причинить ему вред, и поэтому принимает различные меры предосторожности, чтобы этого не случилось.

Среди форм чувственного бреда описываются также бред самоуничижения, ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др.

Несистематизированный бред, именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

Приведенные разнообразные формы бредовых высказываний иллюстрируют сложность болезненного процесса и трудность диагностики.

Особенности расстройств мышления в детском возрасте. Рассматривая навязчивые мысли и бредовые идеи как формы расстройств мышления, необходимо подчеркнуть, что в детском возрасте навязчивые страхи, мысли и действия наблюдаются довольно часто и связаны с невротическими реакциями, обусловленными возрастным аспектом, ограниченностью опыта, повышенной внушаемостью и внешними условиями. Бредовые идеи, как правило, в детском возрасте не отмечаются. Они появляются избирательно в младшем школьном возрасте и характеризуют определенное психическое расстройство.

Описанные И.П. Павловым основные свойства нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность, характер динамики (инертность или лабильность) – позволяют приблизиться к пониманию сущности психопатологических состояний. Нарушение взаимодействия сигнальных систем как основных физиологических механизмов познавательной деятельности может явиться причиной искаженного отражения объективной реальности. Понимание особенностей взаимодействия нервных процессов при образовании в коре головного мозга очагов застойного возбуждения и торможения, наличия фазовых состояний, помогает объяснить механизм возникновения навязчивых и бредовых идей. Так, по мнению И.П. Павлова, в основе бреда лежит патофизиологическое состояние клеток коры головного мозга: патологическая инертность возбуждения и ультрапарадоксальная фаза торможения. Понимание механизма памяти в норме и патологии имеет большое значение для психоневрологии и педагогики при диагностике различных психических заболеваний и подготовке методов коррекционного воздействия.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каково соотношение мышления и познания?

2. Какие виды расстройств внимания Вы знаете?

3. Как вы понимаете механизм формирования памяти?

4. Какие виды расстройств памяти вы знаете?

5. Дайте определение понятия «мышления».

6. Каков механизм формирования мыслительной деятельности?

7. Что такое навязчивые мысли и каков механизм их возникновения?

8. Что такое бред и бредовые идеи и как они возникают?

9. Какое значение представляют собой сверхценные идеи?

10. Назовите отличительные характеристики навязчивых состояний и бредовых идей.

 








Date: 2015-10-18; view: 1176; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию