Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программа курса лекций по теории спора
(Л е к т о р Э. 3. Гурлянд-Эльяшева) 1-я лекция. Введение. Понятие спора. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Два основных рода споров: 1) спор как средство совместного уяснения вопроса (споры научные) и 2) спор как средство психологического воздействия и прямого или непрямого подчинения одной стороны другой (споры политические, религиозные). Два рода методов при ведении спора. Условия значения спора как средства логического анализа: диалектика спорящих и диалектика логического мышления. Значение споров в истории развития человеческой мысли. Знаменитые споры в Древней Греции (споры софистов и эристиков с представителями философии Сократа и Платона), в средние века (споры богословские, логические), спор в России в 1860 г. между Костомаровым и Погодиным, споры политические. Значение и роль спора при осуществлении правосудия (распределение ролей защитника и обвинителя между двумя сторонами). Влияние процесса усовершенствования техники спора на развитие некоторых частей формальной логики. 2-я лекция. Необходимые предпосылки спора. Наличность предмета спора и общего исходного пункта. Наличность определенных отстаиваемых положений. Стремление каждой из сторон отстоять свою позицию. Молчаливое признание обязательности логических правил мышления при развитии темы и ведении доказательств за и против. Молчаливое согласие подчиняться логическому контролю, осуществляемому публикой или же сознанием самих участников спора. 3-я лекция. Пути отстаивания позиции в споре. 1) Пути логические. Доказательство правильности своих утверждений. Указание оснований, из которых они с необходимостью вытекают. Развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений. Доказательство неправомерности положений противника. Оспаривание убедительности оснований противника. Оспаривание выводов, вытекающих из утверждаемых противником положений. Доказательство истинности положений, противоположных тезисам противника. Методы ведения спора у греческих эристиков-мегариков. Вскрывание логических ошибок, обнаруживающихся в процессе определений и умозаключения противника. Примеры из диалогов Платона. 2) Пути психологические. Приемы запутывания противника. Злоупотребление словом: двусмысленности, софизмы. Методы, применяемые софистами. Игра логической работой мысли: намеренное скрывание связи, существующей между различными частями процесса опровержения или доказательства. Применение чисто психологических приемов воздействия: гипнотизирование, вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на толпу и перетягивание ее на свою сторону с целью подавить сознание противника. 4-я лекция. Влияние мотивов спорящих на отношение их друг к другу и на методы ведения спора. Три рода мотивов, руководящих спорящими. 1) Стремление к истине, к установлению общеобязательных критериев ценного, правильного, желательного как мотив спора. Безличность или объективность спорящих. Отношение их к своим утверждениям как к спорным. Готовность отказаться от оказывающихся неверными положений. Стремление применять лишь логически приемлемые пути доказательства и оспаривания. Равнодушие к колеблющемуся мнению публики и уважение к противнику. 2) Стремление отстоять свою веру, свое убеждение как другой мотив спора. Предвзятость при ведении спора. Стремление переубедить противника во что бы то ни стало. Склонность влиять на противника не столько логическими доводами, сколько воздействием на его волю и чувство. Интерес у спорящего к психологической игре представлений и волевых импульсов противника. Стремление убедить в своей вере присутствующих при споре слушателей. Возможность демагогических приемов. 3) Спор как средство отстоять свою реальную позицию (в практической жизни, в политике, в юридической практике). Стремление использовать противника исключительно как мишень. Равнодушие к логическому пути ведения спора. Равнодушие к самому предмету спора. Применение психологических приемов запутывания, уничтожения, устранения противника. Ведение борьбы не с его доводами, а с его реальным влиянием как практической силы. Отношение к публике как к настоящей второй стороне в споре, переубеждение которой является центральной задачей. Демагогические приемы как необходимый элемент ведения спора. 5-я лекция. Условия успешности ведения спора. Личная одаренность спорящего. Находчивость при отражении нападок. Ловкость при словесной формулировке спорных пунктов. Уменье комбинировать при отыскивании переходов от обсуждаемых положений к их основаниям и следствиям. Чувствительность к центру спора, к слабым местам противника. Значение остроумия. Широкий кругозор как средство для ловкого оперирования неожиданными доводами партнера. Логическая тренировка. Психологическая интуиция. 6-я лекция. Возможные исходы спора. Переубеждение противника. Невозможность довести спор до решающего результата вследствие одинаковой диалектической виртуозности противников и одинаковой условности защищаемых с обеих сторон положений. Победа в споре по существу дела без возможности склонить противника к отказу от своей точки зрения. Опровержение положений противника без возможности разубедить его и окружающих в лежащих в основе этих положений допущений. Обезвреживание противника или реальная победа в споре. Прекращение спора из-за выяснения наличности у обеих сторон принципиально различных точек зрения, предопределяющих безрезультатность спора. 7-я лекция. Виды споров, встречающихся на практике. 1) Ученые споры. Общеобязательность оснований и общезначимость выводов как необходимые требования, подлежащие удовлетворению. Гипотетичность всех подлежащих защите положений. Принципиальная свобода спорящих по отношению к предмету спора, друг к другу и к аудитории. Подчиненность спорящих лишь контролю объективного человеческого разума. 2) Богословские споры. Предвзятость оснований, закрепленных священным писанием, традицией или авторитетами. Безусловность значения положений, отстаиваемых каждой стороной. Условность одних лишь путей обоснования положений. Нетерпимость спорящих по отношению друг к другу. Отсутствие у спорящих полной свободы в подыскании доказательств и аргументов. Подчиненность спорящих тексту писания или фиксированному устному преданию. 3) Политические споры. Невозможность переубеждения другой стороны. Равнодушие к задаче выяснения предмета спора, вытекающее из стремления навязать готовое решение противной стороне или кругу лиц, причастных к спору. Равноценность всех способов, как логических, так и нелогических, поскольку они способствуют ослабленной позиции противника. Устранение противника с поля состязания как высшая цель спора. Враждебность, презрение, уничижение как формы отношения спорящих друг к другу. Подчиненность спорящих при решении спора решению толпы, большинства. 4) Юридические споры. Спор на заданную тему в целях установления спорного факта. Условность всех доказательств в пользу наличности факта и относительная вероятность всех юридических решений. Необходимость для победы в споре убедить не противника, а третий, не участвующий непосредственно в споре орган суда (судей или присяжных заседателей). Подчиненность спорящих системе юридических установлений, предопределяющих, до известных границ, характер обсуждений фактов, их оценку и истолкования, а также порядок обоснования отстаиваемых сторонами заключений. Связанность спорящих теми результатами, к которым может повести то или другое обоснование дела. Характер логической свободы спорящих в указанных установленных рамках юридического процесса. 8-я лекция. Пути систематической подготовки к искусству спора. Формально-логическая подготовка: знакомство с теми главами логики, которые трактуют о всех возможных формах доказательства. Упражнения, связанные с отыскиванием: 1) оснований для доказательств утверждаемых положений и 2) следствий при опровержении. Уяснение различных основных точек зрения, возможных при анализе и развитии применяемых в споре понятий. Попытки Аристотеля, Цицерона и других логиков формулировать такие общие точки зрения в качестве средств при практическом оперировании с понятиями. Польза и вред этого метода применения теории «общих мест». 9-я лекция. Значение споров для развития логики как учения о мышлении. Спор как средство совместного искания истины. Распределение логических функций обоснования и контроля между двумя спорящими сторонами. Невозможность в споре незаметно перескакивать через возникающие логические затруднения. Спор как верный метод для выявления ошибок мысли. Уяснение ошибок как могучее средство для осознания правильного логического процесса мышления и действующих в нем законов и зависимостей. Значение греческой эристики и деятельности софистов для построения логики как основы для всякого предметного знания. Воспитательное значение споров для уяснения роли логики в системе современного образования.
Date: 2015-10-18; view: 706; Нарушение авторских прав |