Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Риторики
(1856 г.) (...) Соблюдение правил языка, требований господствующего наречия и тонкостей синонимики образует "в слове — правильность, чистоту и точность, которые в совокупности составляют главнейшее его качество — ясность; органами голоса и слуха обусловливаются плавность и благозвучие; необходимая душевная настроенность и внутреннее убеждение придают слогу живость и силу; наконец, сознание человеческого достоинства и успехи гражданственности предписывают — благородство и приличие. Вот общие коренные законы слова. Отступите от любого из них, и ваша речь, устная или письменная, не избегнет заслуженного укора. (...) (...) Дело риторики, как части науки словесности,— показать все те общие приемы, которым может подлежать слово человеческое. Если способы выражения — отрывистый и периодический, сжатый и обильный, простой и украшенный, по мнению всех риторов, могут и должны образовать виды слога, то не вижу повода, почему не распространить этого права и на способы выражения — прозаический и стихотворный? И что ж такое слог, как не способ — так или иначе выражать свои мысли и чувствования? (...) Взгляните на внешнее положение и отношения, в которые пишущий может быть поставлен при изложении избранного им предмета. Пять главных случаев представятся вам единственно возможными: или, предаваясь уединенной работе, задушевной беседе с самим собой, пишущий кладет свои мысли на бумагу, не обращаясь ни к какому лицу, или влагает их в уста двум или нескольким лицам, как органам разных сторон при обсуждении темы; или поверяет их отсутствующему лицу, связанному с ним более или менее тесными узами; или по обязанностям государственной организации сообщает их лицу, с которым состоит в официальном прикосновении; или, наконец, предлагает вниманию большого числа собравшихся слушателей. Приищите этим пяти случаям соответственные ученые термины, и перед вами поочередно предстанут пять внешних видов сочинений или форм изложения: монологическая (трактат в тесном смысле с своими подразделениями), диалогическая (разговор), эпистолярная (письмо), официальная (деловая бумага) и ораторская (речь или слово в тесном смысле, с включением проповедей, воззваний и лекций). Ясно, что здесь единственным основанием служит внешность положения и отношений лица; содержание — вещь посторонняя и по произволу заимствуется из предшествующих существенных видов сочинений. Так, всякое описание, повествование, рассуждение может быть изложено в форме монологической, диалогической, эпистолярной, официальной или ораторской, и обратно — всякий трактат, разговор, письмо, деловая бумага и речь могут заключать в себе описание, повествование или рассуждение. Платон и Цицерон свои философские исследования изложили в форме разговоров; Эйлер объяснил явления природы в письмах к одной германской принцессе; Карамзин описал деяния Екатерины II в похвальном слове (...) (...) Мне остается в общем обзоре представить вашему вниманию сжатую программу риторики так, как я ее понимаю и старался развить в моем чтении. Введение I. Предварительные понятия из логики и психологии. II. Значение словесности: она есть наука о слове человеческом и распадается на две науки: грамматику и риторику. III. Грамматика разделяется на общую и частную. а) Предмет общей грамматики — язык вообще. б) Предмет частной — виды слов и первоначальные виды речи. IV. Риторика также разделяется на общую и частную. а) Предмет общей риторики — слог. б) Предмет частной риторики — виды развитой речи или полных сочинений. А. Общая риторика, или стилистика I. Значение слога. II. Необходимые или общие качества слога. а) Обусловливаемые соблюдением правил языка, требований господствующего наречия и синонимики: а) правильность, б) чистота, в) точность; сии три качества в совокупности составляют ясность. b) Обусловливаемые органами голоса и слуха: а) плавность, б) благозвучие. с) Обусловливаемые душевною настроенностью и внутренним убеждением: а) живость, б) сила. d) Обусловливаемые сознанием человеческого достоинства и успехами гражданственности: а) благородство, б) приличие. Примечание. При каждом из этих качеств объясняются их особенности и противополагаемые им недостатки. III. Произвольные или частные виды слога. 1) Первая группа: A) По отношению к данным синтаксическим: а) слог отрывистый, б) — периодический, в) средний между ними — разнообразный. B) По отношению к данным лексическим: а) слог сжатый, б) — обильный, в) средний между ними — соразмерный. C) По отношению к колориту: а) слог простой, б) —украшенный; аа) тропы, бб) фигуры. D) По отношению к мелодии: а) слог прозаический, б) — стихотворный, в) средний между ними — мерная проза. 2) Вторая группа: A) По отношению к личным темпераментам: а) слог игривый, б) — пылкий, в) — грустный, г) — важный. B) По отношению к степеням общества: а) слог простонародный, б) — светский, в) — служебный, г) — церковный. C) По отношению к народностям: а) слог азиатский, или восточный, б) — древнеклассический, аа) лаконический, бб) аттический, вв) родийский, вв) римский; в) — новоевропейский — со множеством подразделений и переливов. В. Частная риторика I. Значение частной риторики. II. Общий состав развитой речи. А) Общие законы каждой развитой речи: а) единство, б) истина, в) последовательность, г) полнота. Б) Главные части каждой развитой речи: а) приступ, б) изложение главное, в) изложения частные, г) заключение. С) Подразделение развитой речи на части, главы, параграфы, пункты, отступления с новой строки и т. д. III. Существенные виды развитой речи или полных сочинений. а) Описания (отвечают в этимологии — словам, в логике — понятиям, в синтаксисе — согласованию слов, в психологии — внешним чувствам и чувственному созерцанию и служат главной основой наукам естественным и поэзии эпической). b) Повествования (отвечают в этимологии — глаголам, в логике — суждениям, в синтаксисе — управлению слов в предложениях, в психологии — памяти и воображению и служат главной основой наукам историческим и поэзии эпической). c) Рассуждения (отвечают в этимологии — частицам, в логике — умозаключениям, в синтаксисе — периодам, в психологии — уму и служат главной основой наукам философским и поэзии лирической). d) Излияния сердца (отвечают в этимологии — междометиям, в психологии — чувствованиям и желаниям, а в поэзии служат главной основой лирики; в логике, в синтаксисе и в кругу наук не находят себе соответствия, пока не перейдут в сознание: по переходе же в сознание вступают в область умозаключений, периодов и наук философских). Примечание. При всех этих существенных видах сочинений общие качества слога требуют безусловного соблюдения; выбор частных видов слога предоставляется пишущему. IV. Внешние виды развитой речи, или формы сочинений. a) Монологическая, или трактат в тесном смысле (отвечает в этимологии — изъявительному наклонению глаголов, в логике — суждению ассерторическому, в синтаксисе — предложению повествовательному и всего удобнее применяется к предметам отвлеченным). b) Диалогическая, или разговор (отвечает в этимологии — вопросительному наклонению глаголов, в логике — суждению проблематическому, в синтаксисе — вопросительному предложению и ближе применяется к предметам, предназначенным для детского возраста и спорным). c) Эпистолярная, или письмо (отвечает в этимологии — сослагательному наклонению, в логике — суждению проблематическому, в синтаксисе — предложению предположительному и ближе применяется к предметам семейным и частным). d) Официальная, или деловая бумага (отвечает в этимологии — наклонению повелительному, в логике — суждению аподиктическому, в синтаксисе — предложению повелительному и применяется к предметам общественной организации). e) Ораторская, или речь в тесном смысле (отвечает в этимологии — наклонению желательному, в логике — суждению аподиктическому, в синтаксисе — предложению желательному и применяется к предметам, общей важности и высшего интереса). Примечание. При всех внешних видах сочинений общие качества слога сохраняют свою силу; из частных качеств к монологической форме преимущественно идет слог важный, к диалогической и эпистолярной — простой, игривый, пылкий или грустный, прочие частные виды — по произволу; официальная форма заботится главнейшим образом о соблюдении общих качеств; ораторская — предоставляет себе полную свободу в употреблении всех общих и частных видов слога, с особенной однакож разборчивостию. Дополнение — декламация Декламация есть акт, параллельный письму, в применении к требованиям этимологии, синтаксиса и риторики, законам логики и психологии, условиям общественным и духу народа. Общее замечание. Стройное применение общих и частных качеств слога ко всем отделам развитой речи, строгое соблюдение всех условий, как существенных, так и внешних видов сочинений, наконец, точное исполнение требований декламации — составляют красноречие. Таким образом, выражения риторика и теория красноречия — суть выражения однознаменательные. Печатается по изданию: Журнал Министерства народного просвещения.— СПб., 1856.— № 3.— С. 266— 267, 272—273, 281—282, 291—297. Date: 2015-10-18; view: 364; Нарушение авторских прав |