Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Е. А. Юнина, Г. М. Сагач
ОБЩАЯ РИТОРИКА (СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ) (1992 г.) Возрождение в 70—90-х гг. XX в. в нашем обществе древней науки риторики представляется явлением вполне закономерным. Предпосылки этого процесса нам видятся прежде всего в постепенном нарастании демократических тенденций в общественно-политической жизни, способствующих возникновению общественной потребности в людях личностного склада (политические деятели, публицисты, педагоги), могущих ярко, смело, самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию своим неординарным словом. Риторика как раз и является такой наукой, которая направлена на формирование и развитие личностного начала в человеке. По этому поводу известный ритор (учитель Пушкина) Н. Ф. Кошанский писал: «Цель общей риторики состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения мысли, раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление,— чтобы, уча выражать изящное, возбудить, усилить в душах учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному...»1. Немаловажную роль в восстановлении риторических традиций сыграли культурно-научные предпосылки: в последние 2—3 десятилетия весьма актуализировались науки, направленные на развитие языковой личности,— стилистика, лингвистика текста, прагматика, культура речи, социо- и психолингвистика, социальная и личностная психология и др. Однако, несмотря на многообразие наук, каждая из них все-таки изучает одну из граней языковой личности. В результате возникает противоречие, разрешение которого предполагает появление некоего целостного подхода к развитию языковой личности. По-видимому, такую роль (роль синтезатора) призвана сыграть риторика, в лоне которой еще 2500 лет тому назад был создан полный идеоречевой цикл (системность мыслеречевой деятельности как основа языковой личности), который на каждом временном витке переосмысливался, обогащался за счет развития сопредельных наук. Итак, время вновь востребовало риторику, поскольку «сейчас, спустя столетия, стало ясно, что суммой частей, пусть даже очень разросшихся, не заменить целого (...) Практика доказала, что наличие разветвленной логики не делает речь человека более логичной, сложная система лингвистики не мешает нам оставаться безграмотными, бурное развитие в последние годы различных отделов стилистики не прибавляет никому оригинальности стиля, четкое произношение актеров не препятствует нашему косно- язычию и, главное, серьезнейшие усилия психологии и диалектической логики, направленные на раскрытие человеческой мыс- ли, не приближают нас к творчеству в собственных речах»1. Важно подчеркнуть, что возвращение риторики на авансцену современной науки порождает в свою очередь достаточно серьезные проблемы методологического характера: статус современной риторики, ее отношение к другим наукам, объект и предмет исследования и т. д. Безусловно, «особого такта в этой связи требует каждая новая попытка интегрировать риторику в рамки современной науки, изрядно потеснившей традиционные области риторического либо за счет частичного поглощения проблематики (как это было, например, со стилистикой и поэтикой), либо путем ее полного отрицания как продукта «донаучного» этапа теоретического сознания»2. Нам представляется, что риторика и до наших дней сохранила своеобразие и специфику, но это вовсе не означает, что современная риторика целиком и полностью тождественна своей древней предшественнице. (...) Думается, что необходимо сначала осмыслить сам термин «риторика», который, как известно, никогда в истории не отличался однозначным толкованием. Истоки различных интерпретаций лежат еще в глубокой древности, когда четко обозначились два подхода к восприятию риторики: с одной стороны, Платон, Сократ, Исократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос); с другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику как искусство украшения речи. Отсюда получила свое развитие формальная, схоластическая риторика, где знание предмета речи не являлось обязательным условием. Распространенным у нас сегодня представлением о риторике как пустословии, словоблудии, краснобайстве мы обязаны не только Квинтилиановскому направлению, но и утвердившейся в конце 20-х годов в нашем обществе диктаторской политической системе, требовавшей от человека дискретного, фрагментарного (поверхностного), а не системного (глубинного) видения мира. Как следствие, содержательная риторика была изъята из обучения как осколок буржуазной системы и в целом из нашей жизни. К самому же слову «риторика» в обществе утвердилось негативное отношение, которое продолжает сохраняться и до сих пор. <...>
Кошанский Н. Ф. Общая риторика.— Спб., 1836.—С. 3.
1 Пешков И. В. Изобретение как категория риторики.—АКД.—М., 1988.— С. 8. 2 Общая риторика.—М., 1986.— С. 6. Печатается по изданию: Юнина Е. А., С а-гач Г. М. Общая риторика (современная интерпретация).— Пермь, 1992.—С. 28—31. Date: 2015-10-18; view: 1156; Нарушение авторских прав |