Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы риторики





(1988 г.)

Эстетические основы красноречия

Литературно-языковые основы риторики обычно называются культурой речи.

Культура речи — существенный элемент общей культуры человека, его образования и воспитания (...)

Великие ораторы всех времен подчеркивали роль культуры ре­чи в ораторском искусстве.

В этом убедился Демосфен на своем личном опыте, когда проиграл процесс лишь потому, что страдала форма его выступ­ления. Поэтому на вопрос, что самое важное для оратора, он настоятельно повторял: «Исполнение, исполнение, исполнение».

Художественные основы риторики

Внимание слушателей зависит и от качества художественной стороны ораторской речи, именуемой техникой речи. Техника ре­чи оратора включает в себя два аспекта — слуховой и зри­тельный.

К слуховым (главным) элементам ораторской речи относят­ся: голос, произношение, интонация, ритм, пауза; к зрительным элементам — жесты, мимика, поза.

Голос. Какими особенностями должен обладать голос лек­тора?

Прежде всего, достаточной силой звука: он должен быть слы­шен во всех концах аудитории. Поэтому лектор интересуется перед выступлением, какие акустические свойства большой аудито­рии, в которой он должен выступать.

Важное качество голоса — его выносливость. Если оратор на­чинает выступление с высокой ноты, то через две-три, самое большее через десять минут голос у него сорвется либо он начнет говорить все тише и тише и слушатели в дальних рядах станут кричать: «Громче, не слышно!»

Учитывая данное качество голоса, Цицерон советовал начи­нать речь спокойно, в меру громким голосом. Это даст возмож­ность по ходу изложения лекции усиливать или ослаблять тон. Завершает оратор свою речь чаще всего громким голосом, иногда даже в приподнятом тоне, если этого требуют мысли и чувства оратора, а также если такой тон отвечает настроению аудитории под конец речи.

Таким образом, модуляция голоса очень важна для оратора. Неверно взятый тон может погубить целую речь или испортить ее отдельные части.

Мастером модулирования своего голоса был В. О. Ключев­ский. В его лекциях по курсу русской истории имелись пате­тические места, когда голос опускался почти до шепота и ауди­тория замирала в волнении. Но неожиданно для слушателей этот шепот сменялся полным голосом.

Оратор учитывает и тембр, качество звука, «окраску», «ха­рактер» своего голоса. Акустическими исследованиями доказано, что низкий голос мощнее, он вызывает более положительную реак­цию слушателей, чем высокий. Отсюда методический совет — начинать лекцию более низким голосом.

Свойства голоса — не только природный дар, но и резуль­тат специальной тренировки. Ряд ценных мыслей о постановке голоса (как и по другим вопросам сценической речи) выска­зан выдающимся советским режиссером, актером и педагогом К. С. Станиславским. В книге «Моя жизнь в искусстве» Ста­ниславский требует, чтобы голос пел — и в разговоре, и в стихе; чтобы голос звучал по-скрипичному, а не стучал словами, как горох о доску. Музыкальная звуковая речь откроет нам новые возможности для выявления внутренней жизни человека. Без музыкальной речи передать богатство нашей жизни — это все равно, что попытаться на балалайке передать Девятую симфо­нию Бетховена.

Упражнения по тренировке голоса разработаны Е. А. Ножиным, 3. В. Савковой, В. П. Чихачевым.

Дикция (от лат. dictio — произношение) — манера произ­носить, выговаривать слова. Хорошая дикция выражается в чет­кости и ясности произношения. Слова произносятся так, чтобы слышно было каждое из них, чтобы чисто и ясно звучал каж­дый звук.

Плохая дикция — «проглатывание» отдельных слов или зву­ков, окончаний фраз мешает слушателям понять речь оратора.

 

Для того чтобы выработать хорошую дикцию, надо правиль­но поставить речевое дыхание. Это важно не только для артиста, но и для каждого оратора. Выработка четкой дикции достигает­ся путем тренировки.

Интонация. Интонацией называют тональную окраску слова, т. е. последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу и тембру.

Интонационное богатство языка имеет большое значение для лектора. В речевой интонации различают всевозможные от­тенки эмоций — радость, неудовольствие, угрозу и т. п. Выра­жая тончайшие оттенки чувств, особенности духовного обли­ка оратора, интонация является одним из основных средств в ораторском искусстве. Она способна передать не только содержа­ние мысли оратора, но и психическое, нравственное, идейное от­ношение его к предмету речи.

Интонационная речь требует не только музыкальности, она должна быть также гибкой и эмоционально насыщенной, под­черкивать содержание слов и фраз, проявлять душевные качест­ва оратора.


Истинно художественная речь — это гармония душевного сос­тояния оратора и внешнего его выражения. И интонация играет здесь первостепенную роль.

Интонация не должна быть однообразной. Если речь лектора плывет, как будто ручеек журчит, то такая речь «течет» по моз­гу слушателей, не оставляя следа. Для того чтобы избежать утом­ляющего однообразия, составлять речь надо так, чтобы каж­дый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации.

Интонационная выразительность достигается применением различных интонационных средств — логического ударения, ло­гической паузы, речевого такта и др.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выде­ляет не отдельный слог, а целое слово. Такое ударение может перемещаться в одной и той же фразе. Например, в фразе Сегод­ня вам будет прочитана лекция на тему «Техника речи» логи­ческое ударение может быть поставлено на словах сегодня, лек­ция, техника речи.

Темп речи. Удачное произнесение речи обусловливается также и ее темпом. Оптимальный темп устной речи составляет около 120 слов в минуту.

Слишком медленная речь как бы лишена ораторской воли, она не зажигает многочисленную аудиторию. Н. В. Гоголь пи­сал о том, что ленивый и вялый голос как будто бы натаскивает клещами хомут на лошадь. В народной пословице, осуждаю­щей излишнюю медлительность речи, говорится о таком чело­веке: «У него слово слову костыль подает». Замедленный темп речи усыпляет аудиторию, приводит к тому, что слушатели те­ряют способность следить за мыслью оратора.

Утомляют слушателя и длинные паузы между отдельными фразами и словами. (...)

Печатается по изданию: Гурвич С. С, По­горел ко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики.— Киев, 1988.—С. 102—103, 113— 115







Date: 2015-10-18; view: 548; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию