Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы риторики
(1988 г.) Эстетические основы красноречия Литературно-языковые основы риторики обычно называются культурой речи. Культура речи — существенный элемент общей культуры человека, его образования и воспитания (...) Великие ораторы всех времен подчеркивали роль культуры речи в ораторском искусстве. В этом убедился Демосфен на своем личном опыте, когда проиграл процесс лишь потому, что страдала форма его выступления. Поэтому на вопрос, что самое важное для оратора, он настоятельно повторял: «Исполнение, исполнение, исполнение». Художественные основы риторики Внимание слушателей зависит и от качества художественной стороны ораторской речи, именуемой техникой речи. Техника речи оратора включает в себя два аспекта — слуховой и зрительный. К слуховым (главным) элементам ораторской речи относятся: голос, произношение, интонация, ритм, пауза; к зрительным элементам — жесты, мимика, поза. Голос. Какими особенностями должен обладать голос лектора? Прежде всего, достаточной силой звука: он должен быть слышен во всех концах аудитории. Поэтому лектор интересуется перед выступлением, какие акустические свойства большой аудитории, в которой он должен выступать. Важное качество голоса — его выносливость. Если оратор начинает выступление с высокой ноты, то через две-три, самое большее через десять минут голос у него сорвется либо он начнет говорить все тише и тише и слушатели в дальних рядах станут кричать: «Громче, не слышно!» Учитывая данное качество голоса, Цицерон советовал начинать речь спокойно, в меру громким голосом. Это даст возможность по ходу изложения лекции усиливать или ослаблять тон. Завершает оратор свою речь чаще всего громким голосом, иногда даже в приподнятом тоне, если этого требуют мысли и чувства оратора, а также если такой тон отвечает настроению аудитории под конец речи. Таким образом, модуляция голоса очень важна для оратора. Неверно взятый тон может погубить целую речь или испортить ее отдельные части. Мастером модулирования своего голоса был В. О. Ключевский. В его лекциях по курсу русской истории имелись патетические места, когда голос опускался почти до шепота и аудитория замирала в волнении. Но неожиданно для слушателей этот шепот сменялся полным голосом. Оратор учитывает и тембр, качество звука, «окраску», «характер» своего голоса. Акустическими исследованиями доказано, что низкий голос мощнее, он вызывает более положительную реакцию слушателей, чем высокий. Отсюда методический совет — начинать лекцию более низким голосом. Свойства голоса — не только природный дар, но и результат специальной тренировки. Ряд ценных мыслей о постановке голоса (как и по другим вопросам сценической речи) высказан выдающимся советским режиссером, актером и педагогом К. С. Станиславским. В книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский требует, чтобы голос пел — и в разговоре, и в стихе; чтобы голос звучал по-скрипичному, а не стучал словами, как горох о доску. Музыкальная звуковая речь откроет нам новые возможности для выявления внутренней жизни человека. Без музыкальной речи передать богатство нашей жизни — это все равно, что попытаться на балалайке передать Девятую симфонию Бетховена. Упражнения по тренировке голоса разработаны Е. А. Ножиным, 3. В. Савковой, В. П. Чихачевым. Дикция (от лат. dictio — произношение) — манера произносить, выговаривать слова. Хорошая дикция выражается в четкости и ясности произношения. Слова произносятся так, чтобы слышно было каждое из них, чтобы чисто и ясно звучал каждый звук. Плохая дикция — «проглатывание» отдельных слов или звуков, окончаний фраз мешает слушателям понять речь оратора.
Для того чтобы выработать хорошую дикцию, надо правильно поставить речевое дыхание. Это важно не только для артиста, но и для каждого оратора. Выработка четкой дикции достигается путем тренировки. Интонация. Интонацией называют тональную окраску слова, т. е. последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу и тембру. Интонационное богатство языка имеет большое значение для лектора. В речевой интонации различают всевозможные оттенки эмоций — радость, неудовольствие, угрозу и т. п. Выражая тончайшие оттенки чувств, особенности духовного облика оратора, интонация является одним из основных средств в ораторском искусстве. Она способна передать не только содержание мысли оратора, но и психическое, нравственное, идейное отношение его к предмету речи. Интонационная речь требует не только музыкальности, она должна быть также гибкой и эмоционально насыщенной, подчеркивать содержание слов и фраз, проявлять душевные качества оратора. Истинно художественная речь — это гармония душевного состояния оратора и внешнего его выражения. И интонация играет здесь первостепенную роль. Интонация не должна быть однообразной. Если речь лектора плывет, как будто ручеек журчит, то такая речь «течет» по мозгу слушателей, не оставляя следа. Для того чтобы избежать утомляющего однообразия, составлять речь надо так, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации. Интонационная выразительность достигается применением различных интонационных средств — логического ударения, логической паузы, речевого такта и др. Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово. Такое ударение может перемещаться в одной и той же фразе. Например, в фразе Сегодня вам будет прочитана лекция на тему «Техника речи» логическое ударение может быть поставлено на словах сегодня, лекция, техника речи. Темп речи. Удачное произнесение речи обусловливается также и ее темпом. Оптимальный темп устной речи составляет около 120 слов в минуту. Слишком медленная речь как бы лишена ораторской воли, она не зажигает многочисленную аудиторию. Н. В. Гоголь писал о том, что ленивый и вялый голос как будто бы натаскивает клещами хомут на лошадь. В народной пословице, осуждающей излишнюю медлительность речи, говорится о таком человеке: «У него слово слову костыль подает». Замедленный темп речи усыпляет аудиторию, приводит к тому, что слушатели теряют способность следить за мыслью оратора. Утомляют слушателя и длинные паузы между отдельными фразами и словами. (...) Печатается по изданию: Гурвич С. С, Погорел ко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики.— Киев, 1988.—С. 102—103, 113— 115 Date: 2015-10-18; view: 548; Нарушение авторских прав |