Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курс Русской словесности для учащихся. Части 1, 2, 3. Часть 2-я. Частная риторика





(1849 г.) Отделение первое

Глава первая

Внутренние и внешние условия описаний и разные роды сих последних

1. Внутренние условия описаний. Описание, говоря вообще, есть изложение одного какого-либо момента из нравствен­ной жизни человека или из бытия природы вещественной. Из числа различных искусств изящных в наибольшем согласии с описаниями находится живопись. Как и сия последняя, описание должно оставлять в уме читателя одно господствующее впечат­ление, согласное с избранным моментом жизни или бытия, от коих и живопись заимствует все свои образы и цвета. Потому-то лучшими наставниками в изложении описаний служат жизнь и природа. Подобно им, описание должно представлять каждый предмет в отдельности, несложности и всегда производить одно ясное и полное впечатление. От этого каждое описание должно отличаться единством предмета, простотою или несложностию частей и вообще содержания и, наконец, живой изобразительностию.

2. Единство описания требует, чтобы мы ни в какой мере не смешивали главного, изображаемого нами, предмета с дру­гими, к нему близкими, а в переходах от одних частей к другим соблюдали надлежащую последовательность (...) Заметим, что несоблюдение единства главного предмета приводит к запу­танности.

3. Простота содержания требует, чтобы мы не вдавались в исчисление излишних подробностей, не останавливались на ме­лочах, не заслуживающих внимания, и особенно не придавали бы им важности (...) От несоблюдения этого условия проис­ходит вычурность, вследствие чего описание испещряется и ослабляет силу своего впечатления. Сюда же относятся изыскан­ность и принужденность выражения. Чем описание проще, тем оно разительнее.

4. Наконец, полная, живая изобразительность описа­ния бывает в то время, когда оно передает читателю то же впечат­ление, какое самый предмет, со своими резкими особенностями и свежестью, оставляет в наблюдателе. Посему уточненная на­блюдательность и уменье уловить характеристические черты пред­мета или явления суть в этом случае главные орудия писате­ля. (...)

Глава вторая Описания путешествий. Живописные и фантастические путешествия

Живописные очерки

Описания путешествий излагаются обыкновенно в форме пи­сем и содержат в себе путевые записки. Форма эта прилична им наиболее потому, что частая перемена места и обстоятельств в образе жизни не позволяет следовать систематическому порядку изложения (...)

Описания путешествий вообще могут быть разделены на два главные отдела, на общие и специальные. Последние предприни­маются с какою-нибудь особенно и преимущественно ученою целью. Напротив, общие имеют предметом разнообразные впе­чатления и обстоятельства пути.

В описаниях путешествий, предпринимаемых с какою-нибудь особенною, ученою, целью сочинитель излагает свои разыскания о предметах, согласных с нею. Описания этого рода должны от­личаться точностью наблюдений, новостью и верностью сведе­ний и простым, но ясным изложением. Смотря по цели, частные путешествия бывают географические, имеющие целию опи­сание стран, совершенно неизвестных (...); топографиче­ские, имеющие целию подробное описание, часто с военного це­лию, разных местностей (...); этнографические, кои имеют предметом описание нравов и обычаев известного народа, пре­имущественно в историческом отношении (...); археографи­ческие, имеющие предметом описание древних письменных па­мятников; археологические, описывающие памятники ис­кусств и т. д. (...)

213 Глава третья Описания характеров

Описания характеров вообще имеют целью предста­вить верную картину нравственной стороны человека. Характеры бывают общие и частные. Последние берутся из истории или жизни современной. Общие характеры содержат в себе черты, свойственные многим людям (...)

Описание общих характеров (...) само по себе бесцветно и лишено живой занимательности, именно по их общности. Только высшее искусство сочинителя может сообщить им художествен­ный вид и возвысить до определенного и ясного созерцания со стороны читателя. Утонченность и проницательность взгляда составляет необходимое условие в этом случае. Тогда характеры эти получают идеальное значение, но чем они вернее, ощути­мее, тем выше их достоинство.

Описание частных характеров имеет более важное зна­чение. Таковы (...) характеры исторические и те, которые за­печатлены печатью национальности известного народа или племе­ни или особенностями быта общественного и семейного. В стро­гом смысле, характеры этого рода суть видоизменения общих, производимые теми или другими условиями и обстоятельства­ми времени, места, известного общества, при коих характер изображаемого лица образовался. Что касается характеров исто­рических, то главным условием их должна служить верность историческая, т. е. сохранение всех тех особенностей, коими опи­сываемый характер отличается в страницах истории. (...)







Date: 2015-10-18; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию