Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отделение третье





Глава первая

Определение ораторства. Условия и общий состав ораторской речи

Ораторское красноречие состоит в искусстве действо­вать даром слова на разум и волю других и побуждать их к из­вестным, но всегда высоким и нравственным целям. Оратор дости­гает этого двумя средствами: силою и очевидностию доказательств он склоняет на свою сторону умы слушателей, а жаром чувства

217и красноречием, исходящим от душевного убеждения, побуж­дает их сочувствовать себе. Задача оратора состоит в том, что­бы согласить различные мнения в одну мысль и различные же­лания в одну волю. (...)

Ораторская речь (oratio, т.е., по выражению древних, ore expessa ratio — устами высказанный разум) в основании своем имеет всегда силлогизм и служит не чем иным, как только его полнейшим развитием. Причина этому — в том, что только эта форма мысли нашей, излагая последовательный ход умоза­ключения, приводит в сознание все данные, на коих основывает­ся убеждение. Посему весь состав и части ораторской речи услов­ливаются составом и частями силлогизма. Меньшая посылка дает начало изложению обстоятельств главного предме­та, т. е. как разделению их, так и описанию их или повество­ванию о них; большая посылка — общей, философской части ре­чи, в коей находятся истины несомненные и очевидные. Здесь приводятся основанные на них доказательства в пользу предлагаемой истины и опровержения того, что ей противно. Наконец, заключению силлогизма соответствует конец оратор­ской речи, в котором главная истина, приведенная в созна­ние предшествовавшими доводами, повторяется и поставляется как бы на вид и благоусмотрение слушателей. Конец речи назы­вается также заключением. К этим частям ораторской ре­чи, непосредственно проистекающим из частей силлогизма, присо­единяются еще две. Они условливаются отношением, в котором оратор находится к своим слушателям. Он должен, во-первых, предуведомить и предуготовить их к предмету своей речи, а во-вторых, представить этот предмет — так как он всегда имеет отношение к жизни — со стороны, близкой к их нравственному чувству. Это приступ ораторской речи, помещаемый в ее нача­ле, и часть патетическая, находящаяся пред заключени­ем, в том месте, где оратором уже истощены все доказательства ума. Таким образом, речь ораторская состоит из пяти частей, кои суть приступ и предложение, разделение и из­ложение обстоятельств предмета, доводы и опроверже­ния, часть п а тет и ч е с к а я и заключение. (...)

Приступ целью своею имеет, во-первых, объяснить причину, по коей оратор начинает говорить об известном предмете, рав­но как и обстоятельства, в коих он находится, во-вторых,— рас­положить слушателей к убеждению и привлечь внимание и бла­госклонность их к себе.

Изложив главный предмет свой, оратор разделяет на части его содержание. Тут начинается вторая часть речи, разделе­ние ее содержания. В речах небольшого объема, в коих легко обнять умом последовательность всех частей, разделе­ние опускается. Условия и правила ораторского разделения за­ключаются в общих законах логического деления понятий. За­метим только, что речь должна сама собою разлагаться на составные части, а не разрываться (...) Из разделения прямым образом проистекает изложение обстоятельств пред­мета, к коим по сущности разделение это и относится (...) Усло­вия хорошего ораторского изложения заключаются в очевидной ясности и краткости, так чтобы слушатель легко мог удержать в памяти все излагаемое, и в правдивости, чтоб он впоследствии не уверился в противном и не переменил решения, к которому побудил его оратор (...)

В теории доказательств или доводов представляются обыкновенно два главные предмета: их изобретение и расположение.

Условия, коим должно следовать в расположении доводов, отчасти показаны были выше. Они заключаются в общих пра­вилах развития основной мысли сочинения, правилах, которые показаны были в Общей риторике (...) а) Не должно смеши­вать доводов разнородных. b) В последовательном порядке своем они должны возрастать и усиливаться (...) с) Дово­ды более убедительные и сильные могут быть излагаемы в виде особых рассуждений. d) He должно слишком распростра­няться в доказательствах и увеличивать их число. В против­ном случае они теряют силу и убедительность. е) Вместо пря­мых доказательств можно употреблять и косвенные или опровер­жения, особенно в тех случаях, когда противное мнение слиш­ком укоренено в умах слушателей.

Часть патетическая имеет целью по изложении все­го предмета речи и всех доказательств в его пользу тронуть сердце, возбудить и воспламенить страсти. В этой части — окон­чательное торжество оратора.


Общие правила патетической части состоят в следующем. а) Часть сия не должна переступать за пределы, приличные. предмету речи. b) Она должна основываться на истинном убеж­дении и не иметь принужденности. с) Она должна быть чужда всех излишних распространений и риторических украшений. Все это ослабляет впечатление речи на слушателей.

Наконец, в заключении (peroratio) своей речи оратор или выводит следствия из доказанной истины, или вкратце при­водит основные мысли всего доказанного, или возбуждает со­чувствие слушателей к истине, которую старался раскрыть.

Кроме знания, как сочинять речи, оратор должен быть сведущ и опытен в искусстве произношения, или декламации. Ора­торская декламация требует, чтобы каждое слово в устах орато­ра было одушевлено, чтобы одушевление это выражалось во взгляде и в движениях тела, которые, при всей скромности и приличии своем, должны соответствовать тону речи и различным его изменениям. Много содействует в этом отношении гибкий и приятный орган голоса, выразительность и одушевление взгляда, благородство движений и приемов и, наконец, достоинство в осанке.

219Что касается ораторского слововыражения, то первым услови­ем речи служит совершенная стройность его. Она состоит не только в чистоте языка, но и в его благозвучии (nu-merus oratorius, rithmus), в округленности периодов и в строгой разборчивости выражений, сравнений и уподоблений. Ораторское красноречие принадлежит поэтому к высшим родам прозаическо­го изложения и имеет, хотя чисто практическую, но тем не ме­нее высокую цель,— вселить убеждение, тронуть сердце и побу­дить волю. Поэтому сила и теплота чувства для оратора столь же необходимы, как и совершенное углубление всеми умствен­ными силами в предмет своей речи.

Печатается по изданию: Зеленецкий К. Курс русской словесности для учащихся.— Части 1, 2, 3.— Часть 2-я: Частная риторика.— Одесса, 1849.— С. 6—7, 13—15, 30—32, 43—45, 57, 60—61, 69—71, 88—95.

К. К. ФОЙГТ







Date: 2015-10-18; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию