Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О внутреннем составеслога периодического и об отличии его от отрывистого§ 127. Слог еще разделяется на периодический и отрывистый; первый состоит из периодов, последний, по мнению Гейнекция и Геснера, из запятых, колонов и членов1. Цицероново определение периода, которому обыкновенно следуют риторы, не совсем определенно. По его словам, период есть речь, обращающаяся в круге и до тех пор бегущая, пока должна остановиться на мысли оконченной и совершенной. Аристотель определяет период и силлогизм почти одинаковым образом: он называет и то и другое речью, в которой конец или последующее необходимо и само собою следует из начала или предыдущего. Гермоген именует период эпихеремою, разделяемою и приводимою к единству; и между прочим сравнивает его с ключом, ибо период отворяет мысль и замыкает ее. Определения Аристотеля и Гермогена достойны особенного внимания; тем более, что и самые источники, из коих берутся доводы умозаключения и распространения периода, суть одни и те же, как то: причина, условие, разделение и пр. 1 Нет нужды входить здесь во все тонкости, которыми занимались Гейнекций и Геснер. Вопросы сих ученых состояли в следующем: «Следует ли называть речью колон или двоеточие и должны ли члены состоять из семнадцати слогов?». В ответах своих они разногласят: то же самое, что один из них называет членом, у другого названо колоном. § 128. Поелику умозаключения могут быть одночленные, двучленные или энтимемы и многочленные, то и периоды бывают простые, сложные, пневмы и т.д. Следовательно, различие между сложным предложением и простым периодом, которые обыкновенно в риториках смешиваются, должно основываться также на внутреннем их образовании, т. е. сложное предложение состоит из многих подлежащих или многих сказуемых, но не имеет среднего термина; напротив того, простой период заключает в самом себе средний термин и сам собою может быть приведен в энтимему1. § 129. Периоды сложные имеют также основание силлогистическое, напр. «если дар моего слова, наставлениями и правилами Архия образованный, мог быть для кого-либо полезным, то поистине тому мужу, от коего мы получили средства помогать одним и спасать от опасности других, тому мужу мы обязаны, по возможности и силам нашим, подавать и помощь и спасение». Сей период есть полное и правильное умозаключение, которого меньшая посылка занимает место предыдущей части периода, большая обращена в предложение вставочное и главное. § 130. Вообще сложные периоды суть не что иное, как энтимемы, изменяющие свою форму по качествам среднего термина; и посему, когда средний термин заключает в себе причину, период называется винословным; когда же сей термин означает условие, то и период бывает условный. § 131. В периоде сравнительном средний термин скрывается в самом сравнении или подобии; например: Как гора Сион недвижима, так и надеющиеся на Бога непоколебимы; т. е. гора Сион недвижима, а надеющиеся на Бога подобны горе Сиону. § 132. В периоде противоположном отношение предложения придаточного к главному основывается на общем понятии о противоположности их подлежащих. Например: До- 1 Возьмем следующий пример из Гейнекция: М. Фабия, мужа добродетельнейшего и обладающего глубокими сведениями, искренняя ко мне дружба весьма для меня приятна. Выбросьте, говорит Гейнекций, сии слова, заключающие круглоту речи: мужа добродетельнейшего и обладающего глубокими сведениями; тогда период обратится в предложение логическое. Но в сих словах, возражает Геснер, заключается не самая круглота, а одна только причина круглоты, потому что с помощью их речь катится и округляется: quia flectitur ita et circumagitur. Возражение сие неопределенно, ибо причина круглоты не в том состоит, что речь с помощью сих слов катится и округляется, а в том именно, что сии слова заключают в себе средний термин, посредством которого означенный период сам собою может быть обращен в энтимему; например: Фабий есть муж добродетельнейший и с глубокими сведениями, а посему и искреннее его со мною обращение весьма для меня приятно. 197 бродетель делает человека счастливым, а порок делает его несчастным — здесь подразумевается следующая связь: следствия порока во всем противоположны плодам добродетели. В периоде изъяснительном напереди ставится главное предложение, а в объяснении меньшая посылка или причина, и т. д. § 133. Хрии порядочные и превращенные, встречаемые в ораторских речах, также не что иное суть, как различные формы силлогизмов. Вообще периодический слог преимущественно должен принадлежать оратору. Нет сомнения, что он может употреблять и речь отрывистую, но в таком лишь случае, когда надобно выражать порывы души или описывать предметы внешние, не имеющие тесной связи и внутреннего между собою отношения. § 134. Из всего доселе сказанного явствует, что сущность красноречия состоит в искусном выражении полного действия ума. Сие действие, сопровождаемое раскрытием идей истины, красоты и нравственности, отличает истинного витию от софиста, который старается обольстить и увлечь своих слушателей одними призраками означенных идей или ложным умозаключением. Правила прочих родов словесности проистекают непосредственно из общих ее начал. Дальнейшим изъяснением способностей души и взаимного их отношения определяются самые степени различных видов искусства, как прозаического, так и стихотворного, их отличительные черты, сущность и формы. Печатается по изданию: Глаголев А. Г. Умозрительные и опытные основания словесности в IV частях.— СПб., 1834.— С. 71 — 108.
|