Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АлбАста, лобАста, лобОста,лопАста — русалка, шутовка; водяниха. 12 page





Дьявола (как Сатану) крестьяне часто описывают пребывающим в Аду (см. САТАНА). Дьявол — главный в иерархии злых духов, однако иерархия эта в народных поверьях очень своеобразна: Дьявол и Сатана (как черт и бес) в ней равнозначные, самостоятельные, одновременно существующие злые духи, каждый из которых заведует своей областью злых дел: «Черт, Дьявол, бес, Сатана, сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих», — писал в конце XVIII в. М. Чулков <Чулков, 1786>; «Самый главный начальник ада — Демон; Сатана — сильный и особенно злой и коварный; Дьявол -это главный соблазнитель людей на всякий грех... он производит вихри; черти — это общее название злой силы» (Волог.).

Иерархия злых духов в поверьях крестьян не единообразна, четкого различения даже главенствующих злых духов


в ней нет. Установить различия тем более трудно, что крестьяне часто избегают называть нечистых духов собственными именами (из опасения привлечь их), заменяют их на «он», «лукавый» и т. п.

Дьявол, в общем, достаточно далек от повседневной жизни крестьян — и как верховное, наделенное высшей властью существо, которое повелевает постоянно сообщающимися с людьми чертями (бесами), и как существо, иноположное обыденности, но обладающее особыми разрушительными силами. К ним прибегают в различных случаях, К Дьяволу, дьявольским силам, Сатане обращены «черные», вредоносные заговоры (см. САТАНА).

Образ Дьявола как героя народных поверий (с неизмененным именем) чаще встречается, пожалуй, в северных и северо-восточных районах России. В Вологодской губернии, например, рассказывали о дворце Дьявола: «В Кокшеньге недалеко от проезжей дороги лежат шесть больших камней... По поверьям местных жителей, на этих камнях невидимо стоит воздушный дворец господина Дьявола. В этот дворец по временам собираются черти большие и малые и здесь производят свои торжества и сборища. Здесь же живут под строгим надзором мелких бесов и некоторые из тех людей, которые прокляты или похищены Дьяволом.., В Кокшеньге есть даже человек, который знаком с чертями и может показывать как самый дворец, так и его обитателей; показывает он, само собой, не даром, а за плату, которую и вносит исправно чертям».

В севернорусских поверьях дьяволами именуются леший, черт; на Камчатке дьяволовка - чертовка. Слова дьявол, дьяволяк, дьяволовка часто употребляются в бранных выражениях.

 

 


Е

Е ГА, ЕГ АА БА, ЕГ иА БА, ЕГ и БИСНА, ЕГ и БИХА, ЕГ и БИЦА, ЕГ и БИШНА,

ЕГ и БОБА, ЕГ и БОВА, ЕГ и ЧНА баба-яга.

«Коли мать кричала Липунюшку, в те поры егибица подслушала се и пришла на другой день к бережку и кричит толстым голосом» (Вятск.); «В избушке живет eгa-баба» (Арх.).

В некоторых районах России егибицей, егибовой называли не только бабу-ягу, но и ведьму (Новг., Яросл.). Егибисной, егичной именовали дочь бабы-яги (Вятск., Сев, Дв.) (см. ЯГА БАБА).

ЕНД А РЬ — сказочный зверь.

По поверьям Вятской губернии, ендарь живет под старым дубом и питается воздухом. Подробнее он не описывается, облик его неясен.

ЕРЕТ И К (ЕРЕТ И К ЖЕЛЕЗНОЗ У БЫЙ, ЕРЕТ И К ЛЕСН О Й), ЕРЕСТ У Н, ЕРЕТН И К

колдун; дух, тень умершего колдуна, знахарь, встающий из могилы; выходящий из могилы мертвец; злой дух, чудовище, нечистая сила.

ЕРЕТ И ЦА, ЕРЕТН И ЦА — колдунья; умершая колдунья, которая встает из могилы.

«Он еретик, мне колюху [болезнь] посадил» (Арх.);

«Избавь от лихой боли, от девки-чернавки, от колдуна- еретика» [из заговора] (Перм.); «Мертвец был не простец, колдун и еретик» (Самар.); «В той улице Маришка живет, еретница она, кореньщица» (Симб.); «Окол коршуна хожу, окол коршуна хожу, уж я бабу ищу, еретицу ищу» (Олон.).

Во многих районах России, в основном на севере, северо-востоке, в Поволжье, в Сибири, еретиками, еретицами именовали колдунов, колдуний: «Крестьяне до сих пор верят в порчу, думают, что еретникам и еретницам, то есть злым людям, знающим наговоры, легко испортить молодых». «Еретник портит людей двояко: через зелье и может напустить так, по ветру» (Вятск.). В верованиях Печорского края ерет -


ница сходна с вещицей, ведьмой: она летает через трубу, поедает младенцев. Характеристики еретиков и еретиц в поверьях традиционны для общерусских представлений о колдунах и колдуньях; иногда это наделяемые сверхъестественными, колдовскими способностями, но особо злые существа. «Ереститься» вообще означает «сердиться, злиться», а «ерестливый» - «сердитый, злой». «ЕреснО» -- «волшебство, колдовство»: «Ране ересно напущали на скота да, на свадьбах да, худые люди всякие» (Арх.). Кроме того, еретик -- это и «вероотступник», «отщепенец».

Еретики и еретицы часто упоминаются в заговорах, ограждающих «от волхуна, от бабы самокрутки и девки простоволоски; от еретников, от клеветников...» (Перм.); «от ведунов и полуведунов, от тридевять колдунов и полуколдунов, от учеников и полуучеников, от ненавистников, от еретиков, полуеретиков, от мётниц и полуметниц, от еретиц и полуеретиц» (Тулъск.).

Еретиками и еретицами в тех же районах России именовали умерших колдунов и колдуний (или даже исключительно покойников-колдун о в и колдуний — в отличие от живых колдунов). Еретики -покойники и еретицы -покойницы сходны по описаниям с упырями, вурдалаками. «Один и тот же человек - кудесник, знахарь и порчельник — называется в жизни колдуном, а по смерти, если бы он заходил по ночам и стал бы есть людей, - что бывало на веках, - еретиком» (Арх.). Еретик - «умерший колдун, знахарь, встающий из могилы в полночь и шатающийся до первых петухов. Простой народ верит, что еретики, вставая из могилы ночью, не могут, однако же, ходить... но скачут» (Ю. Сиб.).

В поверьях Тамбовской губернии «еретицы — женщины, заживо продавшие душу черту». Днем они «ходят в виде безобразных, оборванных старух, к вечеру собираются в поганых оврагах, а ночью уходят в провалившиеся могилы, в гробы нечестивых». Провалившиеся могилы - «верное пребывание еретиц». Тот, кто случайно оступится в такую могилу, - иссохнет, если же увидит в ней еретицу - умрет. «Бродят» еретицы весной и осенью. Не попадая в могилы, пробираются через трубы в бани и там пляшут.

Мертвые колдуны и колдуньи традиционно наделяются способностью «ходить» по смерти. Эти «посмертные хождения» объясняются по-разному: колдунов «земля не принимает» (Сарат.); они «не гниют в земле до времени», лежат неспокойно (Яросл.). Умершие без покаяния и причастия и «не сдавшие чертей» колдуны бродят, пока их тела не съедят черви (Новг., Вятск.). «Колдун передает свое знание в глубокой старости и перед смертью, иначе черти замучат его требованиями от него работы». Но если колдун умрет, не


передав никому своих тайн, «он ходит оборотнем. Эти превращения и хождения по свету колдунов по смерти бывают и в таком случае, если колдун заключил договор с чертом на определенное число лет, а умер, по определению судьбы, раньше срока. Вот он и встает из могилы, доживая на свете остальные годы» (Орл.).

Так или иначе, но наделенные сверхъестественными силами, способностями колдуны сохраняют их и после смерти: они не оканчивают свое существование, но продолжают «жить».

Облик «встающих по смерти» колдунов, в общем, повторяет облик живых, лишь обряженных в «смертную» одежду людей, но они наделены длинными, острыми зубами, «сокрушающими сталь», и способностью стремительно бегать, «бежать наравне с лошадью» (иногда еретик бежит, не разжимая сложенных крестом на груди рук).

По общераспространенным поверьям, мертвые колдуны, еретики и еретицы преследуют людей, кусают их, пьют кровь, загрызают, поедают. Особенно опасны они ночью, до пения петухов. Однако, если не оглядываться на него, еретик -колдун не страшен. Боится он лутошки, ладана, травы «чертогона». Могилы подозреваемых в «хождениях» колдунов разрывали, поворачивали покойников ниц, подрезали им пятки, вбивали в спину осиновый кол.

В Сибири, Поволжье, на севере России, в некоторых других районах еретиками, наряду с покойниками-колдунами, именуются и вообще все беспокойные, вредящие мертвецы, которые выходят из могил: еретик — это который помрет, а затем ходит (Забайк.).

Причины «хождения по смерти» покойников разнообразны (см. ПОКОЙНИКИ). Особенно опасны, вредны, по поверьям, умершие неестественной, безвременной смертью (самоубийцы, опойцы). Это люди, прервавшие отпущенный им срок бытия, но доживающие его за гробом или — по роду своей смерти — попавшие в распоряжение нечистой силы, сами ставшие частью природных стихийных сил, наделенные способностью влиять на эти силы: «выпивать» влагу, «наводить» тучи и т. п.

В заговоре из Симбирской губернии еретником именуется «опивец зубастый, головастый, как гадина», существо получеловеческое-полустихийное, «отводящее» дождь, тучи: «...в гробу [он] распластался, язык его в темя вытягался; Божий тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу орясину осистую, воткну еретнику в чрево поганое, в его сердце окаянное, схороню в блате смердящем, чтобы его ноги поганые были не ходящие, скверные его уста не говорящие, засухи не наводящие...»


Причиной беспокойства умершего и обращения в еретика могло быть и его непогребение, погребение не «по правилам» без должных обрядов, проклятье (заклятье) близких, тайный сговор с нечистой силой. По поверьям Сургутского края, люди, которые становились еретиками, порою не отличались при жизни ничем особенным и лишь перед смертью предупреждали домашних, чтобы их опасались. Всех «сомнительных покойников» оставляли на несколько дней в церкви, без погребения.

Нередко, в представлении крестьян, «ходил» не сам умерший, но обратившийся в него нечистый: «Были три мушшыны и три невестки... Оны ушли промышлять, эти мужья-то. Промышляли ходили — зашли в избушку; избушку истопили и угорели до смерти. И, значит, пришли еретики к ним, свои платья сняли, ихно платье на себя надели. К жонам и пришли к ихним, вроде как мужья пришли...» (Арх.). На Русском Севере были популярны такие рассказы о женихах и мужьях- еретиках.

По поверьям, «войти в человека» стремился и ставший еретиком покойник, колдун. Злые колдуны «подстерегают минуточку, когда к суседу подойдет скорая смертушка, и только душа расстанется с телом, ерестун входит в покойника. Тогда в семействе пойдут нехорошие дела - неподобные. И такие есть ерестуны, которые „обвертываются", то есть принимают на себя чужой лик и стараются пробраться в свою или чужую семью. Живет ерестун, кажется, как надо быть хорошему крестьянину, а смотришь, из семейства и из деревни станут пропадать люди один за другим; это их ерестун поедает. Чтобы извести обвороченного колдуна, надо взять плетку от коня нелегченного и ударить ерестуна на испашку [наотмашь]. Тогда он с ног долой, и до могилы в нем души нет. А чтоб он опять не ожил в гробу, так надо ему вбить осиновый кол в спину промеж самых плеч» (Олон.).

Плетка или недоуздок от нелегченного коня или новая погонялка — традиционные средства против ерестунов в поверьях многих районов России, Боится еретик и крика петуха. В повествовании из Вятской губернии еретника, поселившегося в новом доме, изживает приказный - с помощью «колдовского» писания деловых бумаг, пистолета и шпаги.

Беспокойный умерший, колдун, еретик персонифицирует смерть, уничтожение, представляемые как поедание человека стремительно перемещающимся, длиннозубым мертвецом. В верованиях Сибири, северных, северо-западных районов России отмечен железнозубый, лесной, водяной еретик, существо и человеческое, и стихийное, связанное с лесом, водой. Железнозубый (лесной) еретик — «чудовище с же-


 

лезными зубами, живущее в глубине лесов и пожирающее случайно зашедших к нему путников» (Колыма). В рассказе, записанном на Вологодчине, «железнозубые парни» приходят на посиделку, из озера и поедают всех девушек, кроме одной. Сходные существа, в повествовании из Новгородской области, появляются из-за леса. Видимо, такие образы более связаны с представлениями о лесных, водяных божествах-пожирателях, которые прослеживаются в поверьях многих народов

 


Ж

Ж А РЕНИК, Ж А РЕНИЦА — существо, живущее в гороховом поле, в огороде, в овине.

Облики жареника и жареницы в поверьях русских крестьян почти не описаны. По-видимому, эти персонажи входят в разряд «полуденных» духов, которые обитают в созревающем поле во время летнего расцвета, «жара» (см. ПОЛУДНИЦА, УДЕЛЬНИЦА).

Жареником и жареницей путали ребятишек, чтобы они не рвали в поле горох (Волог.). Жареница связана и с огородом, домом, печью: девочка, пропалывающая огород, видит жареницу между грядок (Волог.); жареница живет в подовине у печки: «Вся так и горит и светится» {Волог.}.

Сведения о жаренице, по имеющимся пока материалам, ограничены Вологодчиной. Жареница в поверьях вологодских крестьян, по-видимому, персонификация жара — и печного, и полдневного.

ЖЕЛТ Е Я, ЖОЛОТ И ЦА лихорадка.

Date: 2015-10-18; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию