Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АлбАста, лобАста, лобОста,лопАста — русалка, шутовка; водяниха. 10 page





ГАДУН И ЦА - ведьма, которая доит чужих коров и может превращаться в сороку (Арх.).

ГАРК У Н - леший.

Название гаркун характеризует одну из существенных черт лесного духа - громкий, «гаркающий» голос, а также шумное поведение, любовь к выкрикам. По поверьям разных районов России, леший подражает голосам животных или птиц, «ржет как конь», свистит, хлопает в ладоши, поет, хохочет, кричит (причем часто повторяя «эхом» последние слова встреченного им человека).

Вот как описывается появление лешего в одном из крестьянских рассказов: «Идет кто-то, да гайкат, да свишшит». Увидели сперва черную собачку, а потом кто-то в белой рубашке, «смотрит, смотрит, да как захохочет. Только по лесу раздалось, покатилось. Потом повторилось и пошло опять той же дорогой. Пошло, пошло и ушло» (Сев.) <Померанцева,1 975 >.

ГЛУМ И ЦА - привидение; тень на стене; домовой.

«Глумица показался однажды» (Волог.).

Глумица сходен с домовым или домовым-пастенем, стенью, которые «глумятся» - чудятся, мерещатся, проказят, «пугают», В том числе появляясь и исчезая тенью или неопределенного облика видением (см. ПАСТЕНЬ, СТЕНЬ, ТЕНЬ). Упоминания о глумице единичны, хотя выражение «глумиться» в значении «мерещиться, видеться, баловаться, пугать» распространено во многих районах России и относится крестьянами к целому ряду мифологических персона-

 


жей: к лешему, черту, неясного вида нечистой силе- «в нашей старой избе глумится» (Твер,); «В лесу или в бане глумится» (Волог.); «В этом лесу, говорят, леший часто глумится; иногда так скрадет дорогу, что крестьянки по целым суткам не могут выйти на свой путь к дому» (Волог.); «Семен слышал, как черт глумится в лесу» (Волог.).

ГЛУХ Е Я — лихорадка (см. ЛИХОРАДКА).

ГНЕТЕН и ЦА, ГНЕТН И ЦА, ГНЕТ Е Я, ГНЕТУН И ЦА, ГНЕТ У ХА, ГНЕТ У ЧКА, ГНЕТХ Е Я - лихорадка. «Заря-зарница... избавь раба Божия {имя] от летучки, от гнетучки... и от всех двенадцати трясовиц» [из заговора] (Сарат.).

Гнетея, гнетуха -- персонификация болезни, лихорадки в облике наваливающейся на человека, «гнетущей» его женщины.

В заговорах гнетея — имя одной из лихорадок, «дщерей Иродовых» (см. ЛИХОРАДКА): это четвертая дочь Иродова, которая «под ребрами разбивает утробу и сердце давит» (Арх.); гнетея «ложится у человека на ребра и взвивает утробу; а если кто хочет есть, пусть ест, только из души у того человека вон идет» [из заговора] (Влад.).

По поверьям разных районов России, подобное «гнетущее» существо вызывает заболевания разной тяжести: гнетница - легкая лихорадка (Нижегор., Самар.); гнетуха -- перемежающаяся лихорадка (Новг.); «гнетущая лихорадка» (Пск., Смол.), гнетуница - - изнурительная лихорадка (Вятск.). В Вологодской губернии гнетеница -- болезнь вообще.

В Олонецкой губернии гнетеница (гнётка) — дух, давящий по ночам спящих, вызывающий кошмары, что дает основание соотнести его с гнетком, домовым (см. ГНЁТКА).

ГН Ё ТКА, ГН Е ТКЕ, ГНЕТК О, ГНЕТ О К — домовой, который по ночам «гнетет», давит людей. «В доме... есть свой хозяин это — гнетке» (Олон.).

Согласно общераспространенным представлениям, домовой ночью может «наваливаться» на человека, предвещая какие-либо перемены в его жизни или вызывая кошмары, заболевания (см. ДОМОВОЙ).

Такой «давящий» мифологический персонаж в северных и северо-западных районах России (по имеющимся материалам) именуется гнеток, гнетко, - - это «нечистый, вроде домового, который принимает облик домашних животных» (Лен.) и душит, «гнетёт» по ночам.

В Заонежье гнётка -- мохнатый, с длинными волосами; «если не залюбит — всю ночь промучит»; «которо любит -


кряхтит и двери открывает, которо не любит — гнетет» <Черепанова, 1983>, гнетке «всегда горячий, весь в шерсти, маленький, но наружный вид его неизвестен, никто его не видал» (Олон.).

ГОВОР У ХА — лихорадка; икота.

«Золовка не залюбила ее и посадила говоруху» (Свердл.); «Икота говоруха менее сильная, в которой больные не выкрикивают, но на вопросы не отвечают» (Арх.) (см. ЛИХОРАДКА, ИКОТА).

ГОЛБ Е ЧНИК — домовой, обитающий в голбце (у печи или под печью).

Печь (с запечьем и подпечьем), как и подполье, - традиционное местообитание домового. В ряде районов России домового «селят» в голбце (гобчике, голубце) — небольшой пристройке, форма и назначение которой варьируются в разных губерниях, или чуланчике возле русской печи; крыша такой пристройки нередко используется как лежанка, внутри же находится лестница, ведущая в подполье. По поверьям Тамбовской губернии, в отдаленные времена домовой жил в избе, а спал вместе с хозяином на казенке, пристройке возле печи. Дух дома, обитающий в голбце, может и прямо именоваться голбечник: он «живет в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья. Ведает домашним хозяйством» (Волог.).

Г О РНЫЙ, Г О РНЫЙ ДЕД (Б А ТЮШКА, СТ А РЕЦ) — дух, властитель земли, гор; «хозяин» приисков; шахтерский родоначальник.

Представления о горном «хозяине», Горном, распространены там, где ведутся горные, подземные разработки, в шахтерских районах, на Урале, Алтае, в Западной и Южной Сибири.

Горный — старец или человек «ростом с лесину», который, подобно лешему, появляется с ветром, бурей, любит шум, свист. «Он пугает людей свистом и страшным ревом». Горный может быть и обычным человеком, но с горящими глазами, напоминающими блеск подземных сокровищ, минералов. Иногда он «походит на черта, только добрый». Горный принимает и облики горнодобытчика, станового урядника, нарядчика.

В образе Горного батюшки объединены представления о хозяине земли, гор, природы, стихийных сил (указанная связь Горного с бурей, сходство его с лешим) и о шахтерском родоначальнике, знатоке подземных глубин.

Горный, по поверьям, собирает богатства земли в одно место и ограждает их заклятием. Он допускает или не допускает к сокровищам подземных недр, преследует не уважающих его, прогоняет не понравившихся ему людей.

Горный показывается на прииске перед бедой: его появление может вызвать закрытие прииска.

В подчинении у Горного деда находятся маленькие, уродливые, шаловливые, очень подвижные духи («старые люди») - человечки, «знающие все нутро земли», которые передвигаются под землей «по одним им ведомым ходкам» [Бажов, 1952]

Горный может являться людям и в облике человека занимающегося обычной шахтерской работой; он озорничает любит табак и водку. С ним можно заключить соглашение и тогда (за подношения или часть добычи) он укажет путь к подземным россыпям сокровищ, наделит чудесными предметами для работы (лопатой и т.п.).

ГРЕХ, ГРЕХОВ О ДНЫЙ, ГР Е ШНИК, ГРЕШ О К - злой дух; черт, бес; Дьявол; леший.

Грех, грешок — одно из многочисленных наименований черта, отражающее представления о нем как об искусителе, который вводит в грех (см. ЧЕРТ). Реже это название распространяется на иных представителей нечистой силы — злых духов, лешего.

ГУГ А — пугало для детей; бука.

«Так стращают детей, когда они не спят: „ Гуга придет"» (Тульск.).

ГУМ Е ННИК, ГУМ Е ННЫЙ ХОЗЯИН, ГУМ Ё ННЫЙ дух, «хозяин» гумна; домовой, обитающий на гумне.

«Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности!» (Арх.); «Овинны, баенны, гуменны, стройте царю мост!» (Онеж.).

Гуменный (как и овинный, рижный) - один из духов крестьянских хозяйственных построек, в которых сушат, молотят, хранят снопы, хлеб.

«По народным представлениям, на гумне живет гуменник, дух двора, которого часто отождествляют с овинником. Севернорусские Лужского уезда Петербургской губернии 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы) ставят на току ведро пива и оставляют его там на несколько дней; можно рассматривать это как жертву гуменнику» [Зеленин, 1991].

Иногда гуменный отождествляется и с домовым, но, по-видимому, это самостоятельный персонаж. Он связан и с хлебными злаками, соломой, растительностью, и с помещением, в котором обрабатывается, хранится урожай, составляющий достаток семьи, залог ее благополучного будущего.

Сведения о гуменнике немногочисленны. На севере России его представляли человеком с ярко горящими глазами. Гуменник может быть мохнат, с лапами, и его мохнатость


соотнесена с достатком крестьян: «Гуменник мохнат — крестьянин богат». Как и овинник, рижный, гуменный хозяин участвует в святочных гаданиях: он должен погладить гадающих на гумне. Если он погладит голой лапой, то это «к худу», шерстистой - «к добру». «На Новый год на гумне ходили слушать: как хорошо будет жить, так метлой гребут, а как пет, так разметают. Только надо очертиться» (Лен.), В одном из рассказов гуменник защищает мужика от покойника-еретика (Арх.).

Крестьяне Архангельской губернии верили, что гуменник «мужику, дружному с ним, заправляет, Бог весть откуда, хлеб, так что мужик в течение зимы и весны, не прибегая к купле, сам еще продает лишний хлеб на базарах»; кроме того4 считали, что гуменник «не любит ночлежников», поэтому в овине старались не спать, «чтобы не задавил гуменник».

 

 


Д

ДВОР О ВАЯ ЗМЕ Я — змея, обитающая во дворе; дух, «хозяин» двора; домовой, представляемый в виде змеи (см. ЗМЕЯ ДВОРОВАЯ).

ДВОРОВ О Й, ДВОР О ВЫЙ, ДВОР О ВЫЙ ХОЗ Я ИН, ДВОРОВ И К, ДВ О РНЫЙ, ДВОР О ВУШКО— дух двора; «хозяин» двора; домовой, живущий во дворе.

«Дворовой коням гривы заплетат» (Свердл.); «Хозяин -дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего» (Орл.); «Дворовик есть при каждом дворе» (Прибайк.); «Которы [бесы] пали на дворы, так стали дворовЫма» (Арх.),

Разделить образы домовых и дворовых «хозяев» в поверьях русских крестьян очень трудно. Еще В. Даль писал, что дворовой — «невидимый покровитель и колоброд в доме», определяя его, таким образом, как домового духа <Даль, 1880>. Показательно следующее обращение крестьян (сопровождающее подарок-приношение), которое объединяет духов двора и дома: «Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебе дарю-благодарю: скотину прими, попой и накорми» (Орл.),

На Новгородчине четко разделяют дворового и домового: домовой обитает в доме, а дворовой — во дворе, но подобные однозначные свидетельства редки. В Вологодской, губернии, согласно верованиям крестьян, на скотном дворе обитает домовой; в Архангельской губернии домового представляют радеющим обо всем хозяйстве, но видеть его можно в дверях хлева. В Олонецкой губернии о хозяйстве, по представлениям крестьян, заботятся дворовые, однако обитают они в подполье дома и т. п.

Некоторые исследователи полагают, что «самостоятельный» дворовой персонаж более характерен для западных районов России; тем не менее утверждать это окончательно пока трудно.

У русских крестьян XIX—XX вв. дух-покровитель, «хозяин» и двора, и дома (преимущественно характеризуемый

 

 


как покровитель скота) чаще представляется обитающим во дворе, но именуется при этом «домовой» (см. ДОМОВОЙ).

д Е ВКА ЛЕСН А Я — девушка, блуждавшая по лесам, жившая у лешего и научившаяся знахарству (см. ЛЕСНАЯ ДЕВКА).

Д Е ВКА-ПРОСТОВОЛ О СКА (ПУСТОВОЛ О СКА) девушка с непокрытой головой; сверхъестественное существо, колдунья. Девка-простоволоска упоминается в основном в заговорах как существо, которое оказывает вредоносное влияние, колдуя с помощью непокрытых волос (см. БАБА (ДЕВКА)-НЕРАСЧЕСКА).

Д Е ВУШКА В Б Е ЛОМ ОДЕ Я НИИ — предвестница несчастья, смерти; Смерть. Жители Смоленской губернии утверждали, что девушка в белом одеянии является человеку в последние минуты жизни (по-видимому, персонифицируя смерть) (см. БЕЛАЯ БАБА, ДЕВКА).

Д Е ВЫ ИРОДИ А ДЫ — «сестры-лихорадки, дщери (дочери) Иродовы» (см. ЛИХОРАДКА).

Д Е ВЫ ТРЯСОВ И ЦЫ — «девы-лихорадки», «вертимые плясуньи», число которых может варьироваться (см. ЛИХОРАДКА ТРЯСОВИЦА).

ДЕД, Д Е ДКА, Д Е ДКИ-ПРАД Е ДКИ, Д Е ДКО, ДЕД О К, ДЕД У НЬКА, Д Е ДУШКА, Д Е ДУШКО — старший в семье, дед, прадед, предок; знахарь, колдун; нечистый дух, черт; домовой; водяной; леший. «Дед его знает» (Калуж.); «Дед те убей» (Тульск.); «Бабка с руками, дед с помощью... Худые люди испортить могут, а деды отчитывают, на воду наговаривают» (Смол.); «Пойду к дедку ворожить» (Смол.); «Дедуньки и утащили девку-то» (Костр.); «Пошел Иван лесом, видитон лесного дедушку» (Вятск.); «Дедушко -атаманушко, полюби моего чернеюшка, пой, корми сыто!» (Арх.).

Дедами, дедушками крестьяне традиционно называли старших, почитаемых, умудренных жизнью людей, а также предков и почти всех нечистых духов, которые, по поверьям, обладали особыми знаниями, силами, были как бы «старшими, водяными, лесными родственниками», предками, влияющими на многие стороны бытия крестьян. По мнению крестьян, люди, уведенные или утопленные лесными, водяными духами, попадали к ним «в присягу», сами могли стать водяными, лешими. Согласно обычаям, дедов, родителей, предков поминали, угощали, «грели» (обогревали, разжигая костры) во время больших праздников (особенно таких, как Святки, Пасха). В некоторых районах России Дмитриевская суббота (в ноябре, перед днем великомученика Димитрия), когда поминали усопших отцов и братий,

123
называлась дедовой. Обращение дед, дедок, дедушка, содержащее много оттенков, расценивалось как особоуважительное. Дедом называли знахаря, колдуна, «к коему грешно обращаться, в заговорах коего частопопадается имя Бога исвятых» (Смол.),

Дедом, а чаще дедушкой во многих районах России именовали домового (дедушко -домовой, дедушко -дворовой, дедушко -соседушко, дедушко -безымянный и т.п.), «Дедка - почетное прозвание домового» (Арх.). К дедушке -домовому обычно обращались с почтительными просьбами беречь скот и дом. На Дону, где дедушка было «почетным прозванием» домового, обращаться подобным образом к старым казакам значило рассердить их, оскорбить.

Лесным дедушкой, дедушкой лесным, дедей лесным, дедей большим с почтением и некоторым страхом называли и лешего. Дедушкой именовался и водяной <Максимов, 1903>.

Дедом (дедком, дедкой) могли называть и черта, нечистого духа, и даже «главного дьявола» (Тульск.), а дедуньками — неопределенного облика нечистую силу.

Д Е МОН — злой дух.

ДЕМОН И ХА, ДЕМОН И ЦА— злой дух в облике женщины; русалка.

«Сатана, кто волжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому». < Даль, 1880 >.

Слово демон [αιηωώ] греческого происхождения; оно привнесено в народные поверья христианством, священными книгами. «Новый Завет различает Сатану, или Диавола <... > — и многочисленных демонов, называемых также духами злыми, духами нечистыми, духами злобы» [Рязановский, 1915 ].

В славянской Библии слово демон переведено как «бес». Последнее название получило большее, чем демон, распространение и в крестьянской среде, и в памятниках древнерусской, средневековой литературы (см. БЕС).

В народных поверьях нечистые, злые духи редко обозначаются словом демон, имеющим инородный, «книжный» оттенок. Демон с демонихой упоминаются в заговорах. В Костромской губернии демоницей называли русалку, шутовку.

Д И КИЙ, Д И КЕНЬКИЙ МУЖИЧ О К, ДИК О Й, Д И КОНЬКИЙ леший; черт;Сатана; персонификация болезни. «Лешие такжеизвестны под именем дикенького мужичка» (Нижегор.); «В лесах Хоперских прежде жили дикенькие мужички — люди небольшого роста, с огромнойбородою и хвостом» (Сарат,).

В некоторых районах России диким именуют и черта. Дьявола, Сатану: «Поди-ка ты к дикому(Костр.)', диконький — «нечистый дух, вызывающий паралич» (Вятск)..

124
ДОМОВ А Я ХОЗ Я ЙКА, ДОМ А ХА, ДОМ А НУШКА (БАБУШКА-ДОМ А НУШКА), ДОМОВ Й ЛИХА, ДОМОВ Й НКА, ДОМОВ Й ХА, ДОМОВ Й ЦА, ДОМОВ Й ЧКА, ДОМОЖ Й РИХА— дух дома в образе женщины; жена домового.

«Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху -госпожу, — как умеюнагражу!» (Влад.); «Домовилиха тебя забери» (Дон); «Царь-домовой и царица- домовица, примите нашу хлеб-соль!» (Смол.); «Ночью слышу: домовинка под пологом прядет» (Свердл.).

В ряде губерний России домовиха (доможириха) — жена домового. Сведения о ней не очень подробны. Доможириха - как баба: перед несчастьем плачет под полом, перед прибытком хлопочет у кросон (Арх.). В Свердловской области домовинка (домовиночка) — дочка домового, прядущая по ночам.

Домовиха по своим облику и занятиям сходна с кикиморой; можно предположить, что некогда это был самостоятельный мифологический персонаж, «прядущий» людские судьбы и невидимо хозяйствующий в доме. «Бабы утверждают, что в каждом доме есть свой особый домовой, которого будто бы видают оне ночью, сидящим на лавке за прялкою» (Влад.). Представления о таком существе, по имеющимся материалам, в XIX—-XX вв. отчетливее прослеживаются в северных районах России и в Сибири. По сведениям из Томской губернии, «суседка- доможир» живет в подполье, прядет, гоняет кур. Она может обернуться кошкой, собакой. Похожее существо есть в поверьях Сургутского края (см. СУСЕДКА). В севернорусских поверьях упоминается доманушка. В повествовании «О двух доманушках» (записанном на Пинеге) одна из них добрая, другая напоминает Бабу-ягу: живет в избе, украшенной человеческими руками и ногами, поедает людей и т. п.

ДОМОВ О Й, ДОМОВ О Й ХОЗ Я ИН (ЦАРЬ ДОМОВОЙ), ДОМОВ Е ДУШКА, ДОМОВ И Д, ДОМОВ Й ДУШКО, ДОМОВ Й ДЫЙ, ДОМОВ И К, ДОМОВ И ТЕЛЬ, ДОМОВ Й ТУШКО, ДОМОЖ И Л, ДОМОЖ Й Р, ДОМОЖ Й РКО, ДОМОЖ Й РНИК, ДОМОС Е ДУШКО дух дома, «хозяин» двора и дома.

«Хозяин мой, домовитель мой, покровитель мой, пожалей мою коровушку» (Курск.); «Купил дом ис домовыми»; «Домовой не полюбит [скотину], не что возьмешь» < Даль, 1880 >; «Домовитушко давит во время сна; как шар какой прикатится — и прямона грудь» (Ворон.); «Волосы это мне доможирко зализал» (Арх.); «Соседушко, домоседушко, раб к тебе идет... заведис ним приятство» (Новг.).

У домового - обычно невидимого обитателя, «хозяина» двора и дома — много имен. Некоторые из них указывают на местопребывание домового (хлевник, голбешник, избной, подпечник, подпольник); на форму его появления (пастень, стень, глумица), на характер и основные занятия (домовой

125
хозяин, домовитель, домовитушко). Домовой — обитатель дома — доможил, жихарь. «За обычай жить в тепле и холе» он «жировик»; за некоторые привычки — «лизун», «гнетка» «навной» < Максимов, 1903 >.

Имена домового «господарь», «большак», «дед», «дедко», «дедушко», «братанушко», «доброхотушко», «кормилец», «навной», «хозяин», «хозяинушко» характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый «хозяин». «За охотливое совместное жительство» домовой — «суседка». Домового именуют и почетным «другая половина» или просто «он», «сам» <Максимов, 1903>

Крестьяне твердо уверены, что «никакой дом не стоит без домового». Образ домового при внешней простоте - один из самых сложных, многозначных в крестьянских поверьях. Домовой наделяется разнообразными обликами, качествами, способностями. Основные «занятия» домового - забота о скотине, предсказание будущего обитателей дома.

В реальном бытовании (в рассказах крестьян, записанных в XIX—XX вв.) трудно отделить духа, обитающего во дворе (дворовой), от духа, обитающего в доме (домовой). В разделе «Дворовой» приведены свидетельства из северных губерний России, смешивающие домового и дворового. Их можно дополнить: нижегородцы полагали, что домовой обитает в доме, в подпечье, но при этом его основное занятие - хранить скот и сторожить двор; по убеждениям тульских крестьян, домовые живут в домах (обитают за печкой, у порога, в углу), но в основном помогают ухаживать за скотом (их видят и сидящими в сенном сарае); в Саратовской губернии домового представляют обитающим и под печкой, и на чердаке, и в конюшне под колодой; в Орловской, как и в Вятской губернии, главное местопребывание домового - возле скота, и живет он в хлеве; смоленский домовой является в темных углах, у потолка, но опять-таки чаще всего в хлеве; крестьяне же Воронежской губернии считают, что домовой один во дворе и в доме.

По поверьям некоторых губерний России, домовой обитает не просто на дворе, но возле особой, подвешиваемой для него ветви, «ведьминой метлы», т. е, сосновой или еловой ветви с очень густой хвоей (она именуется «матка», «курина лапа», «вихорь»).

Как местопребывание домового крестьяне великорусских и севернорусских губерний называют прежде всего хлев (реже - поветь), затем дом. При этом домовой -дворовой, показывающийся в определенных местах двора, дома, достаточно свободно перемещается по двору и по всей избе. В поверьях XIX—XX вв. прослеживаются как бы два лика, две ипостаси духа двора и дома — он являет преимущест-


венное отношение то к дому, людям, то к скоту: «Про домового... Да вот еще мама рассказывала. Ейный отец пошел сено класть коровам. Пошел класть во двор, приходит назад, говорит: „Кладет там сено какой-то мужик". Отец обратно домой - испугался. А это домовой был... Маменька отцу говорит; „Крестись ты, крестись, это домовой кладет". Это хорошо, хорошо. У каждого животного — свой домовой» (Новг.).

«Это было мне лет семнадцать-восемнадцать. И вот все не спала я... Ну, наверно, я уснула. И вдруг мне снится (или на самом деле, я не знаю) - кто-то вылезает с подпола. <...> Берет меня в охапки, с кровати тащит долой. А я, вроде - домовой, чувствую. Я крещусь: „Во имя Отца, Сына и Святого Духа!" — как заору на всю голову! И, Господи помилуй, показалось, как кто-то от меня пошел. Ну, и тот год я вышла замуж. Меня вытащили с этого дома» (Новг.).

По рассказам крестьян XIX—XX вв., домовой -дворовой чаще имеет человеческое обличье, но он предстает и змеей, ужом, жабой, лягушкой, а также мышью, крысой, петухом, коровой, свиньей, ягненком, кошкой, собакой, лаской, белкой и даже медведем (наиболее распространенные облики -- змея, уж, петух, кошка, ласка). Упоминается и домовой-заяц.

«Два брата разделились. Один переселился на новое жилище. Вдруг вскоре после этого соседи заметили, как из прежнего дома выскочил заяц, ударился бежать по улице и пропал на новом жилище. Вскоре дом, из которого выскочил заяц, сгорел, и его владелец переселился к брату» < Ушаков, 1896>.

Согласно повествованию из Тульской губернии, пока хозяин отстраивается после пожара, тоскующий домовой ходит на пепелище черной телушкой и козлом.

Кот, кошка — традиционные облики и спутники домового: кот — «родственник домового» (Арх.), в Ярославской губернии старались держать кошек определенной масти, «чтобы угодить домовому».

Облики животных, пресмыкающихся, птиц обычно принимает домовой, обитающий во дворе. Нередко домового- дворового представляют змеей (ужом, гадюкой) (см. ЗМЕЯ ДВОРОВАЯ), а также лаской. В некоторых районах России прослеживается связь «ласки — хозяйки двора» со «скотьим богом Велесом» — ее именуют «Влас, ласка, дворовый хозяин» (Лен.). <Черепанова, 1983>.

Согласно верованиям крестьян Новгородской области, домовой может быть петухом; на Псковщине «дворовый хозяин» объединяет черты змеи и петуха: днем он показы-


вается то как змея, то в виде змеи с петушьей головой ночью же похож, на хозяина дома.

Домовой может быть и медведем, а точнее полумедв дем-получеловеком: его описывают как медведя, только человеческими ступнями и головой (Тамб.); домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», - руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью (Тульск.), в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя.

Всех животных и пресмыкающихся, которые могли быть воплощением домового -дворового, запрещалось убивать в пределах двора, дома и возле них. Новгородцы, к примеру боялись, что убийство возле дома лягушки, гадюки повлечет падеж лошадей, коров и даже смерть людей.

Домового, дворового хозяина во многих местах представляли в облике «вещих» домашних птиц (петух) или насущно необходимых дому, хозяйству животных. Кроме того, в представлениях о домовом, дворовом - змее, звере присутствуют трансформированные понятия о наделенных особыми свойствами, способностями змеях и животных, которые, возможно, почитались некогда своеобразными божествами, предками-родоначальниками, «хозяевами» принадлежащих роду территорий; «...если принять во внимание, что в очень отдаленные времена предок родоначальник носил териоморфные черты, можно не без основания ожидать увидеть таковые в современных представлениях о домашних духах» <Харузина, 1906>. С.А.Токарев считает, что «животное — предок и сородич», родовое божество, с распадением родового строя и выделением семьи становится предком и покровителем отдельной семьи, двора, дома <Токарев, 1990>. Естественно, что такое существо исходно не могло быть резко разделено на «домового» и «дворового». Это отразилось и в позднейших верованиях крестьян.

Особое внимание привлекают животные, сопутствующие домашним, дворовым духам, поскольку именно они нередко знаменуют прежний звериный образ этих духов <Харузина, 1906>.

В поверьях русских крестьян домовому обычно сопутствует лошадь. Основные занятия, за которыми его можно увидеть, — кормление, поение лошадей. Обычно невидимый, домовой делается зримым, если взглянуть на него сквозь хомут. Главное же, что он не только любит скотину себе «в масть», «по шерсти» (Тульск., Яросл., Калуж., Орл., Пepм.), но и предстает как имеющий определенную «масть» «конь» (гнедой, вороной и т.п.) (Тульск.) <Ушаков, 1896>.

Date: 2015-10-18; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию