Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АлбАста, лобАста, лобОста,лопАста — русалка, шутовка; водяниха. 9 page





По поверьям, душу утонувшего водяной берет к себе «в присягу», а тело выбрасывает (Вятск.) или подменяет чуркой, двойником утопленника (Арх.) '

Человек, попавший к водяному хозяину, Может и возвратиться на землю, обманув его (Самар.); но это случается очень редко. На Тамбовщине считали, что утонувший остается слугой водяного до тех пор, пока не найдет себе замену, то есть кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

В целом же многоликий водяной не столько зол, сколько непредсказуем и двойствен, «играет» вместе со стихией воды; он существо столь же опасное, сколь и необходимое, как и сама вода, которой в поверьях русских крестьян уделено одно из ведущих мест.

волкодл А к, волкол А к, волкул А к, вовкул А КА - человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей.

«Полночь, всеобщая тишина. Вот-вот к нам заглянет домовой, волкодлак, лаума, какая-нибудь нечистая сила» (Смол.); «Солдатик проучил пупка-колдуна за то, что он на свадьбах людей волкулаками делал» (Смол.).

Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в центральной и северной России их чаще называют оборотнями.

Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или в землю нож. В рассказе из Вологодской губернии женщина-колдунья обращается волком, «перекинувшись» через коромысло. Если нож выдернуть и унести, человек-волк навсегда останется волком. «В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда-то там жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал без вести года три. Один знахарь посоветовал родственникам про павшего воткнуть нож за овином, на том месте, где он торчал раньше. Те так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда

 


оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ» <Гальковский, 1916 >.

В Олонецком крае записан рассказ о колдуне, который по ночам становился волком. Цель таких превращений в великорусских и севернорусских поверьях не вполне ясна: рассказы об оборотнях-колдунах обычно ограничиваются сообщениями о том, что он «бегает волком» (конкретная цель - например, загнать овец - упоминается редко). «Деятельность» вовкулак, по южнорусским, малороссийским поверьям, более разнообразна: они могут нападать на людей, на скот.

Представления о волкодлаках, волках-оборотнях достаточно древние. В Кормчей по списку 1282 года повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну» <Гальковский, 1916>. Это образ, более близкий к южнорусским поверьям.

В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи». Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными свойствами зверей. Способность к таким превращениям издревле приписывалась «особо сильным»колдунам и, видимо, составляла необходимую часть некоторых обрядов. Возможно, именно об обрядовом «превращении в волков» свидетельствовал Геродот, повествуя о том, что ежегодно каждый из невров (предположительно обитавших на территории нынешней Белоруссии) «становится на несколько дней волком».

Подобное обращение когда-то могло быть приурочено и к свадьбе, одному из наиболее важных обрядов в жизни человека. (В образе сверхъестественного волка видят реплику некогда бытовавшего «обращения жениха в волка» в связи с формой брака -умыканием). Во всяком случае, каким бы ни было объяснение, многочисленные и популярные в XIX - ХХ вв. среди русских крестьян рассказы повествуют не столько о деяниях колдунов в облике волков, сколько об участи людей, обернутых волками (чаще всего во время свадьбы): «...Всех участвующих в свадебном празднестве обращают в волков, которые в сутнее (у переднего угла) окно выскакивают на улицу и убегают в лес, где и проживают днем и ночью. Иногда такие волки входят в сообщение с другими волками, иногда бегают отдельной стаей... По ночам они из лесу прибегают к родным местам и жалобно воют, так как жаль расставаться со своим домом и семьей... Для придания волку человеческого вида нужно сначала найти стаю, в которой этот волк бегает. Нередко можно встретить мужика, который, пользуясь доверием народа, рассказывает, что он отыскивает стаю, в которой бегает обращенная в

 

 

волков свадьба... Этому мужику частью из страха, частью из сожаления народ дает большие подачки» (Волог.).

Обращенные в волков люди страдают, скучают и стараются держаться поближе к Жилью. На Вологодчине записан рассказ о том, как занозивший лапу оборотень второй год подряд приходит к мужику за помощью (в овин). На второй год мужик убивает волка и обнаруживает под его шкурой человека в кумачной рубахе.

Обратить людей (и мужчин, и женщин) в волков (реже - в медведей) можно было навсегда или на определенный срок. От жителей Тульской губернии записана быличка о поезжанах (участниках свадьбы), заколдованных на семь лет. Трое из них затем вернулись, и один из бывших волков рассказывал, что, бегая в стае, приходилось всего остерегаться. Нельзя было, например, «ложиться на ветер», чтобы волки не учуяли человечину. Оборотень-волк при этом сохранял человеческую память и чувства, время от времени приходил в свое село и лежал под амбаром. В конце концов его родные признали волка за «своего» И начали подкармливать. Через семь лет он превратился в человека – остался лишь клочок серенькой шерсти возле самого сердца.

Кроме превращений на свадьбах, в поверьях XIX-XX вв. засвидетельствовано и обращение в волка «по ветру» и по проклятию матери (Олон.).

Обращенный волком мог вновь стать человеком по окончании заклятья; волк-оборотень превращается в человека после того, как его накрывают кафтаном (Олон.). По поверьям, бытующим в Новгородской области, чтобы сделать оборотня человеком, необходимо накормить его «благословленной едой», то есть такой едой, которую благословили. Однако для этого нужно отыскать, угадать оборотня среди волков, а сделать это непросто.

Образ, подобный волкодлаку, оборотню, человеку-волку, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т. п.). Происхождение его, как и смысл самого наименования, вызывает споры (волкодлак - «волк­медведь», «волк с конским, коровьим волосом, шкурой» и т. п.). Образ человека-волка считают возникшим в результате своеобразного подсознательного припоминания человека о полузверином обличье его предков или связывают с воспоминаниями об обрядах в честь (или с участием) божества (волка), жрецы и почитатели которого носили волчьи шкуры <Кагаров, 1918 >. ~

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка могут находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк - «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший родственник», покровитель, предок человека, «сильный» колдун,

волхв-волк. Человек же, в свою очередь, - «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

волок и тА - нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа (см. ЗМЕЙ).

в о лос. в о ЛОСЕНь. ВОЛОС Е Ц - водяной червь волосатик (змеевец, змеевик, проволочник); персонификация болезни. «Нет, все говорят, что у меня волосец, а не другое что» (Том.); «Ходит волос по реке» (Арх.).

Волос - тонкий, как нитка, водяной червь, похожий на конский волос. В поверьях он наделяется способностью проникать в тело человека и жить в нем, вызывая различные заболевания (в основном нарывы).

Считается, что волос можно выпить с водой или он сам всасывается в человека. Это и вполне реальный червь и воплощение «сосущего и грызущего воспаления», которое представляется живым, наделенным волей существом. (В некоторых районах России до сих пор верят, что волос, утерянный лошадью, может сделаться волоснем и «закусать человека до смерти».)

Волос изгоняют различными способами, например, закрывают рану метелкой ржаных колосьев, поливают вскипевшей водой золою и призывают: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Волос ты, волос, выйди на ржаной колос с раба Божьего (имя] либо на пепелицу, либо на теплую водицу»(прочесть тридевять раз] (Новг.).

Волосень в поверьях Тамбовской губернии - дух неопределенного облика, он может отнять палец в наказание работающим (прядущим) под Новый год (волосень также означает «пряжа», «шерсть для пряжи»).

волос А тик. волос А ТИК-БОГ. волос А тый, ВОЛОС Е НИК - нечистый дух; черт; водяной; леший.

волос А ТКА - нечистая сила; дух в овине (женского пола).

«Смотри, у речки тебя волосатик поймает» (Тул.); «Волосатик бы тя взял, - кричат в ярости» (Волог.).

С волосами, волосом связан целый комплекс представлений русских крестьян: волосы это и волосы человека, и «волосы животных» - шерсть; и волокна, и стебли, и нити, и живые существа (в том числе черви, змеи), и даже струи («волосянка» значит «кровеносный сосуд», а «волоша, волошка» - «река, проток реки»).

Короче, волос - это то, что, с одной стороны, живо, необходимо для жизни и растет, развивается, а с другой ­связывает и скрепляет; это волокно, нитка, струйка и од-

новременно вечно ткущая нить жизни, пронизывающая всесущее (так, например, березы в Троицких песнях «ткут» зеленый покров земли; являющаяся перед бедой, переменами в доме прядущая кикимора «прядет нити судьбы» его обитателей; с веретеном в реке изображена в росписи Софийского собора и Богородица).

С обилием «волос-волокон» - густотой и длиной волос человека, шерсти животных, злаков в поле связываются представления о плодородии, плодовитости, богатстве, силе (чем более мохнат являющийся человеку во сне домовой, тем благополучнее будет судьба дома, хозяйства). «У меня сила состоит в волосах», - часто заявляют герои волшебных сказок.

Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями волосатик, волосатка. Кроме того, длинные, косматые волосы, шерсть лешего, водяного, овинного, черта - напоминание о традиционной связи их с животными (леший - медведь, волк; овинный ­медведь и т. п.) и с растительностью (леший - олицетворение леса, водяной - реки с водорослями).

Волосатик-бог, упоминаемый в заговоре (Сев. Дв.), может быть соотнесен с Волосом (Велесом), но, скорее всего, это особо уважительное обращение к персонажам низшей мифологии - волосатикам и волосаткам.

В О ЛОТ, ВОЛ О Т - великан, богатырь.

Волоты, по поверьям, - некогда населявшие землю гиганты, богатыри. Волотками могут называть курганы, которые считаются могилами древних исполинов и богатырей, «первонасельников и первопредков»: «Сии страшилища были великаны... то же, что у греков гиганты», - писал в конце XVIII в. М. Чулков.

В. Даль так характеризует связанные с волотами поверья: Волот - «гигант, великан, могучан, магыт, могут, юж. - вЕлетень (Юг); богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством; остатки их народ видит в костях допотопных животных, а в Сибири говорит, что целый народ волотов заживо ушел в землю» < Даль, 1880 >.

ВОЛХВ, ВОЛХ, волх А т, ВОЛХВ И Т, ВОЛХ И Д, ВОЛХ и Т, ВОЛХОВ и Т, ВОЛХ У Н - знахарь; кудесник, колдун, ведун; ворожей; чародей.

ВОЛХОВ и ТКА, ВОЛХОВ И ЦА, ВОЛХ И ДКА, ВОЛХ И ТКА, ВОЛХ О ВКА, ВОЛХ У НьЯ - знахарка; колдунья, ведунья; еретица.

"Старые старики, сивые бороды и волхвиты на улицу выходили» (Смол.); "Этот рыж-от мужик ведь волхит, страшной колдун» (Перм.}; «Затмение бывает оттого,

 

что какой-то волхид снимает Луну с неба и ворожит» (Томск.); "Старуха-та эта, бают, волхитка; присучить ли кого или порчу посадить, чтобы человек икал, уж на это у ее дело е» (Перм.).

По В. Далю: «Волхв, волх (стар.) - мудрец, звездочет, астролог;. чародей, колдун, знахарь, чернокнижник, волшебник...»

«ВолховАть, волшИть» - «волшебничать, волшЕбствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать» <Даль, 1880>.

Волхв - кудесник, колдун, обладающий многообразными знаниями и способностями: он знает прошлое и будущее, властен над стихиями («снимает» Луну), «портит», насылает несчастья и болезни или, напротив, оберегает, избавляет от порчи и колдовства. Приблизительно также характеризуется и волхитка.

В заговорах волхв, волхвица - обычно источники опасного влияния и перечисляются среди тех наделяемых сверхъестественными способностями людей, от которых «ограждаются»: «Крестом я ограждаюся... от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц». Подобные же опасные существа перечисляются в свадебном приговоре: «Нет ле у вас старичка-еретничка, Старушки- волхуньи, Собачки-тефкуньи, Кошечки-мефкуньи» (Вятск.). Свадебный поезд оберегают от «колдунов, недобрых знахарей и волхитов» (Сuб.).

Из Восточной Сибири сообщали, что накануне Крещения, оберегая скот от волхитки, крестьяне писали мелом «хресты» на дверях скотских дворов. Старожилы Пермской губернии вспоминали, «что прежде были волхиты и чародеи, одаренные, - не как ныне».

Волхв - одно из древнейших названий кудесника, «сильного» колдуна, ведуна. В летописи волхв - провидец, предсказывающий гибель князю Олегу. Наделяемые многообразными способностями волхвы, кудесники (видимо, своеобразные жрецы языческих божеств, хранители тайных знаний, гадатели) были «колдунами особого ранга», влиявшими на государственный и общинный быт. В некоторых случаях как волхвы воспринимались и князья. Так считали, что князя Всеслава Полоцкого мать «родила от волхвования» и волхвы навязали ему на голову науз (волшебный узел), наделив князя сверхъестественными способностями (к оборотничеству и т. п.) < Сумцов, 1890>.

Согласно одной из новгородских легенд, князь Волхв, колдун и оборотень, «бесоугодный и чародей», превращался в лютого крокодила и «залегал в реке Волхве». Образ князя- волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна, оборотня нашел отражение в былинах. В былине о Вольге

(Волхе) Всеславьевиче, он, воин, богатырь, то щукой, то волком, то. птицей.

Волхвы, кудесники еще длительное время после принятия христианства имели влияние на народ. В XI-XII вв. на Руси вспыхивали восстания под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы.

Волхв - название кудесника, колдуна, употребляемое в летописях, в книжной, письменной речи, является также народным, распространенным во многих районах России. В то же время это название сохраняет оттенок некоторой торжественности, загадочности, связывается с особыми «книжными» способами колдовства, с «волхованием по книгам волховным», с колдовскими «словами-волховами»: «Как на то была старушка догадлива, а хватала свою книгу волховную. А смотрела, волховала в книге волховной» (Печор.). Волхв, волхвит обозначает «сильного», овеянного ореолом летописной таинственности колдуна и часто звучит не в обыденной, а в ритуализованной, оформленной по определенным правилам речи - в приговорах, заговорах, а также в былинах.

В О ЛЬНАЯ, В О ЛЬНАЯ СТАР У ХА - лешачиха; мифологический персонаж, обитающий в болоте.

В О ЛЬНЫЙ - леший.

«Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла» (Волог.).

Подчеркивая стихийный и необузданный характер лешего, на севере и северо-западе и в некоторых других районах России его именовали вольным. «В деревне Анфалове Уломской волости была прежде березовая роща, а в ней жил вольный, то есть леший, который, шатаясь по окрестностям, приговаривал: "Из Анфаловской рощи шасть на маленькую дорожку (урочище), а оттуда на Дмитриево болото!" Шаги не маленькие! Когда рощу вырубили, леший переселился куда-то и перестал беспокоить людей... у "вольных" есть жены - "лешачихи". Одна деревенская старуха повитуха рассказывала, что однажды ночью за ней приехали и потребовали на роды; долго везли кривыми путями по лесу, наконец подъехали к огромному дому в дремучем лесу. Тут ей пришлось принимать [роды] у жены лешего. Роды прошли благополучно, старуха была щедро награждена и таким же образом отвезена домой» (Волог.).

На Вологодчине записан и короткий рассказ о вольной старухе - у нее «голова с кузов», и появляется она из болота.

 


в о РОГ, ВРАГ, вр А жий, ВРАЖ И нА, ВРАЖн о й, вр А жный, ВРАЖн Я, враЖ О Н, ВРАЖЬ Ё - - нечистый дух; черт; Сатана; колдун, знахарь.

«Грозен враг за горами, а грознее того за плечами» < Даль, 1880>; «Он вражной, выгоняйте его» (Свердл.).

Ворог, враг - распространенное название нечистой силы, черта. Оно возникло в связи с традиционными представлениями о нечистой силе, особенно о Сатане, чертях, как о «врагах рода человеческого».

Нечистую силу, бесов, черта также объединяют под наименованием вражня, вражьё (Вятск., Ирк.), а на Орловщине отмечено название ворог для лешего.

Ворогом, вражным, то есть «враждебным человеку» и одновременно «колдующим, ворожащим», может именоваться и знающийся с нечистой силой колдун (Курск., Орл., 'Тобол., Перм., Свердл.). (Слово ворог однокоренное с «ворожба».)

ВОРОГ У ША, ВОРОГ У ШИХА, ВОРОГ У НКА, ВОРОГ У ХА, ВРАГ У ША - лихорадка; колдунья, ворожея.

«Его ворогуша подхватила, весь колотится, трясется» (Калуж.); «Трясцы тебя затряси, ворогуша тебя схвати» (Ворон.); «Под межою лежа, Лихоманка дережа, Ворогуша колотя» [из песни) (Курск.).

Ворогуша, по определению В. Даля, «лихорадка, веснуха, трепалка, лихоманка, тетка; это одна из сорока сестер Иродовых, посланных на муку человека» <Даль, 1880>.

Врагуша, ворогуша - название мучительной болезни, лихорадки, которая представляется живым существом, враждебным человеку, а возможно, и существом сверхъестественным, словно бы ворожащим (ворогуша, ворогушиха значит «колдунья» (Олон.) или «старая ворожея»).

В Олонецком крае ворогушей называли весеннюю лихорадку. Ворогушу представляли и в виде белой бабочки. Тот, кто нечаянно съедал ворогушу -бабочку, заболевал. Такая бабочка обычно «дрожит крыльями», как в ознобе. Когда она летает, надо перекреститься и сказать: «Прости меня Бог от ней». Детей предупреждают, чтобы они не съели ее, так как тогда случится с ними настоящая ворогуша, лихорадка.

По мнению крестьян Орловской губернии, ворогуша - белый ночной мотылек, он садится на губы сонного человека и приносит лихорадку.

Представление болезни бабочкой, маленьким существом, которое можно проглотить, а можно и наслать, традиционно. Кроме того, бабочка (тем более белая, ночная) в поверьях - сама по себе существо сверхъестественное, способное влиять на здоровье человека (бабочка - один из возможных«превращенных» обликов покойника или души умершего).

ВОРОЖ Е Й, ВОРОЖ Е Ц, ВОРОЖБ И Т - колдун, ведун; знахарь; гадальщик.

ВОРОж Е я, ВОРОЖЕ Я, ВОРОЖБЕйКА, ВОРОЖБ И ТКА - знахарка; гадальщица.

«Ворожбиту грош, а больному тож» (Пск.); «В лесу жил старик, и он ворожил, ворожей был» (Свердл.).

Ворожеем, ворожеей могут именоваться люди, вообще занимающиеся колдовством (колдун, ведун, ведуница, колдунья и т. п.), и те из них, кто специализируется на ворожбе как на гадании с целью узнать прошлое или будущее, открыть источник несчастий, порчи, потерь. Соответственно «ворожить» означает и «заговаривать, пускать порчу, знахарить, шептать, колдовать» и «гадать, угадывать». «Обыкновенно к ворожцу обращались для указания потерь. Ворожец иногда занимался и лечением через нашептывание, заговоры» (Казан., Вятск., Перм.). Отношение к умеющим ворожить было двояким, сочетавшим уважение и страх: «Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит»; но: «Острожка лучше Ворожки» <Даль, 1880>.

ВРАГ, ВРАЖ И НА, ВРАЖН Я, ВРАЖ о н, ВРАЖЬЁ - нечистый дух, черт; духи нечистые; черти (см. ВОРОГ).

вр А жий, ВРАЖн о й, вР А жный - колдун; знахарь (см. ВОРОГ. ВОРОЖЕЙ).

ВРАЖ о к, ВРАЖК о, ВРАЖ И ШКА, ВРАЖ о нок, кРив о й ВРАЖ о нок - бесенок, чертенок.

«Кривой вражонок как схватит лозину, да как вскрикнет... и повалил скот на дороге» (Новг.).

Вражком, вражонком во многих районах России именуется бесенок, чертенок, нечистая сила, вмешивающаяся в жизнь человека, но часто именно нечто «маленькое и неодолимое»: «Вражонок попутал - забыла перекрестить жбан»; «Не мог найти дороги - вражонок спутал» (Вятск.). Кривой вражонок - чертенок, бесенок, нечистый дух, чей облик «крив», подобен облику человека, но и не похож на человеческий, неполон, принадлежит иному миру (черти, бесы часто кривы - одноглазы, хромы, а также беспалы, беспяты). Кроме того, кривой - не только «искривленный», «отличающийся от обычного», но и «обманчивый, лукавый, криводушный» <Черепанова, 1983>, что вполне соответствует образу и занятиям сбивающего человека с толку вражонка.

ВСТР Е ЧНИК, ВСТР Е ЧНЫЙ, ВСТ РЕ ШНЫЙ, Стр Е ШНЫЙ - «встречный» дух, появляющийся на дорогах, опасный для путников; встречный человек, обладающий «недобрым» взглядом или особым, колдовским влиянием.

«Встречный расшиб» (Сараю.); «Встрешный тебя расчиби!» (Сарат.); «И сам Иисус Христос со двенадцатью апостолами / Отговаривают от осуда, от призора, от встречника, от поперечника» [из заговора] (Влад.).

 

Встречник, встречный в народных поверьях охарактеризован неясно. Это неопределенного облика опасная сила, встречающаяся человеку или налетающая на него на дороге, сходная с порывом ветра, вихрем.

Судя по текстам из Владимирской губернии, встречник -нечистый злой дух, который в виде как бы воздушной полосы мчится по проезжим дорогам за душой грешника. Встречаясь с путником, он «силой своей окаянной» мгновенно убивает попадающуюся ему по пути лошадь, «а иногда и человека расшибает».

В Саратовской губернии встречный - «бес, живущий на дорогах: днем - на лесных, ночью - на полевых». Он особенно не любит пьяниц. Встречный неожиданно бьет людей по голове, лицу, спине, пояснице, ногам. Он внезапно поднимает человека в воздух, «расшибая до смерти».

Повсеместно считалось, что пути, пролагаемые людьми, особенно дороги с перекрестками, открыты для действия самых разнообразных сил. Они обитаемы нечистой силой, покойниками, чертями, ведьмами: это их излюбленные пространства, одновременно и «пути в иной мир». На дорогах и перекрестках нечистые пляшут, играют по ночам, морочат и пугают припозднившихся путников. Поэтому люди, оказывающиеся в дороге (особенно после захода солнца), должны быть осмотрительны, что, конечно, не свойственно излюбленным жертвам дорожных духов - пьяницам.

Порою путников морочит нечистая сила неясного облика, которая буквально «ездит» на них: «Пьяному причужденье: шел в Белочную гору, кто-то прицепился, на крюкушки сел, а ён шел пьяный, ругался, бранился. А потом яно отцепилось, зашлапатало, сказало: "Припезу кирикову". На гору вышел, яно слезло, рукам зашлапатало и пропала» (Пск.) <Черепанова, 1983>. По поверьям Новгородской области, схожие существа непонятной природы в определенных местах дороги набиваются в телегу, мешают ехать. Однако эти нечистики скорее попутчики, чем встречники. Встречный, встречник отличается от вышеперечисленных обитателей дорог и перекрестков. Его образ возник на стыке представлений о «живом» ветре, вихре и о «злой душе» или нечистом духе в облике вихря, а также представлений о «встрече» ­персонифицированной опасной случайности.

Встречей русские крестьяне могут называть и встречный ветер; встречник - «человек, встречающийся на пути», а «встретилось» означает некое дурное событие, следствие несчастливой встречи («Встречи да приметы до добра не доведут»; «Разбирать встречи - не слезать с печи» <Даль, 1984>.

«Встречный -случайность» неожиданно налетает на человека вихрем, точнее, как бы проносится сквозь попадаю-

 

щихся на его пути и расшибает» их. Такой «демон случайности» неясного облика есть в поверьях многих народов.

Встречный, или стрешный, упоминается в заговорах и обычно имеет в них более конкретный, нередко человеческий вид (встречный человек), но он также источник опасной, не вполне понятной силы (иногда это сама «Встречная сила»): «В заговорах уроки являются демоническими существами. Они происходят от встреч (пристретельны) со злыми людьми или насланы. Селятся они в ногах, руках, глазах, во всех суставах человека и нудят около сердца, ломают кости» < Сумцов, 1890>. От встреч и встречников должны были уберечь заговоры: «Стану благословясь, пойду перекрестясь, из ворот в ворота, в чистое поле, к Окиян морю. На Окияне море стоит золот стул; на золоте стуле сидит Николай, держит золот лук, натягивает шылковую тетивку, накладывает каленую стрелу, станет уроки и призоры, станет стрелять отцеву думу и материну думу, и братьев думы, всех людей думы, желтучий, гнетучий и жомучий; от девки черноголовки от стрешного и поперешняго! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (Онеж.).

ВУНТ Е РИХА - нечистая сила, которой пугают детей.

«Вунтериха съест» (Урал).

Описания вунтерихи пока неизвестны; возможно, она сходна с букой.

ВУРДАл А к - покойник-оборотень.

Покойник- вурдалак преследует, поедает и губит людей, он сходен с упырем, еретиком, вампиром, волкодлаком.

 

 


Г

ГАД, ГАд А ЛА, г А ДАЛЬ - тот, кто гадает; отгадчик, прорицатель; знахарь.

ГАд А ЛА, ГАд А ЛКА, ГАд А ВКА - гадальщица; знахарка.

«Гад не гад, а сказал впопад» (Яросл.); «Схожу к бабушке- гадалке» (Пск.).

Date: 2015-10-18; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию