Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АлбАста, лобАста, лобОста,лопАста — русалка, шутовка; водяниха. 5 page





Однако собирательность названия бесы сохранилась почти до наших дней. В. Даль перечисляет несколько десятков синонимов слова бес (правда, более относимых в народной традиции не к бесу, а к черту): змий, кромешный, враг, недруг, неистовый, лукавый, луканька, не-наш, недобрый, нечистая сила, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, игрец, шут; некошнОй, ненавистник рода человеческого < Даль, 1880 >.

Как бес в народных поверьях XIX - ХХ вв. обнаруживает себя многоликая нечистая сила, бесами именуются почти все ее представители (хотя это название в основном оттеснено названиями «черт, черти»).

Охарактеризовать беса древнерусских, средневековых верований можно на основании «Слов», Поучений, житийной литературы..

В житии XV в. бес - хороможитель (подобно домовому), беснуется в доме; в житии Феодосия Печерского бесы вредят скотине в хлеве, не давая ей есть, «творят многу пакость в хлебне». Подобно лешему, бес водит и носит на себе людей (житие Ефросина Псковского, житие Иоанна

Новгородского); как и водяной, он пытается утопить лодку, лошадь на переправе (житие Иова Ущельского); сходно с лесными «хозяевами», лешими, а также волхвами, колдунами бесы оборачиваются в волков, медведей, иных животных и пресмыкающихся, смущая иноков-отшельников., и подходят к келии «рыкать и ляскать зубами». Исаакия Затворника бес пугает «в образе медвежьем, лютого зверя, волка, змеи, жабы и мыши» (Киево-Печерский Патерик); святому Феодосию Печерскому бес мешает кланяться, стоя перед ним в облике черного пса. Один из излюбленных обликов беса - огненный змей, также традиционный герой народных поверий; когда Иоанн, Печерский затворник, закопался на тридцать лет в землю, бес выгонял его огнем, прилетая в виде огненного змея. Сходно с домовыми лесными духами народных поверий бесы легко принимают обличье реальных отсутствующих людей («Легенда о Федоре и Василии Печерских»).

Как и многие представители нечистой силы, бесы сожительствуют с женщинами («Повесть о бесноватой жене Соломонии»); они вездесущи, разносят болезни или вызывают болезни, входя в человека, в его питье, пищу, в любой«сосуд непокровенный» («Повесть о скверном бесе»).

В рукописном сборнике Соловецкой библиотеки говорится: «...абие с ветром разносит их (бесов болезни) яко комарно сонмище».

Таким образом, бесы в историко-литературных памятниках обнаруживают основные качества и демонов-бесов, и нечистой силы русских народных верований XIX-XX вв., что подтверждает устойчивость и давность основных представлений о нечистиках- бесах: они многолики, распоряжаются разными областями жизни людей, могут воздействовать на человека и «приравниваются к судьбе»..

Отличие «литературных» бесов от разнообразных нечистиков народных верований, пожалуй, в том, что они обычно вредны и появляются в житиях, испытывая силы монахов-отшельников, святых. Однако вопреки каноническим христианским воззрениям, даже «житийные» бесы не всегда однозначно зловредны. Порою они даже полезны: с ними можно заключить договор, их можно заклясть, заручиться помощью. Так, бес, закрещенный в умывальнике Иоанном Новгородским, в одну ночь возит его в Иерусалим и обратно; бес сторожит у пустынника репу; Феодор Печерский заклинает мешающих ему бесов носить дрова, чтобы отстроиться после пожара. «Таким образом, - отмечает Ф. Рязановский, - бесы не только мололи на монастырскую братию, но и принимали деятельное участие в построении Киево-Печерского монастыря» < Рязановский, 1915 >.

Очевидно, что подобная материальная (и даже на пользу христианства) деятельность бесов, сходная с деятельностью

 

заклятых колдунами чертей, далека от канонических христианских представлений о них и гораздо ближе народному мировоззрению, видимо, питавшему подобные повествования.

Одна из распространенных народных версий сюжета о заклятом, «заключенном» бесе - рассказ о бесе Потаньке, который забирается в замешанную без благословения опару: «...а баба и вспомнила, что не благословясь замешала опару, пришла да и перекрестила: Потаньке выскочить-то и нельзя. Баба процедила опару и вывалила опарины на улицу, а Потанька все тут. Свиньи перепехивают его с места на место, а вырваться не может; да чрез трои сутки кое-как выбился и без оглядки убежал» (Перм.).

Образ библейского беса (и сменившего беса черта) в народных воззрениях оказывается «сниженным», сугубо материальным, сближенным с образами разнообразных персонажей низшей мифологии. Такой образ проникает в историко-литературные памятники, а с другой стороны, обогащен библейскими, христианскими чертами.

Одно из традиционных «бесовских свойств» - стремление искушать человека, сбивая его с пути истинного. Особенно неотступно бесы преследуют монахов, святых. Об искушении ими мирских людей мы не имеем столь же подробных сведений, «о мирских людях мало писалось житий» < Рязановский, 1915 >.

Сильное «бесовское искушение» для простых людей и в древней, и в средневековой Руси, и в России XIX в. - вино, пьянство, «ужаснейший национальный порок». «Бесовским зельем» считали и табак. Искушая, бесы могли ввести в грех чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, уныния, тщеславия, гордости.

Соответственно картинны, например, изображения бесов в книжных миниатюрах XVII в.: «... бес пьянства напоминал обрюзглого силена; бес обжорства протягивал свое свиное рыло; бес лихвы держал мешок с деньгами; блудный бес сладострастничал; бес гнева и ярости грозил дубьем и т. п.» < Буслаев, 1886 >.

По поверьям, «одержание бесом» вызывало болезни, обычно сопровождающиеся истерическими припадками, судорогами, - родимец, падучую и т. п. Таких больных иногда именовали «бесовниками». «При икоте сто бесов живот гложет», и в кликуш якобы вселяется бес, который требует определенных пищи, питья и «говорит» изнутри. Из некоторых губерний России сообщали, что бесы, сидящие в кликушах, особенно охотно бранят священников.

Отметим, что вхождение являвшихся когда-то носителями отнюдь не исключительно злых начал бесов в людей (как и сожительство с ними) в дохристианских верованиях могло представляться необходимым и даже благотворным. И, хотя в верованиях русских крестьян такое вхождение переос­

мыслено как явление крайне нежелательное, одержимые бесом, кликуши нередко предстают особо отмеченными свыше, наделенными пророческим даром существами.

В. Даль в конце XIX в. отмечал, что простой народ «всякое непонятное ему явление называет колдовством и бесовщиной» <Даль, 1880>.

Бесовством, бесовщиной именовались «нсистовство всякого рода, соблазнительные призраки, дьявольское наваждение».

По общераспространенным представлениям, бесы боятся пения петуха, ладана, крестного знамения, молитвы. Тем не менее крестьяне избегали упоминать само слово бес, полагая, что бес может войти в привыкшего «призывать» его человека.

БЕС ПОЛ У ДЕННЫЙ - бес, появляющийся в полдень; персонификация полдня (см. ПОЛУДЕННИК).

БИР Ю К - страшилище, которым пугают детей; бука.

«Бирюк съест, бука придет» (Самар.); «Не плачь, бирюк услышит, ты плачешь - унесет тебя» (Казан.).

В некоторых районах России бирюком именуют волка, медведя, с которыми, видимо, мог отчасти ассоциироваться и бирюк -страшилище; на Дону бирюком называли домового.

Бл А ЗЕНЬ, БЛАзн А, Бл А зник, БЛАЗНЬ - привидение, призрак; галлюцинация.

«А как тут калики испугалися. А как думали бежит, да все ведь блазник жа» [былина] (Беломор.); «Да блазнь это, очнись» (Свердл.); «Блазнь нашла его в бане» (Ср. Урал.).

Блазень (от «блАзить, блАзнить, блазнИть, блАзниться» - «чудиться, мерещиться») - видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «Блазнит» - когда нечто (часто невидимое) передвигается, издает звуки («стукочет», «пугает», «мерещится» и т. п.): «Блазнит, ровно кто ходит в пустом доме у нас» (Волог.); «Таперича долго блазнить да мерещить станет после такого гама и сутолоки» (Перм.); «Умерший сын являлся отцу своему - блазнилось отцу-то» (Волог.); «Тут, вишь, блазнит по ночам, нечисто. Сижу я без огня, вдруг что-то мне поблазнило. Никак вошел кто? Нет, это блазнит»; «Ему все мертвецы блазнятся»; «Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся» < Даль, 188О >.

БЛУД - дух, заставляющий плутать в лесу; леший.

«Блуд водит пьяных» (Калуж.); «Водит леший, водит блуд» (Смол.).

По общераспространенным поверьям, люди блуждают и теряются в лесу «не своей волей»: их заставляет «блудить», «водит» неопределенного или самого разнообразного облика нечистая сила (чаще всего в образе людей-попутчиков, зна-

комых, родственников, старухи, мальчиков и т. п.). Распространены представления о том, что «водит» леший. На Новгородчине, например, полагали, что леший живет в темной чаще и в таком лесу непременно «блудит»: «Лесовик скотину убирает да кормит травой и народ блудит». Сбивающие человека с дороги существа в некоторых районах России именуются словом блуд (см. ВОДИЛО, ЛЕШИЙ). Причины «блуждания» бывают различны: уход из дома (или появление в лесу) без благословения или обращения к лешему; в неурочный или «недобрый» час (минуту, секунду); проклятье; слишком шумное поведение в лесу; попадание «на след» или на дорогу лешего и т. п. Стремясь избежать несчастий, в Сургутском крае, например, при входе в лес «вожата» собирала всех идущих туда вокруг себя и читала три раза молитву (собравшиеся три раза повторяли «аминь»). Затем, опять-таки три раза, хором кричали: «Бог на помощь!» - и лишь после этого расходились по лесу.

Заблудившихся, обмороченных лешим разыскивали с особой осторожностью. В Свердловской области, в частности, советовали: «А блудящему человеку не кричи, ежели увидишь, только тогда кричи».

От «блужданья» помогают выворачивание, переодевание наизнанку и вытряхивание одежды, переобувание; Воскресная молитва или, напротив, матерная брань. «Отвести», вернуть заблудившегося могут колдуны, а также молитвы домашних и отслуженные определенным образом молебны.

БЛУДЬ - нечистая сила.

На Терском Берегу Белого моря отмечено название блудь для нечистой силы, сбивающей правильное течение жизни, похищающей людей и скот (блудь может означать «воришка»): «Я жила в Пялице в няньках. Хозяин с хозяйкой раз ушли яголь копать. Олени набежали к ним. Хозяин говорит жене: "Ты докапывай, а я пойду оленей посмотрю". Хозяйку оставил -- хозяйка подождала; кричала -- Ивана нет. И пошла домой -- может, домой ушел. А нет его.

Зачали его отворачивать. Видно, не на чистый след ступил: черт подхватил. Отворачивали. Жене и приснился сон: "Он будет принесен к окошку и показан в семь часов. Берите его в тот же момент!"

Я стала с ребенком играть, а хозяйка пошла корову доить. Я с ребенком играю на полу. Смотрю: хозяин принесенный за окном! Так руки растянуты! А Хозяйки нету -- не ухва­тить. И опоздали. И когда из дома вышли -- он уже на спичечны коробки разорван весь.

И корову раз отводили. Корову привел - надо тую минуту брать, как говорено. Не взяли в тот же момент -- на куски разорвало!.

Во как может блудь подшутить!»

БЛУД Я ЧИЙ ог о нь - «бродячие» огненные явления в воздухе; метеор; болотный огонек; огонь над кладом.

Блудячие болотные огоньки - обычно не греющие, голубые, мерцающие -- свидетельствуют о присутствии умерших и иных потусторонних существ и сил.

По рассказам крестьян Гродненской губернии, на одном из кладбищ (начиная с сумерек и до полуночи) появлялись огненные язычки, непрестанно менявшиеся в цвете (от белых до синих). Утверждали, что это не что иное, как зарытые в этом месте шведами деньги, которые, однако, никто не решался выкопать из опасения осквернить кладбище. В других районах России полагали, что огоньки над могилами -выходящие из них души особо грешных покойников, которых не пускают в рай. По поверьям, такой огонек нередко сопровождает и убитых, погубленных, не находящих после смерти успокоения людей. На Новгородчине считали, что«огонек-свечка» может гореть там, где убитый некрещеным (не окрещенным) младенец сторожит подземные сокровища (см. КЛАДОВОЙ).

БОЛ О ТНАЯ Б А БА - дух болота, «хозяйка» болота; «хозяйка» тундры (Сев.).

В ряде районов России болотная баба напоминает болотницу. В поверьях Вологодчины образ болотной «хозяйки» сливается с образом «вольной старухи», лешачихи: «Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов».

В Поморье болотная баба -- «хозяйка» тундры.

БОЛ О ТНИК, БОЛ О ТНЫЙ, БОЛ О ТО, БОЛОТ Я НИК - злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину; род лешего или водяного, живущего в болоте.

БОЛ О ТНИЦА - молодая женщина, увлекающая людей в болото. «При гадании на перекрестке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против солнца и приговаривает: "Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чем моя судьба!"» (Костр.).

Одно из описаний болотного -- человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены болотник и болотница, «специализирующиеся» на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны. Чаще болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характеристики, а также нечистая сила неопределенного, расплывчатогоo облика; болотные «хозяева»

 

в народных воззрениях нередко смешиваются с лешими, водяными, а называются при этом чертями.

В Новгородской губернии полагали, что на болотах «живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей. Есть большое болото на реке Мологе. Раз рыбаки ловили здесь рыбу и пристали к берегу, за которым и было болото. Слышат, кто-то песни поет. Рыбаки закричали. Неизвестный откликнулся. Рыбаки пригласили его к себе, а болотный - это был он - взял за бечеву лодки и повез их вверх по реке. Рыбаки сперва смеялись, потом начали сердиться и ругаться; а болотный все везет и везет. Рыбаки не на шутку испугались и стали уже просить Бога ради. Тогда дух привязал опять лодку бечевою и скрылся».

В рассказе из Вологодской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото): «Это болото пользуется у народа дурной репутацией; говорят, что в нем много чертей живет. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос: "Где купить - по эту или по ту сторону болота?» За болотом лес подальше от селений и продается подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них все не.ладно ладилось – то выгорят, то хозяин умрет, то скотина плохо ведется. То шалит над бревнами «болотный черт», когда их провозят через болото. И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределенное («ни вода, ни земля») место, излюблено нечистой силой. В Вологодской губернии в болоте «селили» бесов, в Смоленской - водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает леший (на Урале кочечного, болотного лешего именуют «анцыбал»). Болото - типичное место действия рассказов о черте, что отражено и в поговорках: «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий черт свое болото хвалит»; «Не ходи при болоте - черт уши обколотит» < Даль, 1880 >.

Б О МКА - страшилище, пугающее детей; бука.

«Вот посажу тебя в голбец, там тебя бомка схамкает» (Перм.).

БОРОВ И К, БОРОВ О Й - дух бора, «хозяин» бора; леший; черт. «По бору ходит боровой, хуже медведя, самый страшный. Борового -то зовут леший» (Арх.). «Уж она [ворожея] луче знат, как звать - боровой, лешак ли» (Арх.). «Боровой -то и есь лешой» (Пск.).

Известные нам упоминания о боровых редки. На Вологодчине боровики ~ маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют грибами» (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими.

Однако чаще всего боровой - это тот же леший, но обитающий в определенном месте леса - в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчиненный главному лесовику (см. ЛЕШИЙ).

Був А н - существо, которым пугают детей; бука.

«Спи, спи! А то вот буван придет к окошку... и сволокет тебя к цыганам» (Арх.).

Б у КА - фантастическое страшилище, которым пугают детей; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани.

«Робёнку, буде не слухатце, говоришь: "Спи, спи, бука идет". А спросишь, какой бука, - а в шубы, шерсью повернут» (Онеж.); «Букой детей пугали, это медведь значит» (Волог.).

«Баю, баю, баю, бай, да

Поди, бука, под сарай, да

Коням сена надавай, да

у нас Колю не пугай, да» (Арх.).

«Ходишь букой лесовой» (Онеж.); «В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, бука гремит. Всю ночь дрожал» (Арх.); «Отец болел, сон видел. Пришел он в лес. Вдруг как закричит по лесу: "Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!" Бука и был» (Волог.).

Представления о буке - детском страшилище - распространены повсеместно. Бука - «мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей», - писал В. Даль < Даль, 1880 >. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей.

Черный, лохматый бука может быть сходен и с медведем, и с ряженым в шубе навыворот. Это персонификация ночного морока, опасности и страха.

Само слово бука, особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и т. п.

По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, букан ай, букарица (см. ниже)) сходен с домовым, дворовым.

Подобно им, бука мохнат и может напоминать медведя (см. ДОМОВОЙ). В детской колыбельной буку прогоняют под сарай кормить лошадей - занятие, традиционное для домового, дворового. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки – страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по

общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть (см. домовой, дворовой).

Еще одна грань образа, объединяющего черты буки -морока и буки -домового (покойника, Смерти, судьбы) - бука -пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей). Некоторые исследователи полагают, что наименование бука - индоевропейского происхождения (бука - нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое» <Черепанова, 1983 >. Отметим также, что названия типа бука (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем - *b(e)u-, bh(e)u- - «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki - «домовой», «черт», и т. п.). Наименование бука считают и производным от общеславянского bukati - «реветь, плакать и вообще издаватьразличные звуки- мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что бука - образование в детской речи от междометия «бу». Пока трудно с абсолютной уверенностью сказать, какая из этих этимологий верна, тем более что облик буки многопланов.

В русских поверьях XIX - ХХ вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука – таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще ­в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

Бук А н, Бук А НКА, Бук А нко, Бук А нушко - сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме; домовой; нечистая сила; пугало для детей (см. БУКА, домовой, дворовой).

«Не плачь: букан съест» (Влад.); «Нишни, деушка, не то букан придет и тебя возьмет» (Твер.).

«Вот буканко -то тебя!» (Перм.); «Не шуми, не то буканушко придет» (Свердл.).

БУКАн А й - фантастическое существо «вроде домового», обитающее в конюшне, на сеновале, в подполье (Ср. Урал). Им пугают детей (см. БУКА).

БУКАР И ЦА - мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей.

64 (Стр. 65-66 – рис.)

«Заговорив о суседке, вам расскажут еще о какой-то букарице, которая обитает чуть ли не в том же подполье» (Тобол.).

Букарица, очевидно, сходна и с суседкой (духом дома), и с букой. В Забайкалье подобный персонаж именуется букусеткой..

Бук А ЧКА- нечистая сила неопределенного облика.

«И ветер поднялся, думала, крышу ухватит, то ли водяник поднялся, то ли русалка али букачки» (Лен.).


В

ВАМП И Р - - оборотень-кровосос; упырь, ведьмак.

Это название мало распространено в России. По мнению В. Даля, оно «придается сказочному оборотню, который по смерти летает кровососом, загрызая людей» <Даль, 1880>.

«Представление о кровожадном вампире проникло из Западной Европы только на Украину и в Белоруссию (укр. упИр, белорус. вУпор) -<... > Вампир не подвержен тлению. Он лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное. Ночью он приходит в дом своего прежнего врага, а иногда и друга или родственника, ложится на грудь своей жертвы, прижимается губами к ее сердцу и пьет горячую кровь. Языку него острый, как жало змеи. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкают в грудь осиновый кол, и после этого их ночные блуждания прекращаются. В некоторых местах украинцы верят, что мертвого вампира носит на спине живой. Считается, что вампиры обоих полов... приносят и распространяют разные эпидемические болезни» < Зеленин, 1991 >. В великорусских поверьях существа, в какой-то степени напоминающие вампиров, - еретики, упыри (см. ЕРЕТИК, УПЫРЬ, ВЕДЬМАК).

ВАСИЛ И СК, ВАСИЛ И СКО - мифический чудовищный змей; змея.

Василиск (латинское basiliscus, regulus от греческого βαυιλευς - «царь») увенчан гребнем в виде диадемы, а вылупляется, по поверьям, из петушиного яйца или из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой (поэтому василиск может иметь голову петуха, туловище жабы, хвост змеи).

Василиск способен убивать взглядом или дыханием ­от его дыхания сохнет трава, рескаются скалы. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему зеркало. Страшится он и крика петуха.


в бытующих великорусских поверьях упоминания о василиске редки. Есть некоторое (хотя и очень отдаленное) сходство между василиском и вылупляющимся из петушиного яйца змеем (см. ЗМЕЙ). Василиско - одно из традиционных названий змей в заговорах.

Образ завораживающего взглядом василиска (развитый своеобразной ассоциативной игрой: василиск - василисковый - васильковый) нашел отражение в представлениях крестьян об особых качествах василькового цвета - опасного, завораживающего, «бездонного». Соответственно оказались связанными василиск и васильки: на Василисков день (4 июня) запрещалось пахать и сеять, из опасения, что в поле вырастут одни васильки.

ВЕД У Н - колдун; знахарь.

ВЕДУН И ЦА, ВЕД У НЬЯ - ворожея, ведьма, колдунья; знахарка.

В историко-литературных памятниках (текстах грамот, присяг, в документах судебных процессав) ведунами и ведуньями именуют ведьм и колдунов. Эти употребляемые ив XIX - ХХ вв. названия совершенно определенно характеризуют их как «ведающих», «знающих», «занимающихся ведовством» людей (см. ВЕДЬМА, КОЛДУН).

«В 1598 году, присягая Борису Годунову, клялись "ни в платье, ни в ином ни в чем лиха никак о не учинити и не испортити, ни зелья лихово, ни коренья не давати... Да и людей своих с ведомством не посылатии ведунов не добывати на государское лика... и наследу всяким ведовским мечтаниям не испортити, и кто такое ведовское дело похочет мыслити или делати... и того поймати"» < Краинский, 1990>.

Из приведенного текста очевидно основное занятие ведунов - это колдовство, порча посредством кореньев, травили различных зелий, почему в судебных процессах над колдунами (XYI-XVII вв.) обычно фигурируют и ведуны, и зелейники.

В России XVI- XVII вв. ведовство представлялось государственно опасным. При царе Михаиле Федоровиче жестоко преследовали за единственный найденный у подозреваемого в ведовстве корешок и чуть не сожгли проживавшего в Москве немца-живописца, обнаружив у него череп и посчитав его ведуном.

В Е ДЬМА, ВЕД Ё МА, ВЕДЬМ И ЦА - колдунья, ведунья, вещица; ворожея, чародейка.

«Ну его на Лысую гору, к ведьмам!»; «Ученая ведьма хуже прирожденной»; Умеючи и ведьму бьют» (наотмашь, от себя); «Ведьмы месяц скрали» (затмение) < Даль, 1880>; «Издохла колдуньища, ведьмица» (Калуж.).

 


Ведьма - женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. В сущности, само название ведьма характеризует ее как «ведающую, обладающую особыми знаниями» («ведьмачить, ведьмовать» - значит «колдовать, ворожить»).

По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный «учеными» ведьмами вред. В Орловской губернии считали, что «прирожденная» ведьма появляется на свет тринадцатой по счету девкой от двенадцати подряд девок одного поколения (или соответственно десятой от девяти). У такой ведьмы есть маленький хвостик (от полувершка до пяти вершков).

Иногда ведовские умения переходили от матерей к дочерям «по наследству», и возникали целые семьи ведьм.

Согласно общераспространенным представлениям, ведьмы и колдуны не могут умереть и страшно мучаются, пока не передадут кому-либо своих знаний; поэтому люди, наделенные колдовскими способностями, умирая, могли передать их и ничего не подозревающим родственникам, знакомым - через чашку, веник, другие оказывающиеся под рукой предметы.

Date: 2015-10-18; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию