Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика применения аудиовизуальных средств
Выбор средств визуального сопровождения лекций основывается на задачах, которые они должны выполнять. Перегрузка лекции наглядными изображениями может привести к снижению ее теоретического уровня. Студенты не должны идти с лекции с хаосом зрительских впечатлений, не связанных логической нитью теории. Ведущая роль в лекции всегда остается за словом, без которого невозможно раскрытие научных абстракций - закономерностей, причинно-следственных связей, категорий, понятий, т.е. того, что в любой лекции определяет основное содержание. В то же время "недогрузки" лекции наглядными изображениями обедняет ее, уменьшает возможности преподавателя активизировать внимание аудитории, действовать на нее убеждающим наглядными аргументами. Итак, ритм лекции определяется, с одной стороны, наличием в ней материала, подлежащего наглядном воспроизведению, с другой - чувством меры самого лектора, которое достигается опытом, наблюдением за реакцией аудитории, проверкой степени эффективности воздействия на нее тех или иных средств визуального сопровождения. Основными этапами подготовки к занятиям с использованием средств визуального сопровождения является: ознакомление и подбор информационных материалов, выбор средств их демонстрации, изготовление материалов, которых недостаточно, непосредственная подготовка к занятиям и определения содержания лекции. Аудитория, в которой проводятся занятия, должна помочь разместить все средства визуального сопровождения с гарантией четкой видимости всем студентам, а также доступности к ним преподавателя. Проекционная аппаратура размещается в аудитории в определенных, заранее рассчитанных местах, по возможности так, чтобы во время демонстрации она не мешала студентам. Преподаватель должен учитывать особенности, которые вносят средства визуального сопровождения лекций в методику их чтения. Особое внимание обращается на сочетание речевого и наглядного материала. Сопровождающий текст вписывается в общую канву лекции и служит для углубления умственной нагрузки кадров и связи иллюстрированной части со смысловой. Во время демонстрации фильмов и диафильмов нельзя молчать или просто читать лекцию, вызывая раздвоение внимания и мешая восприятию. Комментирование изобразительного материала звукового кино или телефильма проводится более лаконично, но при этом не прекращается общение преподавателя со слушателями. Содержание объяснений должен соответствовать содержанию фильма и быть дополнением, а не повторением того, что происходит на экране. Наиболее тщательный отбор материалов и детальное продумывание всех звеньев занятие может оказаться пустой тратой времени, если кино или телеустановки, кодоскоп или диапроектор в нужный момент не срабатывают. Чтобы этого не случилось, опытные преподаватели заблаговременно (накануне занятий и повторно за несколько минут до их начала) проверяют готовность аппаратуры к работе. Творческий подход к использованию средств визуального сопровождения, овладение рациональной методике, стремление к своему личному стилю - такие важнейшие условия постановки цели преподавателю. Визуальные средства целесообразно вводить не механически, а психологически - через "действие показа", когда демонстрационный материал одновременно является предметом общения и слушателей, и лектора. Если же работа с материалом строится по принципу "вот посмотрите", то такая связь не возникает, "треугольник общения" перестает существовать. Применяя кино на лекции, необходимо исходить из того, что демонстрация фильма не должна превышать двух частей (одна рассчитана на 10 минут). В порядке исключения, на вводной или итоговой лекции учебный фильм может состоять из трех частей. По границам этого объема лекция перестает быть лекцией, а фильм перестает быть средством визуального сопровождения лекции и превращается в показ с чисто просветительной целью. Специфической особенностью кино является также отсутствие обратной связи. Это обуславливает такую методическую требование к применению кино, как необходимость вступительных и итоговых слов лектора перед и после нее и соответствующего комментирования кадров. Вступительное слово нацеливает внимание слушателей на то, что является главным в фильме, учитывая тему, которая изучается. Особенность кино заключается в том, что среди средств визуального сопровождения оно наименее подверженное лектору. Фильм раскрывает сущность вопроса самостоятельно, с помощью заранее заложенного в него изобразительного ряда и соответствующего дикторского текста. Материал подается здесь готовым, со всеми деталями и со всеми выводами. Даже тогда, когда лектор не совсем согласен с тем, как раскрытое в кинофильме тот или иной вопрос, он ничего не может исправить, заменить. В таких случаях из фильма можно отобрать отдельные фрагменты, которые наиболее соответствуют сущности проблемы. Лектору необходимо четко продумать, в какой части лекции будет использоваться кинофильм. Он может быть вступлением к лекции. Это имеет свои преимущества, поскольку в первые 5-10 минут внимание студентов, как правило, ослаблена. Действие кино сразу настраивает на рабочий лад, дает зрительную основу для дальнейших логических действий преподавателя. Фильм также может быть итогом занятия. Это целесообразно тогда, когда в фильме показано практическое значение вопросов, изложенных в лекции, или если он рассчитан на закрепление материала. В конце занятгя лучше показывать наиболее яркие кадры, поскольку внимание в это время ослаблена. Наиболее эффективным в методическом плане является показ отдельных частей фильма или фрагментов в течении лекции. Тогда они являются ощутимым аргументом, иллюстрацией или подтверждением тех или иных положений темы лекции. Такой прием позволяет более тесно и органично связать рассказ преподавателя с показом, ведь лекция с показом кинофильма не должна превратиться в киносеанс. Это может привести к снижению ее теоретического уровня. Студенты должны привыкнуть считать любые средства визуального сопровождения лекции такой же естественной формой аргументации, как и традиционная словесно-логическая форма доказательств. Однако привычка эта производится только в случае систематического, а не эпизодического применения кино. Методика применения средств статической проекции близка к привычной для лектора методики использования традиционных средств наглядности - плакатов, карт и т. д. Однако здесь есть свои особенности. Первая и самая важная методическая требование, которое относится к применению средств статической проекции, заключается в том, чтобы наглядные изображения соответствовали логике устного объяснения. Разница между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустима. Порядок расположения кадров диафильма изменять нельзя. Диапозитивы также состоят перед лекцией в определенном порядке, изменять который в течении лекции нежелательно. Важно, чтобы не текст лекции подчинялся под определенные кадры, а наоборот, кадры должны подбираться к содержанию лекции. Именно поэтому удобнее использовать диапозитивы (слайды), а не диафильмы. Имея перед собой диафильм, в котором содержание и расположение кадров подчинено замыслу его автора, преподаватель вынужден приспосабливать свои взгляды и соображения чужой логике. Это мешает ему раскрывать свой замысел, заставляет показывать кадры, которые ему нужны, ведет к нерациональным затратам времени. Использование кодоскоп позволит избежать названных недостатков. Из целого комплекта лектор может отобрать только необходимые для занятия кадры. Для применения диапроекции как средства визуального сопровождения лекций важно запомнить следующие основные методические требования: · лекция с применением статической проекции требует некоторых изменений в традиционной методике, связанной со словесно-логическим изложением материала; · кадры световой проекции нельзя показывать молча, без комментариев, в отрыве от лекционного материала. Наглядное изображение - не просто картинка или чертежи, это новый аргумент в рассуждениях преподавателя, который органически сливается со словесными аргументами. И слово, и изображение является доказательством определенных идей, логического развития лекции. Особенность диапроекции заключается в том, что она не прерывает лекцию и не нуждается ни секунды лишнего времени на "чистую" демонстрацию. Показывая кадры, лектор продолжает рассказ, и только меняет форму аргументации, переходя от словесных средств к наглядным; · недопустимо выносить наглядное изображение на конец занятия, то есть показывать как дополнение к лекции; · поскольку студенты стремятся переписать информацию с экрана в свой конспект, преподаватель должен дать возможность сделать это, еще раз устно повторив экранный материал. Если же в процессе лекции переписывание занимает много времени, то следует подготовить раздаточный материал на отдельных листах, чтобы студенты имели возможность вклеить их в конспект. Преподаватель должен освоить техническую сторону, владеть правилами эксплуатации аппаратуры. Неполадки и остановки в процессе демонстрации часто подрывают авторитет самой идеи использования ТСО. Применение учебного телевидения в учебной практике осуществляется по следующим направлениям: · использования телевизионной системы проецирования изображения на экран телевизора (телевизионный диаскопии); · использование системы эфирных передач Центрального и местного телевидения (открытые телевизионные системы); · применение телевизионных систем ограниченного радиуса действия (замкнутые или кабельные телевизионные внутривузовские или внутришньокафедральни системы); · использование видеозаписей как автономных средств подачи учебной информации. Преимуществом телевидения является оперативность. Телевизионная система позволяет качественно воспроизводить 38 знаков по горизонтали и 21 - по вертикали. Поэтому таблица может состоять из 6 столбиков пяти-шестизначных чисел при 20 строках. Для большинства задач такая емкость таблицы достаточна. Графики лучше воспринимаются в обратном контрасте на черном фоне. Однако на практике это справедливо только тогда, когда такое изображение мало загружены. Графические материалы выполняются тушью, черным или синим фломастером, чернилами или мягким карандашом. На лекции с использованием телевизионных средств визуального сопровождения лекций в распоряжении педагога есть готовое изображение высокого качества, которое освобождает его от рисования во время занятия. Оптимальная методика при подаче иллюстраций заключается в том, что после показа изображения лектор делает короткие смысловые пояснения, не требующие записи. Целью этих объяснений является сосредоточение внимания студентов на картинке, в частности на тех элементах, которые необходимо перенести в конспект. В некоторых случаях преподаватель может сначала дать пояснения к изображению, которые студенты должны законспектировать. Однако эта методика имеет свои недостатки, поскольку часть студентов сразу приступает к рисованию, роздвоюючы при этом свое внимание. Оптимальной является методика, когда после коротких комментариев преподаватель будто рисует вместе со студентами, устно разворачивая изображения в одномерный ряд. Date: 2015-10-18; view: 401; Нарушение авторских прав |