Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 2 page





В хрестоматии представлена речь любовная — единственный пример такого обращения во всей хрестоматии. Обратим внима­ние на такую мысль Демосфена (с. 337):

... и придись мне по нраву их речи, я хранил бы молчание, а коли нет, вот тогда и я попытался бы выразить свое мнение.

Демосфен остался верен себе до конца своих дней: после того как Македония (после 338 года до н. э.) постепенно подчинила себе Грецию, автор блистательных филиппик добровольно принял яд.

КИРИЛЛ

Митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель от­дела внешних церковных сношений, родился в 1946 г. в семье русских православных деятелей, сын и внук православных свя­щенников.

С мая 1994 г. Его Преосвященство Владыко Кирилл ведет на первом канале российского телевидения цикл религиозных передач под общим названием «Слово пастыря». Тематика его выступлений касается различных сторон жизни Русской Пра­вославной церкви, разных сюжетов и общего содержания Вет­хого и Нового Заветов, особенностей жизни приходов Право­славной церкви, работы воскресных православных школ, под­готовки православных пастырей, оплаты церковных треб и многого другого.

Телевизионные выступления митрополита Кирилла собирают перед экранами большую аудиторию, так как оратор не только прекрасно владеет излагаемым материалом, но и блистательно демонстрирует высокую ораторскую технику: речь его ярка, об­разна, самобытна, освещена чистотой дикции и глубокой заин­тересованностью самого оратора. В процессе его выступления телезрители слушают речь опытного оратора — плавную, широ­ко льющуюся, музыкальную, содержащую в себе и логику дока­зательств тезисов и умение украсить ее ораторскими «цветами» красноречия.

Все перечисленное выше, умноженное на истинную веру в содержательную сторону своих выступлений, оказывает на слу­шателей глубокое познавательное и эмоциональное воздействие. Еженедельные субботние выступления Владыки Кирилла спо­собствуют распространению мастерской ораторской Прозы, соз­давая в среде слушателей немало его духовных и профессио­нальных последователей.

В хрестоматии представлена одна из проповедей митрополи­та Кирилла, посвященная событиям, произошедшим до, во вре­мя и после Тайной Вечери. Автор использует здесь многие приемы ораторской речи и цитаты из соответствующих мест Библии.

КОНИ Анатолий Федорович (1844-1927) –

русский юрист и общественный деятель, член Государственного Совета, почетный академик Петербургской академии наук, сын из­вестного русского писателя и драматурга Ф.А. Кони.

А.Ф. Кони — один из наиболее известных и выдающихся судеб­ных деятелей и ораторов. В 1878 г. суд под его председательством вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Народница Вера Ивановна Засулич (1849—1919) покушалась на жизнь петер­бургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Причиной действия В. Засулич явилось чрезвычайно жестокое обращение гра­доначальника с заключенными, применение к ним телесных нака­заний. Дело приняло не только юридический, но и политический оборот. Обращаясь к присяжным заседателям, А.Ф. Кони сказал:

Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем окажет­ся тот «дух правды», которым должны быть проникнуты все действия людей, ис­полняющих священные обязанности судьи (Кони А. Ф. Собр. соч. Т. II. — С. 168).

После революции 1917 г. А.Ф. Кони жил в Петербурге, читал юридические курсы в университете в качестве профессора (1918— 1922 гг.), писал воспоминания, опубликованные затем в пяти томах. Как оратор и автор А.Ф. Кони начал рано печататься: ему не было и двадцати лет, когда была опубликована его кандидатская диссертация «О праве необходимой обороны». Эта тема и сегодня остается злободневной. А в те времена она имела большой резо­нанс, поскольку автор диссертации утверждал:

... Употребление личных сил может быть допущено только при отсутствии по­мощи со стороны общественной власти... (Кони А.Ф. Избранное. — М., 1989. - С.7, 8).

Если не знать, что эти слова написаны более ста лет тому назад, то можно отнести их к нашей современности.

Читая труды А.Ф. Кони, убеждаешься в том, что его несколько тяжеловесные фразы, идеально точные по смыслу, чеканные по оформлению, демонстрируют такую по всем вопросам позицию ав­тора, которая позволила ему самому сказать о себе:

Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть.... Я любил свой народ, свою страну, служил им, как мог и умел.... Я много боролся за свой народ, за то, во что верил. (А.Ф. Кони. Собр. соч. Т. VI. С. 105).

В хрестоматии представлено дело об утоплении крестьянки Емельяновой — одно из наиболее ярких в юридической практике автора.

КРИСП Гай Саллюстий (86 - 35 до н.э.) –

литератор, государственный деятель Рима, оратор-трибун, мно­гократный оппонент Марка Туллия Цицерона по разным вопро­сам жизни города.

Первым политическим и ораторским выступлением Криспа следует считать предлагаемую в хрестоматии инвективу против Цицерона (54 г. до н. э.). В отличие от Цицерона Крисп усвоил аттический стиль красноречия, широко использовал архаизмы своего времени. В инвективе он старается унизить и даже унич­тожить Цицерона морально (как человека, гражданина и семья­нина), как политического деятеля и защитника в суде (из-за его предполагаемой продажности). В частности, издевается над тем, что Цицерон — «новый человек в Риме»: предполагается — по рождению и по тому, что вынужден был находиться в изгнании.

Речи Криспа, как правило, тщательно отделаны, план каж­дого выступления продуман до мелочей. Часто прослеживается еще одна особенность его стиля: широко используются экскурсы и дигрессии — когда основное течение повествования прерыва­ется отступлениями, в которых автор сообщает по теме допол­нительные сведения, расширяет тематику повествования.

Русский перевод инвективы Криспа против Цицерона был опубликован только в 1981 г. (См.: Крисп Гай Саллюстий. Сочи­нения. — М.: Наука, 1981).

Жаль, что многие особенности стиля Криспа не могут быть сохранены при переводе на другой язык, например, необычные слова, простонародные формы, архаизмы, поэтизмы и т. п. Со­временники отмечали его «саллюстивую краткость» и «бессмерт­ную быстроту повествования», правда, относились к этим особен­ностям его стиля по-разному: одни хвалили, другие — отрицали.

Тексты Криспа дошли до наших дней в рукописях на пергаментах, которые датируются IX—XI вв. Их оценке и оценке по­литических взглядов их автора посвящен ряд книг (например, Утиченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. — М., 1969). В этой же книге дается характеристика всему литературному на­следию этого выдающегося писателя и оратора Древнего Мира.

Для нас интересно сравнить содержание и форму двух ин­вектив: Криспа против Цицерона и Цицерона против Криспа. И читать и работать с ними лучше одновременно, по общему и хо­рошо известному приему антитезы.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) –

кроме множества научных титулов, чрезвычайных открытий, аб­солютных начинаний и построения основополагающих систем ему принадлежит первенство в формировании основ русского языка. Он заложил фундамент русской поэзии, истории, рос­сийского просвещения в целом. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет, носящий теперь его имя. М.В. Ломоносов — первый русский самородок из народа, до­бившийся международного признания. Перечислить все его за­слуги перед Россией невозможно, настолько они велики и мно­гогранны.

Нас интересует то, что его перу принадлежат стихи в силла­бо-тонической манере, оды, трагедии, сатиры, грамматика рус­ского языка и т. п. А самое главное для нашей хрестоматии — он написал учебник по риторике.

В «Отчете о завершенных и незавершенных научных и лите­ратурных работах» (19 января 1764 г.) М.В. Ломоносов среди 23 пунктов указывает, в частности, следующее: собрал великую часть рифмологии российской, сочинил 30 од торжествен­ных и духовных.., стихи о пользе стекла.., читал лекции стихотворческие и по оным обучался поэзии студент Поповский, который после того был профессо­ром красноречия в Московском университете.., собрал лексикон первообраз­ных русских слов..., собрал лучшие российские пословицы.., рассуждения о разделении и сходстве языков.., краткое руководство к красноречию... собрал речи разных языков, между собою сходные.., переводил оды и другие стихи с латинского, французского и немецкого языков на российский... (См.: Ломо­носов М.В. Избранная проза. — М., 1980. С. 405, 406).

Похоронен М.В. Ломоносов в Александро-Невской лавре С.-Перербурга в Некрополе XVIII в. Вспомним его классические строки:

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Свое знаменитое «Краткое руководство к красноречию» Ло­моносов опубликовал в 1747 г. В хрестоматии из него представ­лен довольно большой, но все же отрывок. Желательно ознако­миться с «Руководством...» по первоисточнику.

МЕНЬ Александр ( 1935-1990) –

протоиерей, крупнейший современный православный проповедник и духовный писатель, написавший семь томов «В поисках истины». В этой серии он анализирует духовную эволюцию человека, начиная от первых шагов цивилизации. Последняя книга серии называется «Сын человеческий» и посвящена Иисусу Христу.

Отец Александр служил под Москвой. В его маленький сель­ский храм на службу собирались толпы народа, люди приезжали не только со всех концов Подмосковья, но и издалека. О служении отца Меня, о его проповедях, о его умении влиять на аудиторию Архиепископ Иоанн (Шеховской) отозвался так:

Отец Мень избегает абстрактных терминов, он говорит кратко и просто, язы­ком понятным и точным... Пусть слова этих страниц о служении человечества Богу — слова живые и нужные — упадут не на дорогах суеты, не в терния страстей и не на камень бесчуствия, но на благодатную землю живых сердец. (Мень А. Православ­ное богослужение. Предисловие. — М.: Слово/Slovo, 1991. С. 5).

9 сентября 1990 г. ранним осенним утром отец Александр шел на службу. Неизвестный преступник ожидал его на безлюдной лес­ной тропинке. Удар сзади по голове завершил земную жизнь про­тоиерея. Как показало следствие, отец Александр, возможно, видел убийцу, но никаких имен не назвал, хотя еще жил некоторое время после удара. Следствие продолжается пока без видимых результатов. В одном из разделов своей книги отец Мень пишет:

Труд священника-исповедальника Церковь сравнивает с трудом врача. Мы приходим на исповедь, чтобы обрести исцеление своих душевных и духовных не­дугов; для этого нужно учиться ясно и точно называть свои грехи. Если мы скрыва­ем что-то, то грешим против Самого Христа Спасителя. Тогда таинство будет нам «в суд и осуждение» (Там же, с. 142).

Таким образом, не только во время публичного ораторского вы­ступления, но даже и на исповеди «нужно учиться ясно и точно на­зывать»... вещи своими именами, нужно мыслить «ясно и точно», остальное — приложится.

Для хрестоматии взят отрывок из его книги, впервые изданной в Брюсселе в 1980 г. Во введении к ней отец Александр пишет:

Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, которые вылились из глубины сердец великих поэтов, мистиков, святых, боговидцев, драгоценны для нас. Вживание в них есть школа жизни. Оно воспитывает нас, просветляет и возвышает. (Там же, с. 10).

В русском издании эта книга называется Протоиерей А. Мень. Православное богослужение. Таинство, слово, образ. — М., 1991.

МУРАВЬЕВ Андрей Николаевич (1806-1874) –

ученый, поэт, офицер, дипломат, с 1836 г. — член «Общества люби­телей русской словесности», а с 1837 г. — член Российской академии.

Его книга «Путешествие по святым местам русским» выделяется среди всех других им написанных, а всего их насчитывается до три­дцати, другое его произведение — «Жития святых Российской церк­ви, а также Иверских и Славянских» вышло из печати в 12 томах.

Кроме книг по истории церкви, большинство из которых переве­дено на многие европейские языки, А.Н. Муравьев оставил воспоми­нания, в которых сообщает немало интересного об А.С. Пушкине, А.С. Грибоедове, М.Ю. Лермонтове, И.А. Крылове, З.Н. Волконской и других выдающихся личностях «золотого века» русской поэзии.

Но отзывы современников о творчестве этого автора порой встре­чаются самые противоречивые: одни считали его устаревшим и сенти­ментальным, другие — холодным и не искренним, третьи — искренним и горячим... Кто-то ругал его стиль, кто-то — хвалил, но все соглаша­лись с тем, что значение его творчества для русской культуры непрехо­дяще. Особенно в наши дни, когда восстанавливается Русская Церковь и когда со времени издания этой книги (предыдущее в С.-Петербурге в 1846 г.) прошло более 150 лет.

Стихи Андрея Николаевича и его книгу «Путешествия по свя­тым местам русским» отмечал и ценил А.С. Пушкин.

А.Н. Муравьев родился в знаменитой семье. Его отец — гене­рал Н. Муравьев, математик, организовавший в Москве школу колонновожатых — прообраз будущих офицеров генерального шта­ба. Его братья — М.Н. Муравьев, управляющий Виленским краем, Н.Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе, последний получил к фамилии добавление (Карский) за руководство по взятию турец­кого города Карса в 1855 г.

Итак, нам предстоит составить собственное мнение относитель­на стиля этого некогда популярного автора, о котором, например, Н.С. Лесков писал так:

Он первым из светских людей начал вещать о таких вопросах, которыми до не­го «светские» люди не интересовались и не умели за них тронуться.

Именно благодаря «Путешествию...» к духовной теме обратили свои стихи А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев («Там, где на высоте об­рыва...»), А.Н. Апухтин («Уставши на пути тернистом и дале­ком...») и др.

В хрестоматию включен отрывок из «Путешествия...», в котором речь идет об одном из главных Кремлевских храмов — об Архан­гельском соборе, в сумраке которого находятся великокняжеские захоронения России.

ПЛАТОН (428 или 427-348 или 347 до н.э.) –

древнегреческий философ-идеалист, оратор, ученик Сократа, создатель Платоновской академии в Афинах (около 387 г. до н.э.). Один из наиболее известных основателей философских школ в истории человечества.

Сочинения Платона («Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» — учение об идеях, «Государство» — теория познания, «Парменид», «Софист» — диалектика категорий и. др.) пред­ставляют собой собрание и систему высокохудожественных и интеллектуальных диалогов, как правило, между знающим и спрашивающим, между учителем и учеником, нередко в беседах принимает участие несколько человек.

От имени самого Платона произошло особое понятие — «пла­тонический» (чисто духовный, не связанный чувственностью, на­пример, «платоническая любовь»). «Платонизм» — философское течение, превратившееся позднее в неоплатонизм, воздействие которого испытала на себе идеалистическая философия Европы.

По вопросу об ораторе (который особенно интересует нас в рамках хрестоматии) приведем вопрос и ответ Платона, которые полностью освещают его мнение:

Сократ: Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Федр:... тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости по­нимать, что действительно справедливо, — достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и то­го, что в самом деле хорошо и прекрасно, — достаточно знать, что таковым представляется, именно так можно убедить, а не с помощью истины...

Сократ: Значит, тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего постичь правильное разделение и уловить, в чем признак каждой его разновидности — и той, где большинство неизбежно блуждает, и той, где этого нет.

Федр: Прекрасную его разновидность, Сократ, постиг бы тот, кто уловил бы это! (Платон. Собр. соч. Т. II. — М., 1993: — С.169, 173).

Конечно, все понимание теории и практики красноречия Платоном не укладывается в эти четыре реплики, они дают о нем лишь некоторое представление.

В хрестоматии представлен полный раздел диалога «Софист» который называется «Возможность лжи в речах и мнениях».

Добавим, что «Платон» — это прозвище, в переводе «широ­кий», а его настоящее имя — Аристокл, но об этом забыли.

ПЛЕВАКО Федор Никифорович (1842-1908) –

один из наиболее крупных российских адвокатов, закончил юридический факультет Московского университета. Глубокая эрудиция, проникновение в психику обвиняемых, тщательная подготовка к судебным заседаниям и к собственным судебным речам сделали его популярным на многие годы, постепенно превратив самого судебного оратора в легендарную фигуру, рас­сказы о которой передавались из уст в уста.

В судебных речах Ф.Н. Плевако затрагивал большой круг во­просов, в том числе социальных, нравственных, которые нахо­дились в поле зрения общественности страны. Внутренняя теп­лота оратора воздействовала на аудиторию таким образом, что его выступления запоминались на годы. А.Ф. Кони написал: «Это был человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение» (Сб. судебных речей известных русских юри­стов. - М., 1957. - С.467).

В.В. Вересаев вспоминает об одной из судебных речей Ф.Н. Плевако, когда тот защищал священника за преступле­ние, которое сам подсудимый не отрицал. Речь адвоката со­стояла всего из нескольких фраз, которые он произнес взвол­нованно:

Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершен­но прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит че­ловек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?

Адвокат отошел к своему месту и сел. Священника оправдали. (Вереса­ев. В.В. Соч. т. IV. - М., 1948. - С. 446, 447).

Этот и другие подобные примеры из российской судебной практики вошли едва ли не во все учебники отечественного красноречия. После смерти Ф.Н. Плевако было опубликовано около 60 записей его судебных выступлений.

В хрестоматии представлены две речи знаменитого адвоката с совершенно разными социальными и психологическими сю­жетами.

ПЛИНИЙ Младший, или Плиний Цецилий (61-114) –

друг историка Тацита, писатель, оратор, государственный дея­тель, из трудов которого до нас дошли только его письма, соб­ранные в 10 книгах. Он называется «Младшим» в отличие от собственного дяди — Плиния Старшего, который был одним из самых трудолюбивых ученых всех времен, написал множество обширных сочинений, обладал разносторонним образованием. В 79 г., желая поближе видеть и описать извержение вулкана Везу­вия, он погиб.

Плиний Младший родился в богатой и знатной семье, его детство под опекой его дяди — Плиния Старшего — было без­облачным. Окончив школу грамматики, мальчик перешел в «университет», т.е. в риторическую школу; она учила понимать цену слова, его силу и вес. Все питомцы риторической школы знали, что слово может быть мощным разящим оружием, кото­рое часто становится страшнее меча, а может быть и драгоцен­ным камнем, который при умелой отделке и подборе к другому чарует своим блеском, игрой и изяществом.

Риторическая школа в Древнем мире ставила перед собой в это время специальную цель: подготовить хорошего судебного оратора. При империи, когда Август, по словам Тацита, «усми­рил политическое красноречие», юноша уже не мог мечтать о том, чтобы «слово его управляло умами и успокаивало сердца». Полем его деятельности оставался суд, карьера судебного орато­ра была и почетной и доходной. Удачно провести в суде, а тем более в сенате, защиту или обвинение, значило положить проч­ное основание собственной известности и всей дальнейшей судьбе...

И Плиний Младший, успешно закончив школу, решил стать адвокатом. В суде он выступал много раз, адвокатом был талант­ливым, затем перешел на государственную службу, став консу­лом в 100 г., затем императорским легатом. В этой должности его и настигла естественная кончина.

Письма Плиния Младшего — тщательно отработанная лите­ратурная и риторическая работа. Они написаны по плану, со­ставлены в обдуманных выражениях и в тщательно подобранных словах: они убеждают, вразумляют и доставляют удовольствие от самого факта знакомства с ними. Хотя некоторые критики счи­тают их надуманными, деланными и искусственными.

ПУШКИН Александр Сергеевич (26 мая/6 июня 1799— 29 января/10 февраля 1837)

Не будем повторять биографию великого поэта, обратимся к высказываниям о нем. Ксенофонт Полевой:

Одушевленный разговор его был красноречивою импровизациею, потому что он обыкновенно увлекал всех, овладевал разговором, и это всегда конча­лось тем, что все смолкали невольно, а говорил он. Если бы записан был хоть один такой разговор Пушкина, похожий на рассуждение, перед ним показались бы бледны профессорские речи Вильмена и Гизо...

Друзья поэта утверждали, что беседа его «стоила его произ­ведений».

Нащокины рассказывали «о том удовольствии, какое они ис­пытывали в обществе и в беседах Пушкина. Он был душа, оживитель всякого разговора».

Разговаривая с Пушкиным, замечаешь, что у него есть тайна, — его пре­лестный ум и знания. Ни блесток, ни жеманства в этом князе русских поэтов.... с его веселым, заливающимся, ребячьим смехом, с беспрестанным фейер­верком остроумных, блистательных и добродушных шуток.

Лев Сергеевич Пушкин свидетельствовал, что «гениальность его брата выражалась преимущественно в словах, особенно в разговорах с женщинами».

А.А. Муханов писал в 1827 г.: «Он в сто крат занимательнее в мужском обществе, нежели в женском...»

Т.Н. Грановский, имевший однажды случай беседовать с Пуш­киным, причислял «этот разговор к приятнейшим в своей жизни». А.С. Пушкин:

... редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях.

Все эти цитаты взяты из издания 1929 г. «Разговоры Пушкина» (репринт 1991. — М.: Изд-во политич. литературы. — С. IX—XI).

А.С. Пушкин был красноречив, риторику изучал с детства. Так, публичный экзамен в Лицее по русскому языку охватывал четыре раздела: «разные роды слогов и упражнения речи, крат­кая литература красноречия в России, славянская грамматика, чтение собственных сочинений». Кроме русского ораторского ис­кусства, изучал французскую риторику и владел ею, знал класси­ческую поэзию и мифологию, греческий и латинский языки.

Рассказывает П.И. Миллер, лицеист младшего года выпуска:

Вскоре по выходе «Повестей Белкина» (в октябре 1831 г.) я на минуту за­шел к Александру Сергеевичу, они лежали у него на столе. Я и не знал, что они вышли, а еще менее подозревал, что автор их — он сам.

— Какие это повести? И кто этот Белкин? — спросил я, заглядывая в книгу.

— Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно. Далее я не хотел расспрашивать. (Там же, с. 173).

Любимые выражения А.С. Пушкина:

Очень хорошо (когда бывал чем-нибудь доволен).

Злы только дураки и дети.

Защити меня, Господи, от моих друзей, а врагов я беру на себя.

Поэты — сверхкомплектные жители света.

Вот было бы любо.

Толпа имеет здравый смысл [добавляя:]. Но в отношении вкуса — ни гугу!

О своей жене часто говорил: Моя Косая Мадона.

Приязнь и дружбу создал Бог, а литературу и критиков мы сами выдумали.

Таким, как Бог создал меня, хочу всегда казаться.

И замереть, и умереть можно — лежа на диване, заложив руки под голову и закрыв глаза.

Люблю играть этой мелочью... Но беречь ее не люблю... поиграю и пускаю в ход, ходячая монета! — [о деньгах.]

Как я рад, что я у вас.! Я здесь в своей родной семье! (Воспоминание же­ны П.В. Нащокина) — [в гостях.]

В процессе создания своих поэм часто повторял строки из них:

Обманет, не придет она!

Ударил бой, Полтавский бой!

Да, это вещь не простая, чистый голубец — [хваля что-нибудь.]

Летом песочница, зимой чернильница — [об Одессе.]

Или в «Евгении Онегине»:

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать...

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита...

Его знакомец К.И. Савостьянов пишет, что на все приветы в Тифлисе во время торжества в честь Пушкина, он молчал до времени, и одни только слезы высказывали то глубокое приятное чувст­во, которым он тогда был проникнут. Наконец, когда умолкли несколько голоса вос­торженных, Пушкин в своей стройной благоуханной речи излил пред нами душу свою, благодарил всех нас за торжество, которым мы его почтили, заключивши сло­вами: «Я не помню дня, в который я бью бы веселее нынешнего, я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня счастливым!» (Там же, с. 125).

Драматург М.П. Погодин читал Пушкину свою трагедию «Петр I»:

Помню одну поправку. Расстрига Иаков в первом действии, осуждая дей­ствия Петровы, говорит о захваченных им церковных деньгах. Когда я прочел:

И всякая копейка горячим углем

На голову его падет в последний день...

«Каплей, каплей», — воскликнул Пушкин, вскочив » потирая руки.. (Там же, с. 163)

А.С. Пушкин, будучи выдающимся мастером красноречия, был хорошо развит физически, прекрасно стрелял из пистоле­тов, ездил верхом, управлялся и с пером, и с нагайкой.

17—19 июня 1829 г. А.С. Пушкин принимал непосредствен­ное участие в стычках с горцами во время русско-кавказской войны. Он пишет:

Отдохнув, пустились мы далее. По всей дороге валялись тела. Верстах в 15 нашел я Нижегородский полк, остановившийся на берегу речки посереди скал. Преследование продолжалось еще несколько часов. К вечеру прошли мы всю долину, окруженную густым лесом, и наконец мог я выспаться вволю, про­скакав за эти два дня более осьмидесяти верст.

Среди стихов 1829 г. есть и такие:

Был и я среди донцов. Гнал и я османов шайку,

В память битвы и шатров я домой привез нагайку...

В походе поэт читал ночью в палатке Н.Н. Раевскому, ко­мандиру Нижегородского драгунского полка, рукопись своей трагедии «Борис Годунов».

СЕНЕКА Луций Анней (около 4 до н.э. — 65 н.э.) —

один из самых известных писателей Древнего Рима, философ, крупный поэт, драматург.

Но для нас он интересен в первую очередь как оратор. Не случайно уже в начале своей ораторской деятельности одной из своих речей он вызвал такую ненависть Калигулы, что тот рас­порядился убить Сенеку. Это не было пустыми угрозами: Кали­гула — третий император Рима, которого на самом деле звали Кай Цезарь, получил это прозвище по названию солдатского са­пога («калиге»), поскольку особенно любил эту обувь. Его цар­ствование отличалось жестокостью и безумными выходками, ибо сам Калигула после серьезной болезни впал в полное помеша­тельство. Он не только сам убивал, но выражал желание, чтоб весь римский народ имел бы одну голову, чтобы он мог отсечь ее одним ударом. Сам Калигула был убит в 41 г.

От Калигулы Сенеку спасло только слабое здоровье, которое позволяло надеяться, что оратор сойдет в могилу естественным путем и в самое скорое время. Затем Сенека стал наставником маленького Нерона. Жизнь Сенеки закончилась трагически: он совершил самоубийство по приказанию подросшего Нерона. Напомним, что Нерон — римский император, родился в 37 г., отличался жестокостью, грубостью, распутством. Он предал смерти множество людей, в том числе свою мать Агрипину, же­ну Октавию, сводного брата Британика и других. В 64 г. в Риме произошел большой пожар. Есть данные, что сам Нерон прика­зал поджечь город, но он обвинил в этом преступлении первых христиан, объявил на них гонения, в ходе которых христиан предавали страшным казням, травили хищными зверями, сжига­ли живьем и пр. Нерон считал себя великим актером, певцом, оратором, требовал себе всеобщего поклонения, но после все­общего восстания в провинциях Рима был вынужден лишить се­бя жизни.

Вот какие были «времена и нравы»!

В каком контрасте со всем тем, что рассказано на этой стра­нице, находится творчество Сенеки, его письма к Луцилию, его трагедии! Особенно письма, наполненные цельной и стройной системой нравственного отношения к человеку, к окружающей его действительности. Писем более ста, они разного объема и содержания.

СИПОВСКИЙ В.Д. (1621-1682) –

автор многотомной серии под общим названием «Родная старина отечественной истории в рассказах и картинках». Она была опубли­кована третьим изданием в 1904 г.: один том — XIV—XVI вв., дру­гой — XVI—XVII вв. и т.д. Вся серия издается с подзаголовком: «История России в рассказах для детей».

Для того чтобы можно было сразу составить мнение о стиле и манере автора, процитируем важный абзац из его собственного пре­дисловия к выпуску, посвященному XVI—XVII вв. нашей истории:

Date: 2015-10-18; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию