Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 2 pageВ хрестоматии представлена речь любовная — единственный пример такого обращения во всей хрестоматии. Обратим внимание на такую мысль Демосфена (с. 337): ... и придись мне по нраву их речи, я хранил бы молчание, а коли нет, вот тогда и я попытался бы выразить свое мнение. Демосфен остался верен себе до конца своих дней: после того как Македония (после 338 года до н. э.) постепенно подчинила себе Грецию, автор блистательных филиппик добровольно принял яд. КИРИЛЛ – Митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель отдела внешних церковных сношений, родился в 1946 г. в семье русских православных деятелей, сын и внук православных священников. С мая 1994 г. Его Преосвященство Владыко Кирилл ведет на первом канале российского телевидения цикл религиозных передач под общим названием «Слово пастыря». Тематика его выступлений касается различных сторон жизни Русской Православной церкви, разных сюжетов и общего содержания Ветхого и Нового Заветов, особенностей жизни приходов Православной церкви, работы воскресных православных школ, подготовки православных пастырей, оплаты церковных треб и многого другого. Телевизионные выступления митрополита Кирилла собирают перед экранами большую аудиторию, так как оратор не только прекрасно владеет излагаемым материалом, но и блистательно демонстрирует высокую ораторскую технику: речь его ярка, образна, самобытна, освещена чистотой дикции и глубокой заинтересованностью самого оратора. В процессе его выступления телезрители слушают речь опытного оратора — плавную, широко льющуюся, музыкальную, содержащую в себе и логику доказательств тезисов и умение украсить ее ораторскими «цветами» красноречия. Все перечисленное выше, умноженное на истинную веру в содержательную сторону своих выступлений, оказывает на слушателей глубокое познавательное и эмоциональное воздействие. Еженедельные субботние выступления Владыки Кирилла способствуют распространению мастерской ораторской Прозы, создавая в среде слушателей немало его духовных и профессиональных последователей. В хрестоматии представлена одна из проповедей митрополита Кирилла, посвященная событиям, произошедшим до, во время и после Тайной Вечери. Автор использует здесь многие приемы ораторской речи и цитаты из соответствующих мест Библии. КОНИ Анатолий Федорович (1844-1927) – русский юрист и общественный деятель, член Государственного Совета, почетный академик Петербургской академии наук, сын известного русского писателя и драматурга Ф.А. Кони. А.Ф. Кони — один из наиболее известных и выдающихся судебных деятелей и ораторов. В 1878 г. суд под его председательством вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Народница Вера Ивановна Засулич (1849—1919) покушалась на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Причиной действия В. Засулич явилось чрезвычайно жестокое обращение градоначальника с заключенными, применение к ним телесных наказаний. Дело приняло не только юридический, но и политический оборот. Обращаясь к присяжным заседателям, А.Ф. Кони сказал: Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем окажется тот «дух правды», которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи (Кони А. Ф. Собр. соч. Т. II. — С. 168). После революции 1917 г. А.Ф. Кони жил в Петербурге, читал юридические курсы в университете в качестве профессора (1918— 1922 гг.), писал воспоминания, опубликованные затем в пяти томах. Как оратор и автор А.Ф. Кони начал рано печататься: ему не было и двадцати лет, когда была опубликована его кандидатская диссертация «О праве необходимой обороны». Эта тема и сегодня остается злободневной. А в те времена она имела большой резонанс, поскольку автор диссертации утверждал: ... Употребление личных сил может быть допущено только при отсутствии помощи со стороны общественной власти... (Кони А.Ф. Избранное. — М., 1989. - С.7, 8). Если не знать, что эти слова написаны более ста лет тому назад, то можно отнести их к нашей современности. Читая труды А.Ф. Кони, убеждаешься в том, что его несколько тяжеловесные фразы, идеально точные по смыслу, чеканные по оформлению, демонстрируют такую по всем вопросам позицию автора, которая позволила ему самому сказать о себе: Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть.... Я любил свой народ, свою страну, служил им, как мог и умел.... Я много боролся за свой народ, за то, во что верил. (А.Ф. Кони. Собр. соч. Т. VI. С. 105). В хрестоматии представлено дело об утоплении крестьянки Емельяновой — одно из наиболее ярких в юридической практике автора. КРИСП Гай Саллюстий (86 - 35 до н.э.) – литератор, государственный деятель Рима, оратор-трибун, многократный оппонент Марка Туллия Цицерона по разным вопросам жизни города. Первым политическим и ораторским выступлением Криспа следует считать предлагаемую в хрестоматии инвективу против Цицерона (54 г. до н. э.). В отличие от Цицерона Крисп усвоил аттический стиль красноречия, широко использовал архаизмы своего времени. В инвективе он старается унизить и даже уничтожить Цицерона морально (как человека, гражданина и семьянина), как политического деятеля и защитника в суде (из-за его предполагаемой продажности). В частности, издевается над тем, что Цицерон — «новый человек в Риме»: предполагается — по рождению и по тому, что вынужден был находиться в изгнании. Речи Криспа, как правило, тщательно отделаны, план каждого выступления продуман до мелочей. Часто прослеживается еще одна особенность его стиля: широко используются экскурсы и дигрессии — когда основное течение повествования прерывается отступлениями, в которых автор сообщает по теме дополнительные сведения, расширяет тематику повествования. Русский перевод инвективы Криспа против Цицерона был опубликован только в 1981 г. (См.: Крисп Гай Саллюстий. Сочинения. — М.: Наука, 1981). Жаль, что многие особенности стиля Криспа не могут быть сохранены при переводе на другой язык, например, необычные слова, простонародные формы, архаизмы, поэтизмы и т. п. Современники отмечали его «саллюстивую краткость» и «бессмертную быстроту повествования», правда, относились к этим особенностям его стиля по-разному: одни хвалили, другие — отрицали. Тексты Криспа дошли до наших дней в рукописях на пергаментах, которые датируются IX—XI вв. Их оценке и оценке политических взглядов их автора посвящен ряд книг (например, Утиченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. — М., 1969). В этой же книге дается характеристика всему литературному наследию этого выдающегося писателя и оратора Древнего Мира. Для нас интересно сравнить содержание и форму двух инвектив: Криспа против Цицерона и Цицерона против Криспа. И читать и работать с ними лучше одновременно, по общему и хорошо известному приему антитезы. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) – кроме множества научных титулов, чрезвычайных открытий, абсолютных начинаний и построения основополагающих систем ему принадлежит первенство в формировании основ русского языка. Он заложил фундамент русской поэзии, истории, российского просвещения в целом. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет, носящий теперь его имя. М.В. Ломоносов — первый русский самородок из народа, добившийся международного признания. Перечислить все его заслуги перед Россией невозможно, настолько они велики и многогранны. Нас интересует то, что его перу принадлежат стихи в силлабо-тонической манере, оды, трагедии, сатиры, грамматика русского языка и т. п. А самое главное для нашей хрестоматии — он написал учебник по риторике. В «Отчете о завершенных и незавершенных научных и литературных работах» (19 января 1764 г.) М.В. Ломоносов среди 23 пунктов указывает, в частности, следующее: собрал великую часть рифмологии российской, сочинил 30 од торжественных и духовных.., стихи о пользе стекла.., читал лекции стихотворческие и по оным обучался поэзии студент Поповский, который после того был профессором красноречия в Московском университете.., собрал лексикон первообразных русских слов..., собрал лучшие российские пословицы.., рассуждения о разделении и сходстве языков.., краткое руководство к красноречию... собрал речи разных языков, между собою сходные.., переводил оды и другие стихи с латинского, французского и немецкого языков на российский... (См.: Ломоносов М.В. Избранная проза. — М., 1980. С. 405, 406). Похоронен М.В. Ломоносов в Александро-Невской лавре С.-Перербурга в Некрополе XVIII в. Вспомним его классические строки: Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Свое знаменитое «Краткое руководство к красноречию» Ломоносов опубликовал в 1747 г. В хрестоматии из него представлен довольно большой, но все же отрывок. Желательно ознакомиться с «Руководством...» по первоисточнику. МЕНЬ Александр ( 1935-1990) – протоиерей, крупнейший современный православный проповедник и духовный писатель, написавший семь томов «В поисках истины». В этой серии он анализирует духовную эволюцию человека, начиная от первых шагов цивилизации. Последняя книга серии называется «Сын человеческий» и посвящена Иисусу Христу. Отец Александр служил под Москвой. В его маленький сельский храм на службу собирались толпы народа, люди приезжали не только со всех концов Подмосковья, но и издалека. О служении отца Меня, о его проповедях, о его умении влиять на аудиторию Архиепископ Иоанн (Шеховской) отозвался так: Отец Мень избегает абстрактных терминов, он говорит кратко и просто, языком понятным и точным... Пусть слова этих страниц о служении человечества Богу — слова живые и нужные — упадут не на дорогах суеты, не в терния страстей и не на камень бесчуствия, но на благодатную землю живых сердец. (Мень А. Православное богослужение. Предисловие. — М.: Слово/Slovo, 1991. С. 5). 9 сентября 1990 г. ранним осенним утром отец Александр шел на службу. Неизвестный преступник ожидал его на безлюдной лесной тропинке. Удар сзади по голове завершил земную жизнь протоиерея. Как показало следствие, отец Александр, возможно, видел убийцу, но никаких имен не назвал, хотя еще жил некоторое время после удара. Следствие продолжается пока без видимых результатов. В одном из разделов своей книги отец Мень пишет: Труд священника-исповедальника Церковь сравнивает с трудом врача. Мы приходим на исповедь, чтобы обрести исцеление своих душевных и духовных недугов; для этого нужно учиться ясно и точно называть свои грехи. Если мы скрываем что-то, то грешим против Самого Христа Спасителя. Тогда таинство будет нам «в суд и осуждение» (Там же, с. 142). Таким образом, не только во время публичного ораторского выступления, но даже и на исповеди «нужно учиться ясно и точно называть»... вещи своими именами, нужно мыслить «ясно и точно», остальное — приложится. Для хрестоматии взят отрывок из его книги, впервые изданной в Брюсселе в 1980 г. Во введении к ней отец Александр пишет: Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, которые вылились из глубины сердец великих поэтов, мистиков, святых, боговидцев, драгоценны для нас. Вживание в них есть школа жизни. Оно воспитывает нас, просветляет и возвышает. (Там же, с. 10). В русском издании эта книга называется Протоиерей А. Мень. Православное богослужение. Таинство, слово, образ. — М., 1991. МУРАВЬЕВ Андрей Николаевич (1806-1874) – ученый, поэт, офицер, дипломат, с 1836 г. — член «Общества любителей русской словесности», а с 1837 г. — член Российской академии. Его книга «Путешествие по святым местам русским» выделяется среди всех других им написанных, а всего их насчитывается до тридцати, другое его произведение — «Жития святых Российской церкви, а также Иверских и Славянских» вышло из печати в 12 томах. Кроме книг по истории церкви, большинство из которых переведено на многие европейские языки, А.Н. Муравьев оставил воспоминания, в которых сообщает немало интересного об А.С. Пушкине, А.С. Грибоедове, М.Ю. Лермонтове, И.А. Крылове, З.Н. Волконской и других выдающихся личностях «золотого века» русской поэзии. Но отзывы современников о творчестве этого автора порой встречаются самые противоречивые: одни считали его устаревшим и сентиментальным, другие — холодным и не искренним, третьи — искренним и горячим... Кто-то ругал его стиль, кто-то — хвалил, но все соглашались с тем, что значение его творчества для русской культуры непреходяще. Особенно в наши дни, когда восстанавливается Русская Церковь и когда со времени издания этой книги (предыдущее в С.-Петербурге в 1846 г.) прошло более 150 лет. Стихи Андрея Николаевича и его книгу «Путешествия по святым местам русским» отмечал и ценил А.С. Пушкин. А.Н. Муравьев родился в знаменитой семье. Его отец — генерал Н. Муравьев, математик, организовавший в Москве школу колонновожатых — прообраз будущих офицеров генерального штаба. Его братья — М.Н. Муравьев, управляющий Виленским краем, Н.Н. Муравьев-Карский, наместник на Кавказе, последний получил к фамилии добавление (Карский) за руководство по взятию турецкого города Карса в 1855 г. Итак, нам предстоит составить собственное мнение относительна стиля этого некогда популярного автора, о котором, например, Н.С. Лесков писал так: Он первым из светских людей начал вещать о таких вопросах, которыми до него «светские» люди не интересовались и не умели за них тронуться. Именно благодаря «Путешествию...» к духовной теме обратили свои стихи А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев («Там, где на высоте обрыва...»), А.Н. Апухтин («Уставши на пути тернистом и далеком...») и др. В хрестоматию включен отрывок из «Путешествия...», в котором речь идет об одном из главных Кремлевских храмов — об Архангельском соборе, в сумраке которого находятся великокняжеские захоронения России. ПЛАТОН (428 или 427-348 или 347 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, оратор, ученик Сократа, создатель Платоновской академии в Афинах (около 387 г. до н.э.). Один из наиболее известных основателей философских школ в истории человечества. Сочинения Платона («Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» — учение об идеях, «Государство» — теория познания, «Парменид», «Софист» — диалектика категорий и. др.) представляют собой собрание и систему высокохудожественных и интеллектуальных диалогов, как правило, между знающим и спрашивающим, между учителем и учеником, нередко в беседах принимает участие несколько человек. От имени самого Платона произошло особое понятие — «платонический» (чисто духовный, не связанный чувственностью, например, «платоническая любовь»). «Платонизм» — философское течение, превратившееся позднее в неоплатонизм, воздействие которого испытала на себе идеалистическая философия Европы. По вопросу об ораторе (который особенно интересует нас в рамках хрестоматии) приведем вопрос и ответ Платона, которые полностью освещают его мнение: Сократ: Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? Федр:... тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, — достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, — достаточно знать, что таковым представляется, именно так можно убедить, а не с помощью истины... Сократ: Значит, тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего постичь правильное разделение и уловить, в чем признак каждой его разновидности — и той, где большинство неизбежно блуждает, и той, где этого нет. Федр: Прекрасную его разновидность, Сократ, постиг бы тот, кто уловил бы это! (Платон. Собр. соч. Т. II. — М., 1993: — С.169, 173). Конечно, все понимание теории и практики красноречия Платоном не укладывается в эти четыре реплики, они дают о нем лишь некоторое представление. В хрестоматии представлен полный раздел диалога «Софист» который называется «Возможность лжи в речах и мнениях». Добавим, что «Платон» — это прозвище, в переводе «широкий», а его настоящее имя — Аристокл, но об этом забыли. ПЛЕВАКО Федор Никифорович (1842-1908) – один из наиболее крупных российских адвокатов, закончил юридический факультет Московского университета. Глубокая эрудиция, проникновение в психику обвиняемых, тщательная подготовка к судебным заседаниям и к собственным судебным речам сделали его популярным на многие годы, постепенно превратив самого судебного оратора в легендарную фигуру, рассказы о которой передавались из уст в уста. В судебных речах Ф.Н. Плевако затрагивал большой круг вопросов, в том числе социальных, нравственных, которые находились в поле зрения общественности страны. Внутренняя теплота оратора воздействовала на аудиторию таким образом, что его выступления запоминались на годы. А.Ф. Кони написал: «Это был человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение» (Сб. судебных речей известных русских юристов. - М., 1957. - С.467). В.В. Вересаев вспоминает об одной из судебных речей Ф.Н. Плевако, когда тот защищал священника за преступление, которое сам подсудимый не отрицал. Речь адвоката состояла всего из нескольких фраз, которые он произнес взволнованно: Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех? Адвокат отошел к своему месту и сел. Священника оправдали. (Вересаев. В.В. Соч. т. IV. - М., 1948. - С. 446, 447). Этот и другие подобные примеры из российской судебной практики вошли едва ли не во все учебники отечественного красноречия. После смерти Ф.Н. Плевако было опубликовано около 60 записей его судебных выступлений. В хрестоматии представлены две речи знаменитого адвоката с совершенно разными социальными и психологическими сюжетами. ПЛИНИЙ Младший, или Плиний Цецилий (61-114) – друг историка Тацита, писатель, оратор, государственный деятель, из трудов которого до нас дошли только его письма, собранные в 10 книгах. Он называется «Младшим» в отличие от собственного дяди — Плиния Старшего, который был одним из самых трудолюбивых ученых всех времен, написал множество обширных сочинений, обладал разносторонним образованием. В 79 г., желая поближе видеть и описать извержение вулкана Везувия, он погиб. Плиний Младший родился в богатой и знатной семье, его детство под опекой его дяди — Плиния Старшего — было безоблачным. Окончив школу грамматики, мальчик перешел в «университет», т.е. в риторическую школу; она учила понимать цену слова, его силу и вес. Все питомцы риторической школы знали, что слово может быть мощным разящим оружием, которое часто становится страшнее меча, а может быть и драгоценным камнем, который при умелой отделке и подборе к другому чарует своим блеском, игрой и изяществом. Риторическая школа в Древнем мире ставила перед собой в это время специальную цель: подготовить хорошего судебного оратора. При империи, когда Август, по словам Тацита, «усмирил политическое красноречие», юноша уже не мог мечтать о том, чтобы «слово его управляло умами и успокаивало сердца». Полем его деятельности оставался суд, карьера судебного оратора была и почетной и доходной. Удачно провести в суде, а тем более в сенате, защиту или обвинение, значило положить прочное основание собственной известности и всей дальнейшей судьбе... И Плиний Младший, успешно закончив школу, решил стать адвокатом. В суде он выступал много раз, адвокатом был талантливым, затем перешел на государственную службу, став консулом в 100 г., затем императорским легатом. В этой должности его и настигла естественная кончина. Письма Плиния Младшего — тщательно отработанная литературная и риторическая работа. Они написаны по плану, составлены в обдуманных выражениях и в тщательно подобранных словах: они убеждают, вразумляют и доставляют удовольствие от самого факта знакомства с ними. Хотя некоторые критики считают их надуманными, деланными и искусственными. ПУШКИН Александр Сергеевич (26 мая/6 июня 1799— 29 января/10 февраля 1837) Не будем повторять биографию великого поэта, обратимся к высказываниям о нем. Ксенофонт Полевой: Одушевленный разговор его был красноречивою импровизациею, потому что он обыкновенно увлекал всех, овладевал разговором, и это всегда кончалось тем, что все смолкали невольно, а говорил он. Если бы записан был хоть один такой разговор Пушкина, похожий на рассуждение, перед ним показались бы бледны профессорские речи Вильмена и Гизо... Друзья поэта утверждали, что беседа его «стоила его произведений». Нащокины рассказывали «о том удовольствии, какое они испытывали в обществе и в беседах Пушкина. Он был душа, оживитель всякого разговора». Разговаривая с Пушкиным, замечаешь, что у него есть тайна, — его прелестный ум и знания. Ни блесток, ни жеманства в этом князе русских поэтов.... с его веселым, заливающимся, ребячьим смехом, с беспрестанным фейерверком остроумных, блистательных и добродушных шуток. Лев Сергеевич Пушкин свидетельствовал, что «гениальность его брата выражалась преимущественно в словах, особенно в разговорах с женщинами». А.А. Муханов писал в 1827 г.: «Он в сто крат занимательнее в мужском обществе, нежели в женском...» Т.Н. Грановский, имевший однажды случай беседовать с Пушкиным, причислял «этот разговор к приятнейшим в своей жизни». А.С. Пушкин: ... редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чем-нибудь близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом, и гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях. Все эти цитаты взяты из издания 1929 г. «Разговоры Пушкина» (репринт 1991. — М.: Изд-во политич. литературы. — С. IX—XI). А.С. Пушкин был красноречив, риторику изучал с детства. Так, публичный экзамен в Лицее по русскому языку охватывал четыре раздела: «разные роды слогов и упражнения речи, краткая литература красноречия в России, славянская грамматика, чтение собственных сочинений». Кроме русского ораторского искусства, изучал французскую риторику и владел ею, знал классическую поэзию и мифологию, греческий и латинский языки. Рассказывает П.И. Миллер, лицеист младшего года выпуска: Вскоре по выходе «Повестей Белкина» (в октябре 1831 г.) я на минуту зашел к Александру Сергеевичу, они лежали у него на столе. Я и не знал, что они вышли, а еще менее подозревал, что автор их — он сам. — Какие это повести? И кто этот Белкин? — спросил я, заглядывая в книгу. — Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно. Далее я не хотел расспрашивать. (Там же, с. 173). Любимые выражения А.С. Пушкина: Очень хорошо (когда бывал чем-нибудь доволен). Злы только дураки и дети. Защити меня, Господи, от моих друзей, а врагов я беру на себя. Поэты — сверхкомплектные жители света. Вот было бы любо. Толпа имеет здравый смысл [добавляя:]. Но в отношении вкуса — ни гугу! О своей жене часто говорил: Моя Косая Мадона. Приязнь и дружбу создал Бог, а литературу и критиков мы сами выдумали. Таким, как Бог создал меня, хочу всегда казаться. И замереть, и умереть можно — лежа на диване, заложив руки под голову и закрыв глаза. Люблю играть этой мелочью... Но беречь ее не люблю... поиграю и пускаю в ход, ходячая монета! — [о деньгах.] Как я рад, что я у вас.! Я здесь в своей родной семье! (Воспоминание жены П.В. Нащокина) — [в гостях.] В процессе создания своих поэм часто повторял строки из них: Обманет, не придет она! Ударил бой, Полтавский бой! Да, это вещь не простая, чистый голубец — [хваля что-нибудь.] Летом песочница, зимой чернильница — [об Одессе.] Или в «Евгении Онегине»: Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать... Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита... Его знакомец К.И. Савостьянов пишет, что на все приветы в Тифлисе во время торжества в честь Пушкина, он молчал до времени, и одни только слезы высказывали то глубокое приятное чувство, которым он тогда был проникнут. Наконец, когда умолкли несколько голоса восторженных, Пушкин в своей стройной благоуханной речи излил пред нами душу свою, благодарил всех нас за торжество, которым мы его почтили, заключивши словами: «Я не помню дня, в который я бью бы веселее нынешнего, я вижу, как меня любят, понимают и ценят, и как это делает меня счастливым!» (Там же, с. 125). Драматург М.П. Погодин читал Пушкину свою трагедию «Петр I»: Помню одну поправку. Расстрига Иаков в первом действии, осуждая действия Петровы, говорит о захваченных им церковных деньгах. Когда я прочел: И всякая копейка горячим углем На голову его падет в последний день... «Каплей, каплей», — воскликнул Пушкин, вскочив » потирая руки.. (Там же, с. 163) А.С. Пушкин, будучи выдающимся мастером красноречия, был хорошо развит физически, прекрасно стрелял из пистолетов, ездил верхом, управлялся и с пером, и с нагайкой. 17—19 июня 1829 г. А.С. Пушкин принимал непосредственное участие в стычках с горцами во время русско-кавказской войны. Он пишет: Отдохнув, пустились мы далее. По всей дороге валялись тела. Верстах в 15 нашел я Нижегородский полк, остановившийся на берегу речки посереди скал. Преследование продолжалось еще несколько часов. К вечеру прошли мы всю долину, окруженную густым лесом, и наконец мог я выспаться вволю, проскакав за эти два дня более осьмидесяти верст. Среди стихов 1829 г. есть и такие: Был и я среди донцов. Гнал и я османов шайку, В память битвы и шатров я домой привез нагайку... В походе поэт читал ночью в палатке Н.Н. Раевскому, командиру Нижегородского драгунского полка, рукопись своей трагедии «Борис Годунов». СЕНЕКА Луций Анней (около 4 до н.э. — 65 н.э.) — один из самых известных писателей Древнего Рима, философ, крупный поэт, драматург. Но для нас он интересен в первую очередь как оратор. Не случайно уже в начале своей ораторской деятельности одной из своих речей он вызвал такую ненависть Калигулы, что тот распорядился убить Сенеку. Это не было пустыми угрозами: Калигула — третий император Рима, которого на самом деле звали Кай Цезарь, получил это прозвище по названию солдатского сапога («калиге»), поскольку особенно любил эту обувь. Его царствование отличалось жестокостью и безумными выходками, ибо сам Калигула после серьезной болезни впал в полное помешательство. Он не только сам убивал, но выражал желание, чтоб весь римский народ имел бы одну голову, чтобы он мог отсечь ее одним ударом. Сам Калигула был убит в 41 г. От Калигулы Сенеку спасло только слабое здоровье, которое позволяло надеяться, что оратор сойдет в могилу естественным путем и в самое скорое время. Затем Сенека стал наставником маленького Нерона. Жизнь Сенеки закончилась трагически: он совершил самоубийство по приказанию подросшего Нерона. Напомним, что Нерон — римский император, родился в 37 г., отличался жестокостью, грубостью, распутством. Он предал смерти множество людей, в том числе свою мать Агрипину, жену Октавию, сводного брата Британика и других. В 64 г. в Риме произошел большой пожар. Есть данные, что сам Нерон приказал поджечь город, но он обвинил в этом преступлении первых христиан, объявил на них гонения, в ходе которых христиан предавали страшным казням, травили хищными зверями, сжигали живьем и пр. Нерон считал себя великим актером, певцом, оратором, требовал себе всеобщего поклонения, но после всеобщего восстания в провинциях Рима был вынужден лишить себя жизни. Вот какие были «времена и нравы»! В каком контрасте со всем тем, что рассказано на этой странице, находится творчество Сенеки, его письма к Луцилию, его трагедии! Особенно письма, наполненные цельной и стройной системой нравственного отношения к человеку, к окружающей его действительности. Писем более ста, они разного объема и содержания. СИПОВСКИЙ В.Д. (1621-1682) – автор многотомной серии под общим названием «Родная старина отечественной истории в рассказах и картинках». Она была опубликована третьим изданием в 1904 г.: один том — XIV—XVI вв., другой — XVI—XVII вв. и т.д. Вся серия издается с подзаголовком: «История России в рассказах для детей». Для того чтобы можно было сразу составить мнение о стиле и манере автора, процитируем важный абзац из его собственного предисловия к выпуску, посвященному XVI—XVII вв. нашей истории:
|