Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава перваяСтр 1 из 10Следующая ⇒
ИЩИ СЕБЯ, ПОКА НЕ ВСТРЕТИШЬ Москва Издательство политической литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА, в котором он обращается к читателям с вопросами, возникшими в собственной жизни Глава первая. ЗАВЕЩАНИЕ СТАРОГО ОРЛА Физик — переводчик — полиглот: познание воли и воля к познанию Круги приближения к истине. МЫСЛИТЕЛИ Глава вторая. ПРОШЕЛЕСТИТ СЕРЕБРЯНО КРЫЛО Механик — математик — искусствовед: психология покорения пространства Круги приближения к истине. ПРАКТИКИ Глава третья. ТОРЕАДОРЫ, СМЕЛЕЕ В БОЙ! Химик — композитор, инженер — верхолаз, токарь — журналист, директор — скульптор: жизнь замечательных и жизнь обыкновенных людей Круги приближения к истине. ИССЛЕДОВАТЕЛИ Глава четвертая. ФОРМУЛА МИЛОСЕРДИЯ Писатель — врач: мост над временем между медициной и обществом Круги приближения к истине. ХУДОЖНИКИ Глава пятая. ЧТО КРАДУТ ПОХИТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ? Неумехи — подпевалы — рвачи: ситуация, достойная сожаления Круги приближения к истине. ВЗРОСЛЫЕ Глава шестая. НУЖНА ЛИ КРАСОТАРЕАЛИСТУ? Работники — мечтатели — экспериментаторы: резервы производства и ресурсы личности Круги приближения к истине. ДЕТИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА, в котором он просит читателей задавать ему вопросы, возникшие в их жизни ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА, в котором он обращается к читателям с вопросами, возникшими в собственной жизни Почему я пишу книги? Почему езжу в творческие командировки, ношу рукописи в редакции? Но я литератор, публицист. Чем же мне еще заниматься? Мне нравится моя профессия. И всегда нравилась — с первых пеших блужданий по деревенским проселкам корреспондентом районной газеты, где у нас не было даже велосипеда; с первых толковищ за железной дверью многотиражки строительного института, на которой мы повесили табличку: «Без мыслей не входить!» — дверь под лестницей бывшего особняка графа Мусина-Пушкина на Разгуляв почему-то была обита металлом, видимо, у хозяйственной части еще не вполне прошел испуг после московского пожара 1812 года, когда в графском доме сгорел единственный из известных рукописных списков «Слова о полку Игореве»; с первых ночных дежурств в большой — ежедневной! — газете областного масштаба; с первых долгих странствий по Сибири спецкором «Литературки»; с первой тоненькой синей книжечки очерков... Моя работа... О, нет, она доставляла мне не только радости! Я верю статистике ЮНЕСКО, Утверждающей, что по смертности журналисты стоят на втором месте после подземных рабочих. Верю в эту тоскливую статистику в страшные часы, когда нервы взвинчены до предела, а сон не приходит до утра. Верю в нее, когда комок сжимает горло у свежей могилы: сколько товарищей своих, павших за ночной машинкой, не вернувшихся из полета, не успевших завершить начатое, сколько товарищей своих я потерял! И когда в новогоднюю морозную ночь провожали одного из них, на снег под березами вместе со слезами пролилась у меня песня о нем; «Как судьба не права — птицу влет, что так радостно пела... Гранка жизни мала, и еще сокращаться велят...» И все же я люблю свою горькую, сладкую, не единожды проклятую, много раз воспетую е благодарственных молитвах судьбе профессию И был совершенно искренен в «Песне журналистов», которую мы сочинили вместе с Вано Мурадели: «Если снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти...» Искренен, но не точен. Разве я выбирал свою профессию? Может, выбирала она? Или все-таки я сам — не размышляя, интуитивно, очертя голову, — как прыгают в неизведанное, когда позовет любовь? Были лекции в юридическом, сумасшедший коктейль из римского права и медицины, истории и криминалистики, логики и психиатрии, гражданского кодекса и латыни, азартные игры следственной практики, поклонение великим судебным ораторам; разве не эту дорогу предпочел я любой другой — технике, педагогике, геологии, журналистике? Да, и журналистике! Так почему же я не выступаю в суде, не распутываю, подобно «знатокам», злонамеренные хитросплетения, а пишу книги? Почему человек становится летчиком, а не токарем? Шофером, а не учителем? Историком, а не бухгалтером? Пожарным, а не моряком? Служителем зоопарка, а не верхолазом? Конструктором, а не садовником? Шахтером, а не врачом? Возможно, причиной тому было призвание. Но вполне вероятно — случай. Уверены ли мы, что родились на свет ради того дела, которому посвящаем всю жизнь? И что мешает нам попробовать силы одновременно в нескольких областях — отсутствие времени? непонимание себя? лень? фанатизм однолюба? отсутствие подходящих условий? несовершенство общественных установлений?.. «Ищи себя, пока не встретишь». Я воспринимаю это как мудрость, рожденную в гуще опыта народного. Но знаю, что можно посчитать лишь словесным бубенчиком, способным развлечь, однако не дающим ответа на естественные вопросы. Например, уместно ли в зрелом возрасте все еще искать себя? Как долго может продолжиться такой поиск — годы, девятилетия? Как оценить шансы на «встречу с собой» в конце пути? Не окажется ли поиск напрасным? Я думаю, что в самом процессе искания заключается смысл. Перечитывая недавно Михаила Булгакова, обратил внимание на фразу, которая прежде ускользала от моего сознания: «Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле - тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни». Альберт Швейцер, философ и музыкант, выступавший с концертами органной музыки в лучших залах Европы, действительно, в расцвет те жизненного и творческого успеха неожиданно обнаружил призвание в миссионерстве и врачевании, поступил студентом на медицинский факультет того же университета, где был профессором, и уехал лечить людей в африканские джунгли. Однако Моцарт, в четыре года сочинявший музыку, «попал на свое место» с рождения, как и наш Пушкин. А химик Бородин, найдя свое место в «могучей кучке» композиторов, не потерял его и в среде естествоиспытателей, продолжая обе профессии параллельно Примеров — сколько угодно. Значит, Михаил Булгаков не прав? Я так думаю. В контексте «Белой гвардии», датированной 1923 годом, замечание автора носит саркастический характер, ибо обращено к человеку оставившему учительство ради служения жестокости и насилию. Но булгаковская мысль значительнее повода, ее вызвавшего. Почему он привел именно такой пример: обращение от «римского права» к «цветам»? Для меня это символы: от занятия, не связанного с соками жизни, — к полюсу противоположному, олицетворяющему гуманное, естественно-природное начало деятельности человека. От выбранного по воле обстоятельств, исполняемого в силу привычки — к работе по велению сердца. Как часто бываем мы глухи к голосу собственного «я»! Не чувствуем зов, не следуем вектору души. А в итоге «попадаем на свое место» лишь к концу пути. Однако и влияние общественных причин на выбор профессии, последующие перемены труда, конечно, недооценивать мы не вправе. Многие теряются, оказываясь на перекрестке сильных ветров: влечет образование, соблазняет интерес, вынуждает заработок, влияют семья, сверстники, волнуют воспринятые с экрана телевизора или вычитанные в книгах иллюзорные представления о жизни, давит пресс профориентации, подчиняют традиции среды... «Поиск себя» — не только личная забота, как иной раз думают. Тут всенародный интерес. Твои способности, рассуждая по-хозяйски, приращивают или, наоборот, обедняют национальную сокровищницу. Об интеллектуальном потенциале государства идет речь. Программа партии, принятая в новой редакции XXVII съездом предусматривает всестороннее развитие людей, когда «способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа», определяет задачу формирования «гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Задуманный разговор не ограничишь рамками самовоспитания, выбора места в жизни. Неизбежно обращение и к другим актуальным проблемам, связанным с глубокой перестройкой общественного сознания. Все очевиднее становится вред утилитарного подхода к человеку, как к работнику, осуществляющему ту или иную функцию в системе разделения труда. Страна сейчас остро нуждается в мобилизации духовых и нравственных ресурсов личности. Глава первая Date: 2015-10-18; view: 412; Нарушение авторских прав |