Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игры под музыку
Игры под музыку должны широко использоваться на уроках физической культуры, на занятиях спортивных секций, в детских спортивных школах, во
время праздников и т.д. Однако, студенты факультета, учителя физической культуры испытывают немалые затруднения в подборе и проведении игр под музыку, так как этот вопрос очень слабо освещён даже в специальной литературе. Правда, в пособиях по подвижным играм встречаются указания о том, что некоторые игры желательно проводить под музыку, но эти указания носят, как правило общий характер. Данный раздал пособия поможет специалистам в области физической культуры овладеть методикой организации и проведения игр под музыку.
Характеристика игр. Эмоциональное содержание музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, ритма, силы звучания используются в играх и создают благоприятные условия для формирования физической культуры играющих. Недостаток жизненных наблюдений и представлений у детей приводит к тому, что они не могут достаточно ярко и образно передать действия того или другого игрового персонажа. Тогда на помощь приходит музыка. Она придает воображению учащихся большую яркость, а движениям выразительность. В играх под музыку большое значение имеет согласование движения участников с различным характером звучания музыки - плавным, отрывистым, мягким, резким, и т.д. Сравнивая свои достижения со звучанием, играющие заимствуют из музыки разнообразие красок, оттенков и отражают его в движениях. Это способствует обогащению координационных возможностей играющих. Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью своих движений. С помощью одного из важных средств музыкальной выразительности - ритмического рисунка мелодии - воспитывается умение произвольно придавать движениям различную временную протяжённость. Даже самая простая мелодия обычно выражена звуками различной длительности. Воспроизведение их шагами, хлопками и другими движениями развивает умение "удлинять" или "укорачивать" продолжительность своих движений в соответствии с ритмом музыки. В играх под музыку дети действуют в соответствии с правилами игры, которые в значительной мере обусловлены содержанием, формой, характером музыки. В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным движениям. Это, как правило, простейшие элементы народных танцев и их несложные соединения, а также бег, прыжки, движения с предметами, имеющие танцевальный характер. Использование их в подвижных играх помогает развивать координацию и воспитывать свободу, ловкость и изящество движений, вместе с тем повышается интерес детей (особенно девочек) к играм.
Важно помнить, что эпизодическое использование игр под музыку не может дать ощутимых результатов. Их педагогическое воздействие может быть полноценным лишь при систематическом проведении. Тогда у детей постепенно вырабатывается умение отличать марш от танца, узнавать польку, вальс, запоминать мелодию, разбираться в содержании и характере звучания музыки и согласовывать с ней свои движения.
Методика проведения игр под музыку. Умелый выбор игр под музыку и знание методики их проведения дает возможность своевременно и правильно поставить и решить те или иные образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к проведению выбранной игры, преподаватель должен познакомиться с музыкой, сопоставить действия и движения играющих с характером звучания, а иногда и выполнить сам эти движения под музыку. Если в процессе подготовки выясняется, что в выбранной игре отдельные движения трудны для выполнения, - их следует облегчить, а правила игры можно упростить. В некоторых играх, например "Низко - высоко", действия играющих обусловлены звучанием мелодии в том или ином регистре. При этом разница в регистрах не выходит за пределы двух октав, поэтому уловить её не так уж легко. Чтобы своевременно направлять действия играющих и давать им правильную оценку, руководителю необходим быстро и безошибочно определять регистры, а это требует предварительной самопроверки. Содержание игры, взаимодействие её участников должен знать не только руководитель, но и аккомпаниатор. Только при соблюдении этого условия подача звуковых сигналов, повторение музыкальных фраз (когда это требуется по ходу игры), и т.д. будут своевременными. При проведении игр под музыку особое внимание следует уделять свободному и красивому показу танцевальных движений. Выполнение их преподавателем будет являться образцом для играющих. Умение подать команду согласованно с музыкальным звучанием очень важно при проведении игр под музыку. Когда перед началом игры дается музыкальное вступление, в команде нет необходимости: когда вступление отсутствует, аккомпаниатор, как и участники, начинают игру по команде руководителя: "Начи-най!" Желательно, чтобы она была дана с учётом размера и темпа исполняемой пьесы. Такая команда в известной степени заменяет музыкальное вступление (рис.4а,б). Так, в игре "Бросай точно" исполняется вальс. Команду следует давать:
На чи най!
Рис. 4. а Игра "Тихо - громко" сопровождается маршем. Команда: На чи най!
Рис. 4. б
От своевременной подачи команды в ходе игры очень часто зависит успех её проведения. Так, в игре "Вправо-влево бросай" участники подбрасывают и ловят мячи на первую четверть трёхчетвертного размера. Внезапно, по команде, мяч перебрасывается соседу в указанную учителем сторону. Команду необходимо подать в момент, когда играющие ловят свои мячи (рис. 5). команда: вправо или влево бросить поймать
Рис. 5
Если команда запоздает, то играющие не успеют правильно бросить мяч. Преждевременная же команда, например в момент подбрасывания мяча, не способствует развитию скорости достигаемой реакции, кроме того, снижается эмоциональное воздействие игры. Своевременно поданная команда определяет полноценность решения педагогических задач, поставленных во многих играх ("Вызов номеров", "Смотри сигнал", "Поймай по вызову" и др.). В обучении играм под музыку имеются свои особенности. Они вызваны, необходимостью выделить время на прослушивание музыки и согласование с ней движений. Обучение начинается с того, что учитель сообщает детям название игры, её содержание и правила (разметка площадки обычно производится до начала игры). Затем дети прослушивают музыку и под руководством учителя выясняют, каков характер ее звучания, какие средства музыкальной выразительности в ней особенно ярки, как отдельные моменты игры согласованы с музыкой. После этого руководитель разучивает с детьми движения, встречающиеся в игре. В том случае, когда эти движения более или менее сложны, лучше выделить специальное время на их разучивание. В процессе разучивания двигательных элементов игры учитель должен рассказать детям, при каких нарушениях в технике выполнения движений и их связи с музыкой команда получает штрафное очко или проигрывает. После предварительного изучения движений руководитель проводит пробное судейство: двое - трое играющих выполняют разученное движение, остальные оценивают, т.е. называют замечания или ошибки. Дети, лучше других справившиеся с этим заданием, назначаются судьями. В дальнейшем к судейству обязательно следует привлекать и детей имеющих освобождение от занятий. Участие в судействе воспитывает более сознательное отношение к изучению движений, к умению увязать их с музыкой, обостряет внимание, наблюдательность, способность анализировать и обобщать. Далее учитель формирует команды, размещает их на площадке и закрепляет судей. Вслед за этим проводится пробная игра, в которой проводящий обычно выполняет роль водящего и фиксирует внимание детей на точном соблюдении условий игры. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили связь музыки с игровыми действиями можно исполнить отдельные музыкальные фразы с тем, чтобы дети показали или сказали, как они должны согласовать с ними свои движения. В процессе проведения пробной игры учитель указывает участникам на встречающиеся ошибки, объясняет, как их избежать. Вслед за этим проводится игра, с учетом результатов. Однако порядок проведения игр под музыку может меняться в зависимости от содержания игры, состава детей, условий её проведения. Так, например, в игре "Повтори за мной" дети, прослушав музыку, становятся в круг и, еще не рассчитываясь по порядку, выполняют вместе с учителем русский хороводный шаг (на 1-ю часть музыки). Затем руководитель берёт на себя роль водящего и учит детей (на 2-й часть музыки) повторять показанные им движения. Попутно проводящий поясняет играющим, как самим выделять музыкальные фразы и проверяет, достаточно ли сознательно и уверенно они это делают. Из приведенного примера видно, что разучивание движений и построение как бы вклиниваются в разбор музыки. Затем остаётся произвести расчёт по порядку и можно переходить к игре с учетом результатов. Такой приём часто используется при обучении играм детей в детских садах и начальных классах общеобразовательной школы. Им легче понять музыку сопровождаемую движениями. В некоторых случаях последовательность обучения не меняется, но опускаются некоторые его ступени. Так, в одних случаях нет необходимости в пробной игре, в других - не нужно отдельно разучивать движения и т.д. Date: 2015-10-18; view: 592; Нарушение авторских прав |