Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры под музыку





Игры под музыку должны широко использоваться на уроках физической культуры, на занятиях спортивных секций, в детских спортивных школах, во

 

время праздников и т.д.

Однако, студенты факультета, учителя физической культуры испы­тывают немалые затруднения в подборе и проведении игр под музыку, так как этот вопрос очень слабо освещён даже в специальной литерату­ре. Правда, в пособиях по подвижным играм встречаются указания о том, что некоторые игры желательно проводить под музыку, но эти указания носят, как правило общий характер.

Данный раздал пособия поможет специалистам в области физической культуры овладеть методикой организации и проведения игр под музыку.

 

Характеристика игр.

Эмоциональное содержание музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, ритма, силы звучания используются в играх и созда­ют благоприятные условия для формирования физической культуры игра­ющих.

Недостаток жизненных наблюдений и представлений у детей приво­дит к тому, что они не могут достаточно ярко и образно передать действия того или другого игрового персонажа. Тогда на помощь прихо­дит музыка. Она придает воображению учащихся большую яркость, а дви­жениям выразительность.

В играх под музыку большое значение имеет согласование движения участников с различным характером звучания музыки - плавным, отрывистым, мягким, резким, и т.д. Сравнивая свои достижения со звучанием, играющие заимствуют из музыки разнообразие красок, от­тенков и отражают его в движениях. Это способствует обогащению ко­ординационных возможностей играющих.

Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью своих движений.

С помощью одного из важных средств музыкальной выразительности - ритмического рисунка мелодии - воспитывается умение произвольно придавать движениям различную временную протяжённость. Даже самая простая мелодия обычно выражена звуками различной длительности. Воспроизведение их шагами, хлопками и другими движениями развивает умение "удлинять" или "укорачивать" продолжительность своих движе­ний в соответствии с ритмом музыки.

В играх под музыку дети действуют в соответствии с правилами игры, которые в значительной мере обусловлены содержанием, формой, характером музыки.

В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным дви­жениям. Это, как правило, простейшие элементы народных танцев и их несложные соединения, а также бег, прыжки, движения с предметами, имеющие танцевальный характер. Использование их в подвижных играх помогает развивать координацию и воспитывать свободу, ловкость и изящество движений, вместе с тем повышается интерес детей (особен­но девочек) к играм.

 

Важно помнить, что эпизодическое использование игр под музыку не может дать ощутимых результатов. Их педагогическое воздействие может быть полноценным лишь при систематическом проведении. Тогда у детей постепенно вырабатывается умение отличать марш от танца, узнавать польку, вальс, запоминать мелодию, разбираться в содержании и характере звучания музыки и согласовывать с ней свои движения.

 

Методика проведения игр под музыку.

Умелый выбор игр под музыку и знание методики их проведения дает возможность своевременно и правильно поставить и решить те или иные образовательные и воспитательные задачи.

Готовясь к проведению выбранной игры, преподаватель должен познакомиться с музыкой, сопоставить действия и движения играющих с характером звучания, а иногда и выполнить сам эти движения под музы­ку. Если в процессе подготовки выясняется, что в выбранной игре от­дельные движения трудны для выполнения, - их следует облегчить, а правила игры можно упростить.

В некоторых играх, например "Низко - высоко", действия играющих обусловлены звучанием мелодии в том или ином регистре. При этом разница в регистрах не выходит за пределы двух октав, поэтому уло­вить её не так уж легко. Чтобы своевременно направлять действия иг­рающих и давать им правильную оценку, руководителю необходим быстро и безошибочно определять регистры, а это требует предварительной самопроверки.

Содержание игры, взаимодействие её участников должен знать не только руководитель, но и аккомпаниатор. Только при соблюдении это­го условия подача звуковых сигналов, повторение музыкальных фраз (когда это требуется по ходу игры), и т.д. будут своевременными.

При проведении игр под музыку особое внимание следует уделять свободному и красивому показу танцевальных движений. Выполнение их преподавателем будет являться образцом для играющих.


Умение подать команду согласованно с музыкальным звучанием очень важно при проведении игр под музыку. Когда перед началом иг­ры дается музыкальное вступление, в команде нет необходимости: когда вступление отсутствует, аккомпаниатор, как и участники, начи­нают игру по команде руководителя: "Начи-най!" Желательно, чтобы она была дана с учётом размера и темпа исполняемой пьесы. Такая команда в известной степени заменяет музыкальное вступление (рис.4а,б).

Так, в игре "Бросай точно" исполняется вальс. Команду следует да­вать:

 

 

 
 

На чи най!

 

Рис. 4. а

Игра "Тихо - громко" сопровождается маршем. Команда:

 
 

На чи най!

 

Рис. 4. б

 

От своевременной подачи команды в ходе игры очень часто зави­сит успех её проведения. Так, в игре "Вправо-влево бросай" участ­ники подбрасывают и ловят мячи на первую четверть трёхчетвертного размера. Внезапно, по команде, мяч перебрасывается соседу в указан­ную учителем сторону. Команду необходимо подать в момент, когда играющие ловят свои мячи (рис. 5).

 
 

команда: вправо или влево

бросить поймать

 

Рис. 5

 

Если команда запоздает, то играющие не успеют правильно бро­сить мяч. Преждевременная же команда, например в момент подбрасыва­ния мяча, не способствует развитию скорости достигаемой реакции, кроме того, снижается эмоциональное воздействие игры. Своевременно поданная команда определяет полноценность решения педагогических задач, поставленных во многих играх ("Вызов номеров", "Смотри сигнал", "Поймай по вызову" и др.).

В обучении играм под музыку имеются свои особенности. Они выз­ваны, необходимостью выделить время на прослушивание музыки и сог­ласование с ней движений. Обучение начинается с того, что учитель сообщает детям название игры, её содержание и правила (разметка площадки обычно производится до начала игры). Затем дети прослу­шивают музыку и под руководством учителя выясняют, каков характер ее звучания, какие средства музыкальной выразительности в ней особенно ярки, как отдельные моменты игры согласованы с музыкой. После этого руководитель разучивает с детьми движения, встречающиеся в игре. В том случае, когда эти движения более или менее сложны, лучше выделить специальное время на их разучивание.

В процессе разучивания двигательных элементов игры учитель дол­жен рассказать детям, при каких нарушениях в технике выполнения движений и их связи с музыкой команда получает штрафное очко или проигрывает. После предварительного изучения движений руководитель проводит пробное судейство: двое - трое играющих выполняют разучен­ное движение, остальные оценивают, т.е. называют замечания или ошиб­ки. Дети, лучше других справившиеся с этим заданием, назначаются судьями. В дальнейшем к судейству обязательно следует привлекать и детей имеющих освобождение от занятий. Участие в судействе воспиты­вает более сознательное отношение к изучению движений, к умению увязать их с музыкой, обостряет внимание, наблюдательность, способ­ность анализировать и обобщать.


Далее учитель формирует команды, размещает их на площадке и закрепляет судей. Вслед за этим проводится пробная игра, в которой проводящий обычно выполняет роль водящего и фиксирует внимание де­тей на точном соблюдении условий игры. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили связь музыки с игровыми действиями можно исполнить отдельные музыкальные фразы с тем, чтобы дети пока­зали или сказали, как они должны согласовать с ними свои движения.

В процессе проведения пробной игры учитель указывает участникам на встречающиеся ошибки, объясняет, как их избежать. Вслед за этим про­водится игра, с учетом результатов.

Однако порядок проведения игр под музыку может меняться в зависимости от содержания игры, состава детей, условий её проведения. Так, например, в игре "Повтори за мной" дети, прослушав музыку, становятся в круг и, еще не рассчитываясь по порядку, выполняют вместе с учителем русский хороводный шаг (на 1-ю часть музы­ки). Затем руководитель берёт на себя роль водящего и учит детей (на 2-й часть музыки) повторять показанные им движения. Попутно проводящий поясняет играющим, как самим выделять музыкальные фразы и проверяет, достаточно ли сознательно и уверенно они это делают. Из приведенного примера видно, что разучивание движений и построе­ние как бы вклиниваются в разбор музыки. Затем остаётся произвести расчёт по порядку и можно переходить к игре с учетом результатов. Такой приём часто используется при обучении играм детей в детских садах и начальных классах общеобразовательной школы. Им легче понять музыку сопровождаемую движениями. В некоторых случаях последовательность обучения не меняется, но опускаются некоторые его ступени. Так, в одних случаях нет необходимости в пробной игре, в других - не нужно отдельно разучивать движения и т.д.







Date: 2015-10-18; view: 592; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию