Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джамбаттиста Вико





Значительно более основательно, чем философы рационалистического “века великих систем” и европейского Просвещения, воспринял традиции ренессансной мысли великий итальянский философ начала XVIII в. Джамбаттиста Вико (1668–1744). Создатель “Новой науки” (первое издание вышло в свет в 1725 г.) – опыта диалектической философии истории, намного превосходившей плоские концепции прямолинейного буржуазного прогресса эпигонов картезианства и просветителей XVIII в., был чужд того высокомерного презрения, с каким относился к философии Возрождения Вольтер. Вико воспринял и высоко оценил “ту Метафизику, которая сообщила такую возвышенность литературе у Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Нифуса, Стеухуса, Якопо Маццони, Алессандро Пикколомини, Маттео Аквавива, Франческо Патрицци и которая настолько содействовала поэзии, истории и риторике, что, казалось, в Италии воскресла вся Греция времен своей наибольшей учености и наилучшего красноречия...” [25>.с. 486].

Метафизической концепции поступательного исторического движения Вико, опираясь на наследие ренессансной философской мысли, противопоставил диалектическое понимание исторического процесса в его сложности

[355]

и внутренней противоречивости. Предпосылкой его философии истории явилась трактовка природы не как неизменной данности, а как непрерывного становления. “Природа вещей, – писал он в “Новой науке”, – не что иное, как их возникновение в определенное время и при определенных условиях; всегда, когда последние таковы, именно такими, а не другими возникают вещи” [там же, с. 77]. Предмет “Новой науки” –история, не конкретная, “отдельная и временная” история тех или иных народов, а “история идентичная в уразумеваемой сущности и разнообразная в способах развития”. Речь идет о постижении “вечных законов, соответственно которым движутся Деяния всех Наций, в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце...” Законы эти должны носить всеобщий, мировой характер, и Вико, проявляя знакомство с космологическими идеями Джордано Бруно, делает характерную оговорку о действительности этих законов “даже если бы (что безусловно ложно) в Вечности время от времени возникали бесчисленные миры” [там же, с. 460].

Всеобщая закономерность выступает у Вико как проявление в жизни человеческого общества “божественного провидения”, и саму свою “науку” он именует “Рациональной Гражданской Теологией Божественного Провидения” [там же, с. 114–115], но трактовка, какую получает провидение в его философии истории, не имеет ничего общего с традиционным религиозным провиденциализмом. Провидение, этот “Ум-Законодатель”, выступает у него как имманентно присущая человечеству внутренняя сила, определяющая его движение, подобно тому “мастеру”, который, по Джордано Бруно, “действуя изнутри”, оформляет материю и приводит к возникновению вещей. Этот исторический закон осуществляется в действиях людей, продиктованных обычными, даже низменными человеческими страстями, интересами и потребностями: “Из страстей людей, всецело преданных своим личным интересам, из-за которых они принуждены были бы жить, как дикие звери, в одиночестве, он создает гражданские установления, и благодаря им люди живут в Человеческом Обществе” [там же, с. 75].

Философия истории “Новой науки” требует рассмотрения человека “таким, каков он в действительности” [там же]. В основе человеческих действий, говорит Вико, лежат “необходимость и польза” – именно они суть

[356]

“два неиссякаемых источника Естественного Права народов” [там же, с. 117]. Поскольку люди “преследуют главным образом только свою личную пользу”, в основе процесса формирования человеческого общества лежит стремление человека к самосохранению. Из стремления к самосохранению (идея эта, как мы видели, была выдвинута гуманистами XV в. и подробно разработана натурфилософами второй половины XVI в.) Вико выводит образование семьи, гражданского общества, государства и, наконец, всего человеческого сообщества [см. там же, с. 114].

Диалектическое представление о противоречивости общественного развития Находит у Вико выражение в идее постоянного круговорота (также выдвинутой в ренессансной философской мысли) со сменой периодов возвышения и упадка в истории цивилизации. Несмотря на кажущийся пессимизм, она была много ближе к постижению действительной диалектики исторического развития, чем поверхностно-просветительское представление о непрерывном прогрессе, игнорирующем сопутствующие прогрессу в антагонистическом классовом обществе явления социального регресса на другом полюсе – те бедствия и страдания, которыми трудящиеся массы оплачивали успехи буржуазного развития в эпоху первоначального накопления.

Представление Вико о том, что в повседневных действиях людей, в противоречивой совокупности частных интересов и поступков проявляется присущая общественному развитию историческая закономерность, прокладывало дорогу к научному пониманию законов эволюции человеческого общества, а его учение о круговоротах, при всей метафизической ограниченности идеи постоянного “возврата” и повторения пройденных этапов, содержало в зародыше диалектическое представление о развитии по спирали, с выходом от одного “круга” к другому на следующей, более высокой ступени развития человечества.

Философия истории Джамбаттисты Вико – первый опыт целостного понимания эволюции человеческого общества – явилась своеобразным переходом от диалектики эпохи Возрождения к философии истории немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX в. (Гердер, Гегель) и была высоко оценена К. Марксом,

[357]

отметившим в “Новой науке” “немало проблесков гениальности” [1, т. 30, с. 512].

Рационализм и метафизический материализм XVII– XVIII вв., справедливо отвергая “донаучные”, магические и мистические черты философии Возрождения, оказался неспособным воспринять его диалектику. Только немецкий классический идеализм конца XVIII – начала XIX в. через головы просветителей усвоил и продолжил великие достижения ренессансной диалектики Джордано Бруно и Якоба Беме.

Весьма много для верной оценки “идей и образов” научно-философской мысли эпохи Возрождения дает то, что Б. Г. Кузнецов именует “неклассической ретроспекцией”. Речь идет при этом не о модернизации, не о новых поисках “гениальных догадок”, предвосхищающих – на этот раз – научные открытия XX в., а скорее об “обратном воздействии” современных научных представлений на оценку прошлого.

Разработанное философией Возрождения диалектически-целостное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса не исчерпано той конкретно-исторической формой, в какой оно было воплощено в творчестве мыслителей XV–XVI вв. Предложенные ими конкретные решения принадлежат истории, поставленные ими проблемы устремлены в будущее, и не случайно в космических мечтах К.Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии А.Л. Чижевского, в понятии “ноосферы” В.И. Вернадского обретают новую жизнь диалектические идеи философии Возрождения.

И уж никак нельзя считать исчерпанными для нашего времени этическое наследие ренессансного гуманизма, поставленные им проблемы достоинства человека и человеческой свободы. Дело не ограничивается теоретическим наследием антропологии и этики Возрождения. Бессмертным вкладом в философскую культуру человечества является богатство человеческой личности – личности самих философов Возрождения, таких, как Пико и Леонардо, Мор и Монтень, Бруно и Кампанелла, воплотившийся в них гуманистический идеал полного и совершенного человека, единства личности философа и его жизненного пути, мысли и действия, слова и деяния.

[358]

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1

1 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

2. Маркс К.., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

3. Ленин. В. И. Поли. собр. соч. т. 2.

4. Антология мировой философии. М., 1969–1970, т. 1 (ч. 1, 2),

5. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1976, т. 1.

6. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.М., 1976.

7. Боткин Л. М. Данте и его время. М., 1965.

8. Боткин. Л. М. Тип культуры как историческая целостность. Методологьческие заметки в связи с итальянским Возрождением. – Вопр. философии, 1969, № 9.

9. Баткин Л. М. Спор о Данте и социология культуры. – Средние века. М., 1971, вып. 34.

10. Боткин Л. М О социальных предпосылках итальянского Возрождения.–В кн.: Проблемы итальянской культуры. М., 1975.

11. Боткин Л. М. Макьявелли: опыт и умозрение.–Вопр. философии, 1977, № 12.

12. Боткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

13. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

14. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

15. Беме Я. Chnstosophia, или Пугь ко Христу. СПб., 1815.

16. Беме Я. Aurora, или утренняя заря. М, 1914.

17. Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма. М., 1964.

18. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–XV веков. М., 1977.

______________________________________

' Список цитируемой литературы также должен дать читателю возможность более углубленного самостоятельного изучения предмета, а потому с возможной полнотой включает преимущественно новейшие русские переводы* текстов философов Возрождения, основную отечественную историко-философскую литературу предмета, а также издания философских памятников в оригинале и наиболее существенные новые обзорные и монографические труды зарубежных авторов.

[359]

19. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.

20. Бруно Д. Диалоги. М., 1949.

21. Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.

22. Бруно Д. Трактат Джордано Бруно “Светильник тридцати статуй”/Пер. Горфункеля А. X. – Филос. науки, 1976, № 3.

23. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.–Л., 1964.

24. Веселовский А. Н. Боккачьо, его среда и сверстники. Пг., 1915–1919, т. 1–2.

25. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.

26. Вундт В. [и др.] Общая история философии. СПб., 1912, т. 2.

27. Галилей Г. Избранные труды в 2-х томах. М., 1964.

28. Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14-ти томах. М. – Л., 1935, т. XI: Лекции по истории философии, кн. 3.

29. Горфункель А. X. Философия великой эпохи. – Вопр. философии, 1963, № 6.

30. Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969.

31. Горфункель А. X. Джордано Бруно. М., 1973.

32. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

33. Грамши А. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1959.

34. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение в 2-х томах. Л., 1947–1961.

35. Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. М. – Л., 1947.

36. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1967.

37. Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.

38. Деборин А. М. Книга для чтения по истории философии. М., 1924,т. 1.

39. Джордано Бруно и инквизиция. – В кн.: Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950, вып. 1.

40. Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно.) – В кн.: Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958, вып. 6.

41. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1961.

42. Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века.М., 1965.

43. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

44. История диалектики XIV–XVIII вв. М., 1974.

45. История философии в 3-х томах. М., 1940.

46. История философии. М., 1957, т. 1.

47. История философии и вопросы культуры. М., 1975.

48. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962, т.1.

49. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии/Сост. М. А. Гуковский. М.. 1963.

(50. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. 4 51. Кардана Д. О моей жизни. М., 1938.

52. Коган-Бернштейн Ф. А. Петр Рамус и его борьба со схоластикой (из истории развития научной мысли во Франции XVI века).– В кн.: Средние века. М., 1956, вып. 8.

53. Коган-Бернштейн Ф. А. Жан Боден и его критика христианства. – Французский ежегодник. М., 1961.

[360]

54. Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., 1964.

55. Корелин М. С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1896. <,

56. Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография в 4-х томах. СПб., 1914.

57. Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964.

58. Кузнецов Б. Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. М., 1970.

59. Кузнецов Б. Г. Разум и бытие. М., 1972.

60. Кузнецов Б. Г. История философии для физиков и математиков. М., 1975.

61. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. \/ М.,1978.

62. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

63. Ла Боэси Э. де. Рассуждение о добровольном рабстве. М., 1952.

64. Левен В. Г. Философские воззрения Себастьяна Франка. – Вопр. философии, 1958, № 10.

65. Левен. В. Г. Якоб Беме и его учение. – Вестник истории мировой культуры,1958, № 5.

66. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955?

67. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

68. Макиавелли Н. Государь и Рассуждение на первые три книги Тита Ливия. СПб., 1869.

69. Макианелли Н. Соч. М.–Л., 1934, т. 1.

70. Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973.

71. Мандзолли П.-А. Философская поэма Пьер-Анджело Манд-золли “Зодиак жизни”/Пер. Горфункеля А. X. – Филос. науки, 1977, №3.

72. Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

73. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. Л., V 1976.

74. Монтень М. Опыты, в 3-х книгах. М.–Л., 1957–1960.

75. Мор Т. Утопия.–В кн.: Утопический роман XVI–XVII веков. М., 1971.

76. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1937.

77. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, в 3-х томах. М.–Л., 1933.

78. Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.

79. Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь. Советы. М., 1915.

80. Польские мыслители эпохи Возрождения/Сост. И. С. Нар-ский. М.,1960.

81. Рассеч Б. История западной философии. М., 1959.

82. Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй \/ половины XIV – первой половины XV в. Новосибирск, 1975.

83. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV–первой половины XV в. М., 1977.

84. Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956.

85. Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959.

86. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

[361]

87. Смирин М. М. Прогрессивное содержание мюнцеровского пантеизма. – Вопр. истории, 1975, № 6.

88. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

89. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.

90. Стяжкин И. Н. Формирование математической логики. М., 1967.

91. Тажуризина 3. А. Философия Николая Кузанского. М., 1972.

92. У истоков классической науки: Сборник сгатей. М., 1968.

93. Фейербах. Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М.,1967, т. 1.

94. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

95. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. М., 1974.

96. Черняк И. X. Свободомыслие и атеизм эпохи итальянского Возрождения/Автореф. Л., 1978.

97. Штекли А. Э. “Город Солнца”: утопия и наука. М., 1978.

98. Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. М. – Л., 1931.

99. Эразм. Роттердамский. Жалоба мира. – В кн.: Трактаты о вечном мире. М., 1963.

100. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969.

101. Amerio R. Campanella. Brescia, 1947.

102. Amerio R. II sistema teologico di T. Campanella. Napoli, 1972.

103. Aquilecchia G. Giordano Bruno. Firen/e, 1955.

104. Badaloni N. Giordano Bruno. Firenze, 1955.

105. Baaaloni N. Tommaso Campanella. Milano, 1965.

106. Birkenmajer A. Etudes d'histoire des sciences en Pologne. (Studia Copernicana, 4.) Wroctaw, 1972.

107. Brickman В. An introduction to Francesco Patrizi's “Nova de universis philosophia”. N. Y., 1941.

108. Bruno G. Candelaio. Bari, 1909.

109. Bruno G. Dialoghi italiani. Firenze, 1958.

110. Bruno G. Opera latine conscripta. Napoii–Firenze, 1879– 1891, vol. I, partes 1–4; vol. II, partes 1–3; vol. III.

111. Ruhr N., Bartsch G. Nicolaus. Cusanus.– Deutsche Zeitsrhritt fur Philosophie, 1964, N 10.

112. Campanella T. Tutte le opere. Milano, 1954, vol. 1.

113. Campanella T. Philosophia sensibus demonstrata. Napoli, 1591.

114. Campanella T. Prodromus philosophiae instaurandae. Frankfurt a.M„ 1617.

115. Campanella T. Apologia pro Galileo. Frankfurt a.M., 1622.

116. Campanella T. Atheismus triumphatus. Paris, 1636.

117. Campanella T. De gentilismo non retinendo. – In: Campanella T. Atheismus triumphatus. Paris, 1636.

118. Campanella T. Disputationum in quatuor partes suae philosophiae realis libri quatuor. Paris, 1637.

119. Campanella T. Quaestiones physiologicae. – In: Campanella T. Disputationum in quatuor partes suae philosophiae realis libri quatuor. Paris, 1637.

120. Campanella T. Metaphysica. Paris, 1638, partes 1–3.

[362]

121. Campanella T. Delia Monarchia di Spagna. Torino, 1854, Opere, vol. 2.

122. Campanella T. Del senso delle cose. Bari, 1925.

123. Campanella T. Lettere. Bari, 1927.

124. Campanella T. Epilogo Magno. Roma, 1939.

125. Campanella T. Aforismi politici. Torino, 1941.

126. Campanella T. Dio e la predestinazione. Firenze, 1949–1951, vol. 1–2.

127. Campanella T. Magia e grazia. Roma, 1957.

128. Campanella T. Cosmologia. Roma, 1964.

129. Camporeale S. i. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 197?.

130. Cardano G. De subtilitate. Nurnberg, 1550.

131. Ca^sirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig, 1927.

132. Cassiier E. Dall'Umanesimo all'Illuminismo. Firenze, 1967.

133. Cewlpino A. Peripateticarum quaestionum libri quinque. Venezia, 1597.

134. Crombie A. C. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science. Oxford, 1962.

135. De Franco L. L'eretico Agostino Don), medico e filosofo cosentino del 500. Cosenza, 1973.

136. Di Napoli G. Tommaso Campanella, filosofo della ristaurazione cattoUca. Padova, 1947.

137. Di Napoli G. L'immortalita deU'anima nel Rinascimento. Torino, 1963.

138. Di Napoli G. G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo. Roma, 1965.

139. Domanski J. Erasm i filozofia. Wroclaw, 1973.

140. Domanski J. Scholastyczne i “humanistyczne” pojecie filo-zofii. – In: Studia mediewistyczne. Wroctaw, 1978, 19, z. 1.

141. Doni A. De natura hominis. Basel, 1581.

142. Duhem P. Etudes sur Leonardo da Vinci. Paris, 1906–1909, vol. 1–2.

143. Erasmus Roterodamus D. Opera omnia. Leiden, 1703–1706, t. 1–10.

144. Ficino M. Opera. Basel, 1576, vol. 1–?.

145. Ficino M. Della religione Christiana. Firenze, 1568.

146. Ficino M. Commentaire sur le Banquet de Platon. Paris, 1956.

147. Ficino M. Theologie Platonicienne de 1'immortalite des ames. Paris, 1964–1970, vol. 1–3.

148. Fracastoro G. Opera omnia. Venezia, 1974.

149. Gaeta F. Lorenzo Valla. Filologia e storia nell'umanesimo ita-liano. Napoli, 1955.

150. Galilei G. Opere. Ed. naz. Firenze, 1890–1904, vol. 1–20.

151. Garin E. Q. Pico della Mirandola. Firenze, 1937.

152. Garin E. Prosatori latini del Quattrocento. Milano, 1952.

153. Garin E. La cultura filosofica del Rinascimento italiano. Firenze, 1961.

154. Garin E. Scienza e vita civile nel Rinascimento italiano. Bari, 1965.

155. Garin E. Storia della filosofia italiana. Torino, 1966, vol. 1–3.

156. Garin E. Ritratti di umanisti. Firenze, 1967.

157. Garin E. Lo zodiaco della vita. La polemica sull'astrologia dal Trecento al Cinquecento, Bari, 1976.

[363]

158. Geymonat L. Galileo Galilei. Torino, 1957.

159. Gierczynski Z. Le “Que sais-je?” de Montaigne. Interpretation de 1'Apologie de Raimond Sebond. Lublin, 1970.

160. Gilson E. L'esprit de la philosophie medievale. Paris, 1932.

161. Hegel G. W. F. Voilesungen uber die Geschichte der Philosophie. Leipzig, 1971, Bd. 1–3.

162. Huizinga J. Erasmus and the Age of Reformation. N. Y., 1957.

163. Jaspers К- Nikolaus Crsanus. Munchen, 1964.

164. Koyre A. La philosophic de Jacob Boehme. Paris, 1929.

165. Koyre A. Mystiques, spirituels, alchimistes du XVIe siecle allemand. Paris, 1955.

166. Koyre A. From the Closed World to the 1-nfinite Universe. N. Y., 1958.

167. Коугё A. Dal mondo di pressappoco all'universo della precisione. Torino, 1967.

168. Kristeller P. 0. II pensiero filosofico di Marsilio Ficino. Firenze, 53

169. Kristeller P. 0. Renaissance Thought. N. Y., 1961–1965, vol. 1–2.

170. Kristeller P. 0. Eight Philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964.

171. Kristeller P. 0. Renaissance Aristotelianism.–In: Greek– Roman and Bizantine Studies. London, 1965, vol. 6, N 2, Summer 1965.

172. Luther M. De servo arbitrio ad Erasmum Roterodamum. Wittenberg, 1525.

173. Machiavelli N. Opere. Milano, 1961–1965, vol. 1–8.

174. Machiavelli N. Opere scelte. Roma, 1969.

175. Magia e scienza nella civilta umanistica. A cura di C. Vasoli. Bologna, 1976.

176. ManzolU P. A. (Marcellus Palingenius Stellatus). Zodiacus vitae. Leipzig, 1832.

177. Michel P. H. La cosmologie de G''ordano Bruno. Paris, 1962.

178. Mondolfo R. Figure e idee della filosofia del Rinascimento. Firenze, 1963.

179. Monnerjahn E. Q. Pico della Mirandola. Wiesbaden 1960.

180. Montaigne M. Essais. Paris, 1962, t. 1–2.

181. More T. The Correspondence. Princeton, 1947.

182. Nardi В. Dante e la cultura medievale. Bari, 1942.

183. Nardi В. Studi su Pietro Pomponazzi. Firenze, 1965.

184. Nicolaus Cusmus. Opera. Basel, 1565.

185. Nowicki A. Centralne kategorie filozofii Giordana Bruna, Warszawa, 1962.

186. Nowicki A. Centralne kategorie filozofii Vaniniego. Warszawa, 1970.

187. Nowicki A. Filozofia Wtoskiego Odrodzenia. Warszawa, 1967.

188. Patrizi F. Discussionum peripateticarum Basel, 1581, vol. 1–4.

189. Patrizi F. Nova de universis philosophia. Ferrara, 1591.

190. Patrizi F. L'amorosa filosofia. Firenze, 1963.

191. Petrarca F. Opera. Basel, 1581.

192. Petrarca F. De sui ipsius et multorum ignorantia. Paris, 1906.

193. Pico della Mirandola G. Conclusiones. S. 1. 1532.

194. Pico della Mirandola G. De hominis dignitate. Heptaplus. De ente et uno. Firenze, 1942.

195. Pico della Mirandola G. Disputationes adversus astrologiam divinatricem. Firenze, 1946–1952, vol. 1–2.

[364]

196. Pomponazzi P. Tractatus acutissimi. Venezia, 1525.

197. Pomponazzi P. De naturalium effectuum causis sive de incanta-tionibus. Basel, 1556.

198. Pomponazzi P. Tractatus de immortalitate animae. Bologna, 1954.

199. Pomponazzi P. Libri quinque de fato, de libero arbitrio et de praedestinatione. Lugano, 1957.

200. Pomponazzi P. Corsi inediti dell'insegnamento padovano. Padova, 1966–1970, vol. 1–2.

201. Poppi A. Saggi sul pensiero inedito di P. Pomponazzi. Padova, 1970.

202. Porzio S. De humana mente. Firenze, 1551.

203. Porzio S. De principiis rerum naturalium. Firenze, 1553.

204. Randall J. H. The School of Padua and Emergence of the Modern Science. Padova, 1961.

205. Rossi P. I filosofi e le macchine (1400–1700). Milano, 1971.

206. Saitta G. II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, 1949–1951, vol. 1-3.

207. Salutati С. Epistolario. Roma, 1891–1911, vol. 1–4.

208. Storia della filosofia diretta da M. Dal Pra. Vol. 7. La filosofia moderna: dal Quattrocento al Seicento. Milano, 1976.

209. Suchodolski В. Anthropologie philosophique de la Renaissance. Wroctaw, 1976.

210. Swiezccwski S. Dzieje filozofii europejskiej w XV wieku. Warszawa, 1974, t. 1.

211. Telesio В. De rerum natura juxta propria principia. Roma, 1586.

212. Telesio В. De rerum natura juxta propria principia. Cosenza – Firenze, 1965–1977, vol. 1–3.

213. Thorndike L. Science and Thought in the Fifteenth Century. N. Y., 1929.

214. Toffanin G. L'umanesimo italiano. Bologna, 1950.

215. Trebeschi A. Lineamenti di storia del pensiero scientifico. Roma, 1975.

216. Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie. 3 Teil. 12 Auflage vollig neubearbeitet von M. Friedeisen–Kohler und W.Moog. Berlin, 1924.

217. Ullman В. L. The Humanism of Coluccio Salutati. Padova, 1963.

218. Valla L. Opera, Basel, 1543.

219. Valla L. Scritti filosofici e religiosi. Firenze, 1953.

220. Van Deusen N. C. Telesio: the First of the Moderns. N. Y., 1932.

221. Vanini G. C. Amphitheatrum aeternae providentiae. Lyon, 1615.

222. Vanini G. C. De admirandis Naturae...arcanis. Paris, 1516.

223. Vasoli C. Considerazioni sulla “laudatio urb's Fiorentiae” di Leonardo Bruni (estr. dall'Annuario del Liceo Ginnassio “F. Petrarca”). Arezzo, 1962.

224. Vasoli C. Umanesimo e Rinascimento. Palermo, 1969. 225 Vasoli C. La dialettica e la retorica delI'L'manesimo. Milano, 1968.

226. Vedrine H. La conception de la Nature chez G. Bruno. Paris, 1967. •'

227. Vediine H. Les philosophies de la Renaissance. Paris, 1971.

228. Voice V. La reflexion prrsociologique d'Erasme a Montesquieu. Wroclaw, 1977.

229. YatesF. A.Q. Bruno and the Hermetic Tradition. London, 1964,

[365]

Портреты

Данте Алигьери–с 15 Николай Кузанскии – с 52 Марсилио Фичино – с 77 Пико делла Мирандола – с 91 Николай Коперник–с. 114 Томас Мор–с. 133 Никколо Макиавелли–с. 141 Пьетро Помпонацци – с. 160 Мишель Монтень–с. 201 Бернардино Телезио – с. 233 Франческо Патрици – с 249 Джордано Бруно – с. 264 Томмазо Кампанелла – с. 301 Якоб Беме–с 330 Галилео Галилей – с. 348

[366]

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери (15) Структура мироздания (17). Предназначение человека (18) Франческо Петрарка (21) Гуманизм против схоластики (23) Антропоцентризм (26) Гуманизм как философия (30) Язык культуры (32) Античное наследие (34) Художественная форма (36) Социальная ориентация гуманизма (39). Гуманистическая антропология (40) Эпикуреизм (42) Достоинство человека (46)

ГЛАВА II. РЕНЕССАНСНЫЙ НЕОПЛАТОНИЗМ

Николай Кузанскии (52) “Ученое незнание” (55) “Максимум”, “неиное”, “бытие возможность” (57) “Развертывание” (58) Проблема бесконечности и космология (60) Природа человека (62), Познание (64) Вера и знание (66) Интуиция и бесконечность познания (67) Георгий Гемист Плифон (71) “Эллинская теология” (72) Флорентийская платоновская академия (77) Сочинения Фичино (79) Ренессансная переработка неоплатонизма (80) Иерархия и единство (82) Душа, природа, любовь (85) Гимн человеку (89) Пико делла Мирандола (91) Пантеистические тенденции (94) Полемика против “ложных наук” (96) Учение о свободе человека (96)

ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Феномен Леонардо (101) Опыт против “наития” (104) Поиски экспериментального метода (107) Закон и необходимость (109) Картина мира и человека (110) Николай Коперник (114) Новая космология (116) “Философия естествознания” и натурфилософия (121)

ГЛАВА IV. ГУМАНИЗМ И УТОПИЯ

Эразм Роттердамский (124) Сочинения (124) Предмет и метод философии (125) Гуманистическая переработка христианской этики (128) Гуманизм и Реформация (130) Томас Мор (132) “Утопия” (135) Этическое учение (137) Гуманизм и Контрреформация (140)

ГЛАВА V. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Никколо Макиавелли (142). Философия истории (144) Судьба и доблесть (146) Политика и религия (148) Политика и мораль (150). Государственный интерес (152) Макиавелли и макиавеллизм (155). Политическая мысль после Макиавелли (157)

ГЛАВА VI. РЕНЕССАНСНЫЙ АРИСТОТЕЛИЗМ ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ

Помпонацци и гуманизм (161) Вера и разум (164) “Трактат о бессмертии души” (165) Зависимость мышления от тела (166) Человек в иерархии сущностей (167) Нравственность смертного человека (168) ”0 причинах естественных явлений” (171) Космический детерминизм (173) “О фатуме, свободе воли и предопределении” (175) Теодицея (177) Бог–природная необходимость (178) Джулио-Чезаре Ванини (180) Аристотелизм после Помпонацци (180) Критика аристотелизма Пьер де ля Раме (182). “Вторая схоластика” (184)

ГЛАВА VII. ОТ ГУМАНИЗМА К НАТУРФИЛОСОФИИ. ЭТИКА И КОСМОЛОГИЯ ПЬЕР-АНДЖЕЛО МАИДЗОЛЛИ

“Зодиак жизни” (186) Этические представления Мандзолли (188) Онтологические проблемы (191) Вечносчь мира (192) Космология (194). Бесконечность Вселенной (196). Пантеизм Мандзолли (198)

ГЛАВА VIII. НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ 201

Биография Монтеня (202) “Опыты” (204) Способ философствова ния (206) Скептицизм и вера (208) Роль сомнения (211) Знание как процесс (213) Относительность знания (214) Критика антро поцентризма (218) Критика теологии (221) Религия как “обы чай” (222) Этическое учение Монтеия (225)

ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО 233

Переход к натурфилософии (233) Бернардино Телезио (234) “Соб ственные начала” природы (235) Материя и активные начала (237) Пространство и время (238) Самодвижение (239) Жизнь и сознание (241) Этика самосохранения (242) Сенсуализм Агостино Дони (244)

ГЛАВА Х. “НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕЛЕННОЙ” ФРАНЧЕСКО патрици 249

Критика аристотелизма (250) Начала вещей” (253) Пространство (255) Время (255) Учение о Всеедином (256) Бесконечность мира (258) Космология (258) Всеобщая одушевленность (260) Этика “филавтии” (261)

ГЛАВА XI. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ ДЖОРДАНО БРУНО 264

Биография Бруно (266) Учение о Едином (268) Материя и форма (271) Атомизм и монадология (274) Панпсихизм и “мировая душа” (275) Пространство и время (276) Борьба за новую космо логию (278) Бесконечность Вселенной (282) Бесконечная Вселен ная и бог (284) Пантеизм Бруно (286) Теория познания (288) Этика. Героический энтузиазм (294) Атеизм Бруно (296) Социально политические взгляды (298) Значение философии Бруно (300)

ГЛАВА XII. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ СИНТЕЗ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ 301

Жизнь борца и мысштеля (302) Обновление наук (ЗОЭ) Учение о “двух книгах” (305) Философия на основе ощущений (306) Субстанциальность материи (307) “Способность вещей к ощуще нию” (309) Прималитеты (310) Бог и природа у Кампанеллы (312) Космотогия (315) Сенсуализм и проблемы достоверности знания (317) Познание и практика. Магия (320) Коммунистический идеал Кампанеллы (321)

ГЛАВА XIII. МИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ ЯКОБА БЕМЕ 330

Томас Мюнцер (331) Якоб Беме (333) Теософия Беме (335) Особенности пантеизма Я Беме (336) Диалектика борьбы противопо ложностей (339) Учение о человеке (341)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........ 344

Галилео Галя чей (348) Джамбаттиста Вико (355)

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА......... 359

ПОРТРЕТЫ................. 366

Александр Хапмович Горфункель ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Редактор В И Гронда Младшие редакторы Н П Алексеева О Н Король-кова Художник Б А Шкочьник Х^ожественный редактор С Г Абелин. Технический редактор Л А Муравьева Корректор Е К Штурм

ИБ–2247 – Изд ФПН 308 Сдано в набор 240879 Подп в печать 010280 А 10166 формат 84х108/32 Byv тип J\” 1 Гарнитура лигературная Печать высокая Объем 19 32 у^л печ л 20 16 уч илд л Тираж 50 000 экз Зак № 839 Цена 9э коп

Издательство “Высшая школа” Москва К 51 Неглинная ул. д 29 14 Ордена Октябрьской Революции ордена Трудового Красного Знамени Ленин градское проиэводсгвенно техническое объединение “Печатный Двор” имени А М Горького “Союзполиграфпрома” при Государственном комитете СССР по нечач издатечьств почиграфцн и книжной торговли Ленинград П 136, Чкачовский просп. 15

 

Date: 2015-10-18; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию