Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание и практика. Магия
Обновление наук, необходимость которого провозгласила натурфилософия, означало не только расширение знаний о мире, но и новое понимание целей и задач науки: познание природы должно служить человеческой практике. “Всякое знание берет начало от практики и к практике возвращается, если под практикой понимать всякое действие”, – писал Кампанелла [126, т. 1. с. 61]. Мысль о практической цели познания выражена у Кампанеллы в форме учения о “естественной магии”. Магия связана в его натурфилософии с представлениями об одушевленности мира, о всеобщей способности вещей к ощущению. “Естественная магия, – писал Кампанелла, – есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе” [127, с. 164]. Искусство это пользуется “удивительно действующими естественными причинами”. Связанное с “физикой” (т. е. учением о природе) и с астрологией магическое искусство исходит из таинственных, часто непознанных или необъяснимых свойств природы, из “симпатии” и “антипатии” вещей, основывается на “всеобщем согласии” в мире. В этой магии, подчеркивает Кампанелла, нет ничего суеверного или сверхъестественного. “Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным” [127, с. 186]. Он использует таинственные свойства растений, камней, животных. Особое внимание уделяет Кампанелла дополняющей “естественную магию” “магии искусственной” – под последней он понимает воздействие изобретений человеческого ума. Не всякое техническое изобретение и открытие может быть отнесено к искусственной магии, но лишь такое, механизм действия которого не известен окружающим. Естественная и искусственная магия Кампанеллы – это использование магом-философом таинственных свойств природы и природных сил, достижений наук, технических новшеств, изобретений. Целью мага-философа является преобразование человеческого общества, переустройство мира. В книге “О способности вещей к ощущению и о магии” имеется специальная глава: “Общие правила возбуждения и из- [320] менения страстей”. “Великий маг, – говорит там Кампанелла, – должен быть законодателем, который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждает, что они хороши. Если ты прибавишь знание физики и астрологии, которые действуют и движут известными вещами в известных местах и в известное время, то достигнешь совершенства” [122, с. 279]. Таким образом, “маг” – это философ, который не ограничивается созерцанием, а действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира. Включая в себя весь свод наук, в том числе и астрологию, которую Кампанелла считал наукой о взаимодействии земных и небесных явлений, магия должна была служить основой практической деятельности в целях всеобщего преобразования. Через магию натурфилософия Кампанеллы смыкается с политикой. В учении о маге-законодателе нашла своеобразное выражение практически-политическая направленность его философии. В то же время, поскольку магия означала практическое осуществление руководства обществом на основе научных знаний (в той специфической форме, в которой в натурфилософии Кампанеллы научные представления смешивались с мистическими, астрологическими, теологическими воззрениями), в учении Кампанеллы о магическом предназначении философии нашла свое выражение мысль о наеобходимости рациональной, на научном знании основанной, перестройке общественных отношений – мысль, лежащая в основе его коммунистической утопии. Date: 2015-10-18; view: 344; Нарушение авторских прав |