Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлений
В данной главе изложена система занятий по сенсорному воспитанию и начальному формированию систематических представлений у детей 3-го года жизни. В основу построений занятий положен принцип развивающего обучения. В структуре занятия используются методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и частично — поисковый. Большое значение придается методам эмоциональной стимуляции, таким как создание атмосферы комфортности, использование игр и игровых форм проведения занятия. Так как занятия рассчитаны на детей младшего дошкольного возраста, педагогу следует уделять значительное внимание невербальному общению с детьми. Психологи установили, что 70 % информации усваивается через мимику, жесты, интонацию. Занятия желательно проводить по подгруппам с приготовлением индивидуального раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет педагогу дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Необходимую помощь следует оказывать своевременно, избирая меру помощи для каждого ребенка индивидуально, учитывая как физиологический, так и психологический возраст ребенка, а также его индивидуальные особенности, характер, скорость усвоения нового материала, особенности внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная переключаемость и т. п.). Одним детям, для того чтобы они правильно выполняли задание, достаточно эмоциональной стимуляции с последующим одобрением или напоминанием условия задания. Другой группе детей необходимо дополнительное разъяснение способа выполнения задания. Третьей группе может потребоваться прямой показ способа выполнения задания. Детям второй и особенно третьей групп требуется больше времени для полного усвоения изучаемого материала. Педагогу необходимо подготовить для них дополнительные специальные игры и упражнения, которые проводятся на индивидуальных занятиях и вне их. Необходимо использовать и закреплять знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения на занятиях по сенсорике и введению математических представлений, на этих занятиях происходит скрытое обучение в виде накопления чувственного и информативного опыта. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов и праздников. После занятия педагог анализирует причины затруднений детей в «Дневнике наблюдений». На основании анализа легче планировать дополнительные индивидуальные занятия. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении года увеличивается постепенно. В силу ряда причин педагог может не успеть выполнить все задания на занятии, поэтому допускается дробление занятий с соблюдением при этом последовательности изучения материала. В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв — минута отдыха для снятия умственного и физического напряжения. Конкретное содержание перерыва педагог определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей (динамическое упражнение с речевым сопровождением, «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз и т. д.). В конце каждого занятия необходимо подвести итог, т. е. закрепить полученные знания. Детям необходимо задать вопросы: «Что нового вы сегодня узнали на занятии?», «Чему вы сегодня научились?» и т. п. Определяясь в форме проведения занятия, надо ориентироваться на то, что ребенок трех-четырех лет очень любознателен и подвижен, но его внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило ребенку радость, необходимо проводить занятия в виде игры. Такая форма позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребенка и эмоционально мотивированным. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлении ФОРМА 1. Знакомство с геометрическими фигурами: а) первичное знакомство с плоскостными и объемными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб); б) накопление сенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов. 2. Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами: а) сравнение и группировка фигур (абстрагирование от цвета и величины; б) игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленить форму предмета на части и воссоздать предмет из частей. ВЕЛИЧИНА 1. Обучение способом сравнения размеров предметов: а) накопление сенсорного опыта, определение размера предмета (большой, поменьше, маленький); б) сравнение предметов способом наложения и приложения; в) сравнение предметов по длине; г) сравнение предметов по высоте; д) сравнение предметов по ширине; е) сравнение предметов по толщине. ж) введение в активный словарь понятий: «большой», «поменьше»,«маленький», «больше», «меньше», «длиннее», «короче», «одинаковые», «выше», «ниже», «толще», «тоньше», «размер предмета». 2. Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам: а) выстраивание ряда с постепенным изменением величины с ориентировкой на образец; б) обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины. 3. Подбор и группировка предметов по заданному признаку: а) выбор среди нескольких предметов такого же по образцу; б) классификация предметов с учетом одного качественного признака; в) классификация предметов с учетом нескольких качественных признаков. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ 1. Определение пространственного положения предметов относительно себя: а) повторение названий частей тела и лица; б) обучение определению на себе различных сторон и одновременные упражнения в различении взаимообратных направлений (вверх — вниз, влево — вправо, вперед — назад); в) закрепление правильного использования в активной речи точного значения предлогов (в — на— под — за— перед). 2. Обучение умению передвигаться в заданном направлении: а) передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией; б) формирование представлений (ближе — дальше, близко — далеко, высоко — низко); в) перенос навыков пространственной ориентировки на плоскость листа; г) закрепление правильного использования предлогов (в — на —под — за—перед — между). КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ 1. Выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группу: а) составление группы из абсолютных одинаковых предметов и разделение раньше группы на отдельные предметы, формирование понятий: «много», «один», «по одному», «ни одного», знакомство с вопросами: «сколько?», «по сколько?»; б) выделение нескольких подгрупп из одной группы разных предметов. 2. Нахождение одного предмета и большого числа предметов в окружающей обстановке: а) выделение одного предмета из группы разнородных предметов; б) объединение рассредоточенных в пространстве и непосредственно не охватываемых взглядом однородных предметов в группу. 3. Сравнение двух групп предметов по количественному признаку: а) методом наложения, формирование понятий: «столько же», «поровну», «больше», «меньше»; б) методом приложения с соблюдением одинаковых интервалов между предметами. 4. Установление отношений: «больше», «меньше», «поровну»: а) сравнение групп, состоящих из трех-пяти предметов, накопление опыта сравнения групп предметов, разных по количественному составу, формирование понятий; б) накопление опыта сравнения групп предметов, разных по количественному составу и расположенных в разных частях пространства. 5. Подготовка к обучению счету: а) обучение попарному сопоставлению множеств при помощи различных анализаторов (зрительный, слуховой, осязательный, моторно-мышечный), введение понятия «следующий»; б) введение понятий: «первый», «последний». 6. Обучение счета в пределах шести: а) различать совокупности, содержащие один и два элемента, заострять внимание на соответствии итогового числа счета количеству предметов в группе, введение понятия «сколько», закладывание основ абстрактного понятия «число» как слова обозначающего количество для любых предметов; б) обучение образованию последующего числа добавлением предмета к группе, предыдущего — удалением одного предмета из группы; в) расширение предела счета до «5», введение числительных 1,2,3,4, 5, закрепление понятий: «сколько», «столько же», образование последующего и предыдущего числа; г) обучение счету в пределах 5 с помощью различных анализаторов, накопление опыта прямого счета от 1 до 5. 7. Формирование понимания независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество: а) показ независимости общего количества предметов от пространственного взаимного положения и от качественных признаков на основе сравнения двух групп предметов. ОРИЕТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ Уточнение представлений детей: а) о времени суток: «утро», «вечер» «день», «ночь»; б) о понятиях: «долго», «скоро», «потом», «давно». Date: 2015-10-22; view: 466; Нарушение авторских прав |