Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятия по месяцам с детьми 2-го года жизни
1 год — 1 год 1 месяц Занятие 1 Цель: знакомить детей со свойствами предметов округлой формы: положить на боковую поверхность, покатать, поставить вертикально; учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие: чувствовать возможность проникновения, нанизывания; развивать мелкую моторику пальцев; брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; находить соответствующее положение в пространстве в зависимости от поставленной задачи (на данном этапе — нанизать втулки на вертикальный стержень); расширять сенсорный опыт детей при действии с разноцветными предметами. Материал: вертикальный стержень, 5—6 втулок, коробочка. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Детям раздаются пирамидки, педагог разбирает свою пирамидку и предлагает сделать то же. Затем дает возможность поиграть с втулками, рассмотреть их и покатать. После этого обращает внимание на дырочки во втулках и показывает, как их надеть на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут втулки, которые нанизываются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. Занятие 2 Цель: в процессе практических действий знакомить с особенностями куба — устойчивой геометрической фигуры, имеющей одинаковые грани; развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи (выложить, переложить и т. п.); на эмоционально-чувственной ориентировочной основе дать представления о свойствах заполненных и полых емкостей.
Материал: 8 кубов одного размера и цвета, помещенных в 2 коробки. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель ставит перед детьми коробку и говорит: «Вот какая красивая коробка! Посмотрите, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие кубики! Я возьму кубик». Педагог берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает ребенку взять пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, педагог бросает свой кубик в другую коробку, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», побуждая ребенка к повторению действия. Затем кубики перекладывают в другую коробку, педагог закрывает крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи "на"». Ребенок отвечает и отдает. Занятие 3 Цель: знакомить детей с предметами цилиндрической формы: устойчивы, если поставить на основание, подвижны, катаются, если положить на бок; расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньшие по размеру; развивать координацию обеих рук: при действии с большим цилиндром наложить округленные ладони, обхватывая его сбоку, а предметы меньшего размера захватывать одной рукой сбоку или сверху; учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; постепенно формировать точность, целенаправленность движений соответственно положению предмета в пространстве; обогащать сенсорный опыт при действии с предметами, окрашенными в разные цвета. Материал: 4 разноцветных цилиндра различной величины (2 больших и 2 маленьких). Ход занятия: Длительность занятия: 5 мин на усмотрение воспитателя. Занятие 4 Цель: знакомить детей с физическими свойствами предметов, конической формы: устойчивость основания, неустойчивость вершины, сужение; развивать согласованные действия левой и правой рук при действии с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими руками у основания, сделать петлеобразное движение вверх, вниз, поставить основанием на стол; колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действия схватывания щепотью сверху; обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами, окрашенными в разные цвета. Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя. Занятие 5 Цель: предложить детям ознакомиться с народной игрушкой -матрешкой, обратить внимание на различную величину вкладышей учить находить по просьбе воспитателя предметы, одинаковые по величине: маленькие матрешки, большие. Материал: 2 матрешки разных размеров, чашечки разных размеров разного цвета. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. В гости к детям пришли матрешки. Педагог обращает внимание на то, что они разные: большие и маленькие. Затем говорит, что матрешек надо угостить чаем, достает чашечки разного размера. Показывает, что большой матрешке (вот этой) нужно дать большую чашку, а маленькой — маленькую. Воспитатель вместе с детьми раздает чашки матрешкам, при этом повторяет слова: «большой» и «маленький». 1 год 1 месяц — 1 год 2 месяца Занятие 1 Цель: учить выполнять действия нанизывания на стержень, закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание; формировать положительное отношение к занятию. Материал: одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета одна пирамидка на ребенка (красного, желтого, зеленого синего, фиолетового, белого, черного цветов). Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает пирамидку, сосредотачивает внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая детям поочередно помочь ему в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень. Воспитатель в случае затруднения помогает детям. После этого раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца самостоятельно или с периодической с помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнять то или иное действие. Занятие 2 Цель: учить выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень), развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве. Материал: стержень вертикальный, 5—6 шаров, имеющих сквозные отверстия. Ход занятия: по типу занятия 1. Длительность занятия: 3—5 мин. Занятие 3 Цель: закреплять действие нанизывания предметов кубической формы, имеющих сквозное отверстие; развивать пространственное воображение у детей, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение, согласно поставленной практической задаче, развивать мелкую моторику рук, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочные действия руки. Материал: вертикальный стержень, 5—6 кубов. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя. Занятие 4 Цель: знакомить с особенностями полых предметов разной величины, накладывать меньшие на большие, накрывать меньшие большими; развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев; выполнять задание с ориентировкой на одно свойство (величину). Материал: набор из 8 одноцветных полых конусов, вставляющихся постепенно один в один. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя. Занятие 5 Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками состоящими из двух одинаковых взаимосвязанных частей; развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу; учить открывать игрушку, выполняя поворот, подтягивание и рассоединение частей: закрывать ее, выполняя совмещение и соединение верхней и нижней частей, выполнять подбор предметов. Материал: 2 бочонка разной высоты, но одного цвета, в них вложены ленты, связанные над бочонком в виде петельки, позволяющей приемом оттягивания крышки открывать игрушку, ленточки разноцветные, на них — колокольчики. Ход занятия: Занятие проводится за столом. Воспитатель предлагает открыть бочонок. Учит детей открывать игрушку: «Открой, Маша, бочонок. Так». Затем показывает малышу, как закрывать его. Ребенок производит действия по инструкции: «Закрой бочонок. Так». Он несколько раз открывает и закрывает бочонок самостоятельно или с помощью воспитателя. Каждый раз взрослый требует от ребенка после завершения им действия сказать: «Так». 1 год 2 месяца — 1 год 3 месяца Занятие 1 Цель: закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие, при выполнении соотносящих действий уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь, а кольцо — большим и указательным, втулку — большим, указательным, средним), формировать пространственное воображение при сборе пирамидки из различных объемных геометрических фигур (сбор одной пирамидки). Материал: стержень вертикальный, кольца, шары, втулки, кубы, имеющие сквозное отверстие, коробка. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает пирамидку, сосредоточив внимание на предмете, начинает снимать с нее формы, предлагая детям помочь ему в этом. Затем снова нанизывают формы на пирамидку (после того, как дети их рассмотрели и поиграли в них). Педагог в случае затруднения помогает детям. Им раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает формы самостоятельно или с периодичной помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнить то или иное действие. Занятие 2 Цель: учить действовать с предметами в определенной последовательности (например, взять большой предмет, а затем маленький), развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами различной величины; совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький». Материал: одноцветная пирамидка типа «елочки» из 4 колец на конической основе. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель, показывая пирамидку, фиксирует внимание детей на том, что кольца разные: «такие и вот такие». Снимая кольца, складывает их в один ряд справа. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение колец, поскольку при конической основе нижняя часть пирамидки шире верхней. Педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания. Занятие 3 Цель: учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве); формировать действия вкладывания предметов в соответствующие емкости, развивать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук. Материал: коробка с отверстиями разной формы (круглой и квадратной), кубик и шар. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко, а обводя квадратное, говорит, что есть и такое. Предлагает детям обвести рукой отверстия акцентируя внимание на том, что они разные: «такое; и такое». Педагог берет шар и опускает его в соответствующее окно. Момент исчезновения шарика воспитатель обыгрывает: «Нет шарика», вызывая эмоции. Те же действия проводятся и с кубиком. Коробку перед ребенком ставят так, чтобы круглое отверстие было справа от него, в правую руку дают шар, затем кубик. При повторном занятии меняют расположение отверстий (справа будет квадратное). Задание считается выполненным, если ребенок справился со всеми вариантами. Занятие 4 Цель: знакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: возможностью вкладывания меньшего в больший, накрывание большим меньшего, накладывание меньшего на больший; развивать моторику и координацию рук, учить выполнять кончиками пальцев относительно тонкие действия (вкладывания, накладывания, перекладывания); закрепить практический опыт действий с предметами кубической формы, выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство: величину. Материал: набор полых одноцветных кубов, убирающихся последовательно один в другой. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин. Воспитатель показывает детям большой красный вкладыш и говорит: «Посмотри, какой красивый кубик. А вот еще кубик». Показывает маленький вкладыш: «Я положу этот кубик вот сюда». Показывает большой вкладыш, вставляет маленький в большой, а затем обращается к ребенку: «Вынь кубик». Помогает ему. Потом дает другую инструкцию: «Вложи этот кубик вот в этот». Показывает вначале маленький вкладыш, затем большой. Помогает малышу выполнить действие. После этого воспитатель резким движением опускает маленький вкладыш в большой, говоря: «Упал кубик», требуя от детей повторения слова «упал». После двух-трех раз повторения воспитатель показывает, как маленький куб встает на большой. «Смотри, какая башня получилась. Построй сам». Игра повторяется 2—3 раза. Занятие 5 Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных и взаимосвязанных частей; совершенствовать относительно тонкие движения кончиками пальцев; формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек, накрыть его крышкой). Материал: чугунок с крышкой (хохлома), овощи или фрукты или игрушки-вкладыши. Ход занятия: Длительность занятия: 5мин. Воспитатель показывает горшочек, говорит: «Горшочек, посмотри, там что-то есть» (гремит горшочком). Просит ребенка: «Скажи "дай"». Ребенок произносит, а воспитатель говорит: «На». Ставит горшочек на стол: «Давай откроем горшочек». Учит ребенка открывать игрушку: «Открой, так». Затем показывает, как надо закрыть. Ребенок пробует эти действия. После повтора воспитатель просит достать овощи: «Дай мне, а горшочек закрой». Игра повторяется 2—3 раза. 1 год 3 месяца — 1 год 4 месяца Занятие 1 Цель: учить действовать с плоскими предметами круглой формы, закреплять практический опыт действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просовывать меньший по размеру предмет в больший); развивать целенаправленное действие с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нет, т. к. кольцо имеет сквозное отверстие, но крут и кольцо можно прокатить); развивать умение действовать в пространстве, согласованно работать правой и левой руками. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференцировку большого и четырех пальцев, накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами, окрашенными в яркие цвета. Материал: большие кольца и круги, стержень, прикрепленный к полу. Ход занятия: Длительность занятия: I вариант — 3—5 мин, II вариант — 5—6 мин. Воспитатель показывает кольца, затем дает детям рассмотреть их и поиграть с ними. После этого демонстрирует нанизывание колец. Такое же действие выполняет ребенок с помощью взрослого. В ходе занятия дети поочередно надевают еще по 3 кольца. При этом ребенку подают по одному кольцу, т. к. наличие нескольких колец может отвлечь внимание от основной цели занятия (обусловливается неустойчивость внимания детей этого возраста). После игры с кольцами воспитатель показывает кружки и дает их детям, говорит, что их надеть нельзя, нету дырочки, но зато их можно покатать: «Вот так». Игра повторяется 2—3 раза. Занятие 2 Цель: закреплять умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький». Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель, снимая маленькие кольца с пирамидки, объясняет: «Вот маленькое кольцо и еще маленькое». Дети помогают разобрать маленькую пирамидку, откладывают в сторону. Разбирают вместе пирамидку с большими кольцами. Воспитатель объясняет, что они не такие, они другие (большие колечки). Потом дети вместе с воспитателем собирают пирамидки. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера, если они затрудняются, он должен напоминать, что сначала надевают большие кольца, а затем маленькие: «такое и такое». Занятие 3 Цель: закреплять умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать меньший на больший; развивать моторику рук, согласованно действовать относительно тонкими движениями кончиков пальцев; учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство (цвет). Материал: 2 набора из 8 красных и 8 синих конусов — колпачков, убирающихся последовательно один в другой. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель расставляет перед собой и ребенком колпачки разного цвета, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делается. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный колпачок, ставит на синий и тут же выражает недовольство: «Не такой», переставляет на красный, проводит по колпачкам сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие колпачки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. Занятие 4 Цель: развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве; учить выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство (цвет или величину). Материал: грибки двух цветов и размеров по 3—5 штук на каждого (ножки из катушек, а шляпки из поролона, обтянутого тканью разного цвета). Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает детям две корзинки красного и синего цветов, а в них того же цвета грибы. Дает детям рассмотреть, пощупать. Потом вместе с детьми выкладывает грибки и кладет в тарелки (большую и маленькую). «Смотри, какой большой гриб, его надо положить в большую тарелку, вот сюда», — говорит воспитатель, побуждая ребенка сделать то же самое. Так же раскладываются маленькие грибы. После игры воспитатель говорит: «Грибы надо положить в корзиночки, красный гриб пойдет вот в эту — красную, а синий — в синюю, вот сюда, в такую же». Ребенок с помощью взрослого разбирает грибы: «Красный положим вот в такую же». Игра повторяется 2 раза. 1 год 4 месяца — 1 год 5 месяцев Занятие 1 Цель: учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие, по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить шар на стержень); развивать целенаправленность действий с предметами, при этом учитывая их функциональные свойства (на стержень нанизывать шары со сквозным отверстием); развивать умение действовать кончиками пальцев, согласовано выполнять относительно сложные движения левой и правой руками.
Материал: вертикальный стержень, шары одноцветные (из них половина имеет сквозное отверстие), коробочка. Ход занятия: Воспитатель показывает детям коробочку с шариками, акцентируя внимание на том, что у некоторых шариков есть дырочки: «вот такие». Дает детям рассмотреть шары. Затем берет один со сквозным отверстием и нанизывает на стержень, берет другой без сквозного отверстия и старается нанизать, но не получается: «Ай-яй-яй, никак, нет дырочки». Берет другой и т. д. Просит ребенка помочь ему. Игра повторяется 2—3 раза. Занятие 2 Цель: учить действовать с предметами цилиндрической формы, имеющими сквозное отверстие (втулки); учить осуществлять выбор предметов, согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенное, не имеющее отношения к решению свойства предметов; развивать мелкую моторику рук. Материал: стержень вертикальный, втулки и цилиндры (столбики) одного цвета, размера и коробочка. Ход занятия: Занятие проводится по типу занятия 1. Длительность занятия: 3—5 мин. Занятие 3 Цель: учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств; формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы. Материал: шары и кубы одного цвета и размера, лоток для скатывания шаров или ворота. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель ставит на столе ворота или лоток (для скатывания). Предлагает детям прокатить шар и куб. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а куб нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить. Заканчивая игру, воспитатель подводит итог: «Шар катится, куб нет». Воспитатель просит детей взять кубики и говорит: «Сейчас мы построим башню». Кладет кубик на стол, ребенок, подражая, делает то же самое. Потом воспитатель ставит кубик на кубик и помогает ребенку и т. д. Предлагает: «А теперь возьмем шар и поставим на шар. Ой, упал, не ставится». Дети пробуют. Итог: из шаров башню не построишь. Занятие 4 Цель: закреплять практический навык действия с полыми предметами, учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство (форму); развивать ориентировочно-исследовательские и практические действия; формировать точность и ловкость, рациональность, целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев, совершенствовать глаза. Материал: набор желтых конусов — колпачков, убирающихся один в другой, желтые кубы. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает коробочку с предметами, дает детям рассмотреть и ощупать конусы-колпачки и кубы. Затем берет колпачки и строит дорожку, просит детей достать такой же предмет. Разложив предметы, воспитатель обращает внимание, что получилось 2 дорожки: «Одна вот такая, другая — такая». Затем предлагает собрать пирамидку из колпачков, а потом из кубиков. Помощь взрослого необходима для выравнивания сторон и углов квадратной пирамидки. Собрав пирамидки, педагог подчеркивает, что они разные.
Занятие 5 Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении. Материал: курочка большая, корзина с яичками (деревянными) сборно-разборными, в которых находятся цыплята. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель приносит курочку с корзинкой и говорит, что курочка снесла яички, дает их детям, они рассматривают (катают и крутят). Потом педагог берет яичко и гремит им: «Ой, там что-то есть. Давайте посмотрим». Раскручивает и показывает детям цыпленка. Обучает детей открывать и закрывать яйца. 1 год 5 месяцев — 1 год 6 месяцев Занятие 1 Цель: учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов; сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые»; совершенствовать мелкую моторику пальцев. Материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники одинаковые по величине, цвету (или квадрат и круг, или прямоугольник и треугольник). Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает круги и квадраты, перемешенные произвольно, объясняя, что у него разные игрушки. Демонстрирует кружок: «Вот какая игрушка». Так же показывает квадрат, акцентируя внимание на том, что оба предмета разные: «такие и вот такие». Затем воспитатель группирует предметы. Показывает круг, говорит, что будет круги складывать в одну сторону, а квадраты в другую. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей к группировке предметов по форме привлекаются дети. При объяснении формы круг и квадрат называют игрушками. Различие их формы подчеркивается словами: «такой», «не такой», «разные», «одинаковые», словесная инструкция сводится к минимуму. Можно пользоваться словами: «круг» и «квадрат», но от детей запоминания этих слов требовать нельзя. Занятие 2 Цель: учить умению отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть соответствующей стороной, соотнести его со стержнем, опустить на стержень); развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, предваряющие выполнение поставленной задачи; совершенствовать мелкую моторику пальцев, захватывая куб сверху или сбоку. Материал: вертикальный стержень, одноцветные кубы одного размера, коробочка. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин. Воспитатель показывает детям коробочку с кубиками, акцентируя внимание на том, что у некоторых кубов есть дырочки: «вот такие». Дает детям рассмотреть кубы. Затем берет один со сквозным отверстием и нанизывает на стержень, повертывая соответствующей стороной. Берет другой без сквозного отверстия и старается нанизать, но не получается: «Ай-яй-яй, никак, нет дырочки», — берет другой и т. д. Просит ребенка помочь ему. Игра повторятся 2—3 раза. Занятие 3 Цель: обучать детей фиксировать внимание на величине предметов; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине: примеривать вкладыши к отверстиям, понимать слова: «такой», «не такой», «большой», «маленький». Материал: круги и квадраты двух размеров (большие и маленькие) одинакового цвета. Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает 5 больших и 5 маленьких кругов, объясняет, что они разные — большие и маленькие. Затем поочередно показывает и говорит, что есть круги «такие и такие». Поясняет, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую на соответствующие дорожки. Сначала воспитатель это делает сам, спрашивая детей, куда «такой» (маленький) или «такой» (большой) положить. Прикладывает маленький к маленькому и говорит, что они одинаковые и т. д. После объяснения и показа каждому ребенку предлагает индивидуальный материал для группировки. Занятие 4 Цель: закреплять умение действовать с предметами разной величины; учить выполнять выбор предметов с ориентировкой на два свойства (цвет и величину). Материал: куклы двух размеров и ленты разного цвета (красного и синего; красного и зеленого). Ход занятия: Длительность занятия: 6мин. Воспитатель показывает кукол — большую и маленькую, а также коробочку с лентами красного и синего цветов, предлагает завязать куклам ленточки, чтобы куклы стали красивыми. Большой надо завязать красный бант. Говорит: «Вот такой — красный, где большая кукла? Вот она, а где красный бант?» То же с синим бантом и маленькой куклой. Игра проводится 2—3 раза. Занятие 5 Цель: учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками; продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координировать совместные движения рук. Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шар (шар должен проходить в круглое отверстие, а кубик — в квадратное). Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин. Воспитатель показывает детям коробочку с отверстиями разной формы. Обводя руками отверстия, поясняет, что есть «такое» окошко, есть и «такое». Предлагает детям обвести рукой отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: «такое и такое». Педагог берет шарик и опускает в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. В момент исчезновения шарика воспитатель говорит: «Нет шарика», вызывая эмоции. Затем такие же действия производятся с кубиками. Коробку ставят перед ребенком так, чтобы круглое отверстие находилось справа от него, в правую руку дают шар, затем кубик. Задание считается выполненным, если ребенок справился со всеми вариантами положения коробки. 1 год 6 месяцев — 1 год 7 месяцев Занятие 1. Цель: развивать навык действия с предметами в определенной последовательности; учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого; закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения: большой — маленький; развивать точность движений, глазомер при выполнении соответствующих действий и определении положения предметов в пространстве. Материал: одноцветные кольца двух размеров (большие и маленькие), вертикальный стержень, малые стержни. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8мин. Воспитатель, снимая маленькие кольца с пирамидки, объясняет: «Вот маленькое кольцо и еще маленькое». Дети помогают разбирать маленькую пирамидку, откладывают кольца в сторону. Разбирают вместе пирамидку с большими кольцами. Воспитатель объясняет, что они не такие, они другие: «Большие колечки, еще и еще». Потом дети вместе с воспитателем собирают большие и маленькие пирамидки. Необходимо следить, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Занятие 2 Цель: продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов; учить их простейшим примерам установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму предмета с наличным образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре квадрат и прямоугольник, круг и овал. Ход занятия: Длительность занятия: 5— 7мин. Воспитатель демонстрирует круги и овалы, перемешанные произвольно. Поочередно показывая круг и овал, поясняет, что они разные. При показе круга воспитатель фиксирует внимание на его форме, обводя рукой, поясняет: «Какой кружок у меня? Вот такой». При показе овала поясняет, что игрушка другая, похожая на огурчик (используя определенное слово-название). Далее фиксирует внимание на различии их расположения. Для установления тождества и различия можно пользоваться приемами наложения. Во время самостоятельной работы детей воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Занятие 3 Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по величине и соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор из двух заданных величин одинаковой формы. Материал: 6—8 решеток с большими и малыми отверстиями круглой формы, круги одинакового цвета. Ход занятия: Длительность занятия: 6—7мин. Воспитатель показывает решетку и называет ее домиком, фиксирует внимание на том, что в ней есть окна, разные: большие и малые (при этом каждое показывает). После того как дети рассмотрят отверстия, воспитатель показывает вкладыши, обращая внимание, что они (игрушки) разные: большие и малые. Ими можно закрыть окна. Воспитатель закрывает одно большое и одно малое окно, показывая при этом вкладыш и окно. Затем предлагает ребенку сделать это. Если ребенок путает, то ему объясняют, что окно закрыто плохо (т. е. большой вкладыш не помещается в маленькое гнездо, а маленький вкладыш частично закрывает большое гнездо). Занятие 4 Цель: продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей; выполнять рассоединения и соединения с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Материал: матрешка. Ход занятия: Длительность занятия: 6—8 мин. Воспитатель показывает игрушку и называет ее: «Матрешка. Посмотри, какая красивая», ребенок рассматривает. «Давай откроем матрешку», — говорит педагог. Учит ребенка открывать: «Открой. Вот так». Затем показывает, как надо закрывать матрешку. Ребенок воспроизводит действия по инструкции воспитателя. 1 год 7 месяцев — 1 год 8 месяцев Занятие 1 Цель: учить выполнять цепь поставленных действий, осуществляя выбор предметов с ориентировкой на большую величину: ознакомлять с величинами, соответствующими понятиям: «большой», «поменьше», «маленький; развивать более точный глазомер и координацию движений рук. Материал: одноцветная пирамидка «елочка». Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Воспитатель берет пирамидку, рассматривает ее и говорит, что она красивая, неровная, похожая на елочку. Проводит рукой по поверхности пирамидки от основания к верху, подходит к каждому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает пирамидку и просит сложить такую же красивую. Берет одно из колец, говорит: «Большое», — надевает на стрежень, берет следующее, смотрит с сомнением: «Это больше или это? — показывает на другое. — Сейчас проверю. Вот так» — накладывает одно на другое, показывает детям. Одно кольцо выступает, оно побольше (надевает на стержень). То же проделывает и с остальными, употребляя при этом слова: «большой», «поменьше», «маленький». После этого воспитатель раздает пирамидки детям помогает разобрать, смешать кольца. Педагог помогает, каждый раз повторяя: «Вот большое, поменьше, маленькое». Занятие 2 Цель: учить действовать с шарами, выбирая их по форме и величине, обхватывать предмет, удерживая его ладонью и пальцами; понимать слова: «большой», «маленький», «побольше», «поменьше»; пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Материал: коробки, в которых по четыре отверстия одинаковой формы (круглой), но разной величины, соответствующей отверстиям, кукла и мишка. Ход занятия: Длительность занятия: 8—9 мин. Педагог ставит на стол 2 коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой — мишку. И говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно рассорились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь игрушкам собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) не хватает шаров, он (она) очень огорчится. Воспитатель достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз: «Но только надо быть внимательным: большой шар — в большое отверстие, а маленький шар — в маленькое отверстие». Кукла и мишка в конце занятия радуются и благодарят малышей. Занятие 3 Цель: учить выполнять цепь последовательных однотипных действий (раскладывание предметов), придерживаясь поставленной практической задачи; закреплять умение действовать с полыми предметами, ориентируясь на два свойства: цвет и величину. Материал: полые колпачки разного цвета и размера (двух цветов и трех размеров) — маленький, побольше, большой. Ход занятия: Длительность занятия: 6—8мин. Воспитатель показывает зайчика с желтым бантом и зайчика с синим бантом. Затем достает колпачки (зеленого и желтого цветов, маленькие и большие). И просит одному зайчику положить желтые колпачки, «вот такие», а другому зеленые, «вот такие». После того как дети выполнят задание, педагог просит построить башенки разного цвета. Показывает, говорит: «Сначала берем большой колпачок, затем поменьше и маленький. Вот так». Дает возможность детям самим построить. После этого зайчики благодарят малышей Занятие 4 Цель: учить составлять предмет из двух одинаковых и взаимосвязанных частей, ориентируясь на их величину; выбирать однородные предметы по величине (большие и маленькие) и соотносить их части. Материал: большие и маленькие разборные бочонки. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Воспитатель приносит в группу 2 мишек (большого и маленького) и говорит, что мишки перепутали бочки с медом, надо им помочь найти и открыть. «Большому мишке давайте поищем большую бочку. Какую? Эту или ту?» Дети с помощью взрослого пытаются помочь мишкам. Затем открывают бочонки. Воспитатель перемешивает части и просит детей закрыть бочки: «Большую бочку закроем большой крышкой, где она? Давайте проверим». Следующую ищут так же. В конце занятия мишки радуются вместе с детьми. Занятие 5 Цель: закреплять умение находить предметы в соответствии с их размерами: большой — поменьше — маленький; обогащать зрительно-осязательный опыт детей; вызывать положительное отношение к занятию. Материал: коническая пирамидка из 5 колец (одноцветная). Ход занятия: Длительность занятия: 7мин. Показав пирамидку, воспитатель заостряет внимание на том, что кольца разные. Сняв первое, поясняет, что оно маленькое, следующее побольше. Постепенно демонстрирует каждое кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Большое кольцо — вот такое». Затем воспитатель говорит: «Как много колец, и они такие красивые: большие, поменьше, еще меньше и самое маленькое». Дети вслед за взрослым указывают размер колец. Затем они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных предметов. 1 год 8 месяцев — 1 год 9 месяцев Занятие 1 Цель: выполнять действия с предметами, ориентируясь на их величину; учить удерживать куб пальцами — большим, указательным и средним, обхватывая его сбоку; формировать понимание слов: «кубик», «кирпичик», закреплять знание слов: «большой», «маленький». Материал: коробка с отверстиями, соответствующими фигурам (кубы большие и маленькие). Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку — каждую в свое отверстие. Воспитатель наблюдает, как действуют дети, просит исправлять ошибки. Занятие 2 Цель: учить выполнять действие раскладывания предметов, соблюдая определенную последовательность; выбирать игрушки, ориентируясь на два свойства: цвет и величину; развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами. Материал: круглые формочки-песочницы (вкладки). Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Воспитатель достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на стол и говорит, что сейчас построит красивую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем постепенно, начиная от самой большой, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец, берет нужную, и та прочно устанавливается на основании — не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню, время от времени пробуя и примеривая формочки и обращая внимание детей на необходимость добиваться устойчивости. После этого воспитатель предлагает детям построить свои башни. Занятие 3 Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками разной величины, составлять предмет из двух однотипных взаимосвязанных частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; вызывать положительные эмоции: отношение к игрушке и действиям с нею. Материал: двухместная матрешка, большая двухместная матрешка для воспитателя, мишка. Ход занятия: Длительность занятия: 6—8мин. Воспитатель ставит на стол матрешку, рассматривает ее вместе с детьми, потом раскрывает ее и достает маленькую: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка прячется в большую и говорит: «Ищи, мишка». Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Занятие 4 Цель: учить действовать с предметами, ориентируясь на два свойства: величину и форму, выполнять захватывание предмета сверху и сбоку. В процессе действия с объемными формами: прямоугольником (параллелепипедом) и разносторонней призмой (крышей) — тетраэдром развивать умение выполнять относительно тонкие движения захватывания и проталкивания кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Материал: коробка с отверстиями (круг и квадрат; круг и треугольник; квадрат и прямоугольник), шары, призмы, кирпичики, кубы. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Воспитатель показывает коробку с круглым и квадратным отверстиями, а рядом кладет куб и шар. Говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться. Вызывает ребенка и просит протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстиям, провести пальчиком по контуру окошка. При выполнении задания результат закрепляется словами воспитателя: «Ты правильно подобрал форму, тут должен находиться шар». Занятие 5 Цель: учить выполнять действия с предметами, учитывая их динамические свойства; подбирать однородные предметы, ориентируясь на два свойства: величину и цвет. Материал: машины разного цвета и размера, гаражи из картона (двух цветов и размеров). Ход занятия: Длительность занятия: 7—8мин. На столе стоят гаражи из картона белого и черного цветов, один большой, другой маленький. Воспитатель показывает 2 машины (белая и черная; большая и маленькая). Предлагает детям разместить машины в гаражи. Если ребенок неправильно ставит машину, то воспитатель говорит: «Смотри, какой маленький гараж для машины, она не умещается здесь, куда ее надо поставить?» В конце занятия воспитатель подводит итог: «Большая машина стоит в большом гараже (белом), и машина там белая, а маленькая машина (черная) — в маленьком (черном) гараже». 1 год 9 месяцев — 1 год 10 месяцев Занятие 1 Цель: учить собирать пирамидку из 4—5 колец; развивать моторику кончиков пальцев, выполняя действия с более мелкими деталями. Материал: пирамидка из 4—5 колец. Ход занятия: Длительность задания: 5— 7мин. Воспитатель, показывая пирамидку, фиксирует внимание на том, что кольца разные: «такие и вот такие». Снимая кольца, выкладывает их в один ряд справа. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе пирамидки нижняя часть шире верхней. Педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания. Занятие 2 Цель: учить фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушки; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов; учить понимать слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные». Материал: палочки (карандаши: красного, желтого, синего, зеленого, черного и белого цветов). Ход занятия: Длительность занятия: 8—10мин. Воспитатель показывает детям 5 палочек черного и 5 палочек желтого цветов. Продемонстрировав палочку (черного цвета), откладывает ее в сторону. Слово — название цвета воспитатель не произносит, а употребляет слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные». Взяв в руку палочку черного цвета, показывает ее детям и спрашивает, куда ее надо положить. Затем прикладывает к желтой вплотную и говорит, что они разные, а приложив к черной, — что она такая же. Так педагог раскладывает первые две пары палочек сам. При сортировке следующей пары воспитатель предлагает кому-нибудь из детей помочь ему После объяснения и показа малышам раздается индивидуальный материал. Занятие 3 Цель: закрепить умение детей группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор двух заданных величин одинаковой формы. Материал: 6—8 решеток с четырьмя большими и пятью малыми квадратными отверстиями с аналогичным количеством вкладышей. Ход занятия: Длительность занятия: 8—9 мин. Воспитатель, сконцентрировав внимание детей, показывает решетку с большими и малыми отверстиями (квадратиками). Объясняет, что в домике имеются большие и малые «окна». Затем демонстрирует большие и малые вкладыши — квадраты. Поясняет, что окошки надо закрыть. Большие окна — большими квадратами, а маленькие — малыми. Дети смотрят, как воспитатель выполняет действие, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленький квадрат поместился в маленькое гнездо. После объяснения, дети сами размещают вкладыши. Занятие 4 Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Материал: коробки с крышками разной формы (круглой, квадратной, многоугольной), мелкие игрушки. Ход занятия: Длительность занятия: 5—8мин. Педагог раскладывает на стол вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку, которую можно положить в коробку и говорит, что нужно спрятать ее, а потом найти. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 4—5 шт. Занятие 5 Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Материал: матрешки трехместные. Ход занятия: Длительность занятия: 7мин. Воспитатель раздает матрешки (2 половинки и одна целая) и предлагает спрятать матрешек в одну большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остается половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить, помогает ребенку разложить части на стол так, чтобы элементы одной величины не находились рядом. 1 год 10 месяцев — 1 год 11 месяцев Занятие 1 Цель: учить подбирать предметы, учитывая одновременно два свойства: форму и величину; развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, вкладывание, накладывание), учитывая положение предмета в пространстве. Материал: 6—8 решеток, имеющих отверстия (квадрат — круг, квадрат — треугольник), и вкладыши той же формы и размера. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Воспитатель показывает детям «домик» с разными окошками (круглыми и квадратными). Внимание детей фиксируется на том, что они разные: «такие и вот такие». Этими словами сопровождаются жесты воспитателя, обводящего рукой формы окошек. Потом воспитатель, показывая вкладыши, говорит, что окна можно закрыть этими игрушками: «такими и такими». Взяв круглый вкладыш, педагог прикладывает его к соответствующему окну и закрываем его, то же самое проделывает с квадратным. После этого дети сами пробуют закрыть окошки (при этом они сначала показывают соответствующее окно с вкладышем). Занятие 2 Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. Материал: 2 доски (на одной — прорези для вкладывания мяча, домика из двух частей; на другой — неваляшка, вагончик), геометрические фигурки по форме, соответствующие прорезям. Ход занятия: Длительность занятия: 7—10мин. Педагог кладет 1 доску перед ребенком и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. То же самое проделывается со второй доской. Занятие 3 Цель: закрепить умение детей группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы, развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: грибочки и корзиночки двух цветов: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8мин. Воспитатель демонстрирует корзиночки двух цветов и говорит: «Сейчас мы будем складывать в них грибочки», которые лежат произвольно на столе. Воспитатель подчеркивает, что грибочек синего цвета нужно положить в синюю корзинку, а красный — в красную. При выполнении задания педагог побуждает детей называть слова: «такой», «не такой», «разные». Занятие 4 Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров (большой, поменьше, маленький); составлять предметы из двух одинаковых частей, ориентируясь на их величину; понимать и правильно подбирать предметы в соотношениях: большой, поменьше, маленький или маленький, поменьше, большой. Материал: 3 разборных бочонка разных величин и кубы. Ход занятия: Длительность занятия: 6—8мин. Воспитатель показывает на столе разборные бочонки, предлагает найти части каждого и собрать, после объяснения демонстрирует собирание большого бочонка: «Берем 2 большие части — вот эти, складываем друг на друга и закручиваем». Когда все бочонки будут собраны, их надо поставить на кубы (большой, поменьше, маленький). При выполнении задания воспитатель все время дает понятия и просит детей показать: большой, поменьше, маленький. Занятие 5 Цель: учить ориентироваться в пространстве; находить предмет по указанному признаку (цвету); развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя мелкими предметами; развивать внимание и запоминание. Материал: игрушки и ленточки разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Ход занятия: Длительность занятия: 8 мин. Перед занятием воспитатель раскладывает по группам различные игрушки основных цветов, а ленточки прячет на столе под салфеткой. Воспитатель говорит: «Сейчас я вам покажу синюю ленточку, а вы найдите мне такую же игрушку (синюю)». Если ребенок приносит игрушку не такого цвета, воспитатель прикладывает к ней ленту и говорит: «Смотри, не такая, они разные». Тогда дает ребенку ленту и говорит: «Найди такую же игрушку, красную». Игра продолжается, пока дети не принесут все игрушки соответствующего цвета. 1 год 11 месяцев — 2 года Занятие 1 Цель: развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей величине; учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных. Материал: пирамидка из 4—5 колец разных по величине и цвету. Ход занятия: Длительность занятия: 7мин. Воспитатель показывает кольца, затем дает детям рассмотреть и поиграть. Затем, демонстрируя накладывание колец, говорит: «Возьмем большое красное колечко и наденем на стержень, а теперь возьмем опять большое колечко, зеленое, и наденем, потом желтое поменьше и белое, а вот синее маленькое. Вот какая пирамидка получилась красивая!» После объяснения детям раздают индивидуальный вариант. Занятие 2 Цель: закреплять умение группировать однородные по форме объекты и соотносить разнородные предметы; развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: решетки с вкладышами разной формы (круглой и овальной, прямоугольной и квадратной). Ход занятия: Длительность занятия: 7—8мин. Воспитатель показывает решетку с круглыми и овальными отверстиями, обращая внимание на разные формы. Показывая круглые, а затем овальные вкладыши, поясняет, что они тоже разные (круг и овал). Обведя рукой круглое окошко, поясняет, что оно «такое» и игрушка «такая же» (круглая). Далее подчеркивает жестом форму овала и говорит, что эта игрушка другой формы (овальной) — «вот такая». Затем воспитатель примеривает вкладыши к отверстиям, размещает по одному разной формы, объясняя, что одними игрушками надо закрыть одни окошки, а другими — другие. По мере необходимости воспитатель помогает детям разместить вкладыши, обращая внимание на совмещение отверстий и вкладышей. Занятие 3 Цель: продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов. Материал: палочки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов (сочетания красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, черный — фиолетовый, зеленый — синий и т. д.). Ход занятия: Длительность занятия: 10—12 мин. Воспитатель показывает детям красные и оранжевые палочки, перемешанные произвольно, объясняет, что они разного цвета: «такого» (красного) и «такого» (оранжевого). Первые две пары, воспитатель группирует сам. Начиная с третьей пары педагог привлекает детей, предлагая приложить красную палочку к двум группам и найти нужную. Далее каждому ребенку раздаются палочки двух сочетаний. Педагог может помочь, предлагая приложить палочку к группам сочетаний. Занятие 4 Цель: закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах; развивать тактильную чувствительность ладоней. Материал: фонарик в форме круглой коробки без верхней крышки или «чудесный мешочек», разноцветные шарики, кубики, игрушки небольшого размера. Ход занятия: Длительность занятия: 5— 7мин. Воспитатель показывает детям «чудесный мешочек» и называет его, а в нем что-то есть, гремит: «Сейчас мы с вами будем доставать из него игрушки круглой формы (шары), не подглядывая». Сначала воспитатель показывает, как надо просунуть руку, поискать, пощупать и достать шарик. Далее действия выполняют дети. Занятие 5 Цель: продолжать учить различению цветов с последующей проверкой, учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названием цветов. Материал: 3 куклы в разных юбочках (красного, синего и белого цветов) и 4 кофточки и бантика. Ход занятия: Длительность занятия: 7—8 мин. Педагог вносит в группу кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что куклы хотят красиво одеться, но так, чтобы у них все было одного цвета — юбочка, кофточка, бант. Объясняет, что сами они не могут этого сделать и просят детей. Достает платья и ленты и раскладывает их на столе вперемешку. Дети сравнивают одежду, накладывают и одевают кукол. В конце воспитатель подводит итог: «Куклы красиво одеты, у одной — все красного цвета, у другой и юбочка, и кофта, и бант — синие, а у третьей — белые». Date: 2015-10-22; view: 987; Нарушение авторских прав |