Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Основные тео­рии личности. Поведение лич­ности в организации





 

В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Психологический контракт представляет собой определенный об­мен ценностями и отражает желание человека работать в этой органи­зации и желание организации нанять его. В процессе работы ожида­ния могут подтвердиться или не подтвердиться. Менед­жер должен постоянно следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, чего они ожидали друг от друга, т. е. вы­полнения психологического контракта. В случае равноценного обме­на в соответствии с психологическим контрактом можно говорить об идеальном положении: балансе между затратами и вознаграждением. В этом случае можно рассчитывать на то, что работник будет хорошо относиться к своей работе и будет доволен своими отношениями с орга­низацией. Если же обмен совершен неравноценно, результаты будут совершенно противоположными. При сравнительном анализе ожиданий сотрудника и ожиданий организации может получиться так, что эти ожидания окажутся несовместимыми. Сотруд­ники, естественно, реагируют на такую несовместимость множеством способов. Отрицательные реакции проявляются в увольнениях, участии в профсоюзных забастовках, сокращении выпуска продукции и т.д.

Первоочередной проблемой личности и организации является проблема адаптации. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. Представители первого типа ориентируются на текущий момент, легко приспосабливаются к обстановке. Они могут принимать эффективные решения «здесь и сейчас». Вторые – привязаны к прошлому и способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими разре­шениями и запретами. Действия этих людей рациональны в рамках имеющейся структуры. Третий тип людей смотрит в будущее, их поведение неадекватно ситуации. Они плохо приспосабливаются к иерархической структуре, но хорошо генерируют полезные идеи. Под­чиненные ожидают уважения по отношению к себе, а также хотят ощущать значимость выполняемой работы. Сама организация требу­ет, чтобы ее сотрудники во всем полагались на организационные цели и правила, следовали ее миссии, а также исполняли поставленные пе­ред ними задачи.

Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характе­ристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за со­гласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воз­действия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуа­цией. Многозначность понятия «личность» полнее характе­ризуют представления, изложенные в различных теориях лич­ности.

Теории типов – теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее полной типологической теорией была теория В. Г. Шелдона, который утверждал, что «типы тела тесно связаны с развитием личности». Подход К. Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцепта на классификацию индивидов по ти­пам, например, интроверт – экстраверт.

Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Ранние теории черт – списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Наиболее влиятельной теорией является теория Р. Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определя­ющие личность». Цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помо­щью которой можно делать предсказания относительно поведения. Подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга, и действительно можно утверждать, что это две стороны одной медали. Теории типов име­ют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Из устой­чивого поведения, демонстрируемого большинством людей, что является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.

Гуманизм. Это направление возникло как реакция на доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феномено­логии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиориз­ма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки мно­гих из его теоретических понятий. Он остается важ­ным подходом к изучению личности, положившим начало развитию школы «человеческих отношений» в менеджменте.

Теории социального научения. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий тео­ретик Альберт Бандура обозначил свою позицию следующим образом: факторы, составляющие личность человека, отличны от простых связей реакции – стимула и слу­чайных подкреплений. Важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения инфор­мации в памяти и процессы саморегуляции.

Ситуационизм – направление (Вальтер Мишель), является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Само понятие черт личности является психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

Интеракционизм – позиция эклектична, сочетает несовместимое. Допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных теориях. Личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, кото­рым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Личность существует как отдельная «вещь».

Выявление и систематизация отдельных черт личности, определение стилей мышления и поведения человека имеют конечной целью создание условий, в которых деятельность индивида, группы и организации в целом будут эффективными. Не случайно, что в лагере сторонников данного подхода – созвездие громких имен: Гордон Уиллард Олпорт (Allport) (1897 – 1967), Ганс Юрген Айзенк, Р. Б. Кэттелл, П. Коста (Costa) и Р. МакКрэй, предложившие «Большую пятерку» качеств личности.


«Большая пятерка» (O-C-E-A-N) черт личности

Характеристики получивших высокие оценки по фактору Описание черт, входящих в фактор Характеристики получивших низкие оценки по фактору
Открытость к освоению нового опыта (O)
Любопытный, с широкими интересами, творческий, оригинальный, нетрадиционный, с богатым воображением Измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему Связанный условностями, приземленный, с ограниченными интересами, не обладающий ни художественным, ни аналитическим складом ума
Сознательность (С)
Организованный, дисциплинированный, надежный, усердный, пунктуальный, педантичный, аккуратный, честолюбивый, настойчивый Измеряет степень организованности, настойчивости и мотивации индивида. Противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе Нецелеустремленный, ненадежный, ленивый, беспечный, небрежный, нерадивый, слабовольный, любящий наслаждения
Экстраверсия (E)
Общительный, активный, разговорчивый, ориентированный на людей, оптимистичный, ласковый, любящий повеселиться Измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни Сдержанный, трезвомыслящий, нежизнерадостный, отчужденный, ориентированный на дело, тихий, незаметный в компании
Доброжелательность (A)
Мягкосердечный, доброжелательный, доверчивый, услужливый, великодушный, легковерный, прямой Измеряет качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях Циничный, подозрительный, некооперативный, мстительный, безжалостный, раздражительный, манипулирующий другими
Нейротизм (N)
Беспокойный, нервозный, эмоциональный, неуверенный, неадекватный, ипохондрический Измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность. Идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям, излишне страстных, далеких от реальности и склонных к неадекватным реакциям Спокойный, расслабленный, неэмоциональный, выносливый, уверенный, довольный собой

Date: 2015-10-22; view: 2220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию