Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Организационное поведение и эффективность организации





 

Понятие организации имеет несколько значений. Организация это – со­циальный процесс, специфический социальный объект, функция управления. В контексте ОП организацию следует рассмат­ривать как специфическую социальную систему, объединяющую лю­дей для реализации неких целей, вхождение в которую накладывает на поведение индивида существенные ограничения.

Организация характеризуется рядом признаков. Один из основ­ных – ее миссия и цель, раскрывающие, для чего организация создается, зачем выходит на рынок. Второй признак – наличие организационной культуры, принятой в данной организации, совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых ее сотрудниками. Третий при­знак – наличие организационной структуры, т. е. системы взаимодей­ствия внутри организации, устойчивых связей, выраженных в конкрет­ных организационных формах, способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами.

Орга­низация постоянно взаимодействует с внешней средой для получения ресурсов и, после переработки, выдачи готовой продукции, инфор­мации или услуги. Внешняя среда оценивает деятельность организа­ции и, если это взаимодействие осуществляется успешно, организа­ция продолжает существовать на рынке, если нет – ее существование на рынке прекращается.

У любой организации есть ряд границ, т. е. пределов ее существо­вания: во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распо­ряжаться, пользоваться имуществом организации). Период времени существования организации на рынке принято называть жизненным циклом организации. Территориальные границы определяют, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации, где заканчивается одна организация и начинается дру­гая, на какие сферы распространяется ее деятельность. Основной воп­рос, который должны решить менеджеры при определении рациональ­ных границ, состоит в том, чтобы определить, какие этапы процесса создания продукта организация намерена включить в свои рамки.

В зависимости от способа социальной организованности выделяют: формальные и неформальные организации. Формальные, или официальные, организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должно­стей, формальные нормы и правила поведения. В зависимости от формы собственности выделяют: государствен­ные, частные, муниципальные организации.

Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство.

Частные организации. Основными собственниками выступают фи­зические или юридические лица.

Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В зависимости от отношения к прибыли принято выделять коммер­ческие и некоммерческие организации. Основной целью деятельности коммерческой организации, в соответствии с гражданским кодексом РФ, является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпа­дает с достижением их целей. В зависимости от характера потребностей клиентов выделяют: инди­видуальное, серийное, крупносерийное производство. Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удов­летворения индивидуальной потребности отдельного клиента (лич­ности или организации), для выпуска продукции ограниченного пот­ребления.

В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют: корпоративные, адхократические, партисипативные организации. Корпоративные организации представляют собой объединение лю­дей по социальным и профессиональным критериям для осуществле­ния совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый ха­рактер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных цен­ностей над личными. Адхократические организации основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких техно­логий при сложных инновационных процессах. Формальности в по­строении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформаль­ные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. Партисипативные организации основаны на участии работников в управлении. Возможно участие: в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдель­ные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях.


Основ­ная задача менеджмента организации – дать возможность этой орга­низации существовать на рынке продолжительный период времени и быть эффективной. Эффективность определяется как оптимальное соот­ношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития и определяется ря­дом критериев: краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Взаимосвязь критериев эффективности во времени представляет собой временную модель эффективности.

Краткосрочные критерии эффективности – критерии, оценива­ющие положение дел в организации за короткий промежуток време­ни. К ним относятся: продуктивность, качество, гибкость, удовлетво­ренность. Продуктивность – способность организации обеспечить необхо­димое количество и качество продукции в соответствии с требования­ми внешней среды. Качество как критерий эффективности означает Удовлетворение запросов покупателей и клиентов. Например, количество жалоб клиентов. Гибкость – способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов. Способность реагировать на изменения со стороны ОП покупателей, конкурентов, законодательства. Уметь адаптировать ме­тоды и средства в части планирования, руководства и контроля с учетом таких изменений. Удовлетворенность – чувство удовлетворения у работников от вы­полненной работы, осознания своей роли в организации, своего места в организации как комфортного и удовлетворяющего их запросы. Критерии взаимосвязаны: можно авторитарными методами повы­сить производительность труда, но показатель удовлетворенности сни­зится, что приведет в целом к снижению общей эффективности управ­ленческой деятельности в организации. Среднесрочные критерии более продолжи­тельны. К ним относятся конкурентоспособность и развитие. Конкурентоспособность – положение организации в отрасли, занимаемая доля рынка по выпускае­мой продукции, отношения конкурентов в борьбе за покупателей. Раз­витие – инвестирование организацией средств таким образом, чтобы укрепить будущий спрос внешней среды как залог ее выживания

Долгосрочный критерий эффективности деятельности организа­ции – способность организации сохранять свое положение на рынке, выживание организации. Критерии оцениваются набором показателей, которые можно из­мерить.

Каждый вид эффективности имеет свои источники. Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существо­вания организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отно­шения с партнерами и т.д.). Индивидуальная эффективность – результат выполнения работником поставленных задач с учетом затрат на их реализацию. На индивидуальную эффективность влияют: ква­лификация специалиста, его способности, умение, навыки самоорганизованности, степень его заинтересованности в работе (уровень мотивации); отношения, которые существуют в организации, стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий. Групповая эффективность представляет собой результат совмест­ной деятельности по достижению поставленных целей. При правиль­ной организации совместной деятельности возможно достичь значи­тельного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффекта синергии.







Date: 2015-10-22; view: 2341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию