Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Управление поведением работников в социальных организациях





Е.Г. Гуреева, А.С. Макаров

 

Управление поведением работников в социальных организациях

 

Учебно-методическое пособие для студентов факультета управления

 

 

Самара 2012


Печатается по решению кафедры социального менеджмента и управления образованием Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

 

 

УДК

ББК

И

 

 

Рецензенты:

к.п.н. доцент Рогожкина Н.В.

к.п.н., доцент Дудников В.В.

 

 

Гуреева Е.Г., Макаров А.С. Управление поведением работников в социальных организациях: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во ПГСГА, 2012. – с.

 

Предлагаемое пособие адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению 080200 «Менеджмент» профиль «Управление малым бизнесом».

Издание включает необходимые материалы для организации семинаров и практических занятий в интерактивной форме: основное содержание (программу) курса, планируемые результаты обучения; конспекты лекций, набор заданий к каждому разделу; список рекомендуемых учебных пособий.

 

 


Введение

 

Социальная организация – это специфическая социальная единица, которая объединяет в группу индивидов, совместно и координировано реализующих общую цель. В широком смысле понятие «социальная организация» характеризует способы упорядочивания и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле этот термин предполагает относительно автономную группу людей, объединенных для достижения зафиксированной цели.

Социальные организации характеризуются рядом специфических черт: направленность на достижение общей цели, высокая степень формализации, зависимость от качественного состава участников. Последнее объясняет актуальность исследования взаимоотношений членов организации, закономерностей организационного поведения, природы лидерства и т.д.

В настоящее время в управленческой науке и практике большое внимание уделяется проблемам поведенческого характера в социальных организациях. Отслеживание руководителем своего собственного поведения через систему обратных связей с работниками – один из показателей грамотного руководства социальными организациями. Для реализации программ набора, обучения, мотивации персонала менеджеру также необходимо знание основ организационного поведения.

 

На изучение теоретических основ и технологий организационного поведения в социальных организациях направлен курс «Управление организационным поведением», который относится к дисциплинам профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом».

ЦЕЛЬ КУРСА – обеспечение подготовленности студентов к проведению изменений организационным поведением сотрудников предприятия малого бизнеса.

Курс предполагает подготовку студентов к решению следующих задач профессиональной деятельности:

· планирование деятельности организации и подразделений;

· организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

· разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

· контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.

· оценка эффективности управленческих решений.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Теория менеджмента», «Управление человеческими ресурсами».

Данная дисциплина опирается на результаты формирования в предыдущих курсах следующих компетенций:

Наименование компетенции Код компетенции
· способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; ПК-2
· готовность к разработке процедур и методов контроля; ПК-3
· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций; ПК-6
· способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; ПК-7
· пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования. ПК-28

 

Для освоения дисциплины студент должен:

знать:

· основы проектирования организационных структур управления;

уметь:

· делегировать задачи и полномочия; проектировать коммуникации; отбирать способы разрешения конфликтов;

владеть:

· методами постановки задач, планирования, организации, мотивации и контроля.

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курсов: «Современные технологии управления персоналом», «Управление изменениями».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Наименование компетенции Код компетенции
· способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; ПК-4
· способность эффективно использовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; ПК-5
· владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций; ПК-6
· готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям; ПК-17
· знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде; ПК-25
· умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. ПК-37

 

Образовательные результаты.

ПК-4:

знает:

· сущность и содержание мотивации, механизм мотивации, содержательные и процессуальные теории мотивации, содержание теорий лидерства.

умеет:

· использовать мотивацию как инструмент воздействия на работника, обеспечивая его эффективную деятельность путем сочетания стратегически конструктивной ориентации и административного подчинения; добиться ориентации работника на активное, сознательное и заинтересованное участие в функционировании и развитии организации; диагностировать лидерский потенциал сотрудников организации; выстраивать траекторию продвижения по управленческой иерархии индивидов, обладающих качествами эффективного лидера организации.

ПК-5:

знает:

· характеристики и этапы развития группы, потенциальные преимущества и недостатки работы в группе, условия и факторы эффективности групповой работы, сходства и различия группы и команды.

умеет:

· поставить перед группой цель и организовать работу группы; стимулировать поиск группой общих ценностей;

владеет:

· технологией формирования команды.

ПК-6:

знает:

· особенности и причины межгрупповых конфликтов; методы профилактики и управления конфликтами.

умеет:

· определить причину создавшейся конфликтной ситуации, классифицировать ее; выбрать адекватный способ разрешения конфликта; поддерживать уровень конфликтности в контролируемых пределах для обеспечения необходимого уровня результативности организации; применить на практике методы управления межгрупповыми конфликтами.

ПК-17:

знает:

· причины, побудившие к созданию программы организационных изменений, способы реализации организационных изменений, причины оказания сотрудниками сопротивления организационным изменениям, формы проявления сопротивления, методы преодоления сопротивления.

умеет:

· выявить и обосновать причины, вызывающие необходимость проведения организационных изменений; сформулировать результаты организационных изменений; определить и обосновать необходимость использования определенных подходов к проведению изменений в организации; составить план-график работ для реализации организационных изменений; выявить возможные силы сопротивления изменениям и разработать мероприятия по их преодолению; определить тактику обращения с сопротивлением изменениям.

ПК-25:

знает:

· сущность понятия «поведенческий маркетинг», особенности поведения сотрудников с точки зрения их отношения к клиентам для повышения эффективности деятельности организации, понятие «компетенция» и возможности управления ею.

умеет:

· выбрать модель поведения сотрудников в соответствии с выбранной в организации стратегией развития; определить направление поведенческого маркетинга; управлять компетенциями персонала для эффективного взаимодействия; выработать систему мер воздействия по изменению отклонений в поведении сотрудников, клиентов, акционеров, поставщиков.

ПК-37:

знает:

· стадии жизненного цикла организации и особенности поведения организации на различных стадиях жизненного цикла; типы организационной культуры и сущность процесса формирования и изменения организационной культуры.

умеет:

· соотнести поведение организации с типом организационной культуры; проводить диагностику организационной культуры, выявлять ее сильные и слабые стороны; разрабатывать предложения по совершенствованию организационной культуры.

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Модуль 1. Теоретические основы организационного поведения  
  Тема 1. Понятие организационного поведения и эффективность деятельности организации Сущность, определение «Организационного поведения» (ОП). Цели и задачи курса ОП. Предмет изучения. Факторы, влияющие на ОП. Осо­бенности ОП как мультидисциплины. Основное содержание ОП, его влияние на управленческие процессы и конкретные проявления ре­зультатов. Современные проблемы менеджмента. Модели организаци­онного поведения. Управленческий взгляд на человеческую природу. Направления развития ОП.
  Тема 2. Организационное поведение и эффективность организации Сущность и признаки организации. Виды организации. Современный подход к управлению организацией. Источники повышения эффективности деятельности организации.
  Модуль 2. Личность и её поведение в организации  
  Тема 3. Основные тео­рии личности. Поведение лич­ности в организации Личность и типология. Понятие личности с позиций наиболее влиятельных теорий: теории типов (Гиппократ, В.Г. Шелдон, К. Юнг, И. Майерс и К. Бриге); теории черт (Р.Б. Кеттел, Г. Айзенк, Г. Олпарт). Психологические особенности различных типов личности. Экстраверты и интроверты. Интуи­тивный и сенсорные типы. Мыслительный и чувствующий тип. Решающий и воспринимающий типы. Характеристика типологических профилей личности. Концепции поэтапного развития личности (смена кризисов психосоциальной идентичности: Э. Эриксон; периодизация умственного развития: Ж. Пиаже; развитие интенций (намерений, целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор: Ш. Бюлер; процесс вхождения и интеграции с социальной средой: А.В. Петровский; становление человеческой субъективности через рефлексию). Социально-демографические особенности сотрудника. Формально-динамическая модель личности (темперамент, стиль познания и мышления, характер, способности). Основные переменные, влияющие на индивидуаль­ное поведение: внешняя организационная среда и внутренняя организацион­ная среда (ценностные ориентации, установки, личность, способности и на­выки, мотивация, восприятие, способность обучаться).
  Тема 4. Мотивация и результативность в организации Роль человеческого фактора в современном обществе. Сущность и содержание мотивации. Модель мотивации организационного поведения индивида. Комплекс мотивов поведения работников. Механизм мотивации. Многоаспектность мотивации.  
  Модуль 3. Формирование и развитие группового поведения в организации  
  Тема 5. Природа группового поведения Понятие «группа». Классификация групп. Характеристики групп: основные и ситуационные. Групповая дина­мика: групповые процессы и групповые состояния, групповые эффекты. Групповая сплоченность. Факторы, содействующие групповой сплоченности. Факторы, влияющие на формирование группы. Взаимодействие индивида и группы. Формальные и неформальные группы и их взаимодействие в органи­зации. Возможности группового влияния. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе. Основные этапы формирования групп и их характеристика. Методы оптимизации профессиональной деятельности групп. Команда как разновидность группы.
  Тема 6. Лидерство в организации Властный аспект организационного лидерства. Источники и типы власти в организации. Каналы власти. Интегральная модель власти. Модель реализа­ции власти руководителя. Понятие лидерства. Лидерство и руководство. Лидер и менеджер. Проблемы лидерства, его природа и сущность.
  Модуль 4. Управление поведением в организации  
  Тема 7. Коммуникативное поведение в организации Сущность и структура коммуникации. Общая характеристика коммуникаций. Понятие и сущность обратной связи. Характеристики эффективной обратной связи. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления.
  Тема 8. Управление изменениями и нововведениями в организации   Сущность и классификация организационных изменений. Модели управления организационными изменениями. Методы преодоления сопротивления организационным инновациям.
  Тема 9. Организационная культура Определение организационной (корпоративной культуры). Типологии организационных культур. Ценности организационной культуры. Предметы и функции культуры. Элементы организационной культуры. Формирование организационной культуры. Имидж организации. Репутация организации. Пути воздействия на корпоративную культуру. Механизмы изменения культуры.
  Тема 10. Поведенческий маркетинг Сущность поведенческого маркетинга. Модель покупательского поведения и типы клиентурных отношений. Основные модели и механизм формирования организационного поведения.

Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. Тема 1 Организационное поведение как отрасль научного знания в современном менеджменте (семинар)  
2. Тема 2 Психологические и социально-психологические теории деятельности (семинар)  
3.   Контрольное мероприятие по 1 модулю  
4. Тема 3 Личность и организация (семинар)  
5. Тема 3 Поведение личности в организации (практическое занятие)  
6. Тема 4 Мотивация и стимулирование в организации (практическое занятие)  
7.   Контрольное мероприятие по 2 модулю  
8. Тема 5 Группа и её эффективность (семинар)  
9. Тема 5 Технология создания команды на примере муниципальной организации (практическое занятие)  
10. Тема 5 Технология создания команды в деятельности менеджера на примере коммерческой организации (практическое занятие)  
11. Тема 5 Управление конфликтами (практическое занятие)  
12. Тема 6 Лидерство руководителя и поведение группы (практическое занятие)  
13.   Контрольное мероприятие по 3 модулю  
14. Тема 7 Организационные коммуникации (семинар)  
15. Тема 8 Управление изменениями в организации (семинар)  
16. Тема 9 Формирование корпоративной культуры (практическое занятие)  
17. Тема 10 Поведенческий маркетинг (практическое занятие)  
18.   Контрольное мероприятие по 4 модулю  

 

Date: 2015-10-22; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию