Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные (уставные) суды





Конституционные (уставные) суды – это новое явление в государственном строительстве России. Конституционные суды создаются в автономных республиках, уставные – в областях, краях, автономной области, автономных округах, городах Москва и Санкт-Петербург, так как основным законом в республике является её Конституция, а областях, краях и т.п. – устав определённого субъекта Федерации.

Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей по своей природе самостоятельны, действуют каждый на своём правовом поле и независимы друг от друга.

Весьма существенным при этом являются два момента.

Во-первых, это судебные органы и органы власти единого государства, единой ветви власти – судебной. Различия между ними лишь в том, что один из них – Конституционный Суд РФ – является федеральным конституционным судом, т.е. общегосударственным, общероссийским органом, а конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей – это судебные органы отдельных составных частей нашего федеративного государства, его субъектов.

Во-вторых, это органы судебного конституционного контроля, по своим задачам, целям и направленности деятельности, по своей юридической природе призванные обеспечивать соответствие всего массива нормативных актов основным законам как Федерации в целом, так и её отдельных составных частей – государственно правовых образований внутри Федерации, т.е. субъектов Федерации.[122]

С полной уверенностью можно сказать, что все конституционные (уставные) суды между собой имеют много общего, хотя общих утверждённых законом основ или образцовой (примерной) модели такого суда не имеется, имеются и различия, которые по сути проявляются только по предоставленным судам полномочиям и размерам территории, на которую распространяется юрисдикция конкретного конституционного (уставного) суда.

Социальная ценность конституционных судов как специализированных органов правовой защиты конституций, прежде всего в том, что они являются элементом механизма «разделения властей». Поэтому учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации способствует быстрым темпам формирования демократического правового государства. Напротив, отсутствие конституционных (уставных) судов значительно тормозит процессы становления демократических форм организации государственной власти в республиках и регионах России.[123]

По состоянию на начало 2006 г. фактически функционирует пятнадцать таких судов. В конституциях (уставах) более половины субъектов Российской Федерации заявили о намерении их создать. Процесс учреждения конституционных (уставных) судов может быть охарактеризован как вялотекущий и небеспроблемный. Проблема вытекает, как полагает Ж.И. Овсепян не из природы такого института как конституционное правосудие, а является следствием недостаточно эффективно урегулированного в определенном субъекте Российской Федерации порядка формирования этого специализированного суда и молодости практики конституционного (уставного) судопроизводства в Российской Федерации.[124] Вместе с тем, отсутствие в большинстве субъектов органов региональной конституционной юстиции приводит к неравенству в содержании конституционного права граждан на судебную защиту.

Однако учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является актуальным как с точки зрения субъектов, так и Российской Федерации в целом, поскольку они работают продуктивно, прямо или косвенно выступают хранителями общефедеральных конституционных норм.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются органами конституционного (уставного) судебного контроля на территории субъекта Федерации. В форме конституционного судопроизводства они осуществляют судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

Местом постоянного пребывания Конституционного (уставного) суда является столица республики или административный центр субъекта Федерации. На здании, занимаемом конституционным (уставным) судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг субъекта Федерации.

Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления их конституциям (уставам), а также для толкования конституций (уставов) субъектов РФ.


Судьёй конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть российский гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий высшее юридическое образование.

Законодательством субъектов Федерации предусматриваются и некоторые дополнительные требования к кандидатам на должности Конституционных (уставных) судов: безупречная репутация, высокая квалификация в области права и т.д.

Срок полномочий судей устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Численный состав судов также предусматривается региональным законодательством. Например, в состав уставного суда Санкт-Петербурга входит 7 судей.

Судьи Конституционных (уставных) судов назначаются законодательным (представительным) органом власти субъектов Федерации и обладают единым для всех судей РФ статусом.

Порядок распределения дел в суде, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства, требования, предъявляемые к работникам аппарата суда, конституционный (уставной) суд разрабатывает и принимает в виде регламента.

В среднем в год конституционные (уставные) суды в субъектах РФ рассматривают не более 20 дел.[125] Имеются сводные статистические данные, подтверждающие что Конституционные (уставные) суды субъектов РФ за 1995-2000 гг. вынесли более 250 решений. В 2001 году в эти суды поступило более 450 обращений о проверке конституционности или соответствии уставу законов и иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Рассмотрено более 100 дел, по которым вынесено 40 постановлений и 73 определения. Признаны несоответствующими конституции (уставу) 27 законов или иных нормативных актов.[126]

Конституционные (уставные) суды развивались по законам, принятым «до 12 декабря 1993г.», и принятым «после 12 декабря 1993г.», которые отличались различными методиками закрепления поводов (обращений) в Конституционные (уставные) суды субъекта РФ, особенностями предмета регулирования поводов (обращений) и ряд других. В настоящее время определились три вида обращений в конституционные (уставные) суды: запрос, жалоба, ходатайство.

Конституционные (уставные) суды выносят следующие виды решений:

1) Постановления конституционного (уставного) суда – это наиболее распространённая форма решений судов. Так они называются в качестве основной формы актов органов конституционного (уставного) контроля во всех анализируемых законах о конституционных (уставных) судах Субъектов РФ.

2) Заключения конституционных (уставных) судов – указывается как возможная форма решения.

3) Определения конституционного (уставного) суда – упоминается в качестве разновидностей актов этого суда в Адыгеи (1996), Башкортостана (1997), Курганской области (2000).

4) Требования – в отличие от определения квалифицируются в качестве разновидности форм решений конституционных судов, и в основном принимались до 12 декабря 1993г.[127]

Рассмотрение дел и принятие решений конституционными (уставными) судами осуществляется на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства в условиях состязания и равноправия сторон.[128] Решения, как правило, принимаются открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в заседании суда. Для принятия некоторых видов решений может требоваться квалифицированное большинство. Решение Конституционного (уставного) суда излагается в виде отдельного документа, которое полностью провозглашается в открытом заседании суда. Постановления, определения, заявления Конституционного (уставного) суда публикуются в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ.


Вступившие в законную силу решение Конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом. Решения принимаются большинством голосов. Председательствующий обычно голосует последним.

Конституционный (уставной) суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении уставного судопроизводства во всех случаях воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти.

Участниками процесса в конституционном (уставном) суде признаются стороны, а также их представители (в том числе адвокаты), свидетели, эксперты, перевозчики и другие приглашённые судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства и отводы судьям.

После исследования всех вопросов дела конституционный (уставной) суд выносит решение.

Имеются факты, когда конституционные (уставные) суды своими запросами переносят разрешение вопросов и споров в Конституционный Суд РФ ввиду очевидного несоответствия положений регионального законодательства Конституции РФ, что освещено в материалах Всероссийского совещания по проблемам исполнения решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов.[129]







Date: 2015-10-22; view: 1657; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию