Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные периоды развития истории фарсыязычной литературы
Фарсыязычная литература древности и раннего средневековья (III-VII вв.). Фарсыязычная литература периода Предвозрождения (VIII-IX вв.). Фарсыязычная литература эпохи Возрождения (X-XV вв). Фарсыязычная литература позднего средневековья в период феодализма (XVI-XVII вв.). Неодинаковость содержания и широты распространения фарсыязычной литературы. Древний и средневековый период. Бытование фарсыязычной литературы на территории cовременного Ирана, Афганистана, Средней Азии. Процесс синтеза фарсыязычной и арабской литератур после завоевания Ирана арабами. (cередина VII - начало IX веков). Рудаки - основоположник новой фарсыязычной литературы. Идейно-художественная общность разноязычных народов Ближнего и Среднего Востока, обусловленная сходством общественно-экономических условий, религией ислама. Процесс объединения разных народов в рамках единого государства и формирование общей для этих народов литературы на фарси языке. Общность тем, сюжетов, образов, обусловленная общностью истоков. Создание Низами Ганджави в XII веке (на территории современного Азербайджана) жанровой формы хамсы-пятерицы - "Сокровищница тайн", "Хосров и Ширин", "Лейла и Меджнун", "Семь красавиц", "Искандер-намэ". Основа хамсы - образы и сюжетные мотивы древних рыцарских сказаний, легенд и преданий. Развитие жанровой формы назира на основе хамсы Низами. Использование сюжетных мотивов и систем образов хамсы Низами в поэмах-маснави последующих разноязычных поэтов - Хосров Дихлави (XIV в.), Абдурахман Джами (XV в.), Алишер Навои (XV в.) и др. Распад единой фарсязычной литературы и формирование новых "молодых" национальных литератур: турецкой и азербайджанской (XIV в.), узбекской (XV в.). Разделение персоязычной литературы на литературу северо-западной Индии и афганскую на языке кабули (XVIII в.).
Литература раннего средневековья (III-VII вв.)
Приход к власти персидской династии Сасанидов (224-651). Установление централизованной монархии, утверждение кастово-сословного строя. Зороастризм - религия сасанидского государства. Роль зороастризма в формировании и становлении ираноязычной литературы III-VII веков. Использование образной системы и сюжетных мотивов "Авесты" Спидамита Заратуштры. "Воспоминание о Зарере" - повесть о сражении иранцев за веру зороастризма во главе с богатырем Зарером, история, ставшая впоследствии народным героическим эпосом. Появление впервые в "Воспоминаниях о Зарере" легендарного восточного богатыря Рустама, впоследствии одного из основных героев эпоса "Шах-намэ" Фирдоуси (X век). "Повесть Йовиште (Явиште) из рода Фриянов" - остроумное произведение по мотивам "Авесты". Критика глупых жрецов, служителей культа. Воспевание человека труда в образе и дей-ствиях простого парня Явиште из рода Фриянов. Предпочтение Явиште земного рая небесному как возможность творить добро. "Книга о Вирафе" как сочинение, подтверждающее правильность учения зороастризма. Причины создания книги. Походы Александра Македонского, уничтожение священных книг. Раздоры и сомнения в вере. Семидневное "путешествие" Вирафа в потусторонний мир и его повесть о загробном мире в защиту зороастризма. Манихейская (ересь в зороастризме) литература (III-IX вв.). Основатель манихейства - Мани. Проповедь аскетизма, подвижни-ческой жизни, имущественного равенства, протест против материальных излишеств. Маздак и маздакизм (V в.). Требование социального равенства, протест против материальных излишеств. Противоречия между зороастризмом, маздакизмом, манихейством,та также буддизмом, иудаизмом, христианством, философскими учениями Рима и Византии. Развитие песенного творчества в III-VII вв. Обрядовые, религиозные, светские песни и их исполнители. Барбаду и его творчество. Интенсивная письменная обработка устного творчества. Формирование жанров в процессе взаимодействия устных и письменных традиций. Развитие светской, исторической литературы в в III-VII веках. Структурная особенность книги «Ассирийское дерево и коза», использование формы назира (спор, состязание) в повествовании: дерево (пальмы) и коза, высокое (высокопарное) и земное. Суть идеи книги: «Не все хорошо, что высоко». Книги-хроники. Фрагменты жизни Мани, основанные на исторических фактах и легендах. «Легенда деяний Бабакана (Папакана)». Образ основателя Сасанидской династии и Сасанидской империи Ардашира Бабакана (Арташира I Папакана). Отражение в книге идеологии формирующегося феодализма (III в.). Особенности поэтической стуктуры и стиля «Книги деяний Бабакана». Сочетание элементов хроники (последовательность, стремление к конкретности времени, места, героя и т.д.) с фантастикой, условностью (предсказывания, сны, превращения, волшебные образы и др.). Сочетание условностей и конкретности в исторических сказаниях, в так называемых «воинских повестях» («Сказание о Баттале», «Сказание о Данышменде»). Появление особенностей перехода в них от летописной хроники к художественным произведениям, рыцарским повестям и романам. Появление свода «Книги владык» (VII в.), прообраза «Шах-намэ», созданного индивидуальным автором - придворным ученым последнего сасанидского царя Йездегерда III. Труд Абдаллаха ибн аль-Мукаффы «Большая книга царей», как более совершенный прообраз великой книги «Шах-намэ» Абуль Касима Фирдоуси. Переводная литература. Взаимосвязь и взаимодействие иранской, арабской и индийской литератур. Появление «Книги о коварстве женщин» - «Синбаднамэ» («Синбадова книга»). Перевод части индийской «Панчатантры». Принципы «ящичной» композиции, «обрамленного сюжета» «Панчатантры» - новое направление в структурной поэтике фарсыязычной поэтической литературы. Опыт и традиции «Панчатантры» в последующие периоды развития.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ
Завоевание Ирана арабами, гибель последнего сасанидского царя Йездегерда III. Исламизация и вытеснениеКораном древнего свода иранцев «Авесты». Развитие богословского образования и обучения арабскому языку. Дву- и многоязычие в культурной жизни. Проникновение в фарсыязычную литературу традиций арабской поэзии и ее терминологии (VII-VIII вв.). Рационализм, зачатки вольнодумия в литературе предвозрождения. Дискуссии на религиозные темы, критика догм христианства, иудаизма, ислама, манихейства (как ересь). Насильственная ассимиляторская политика арабского халифата. Арабский язык – язык науки и культуры. Тенденции к слиянию ряда восточно-иранских народностей в один народ, пробуждение национального самосознания иранцев. Трактат Мартанфарраха «Разъяснение, устраняющее сомнение» (сер IXв.). Критика основных положений ислама (единства, всемогущества, мудрости бога, библейского мифа о грехопадении), пришедших в Коран (20-я сура). Оводы и логика Мартанфарраха в его критике. Рост патриотизма, народные восстания против халифата. Антиарабская направленность литературы VIII-начала IX внков. Исмаил ибн Ясар, Башар ин Бурд против господства иноземной (арабской) культуры и языка. Абу Нувас (VIII в.) – поэт земных радостей, предвестник поэзии Омара Хайяма и Хафиза. Богоухольные мотивы в его поэзии. Бунт Абу Нуваса против канонов арабской и арабизированной литературы Ирана, сознательное обращение к национальным истокам (темы, идеи, образы, события и т.д.). Казнь Исмаила ибн Ясара, Башара ибн Бурда, Абу Нуваса. Формирование централизованного государства Саманидов (874-999). Усиление борьбы за национальную (иранскую) культуру. Возрождение литературы на фарси языке (конец VIII – начало IX вв.). Истоки новой литературы – народно-смеховая культура, фольклор, ораторское творчество и искусство, традиции письменной литературы. Игры древности, языческие представления, зрелищные сцены на праздниках мусульман. Праздник зимнего солнцеворота «Саде» и праздник первого воскресенья Великого поста (Ураза) – «Ночь ощупывания».Оргпистические, вакхические элементы, присутствие гетер («свободных женщин») и вина на тих праздниках; и массовость и зрелищность. Общие черты праздников мусульман и христиан Религиозные и светские праздники (Науруз – новый год; Рамазан, Курбан-байрам). Литературное оформление народных и религиозных праздников (анекдот, веселый рассказ, песни, пословицы, притчи и т.д.) и их роль в развитии речевой культуры. Формирование новых жанровых форм на фарси языке - лирическая газель, эпический с парной рифмой маснави, четверостишия со сквозной рифмой - рубаи (робаги). Перерождение арабских поэтических форм - касыда, китга и др. Ханзала Бадгиси, Абухафс Самарканди, Абу Салик Гургони, Масуди - как певцы земных радостей и человеческих чувств и как первые авторы названных жанровых форм в иранской литературе. Фольклорные мотивы в стихах Фируза Машрики, Абу Салика Гургони (IX в.). Панегирика Аббоса Марвази, Мухаммеда ибн Васиф, Мухаммада ибн Мухаллад и др. Поэтическая обработка истории иранских племен и народностей поэтом Масгуди Марвази (IX в.).
Date: 2015-10-22; view: 1693; Нарушение авторских прав |