Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные периоды развития истории фарсыязычной литературы





Фарсыязычная литература древности и раннего средневековья (III-VII вв.).

Фарсыязычная литература периода Предвозрождения (VIII-IX вв.).

Фарсыязычная литература эпохи Возрождения (X-XV вв).

Фарсыязычная литература позднего средневековья в период феодализма (XVI-XVII вв.).

Неодинаковость содержания и широты распространения фарсыязычной литературы. Древний и средневековый период. Бытование фарсыязычной литературы на территории cовременного Ирана, Афганистана, Средней Азии. Процесс синтеза фарсыязычной и арабской литератур после завоевания Ирана арабами. (cередина VII - начало IX веков).

Рудаки - основоположник новой фарсыязычной литературы. Идейно-художественная общность разноязычных народов Ближнего и Среднего Востока, обусловленная сходством общественно-экономических условий, религией ислама. Процесс объединения разных народов в рамках единого государства и формирование общей для этих народов литературы на фарси языке. Общность тем, сюжетов, образов, обусловленная общностью истоков. Создание Низами Ганджави в XII веке (на территории современного Азербайджана) жанровой формы хамсы-пятерицы - "Сокровищница тайн", "Хосров и Ширин", "Лейла и Меджнун", "Семь красавиц", "Искандер-намэ". Основа хамсы - образы и сюжетные мотивы древних рыцарских сказаний, легенд и преданий. Развитие жанровой формы назира на основе хамсы Низами. Использование сюжетных мотивов и систем образов хамсы Низами в поэмах-маснави последующих разноязычных поэтов - Хосров Дихлави (XIV в.), Абдурахман Джами (XV в.), Алишер Навои (XV в.) и др.

Распад единой фарсязычной литературы и формирование новых "молодых" национальных литератур: турецкой и азербайджанской (XIV в.), узбекской (XV в.).

Разделение персоязычной литературы на литературу северо-западной Индии и афганскую на языке кабули (XVIII в.).

 

Литература раннего средневековья

(III-VII вв.)

 

Приход к власти персидской династии Сасанидов (224-651). Установление централизованной монархии, утверждение кастово-сословного строя. Зороастризм - религия сасанидского государства. Роль зороастризма в формировании и становлении ираноязычной литературы III-VII веков. Использование образной системы и сюжетных мотивов "Авесты" Спидамита Заратуштры. "Воспоминание о Зарере" - повесть о сражении иранцев за веру зороастризма во главе с богатырем Зарером, история, ставшая впоследствии народным героическим эпосом. Появление впервые в "Воспоминаниях о Зарере" легендарного восточного богатыря Рустама, впоследствии одного из основных героев эпоса "Шах-намэ" Фирдоуси (X век).

"Повесть Йовиште (Явиште) из рода Фриянов" - остроумное произведение по мотивам "Авесты". Критика глупых жрецов, служителей культа. Воспевание человека труда в образе и дей-ствиях простого парня Явиште из рода Фриянов. Предпочтение Явиште земного рая небесному как возможность творить добро.

"Книга о Вирафе" как сочинение, подтверждающее правильность учения зороастризма. Причины создания книги. Походы Александра Македонского, уничтожение священных книг. Раздоры и сомнения в вере. Семидневное "путешествие" Вирафа в потусторонний мир и его повесть о загробном мире в защиту зороастризма.

Манихейская (ересь в зороастризме) литература (III-IX вв.). Основатель манихейства - Мани. Проповедь аскетизма, подвижни-ческой жизни, имущественного равенства, протест против материальных излишеств.

Маздак и маздакизм (V в.). Требование социального равенства, протест против материальных излишеств.

Противоречия между зороастризмом, маздакизмом, манихейством,та также буддизмом, иудаизмом, христианством, философскими учениями Рима и Византии.

Развитие песенного творчества в III-VII вв. Обрядовые, религиозные, светские песни и их исполнители. Барбаду и его творчество.

Интенсивная письменная обработка устного творчества. Формирование жанров в процессе взаимодействия устных и письменных традиций.

Развитие светской, исторической литературы в в III-VII веках. Структурная особенность книги «Ассирийское дерево и коза», использование формы назира (спор, состязание) в повествовании: дерево (пальмы) и коза, высокое (высокопарное) и земное. Суть идеи книги: «Не все хорошо, что высоко». Книги-хроники. Фрагменты жизни Мани, основанные на исторических фактах и легендах. «Легенда деяний Бабакана (Папакана)». Образ основателя Сасанидской династии и Сасанидской империи Ардашира Бабакана (Арташира I Папакана). Отражение в книге идеологии формирующегося феодализма (III в.).

Особенности поэтической стуктуры и стиля «Книги деяний Бабакана». Сочетание элементов хроники (последовательность, стремление к конкретности времени, места, героя и т.д.) с фантастикой, условностью (предсказывания, сны, превращения, волшебные образы и др.).

Сочетание условностей и конкретности в исторических сказаниях, в так называемых «воинских повестях» («Сказание о Баттале», «Сказание о Данышменде»). Появление особенностей перехода в них от летописной хроники к художественным произведениям, рыцарским повестям и романам. Появление свода «Книги владык» (VII в.), прообраза «Шах-намэ», созданного индивидуальным автором - придворным ученым последнего сасанидского царя Йездегерда III.

Труд Абдаллаха ибн аль-Мукаффы «Большая книга царей», как более совершенный прообраз великой книги «Шах-намэ» Абуль Касима Фирдоуси.

Переводная литература. Взаимосвязь и взаимодействие иранской, арабской и индийской литератур. Появление «Книги о коварстве женщин» - «Синбаднамэ» («Синбадова книга»). Перевод части индийской «Панчатантры». Принципы «ящичной» композиции, «обрамленного сюжета» «Панчатантры» - новое направление в структурной поэтике фарсыязычной поэтической литературы. Опыт и традиции «Панчатантры» в последующие периоды развития.

 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Завоевание Ирана арабами, гибель последнего сасанидского царя Йездегерда III. Исламизация и вытеснениеКораном древнего свода иранцев «Авесты». Развитие богословского образования и обучения арабскому языку. Дву- и многоязычие в культурной жизни. Проникновение в фарсыязычную литературу традиций арабской поэзии и ее терминологии (VII-VIII вв.).

Рационализм, зачатки вольнодумия в литературе предвозрождения. Дискуссии на религиозные темы, критика догм христианства, иудаизма, ислама, манихейства (как ересь). Насильственная ассимиляторская политика арабского халифата. Арабский язык – язык науки и культуры. Тенденции к слиянию ряда восточно-иранских народностей в один народ, пробуждение национального самосознания иранцев.

Трактат Мартанфарраха «Разъяснение, устраняющее сомнение» (сер IXв.). Критика основных положений ислама (единства, всемогущества, мудрости бога, библейского мифа о грехопадении), пришедших в Коран (20-я сура). Оводы и логика Мартанфарраха в его критике.

Рост патриотизма, народные восстания против халифата. Антиарабская направленность литературы VIII-начала IX внков. Исмаил ибн Ясар, Башар ин Бурд против господства иноземной (арабской) культуры и языка. Абу Нувас (VIII в.) – поэт земных радостей, предвестник поэзии Омара Хайяма и Хафиза. Богоухольные мотивы в его поэзии. Бунт Абу Нуваса против канонов арабской и арабизированной литературы Ирана, сознательное обращение к национальным истокам (темы, идеи, образы, события и т.д.). Казнь Исмаила ибн Ясара, Башара ибн Бурда, Абу Нуваса.

Формирование централизованного государства Саманидов (874-999). Усиление борьбы за национальную (иранскую) культуру. Возрождение литературы на фарси языке (конец VIII – начало IX вв.). Истоки новой литературы – народно-смеховая культура, фольклор, ораторское творчество и искусство, традиции письменной литературы.

Игры древности, языческие представления, зрелищные сцены на праздниках мусульман. Праздник зимнего солнцеворота «Саде» и праздник первого воскресенья Великого поста (Ураза) – «Ночь ощупывания».Оргпистические, вакхические элементы, присутствие гетер («свободных женщин») и вина на тих праздниках; и массовость и зрелищность. Общие черты праздников мусульман и христиан Религиозные и светские праздники (Науруз – новый год; Рамазан, Курбан-байрам).

Литературное оформление народных и религиозных праздников (анекдот, веселый рассказ, песни, пословицы, притчи и т.д.) и их роль в развитии речевой культуры.

Формирование новых жанровых форм на фарси языке - лирическая газель, эпический с парной рифмой маснави, четверостишия со сквозной рифмой - рубаи (робаги). Перерождение арабских поэтических форм - касыда, китга и др.

Ханзала Бадгиси, Абухафс Самарканди, Абу Салик Гургони, Масуди - как певцы земных радостей и человеческих чувств и как первые авторы названных жанровых форм в иранской литературе.

Фольклорные мотивы в стихах Фируза Машрики, Абу Салика Гургони (IX в.). Панегирика Аббоса Марвази, Мухаммеда ибн Васиф, Мухаммада ибн Мухаллад и др. Поэтическая обработка истории иранских племен и народностей поэтом Масгуди Марвази (IX в.).

 

Date: 2015-10-22; view: 1667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию