Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзамен





КАТЕГОРИИ

Отдельные категории уверенного поведения можно следующим образом подразделить на содержательные и формальные классы:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ
ПОХВАЛА КРИТИКА ТРЕБОВАНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ МИМИКА
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
КОНТАКТ ГЛАЗ
    ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
ПОХВАЛА КРИТИКА ТРЕБОВАНИЯ   ПРОИЗНОСЯТСЯ ИНТОНАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ "Я"
ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА
ОТКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ  
СПОСОБНОСТЬ К СПОНТАННОСТИ  
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА
НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР
ЗАКАНЧИВАТЬ РАЗГОВОР

 

Текст ситуации: "В табачной лавке"

(К п. 1.5.1)

"Сейчас просто представим себе, что мы находимся в табачной лавке. (Этот стол будет прилавком). "Уверенный" покупает журнал, пачку сигарет или что-либо подобное. Он завязывает разговор с продавцом, чтобы узнать что-либо о квартирах, сдающихся поблизости, столовых или каких-либо мероприятиях, которые поблизости проводятся. Если продавец дает требуемую справку, то "уверенный" с дружественной улыбкой, но ненавязчиво благодарит."

Ролевая игра не должна длиться больше, чем 3-4 минуты.

3 сцены ролевых игр для клиентов.

(п. 1.5.2)

Столовая

Во время еды в столовой начните разговор с соседом о пище, последних новостях и т.п.

Место для курения

Во время паузы начните с соседом разговор о последних событиях, проблемах с учебой, способах поразвлечься и т.п.

Экзамен

Обратитесь к кому-нибудь, кто, как и Вы, ожидает экзамена, начните разговор о преподователе, отдельных вопросах к экзамену, вообще о чем-нибудь.

В каждой ролевой игре не должно быть больше 3-6 предложений.

Пример заполненной таблицы

(примерный результат групповой дискуссии в п.1.5.3)

 

УСЛОВИЯ
  СТИМУЛИРУЮЩИЕ БЛОКИРУЮЩИЕ
ВНЕШНИЕ - один человек - 2 человека - привычная ситуация - партнер называет свое имя общая тема - наводящие вопросы - большая группа - спешка - новая обстановка - никто не делает того, что я хочу - мне не представляются по имени  
ВНУТРЕННИЕ - партнер тоже хочет говорить со мной - моя проблема тоже очень важна - вовсе не обязательно быть во всем оригинальным - я с этим справлюсь - безразлично, что обо мне подумают. - партнер не хочет со мной говорить - что же я должен сказать? - то, что я хочу сказать, не так уж важно - у меня ничего не выйдет - господи, что же скажут люди!    

 

 


БЛАНК ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

В течение недели с.... по...... я буду тренировать:    
Я буду тренироваться в следующей ситуации:    
Это мне удалось следующим образом:   Насколько я удовлетворен моим поведением: _______ (по 10-бальной шкале 1-совсем не удовлетворен, 10 - очень удовлетворен)  
Мои наблюдения относительно стимулирующих и блокирующих условий: Стимулирующие: Блокирующие: Внутренние: Внешние: Внутренние: Внешние:    

 

 


 


 


Руководство по успешному уверенному поведению

(к п. 1.6.3)

1. Если Вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно "нет"; объясните, почему Вы отказываете, однако, не извиняйтесь слишком долго.

2. Отвечайте без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.

3.Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и откровенно.

4. Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать.

5. Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.).

6. Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его или ее как личность.

7. Если Вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица - местоимение "Я".: "Если ты ведешь себя таким образом,, то я чувствую себя так-то и так-то...". По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по Вашему мнению, будут лучше Вами восприняты.

8. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по Вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).

9. Не упрекайте себя, если вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент Вы "соскользнули" с правильного пути, и как Вы можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.


Примеры карточек для структурирования домашнего задания.

(к п. 2.1)

Я сообщаю, какую я нашел ситуацию и какие отдельные действия я в ней осуществил.

В какой ситуации я принял участие? Что мне при этом стало ясно?

Какие негативные самовербализации я смог осознать и как я смог их переформулировать?

Я сообщаю, какие внешние условия блокировали мои действия и как я смог их переработать.

Какой у меня есть опыт использования стимульных фраз?

Я рассказываю, что я чувствовал при выполнении упражнения.

Я рассказываю, наблюдал ли я за отдельными аспектами уверенности и что мне в этом помогало.

Я рассказываю о физиологических ощущениях во время выполнения упражнения.

Я описываю, что позитивное может дать нашему сегодняшнему занятию мой опыт выполнения упражнения.

Какие я смог найти позитивные подходы к изменению поведения.

Я описываю то, что при выполнении моего упражнения прошло не очень хорошо и объясняю, как это можно переформулировать в позитивные стимульные фразы.

Я рассказываю, насколько я себя уже чувствую в праве быть уверенным.

Какие позитивные самовербализации я нашел в себе.

Я описываю, мешают ли мне какие-либо привычные образцы поведения и что я думаю по этому поводу.

Я рассказываю, какие внешние условия мне помогают быть уверенным.

Я описываю влияние моего уверенного поведения на партнера.

Я рассказываю, какие навыки поведения кажутся мне полезными для моей будущей жизни.

Я рассказываю, что мне удалось из того6 что мне раньше не очень хорошо удавалось.

Я описываю, как я ощущаю прогресс в моем поведении.


 

Ситуация ролевой игры для тренеров "Суметь не поддаться кому-либо, кто с каждым разом становится все настойчевее"

(к п. 3.2)

Сцена происходит в студенческой комнате "уверенного". Вечером приходит друг и приглашает пойти погулять, зайти в кино, выпить пару кружек пива.

У "уверенного" еще много работы, к следующему дню он еще должен напечатать реферат. Несмотря на то, что он рад этому неожиданному визиту, он никак не может провести этот вечер с другом.

С каждой новой ролевой игрой "посетитель" становится все настойчивее и изобретательнее в аргументации. "Уверенный не отвечает на эту аргументацию, становится все определеннее и активно заканчивает - без извинений - разговор:

"Послушай, я рад тебя видеть, но я знаю также, как сейчас обстоят у меня дела и должен сейчас, к сожалению, с тобой попрощаться."


РЕГУЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

(к. 4.1)

 

 
 



Учебные вопросы к регуляционной модели

Что я сделал?

Что я, собственно, хотел сделать?

Чего мне сделать не удалось?

Что я чувствовал после этого?

Что за мысли при этом лезли мне в голову?

Что происходило с моим организмом?

Как реагировали на это окружающие?

Видел ли я реакции окружающих и как я их оцениваю?

Какую оценку я мог бы дать сам себе?

Что я думал о самом себе?

Соответствует ли это моему представлению о самом себе?

Как я ощущал реакции других?

Как я себя сейчас чувствую?

Как обстоят дела с моим чувством собственной ценности?

Каких последствий из всего этого можно ждать для будущих ситуаций?

Придает ли это мне мужества?

Или это скорее мешает мне?

Как я могу выйти из этого заколдованного круга?

Как может звучать моя стимульная фраза?

В чем состоит моя цель?

Что я еще могу улучшить?


Пояснение к регуляционной модели

На основе теории регуляции действий (Хакер и др., 1973) неуверенное, агрессивное и уверенное поведение поясняется с использованием трех таблиц. Названные классы поведения мы рассматриваем как комплексные образцы поведения, которые включают в себя как произвольные, так и автоматизированные действия (операции). Цель наших тренинговых интервенций состоит в том, чтобы добиться осознания протекающих неосознанно операций (автоматизированных действий) и затем изменить их. Это происходит как с формальными характеристиками поведения, такими, как контакт глаз, громкость голоса, мимика, так и с самовербализациями, которые тоже можно рассматривать как автоматизированные действия.

Регуляционную модель мы поясняем на примере неуверенного поведения. Начиная с неуверенного поведения, мы показываем, какое влияние имеет это поведение на партнера, на собственные оценки и на будущее поведение. Самое важное в неуверенном поведении - это когниции, которые возникают в связи с ним. Применительно к собственному поведению часто можно встретить следующие мысли: "Опять сплошные неудачи"; "Этого я вообще не должен был говорить". Ожидая от партнера определенного поведения, часто и ему приписывают ложные установки: "От него ничего не добьешься"; "Он просто не хочет меня слушать".

Эти когниции вызывают соответствующие чувства, такие, как неудовлетворенность, разочарование, страх и т.п. В физиологической плоскости эти чувства описываются как нервное возбуждение, дрожь, пот, сердцебиение, покраснение, что, в свою очередь, не может не заметить партнер.

Реакции социального партнера, в свою очередь, вновь когнитивно перерабатываются и затем закрепляются в качестве части образа себя, в утверждениях типа: "Я неудачник..." и подобных этомую. Такие оценки становятся толчком к негативному чувству собственной (не-)ценности.

Такого рода долговременные последствия неуверенного поведения, в свою очередь, определяют неуверенность поведения в будущих социальных ситуациях.

Из этой схемы регуляции поведения должно стать ясно, что любая форма неуверенного поведения подкрепляет сама себя.

В дальнейшем в дискуссии по поводу регуляционной модели нужно выяснить, каким образом можно разорвать этот "замкнутый круг" и сформировать уверенное поведение.

Предлагают в большинстве случаев фразы, стимулирующие поведение или тренировку, ликвидирующую поведенческий дефицит.


УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

 



АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

 
 



НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

                                   
   
Чувства Страх,напряжение…
     
   
 
 
   
 
     
 
   
 
 
Долговременные эмоциональные последствия Чувство само-ценности Подавленность, неудовлетворенность, неуверенность, еще большее напряжение…
 
   
 
   
 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ALBERTI, R., EMMONS, M.L.: "Your perfect right", San Luis Obispo, CA 1974

BANDURA, A.: "Principless of Behavior Modification", NY 1969

ELLIS, A.: "A New Guide To Rational Living", Beverly Hills, CA 1976

ELLIS, A.: "Die rational-emotive Therapie", Muenchen 1977

HACKER, et al: "Psychologische Arbeitsuntersuchung:, Muenchen 1977

JAKUBOWSKI, P. u. LANGE, A.J.: "Responsible Assertive Behavior", Champaigh, Ill 1976

KOSSAKOWSKI, A.u. ETTRICH, K.U.: @Psychologische Untersuchungen zur Entwicklung der eigenstaendigen Handlungsregulation", VEB Berlin 1973

LAZARUS, A.A.: "Behavior Therapy and beyond", NY 1971

LAZARUS, A.A. u. FAY, A.: " Ich kann, wenn ich will", Stuttgart 1977

MEICHENBAUM, D.H.: "Cognitive factors in behavior modification: Modifying what client say to themselves". In: FRANKS, C. u. WILSON, T. (Hrsg.) "Annual review of behavior therapy: Theory and practice", NY 1973

ders.: "Cognitive Behavior Modification", NY 1977

ders.: "Self instructional methods" In: GOLDSTEIN,A. u. KANFER, F.: "Helping people change: Methods and materials", NY 1975

MINSEL, W.R.: "Praxis der Gespraechspsychotherapie", Wien 1974

ROGERS, C.R.: "Die klientbezogene Gespraechspsychotherapie", Muenchen 1973

SALTER, A.: "Conditioned reflex thepapy", NY 1949

ULLRICH, R. u. ULLRICH de MUYNCK, R.: "Einuebung von Selbstvertrauen und sozialer Kompetenz", Muenchen 1976

WYGOTSKI, L.S.: "Denken und Sprechen", Frankfurt a.M. 1972
ТРЕНИНГ умения различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение

Lange, A.J. & Jakubowski, P. "Responsible Assertive Behavior", Research Press, Champaighe, 1976

(c) перевод на русский язык и адаптация - Ромек В.Г., 1990

Ниже помещено описание 60 ситуаций; соответствующие им варианты ответов в правом столбце частично являются уверенными, частично - неуверенными и агрессивными.

Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав их, суметь отличить, идет ли речь об уверенном, агрессивном или неуверенном поведении.

В прямоугольнике ниже описания ситуации отметьте, пожалуйста, как Вы считаете, к какому типу реакций относится описанное поведение:

 

Поставьте: "+" - для уверенного,

"Н" - для неуверенного и

"А" - для агрессивного поведения.

Сначала следует описание ситуации, затем - ответ:

Описание ситуации:

1. Ваш партнер вдруг стал очень молчаливым и не говорит Вам, что именно его гнетет в последнее время. Вы говорите:

Ответ:

У меня сложилось такое впечатление, что ты чем-то подавлен и что тебе неприятно об этом говорить. Я думаю, что, несмотря на это, мы должны попробовать обсудить твои проблемы. Может быть, ты объяснишь, что тебя во мне раздражает?

2. Ваш знакомый второй раз на этой неделе просит Вас посидеть с его детьми, пока он пробежится по магазинам. У Вас самого нет детей. Вы отвечаете:

Ты злоупотребляешь моим терпением. В конце концов - твои дети - это твои заботы и твоя ответственность.

3. На заправке, где Вы часто заправляете свою машину, один из служащих забыл закрыть бак Вашего автомобиля запорной крышкой. Обнаружив это, Вы возвращаетесь на заправку и пытаетесь разыскать крышку[2]. Вы говорите:

Один из Ваших мальчишек начисто забыл о том, что нужно закрыть мой бак крышкой. Я очень хотел бы исправить эту оплошность - если Вы не найдете мою крышку, Вам придется купить новую или найти ей замену.

3A. Только вчера к Вам приходил мастер чинить Ваш телевизор. Однако, уже сегодня та же картина - по экрану бегут белые полосы. Вы идете в мастерскую, находите заведующего и говорите:

Вчера один из Ваших мастеров отнял у меня целый день, обещая починить мой телевизор. Помимо суммы, указанной в этой квитанции, он потребовал еще сверх того - за замену дефицитных деталей. Однако, сегодня телевизор опять не показывает. Или отремонтируйте мой телевизор, или верните деньги - я найду других мастеров.

4. Вас не устраивает Ваша зарплата и Вы говорите:

Не считаете ли Вы, э..., возможно, э..., не могли бы Вы мне, хм..., не согласитесь ли Вы подумать над тем, как мне повысить зарплату?

4А. Вам нужно два дня отпуска за свой счет, чтобы вылечить зубы. Вы говорите:

Знаете ли, э..., у меня уже неделю болят зубы, хм..., не согласитесь ли Вы..., э..., в поликлинике такие очереди... Нельзя ли это как-нибудь уладить?

5. Кто-либо спрашивает, не подвезете ли Вы его домой в своем автомобиле. Он Вам очень неприятен, к тому же уже поздно, Вам нужно еще купить пару мелочей и придется останавливаться. Вы говорите:

У меня сегодня катастрофически не хватает на все времени. Я тебя с удовольствием подвезу до ближайшей остановки; однако, у меня абсолютно нет времени везти тебя до дому.

6.Ученик очень хорошо выполнил задание, данное учителем всему классу. Тот говорит:

Мне очень нравится твоя работа. Ты прекрасно понял материал.

7. Ваш супруг обещал Вам поговорить с дочерью относительно ее поведения в школе. Однако, до сих пор этот разговор не состоялся. Вы говорите:

Я думала, что в прошлый вторник мы договорились, что ты поговоришь с Барбарой (Леной, Любой - ред.) о ее поведении в школе. До сих пор ты этого не сделал. Я, собственно, думаю, ты это вскоре сделаешь. Сегодняшний вечер кажется мне подходящим для разговора.

8. Время начала рабочего дня в Вашем коллективе было давно установлено и устраивало всех. Вам оно, однако, неудобно, транспорт из Вашего района в это время ходит плохо и Вам трудно во время приходить на работу. Когда время начала рабочего дня обсуждается в коллективе, Вы говорите:

Ах, да, я думаю, все хорошо... Хотя мне трудно придти к этому времени, но если всех других это устраивает, то это подходит и мне.

9.В ходе разговора один из присутствующих мужчин внезапно спрашивает:
Чего вообще хотят сторонники этой женской эмансипации? Женщина, к которой он обращается, отвечает:

Корректного поведения и равноправия.

10. Вы уже довольно долго говорите по телефону с другом или хорошим знакомым. Вы бы хотели закончить этот разговор и говорите:

Мне страшно неудобно, но мой чай остывает. Я хотел бы закончить наш разговор. Надеюсь, ты не будешь сердиться.

11. Замужний мужчина снова и снова пытается уговорить Вас пообедать с ним. Сегодня он опять говорит: "Дорогая моя, что бы мне такое сделать, чтобы ты согласилась пообедать со мной?" Вы отвечаете:

Наше знакомство мне нравится таким, какое оно есть. Я не хотела бы что-либо менять в наших отношениях. А эти изменения могут начаться этим обедом.

12. Во время совещания Вас часто перебивает председательствующий. Вы говорите:

Сожалею, но сначала я хотел бы закончить мою мысль.

13. В фотомагазине продавец втянул Вас в очень подробное обсуждение достоинств камеры, которая Вас заинтересовала. Вы говорите:

Хорошо, прекрасно. Мне кажется, что это как раз то, что я хотел. Хорошо, наверное, я ее куплю.

14. Нищий обращается к Вам и просит Вас купить для него что-либо. Вы говорите:

Так ты, парень, считаешь, что как только ты попросишь, так я тебе тут же все и куплю. Ты должен знать - я этого не сделаю ни в коем случае.

14А. Симпатичная девушка на вокзале говорит Вам, что у нее украли документы и деньги и просит у Вас денег на билет домой, обещая вернуть почтой. Вы говорите:

Так ты, подруга, считаешь, что как только ты попросишь, так я тут же полезу за кошельком? Так вот, ты должна знать - я этого не сделаю ни в коем случае!

15. Вы просите Вашего ребенка постирать белье в стиральной машине. Когда ребенок вынимает вещи из машины, Вы говорите:

Как это так получилось, что ты все сделал правильно! Как это тебе удалось правильно нажать на все кнопки? Ведь ты всегда все ломаешь!

16. Снова и снова по телефону Вам надоедает продавец книжного магазина, пытаясь продать Вам журнал. Сегодня он опять звонит Вам и пытается уговорить купить журнал. Вы отвечаете:

Вы уже третий раз беспокоите меня и я в третий раз вам отвечаю, что не интересуюсь журналами. В случае, если Вы еще раз мне позвоните, я буду вынужден обратиться в службу надзора за рекламой.

17. Ребенок этажом выше ведет себя очень шумно. Вы стучите шваброй в потолок и кричите:

Эй ты там, наверху, заткнешься ты там наконец или нет?

18. Родственник спрашивает Вас, не позволите ли Вы ему вечером воспользоваться Вашим автомобилем. Вы говорите:

Ах, не знаю... Но не будем устраивать из этого театр. Ну ладно. Можешь взять. Однако, я должен тебя предупредить - в последнее время у меня барахлят тормоза.

19. Жена говорит мужу, что она хотела бы продолжить свою учебу. Мужу эта перспектива не по душе и он говорит:

Что это ты вдруг вздумала? Ты же знаешь, что это не в твоих силах - вынести новые нагрузки.

20. Ваш сотрудник допускает в своей работе целый ряд ошибок. Вы говорите ему:

Вы ужасно глупый и неряшливый работник.

21. Муж хотел бы, чтобы ужин всегда был на столе к его приходу, и он приходит в ярость, если стол не накрывают тотчасже как только он придет домой. Вы говорите:

Я думаю, что ты устал и голоден, и что ты хотел бы тотчасже что-нибудь поесть, но я тоже устала на моей работе. Через несколько минут еда будет готова.

22. Вы забрали костюм из прачечной и хотели надеть его по какому-нибудь особенному случаю. Однако, получив его, вы обнаружили дыру. Вы говорите:

Я хотел одеть это вечером. Не считаете ли Вы, что все должно быть сделано качественно и в срок? Ведь это, в конце концов - Ваша работа.

23. Вам очень трудно написать доклад и Вы точно не знаете, какая Вам нужна еще для него информация и где Вы ее можете получить. Вы говорите себе самому:

Я просто глупый, я вообще ничего не знаю: ни как начать, ни что мне делать дальше с этим докладом.

24. Партнер уходит на работу, и, уходя, заявляет Вам, что Вам звонил друг и сегодня вечером Вы должны вместе на Вашей машине ехать в аэропорт. На это Вы отвечаете:

Какую нужно иметь наглость, чтобы договариваться, не спросив сначала меня. Так не пойдет. Я не поеду с ним в аэропорт. Пусть берет такси и вообще делает, что хочет.

25. На вечеринку к Вам обещал придти Ваш друг, но так и не появился. Вы звоните ему и после двух-трех минут дружеской беседы говорите:

Ты сегодня хотел зайти ко мне, но так и не появился. Я очень расстроен, что ты не пришел. Что с тобой случилось?

26. Ваша хорошая приятельница звонит Вам и говорит, что ей очень нужен человек, который бы на Вашей улице мог собирать старую одежду в благотворительных целях. Вы не хотели бы этого делать и говорите ей:

Знаешь ли, ох, ты ведь знаешь, как мой муж относится к таким вещам. Он ужасно злится, когда я сама отдаю какие-либо вещи, он еще говорит, что я и без того слишком много взвалила на себя. Можешь себе представить, что он скажет, если я выполню твою проcьбу.

26А. Ваш начальник предлагает Вам выступить с речью на торжественном собрании, посвященном проводам на пенсию сотрудника Вашего отдела. Вы отвечаете:

Э... Знаете ли,... у нас с ним никогда не было хороших отношений. Я думаю, ему самому будет неприятно, если эту речь произнесу я. Да я и не смогу подобрать хороших слов.

27. На заседании комитета, где семь мужчин и одна женщина, председательствующий просит Вас вести протокол. Вы отвечаете:

Нет, это просто бессовестно, делать из меня секретаршу только потому, что я здесь единственная женщина среди семи мужчин.

28. Будучи сотрудником кафедры, Вы замеОчаете, что Вы практически в одиночку выполняете всю нагрузку по планированию, лекциям, социальной поддержке студентов. Вы говорите:

Собственно, предполагалось, что мы будем работать все вместе - в команде; однако, как я вижу, я один делаю всю работу. Я хотел бы с вами со всеми обсудить, нельзя ли здесь что-либо изменить.

29. Автобус переполнен старшеклассниками, которые шумно беседуют друг с другом. Вам нужно выходить - но это никого не беспокоит. Никто не реагирует на Ваше "Мне нужно сходить". Наконец, Вы говорите:

Неужели вы не слышите, мне сходить на следующей остановке! Дорогу!

30. Школьник третий раз опаздывает на занятия. Учитель говорит:

Когда Вы опаздываете на мои уроки, то каждый раз, разбираясь с Вами, я отнимаю у класса время. Мне очень мешает, когда Вы опаздываете.

31. Ваш знакомый просит Вас о свидании. Вы уже раз встречались с ним и это не доставило Вам никакого удовольствия. Вы не заинтересованы в том, чтобы встречаться с ним еще раз. Вы говорите:

О...о, на этой неделе у меня масса дел. Я думаю, что в субботу я тоже не смогу с Вами встретиться.

32. Вам звонят из библиотеки и требуют, чтобы Вы вернули книгу, которую Вы у них вообще не брали. Вы отвечаете:

О чем Вы, собственно, говорите? Вам нужно лучше следить за своими книгами. Я вообще не брал этой книги и не думайте, ято я за нее что-нибудь заплачу.

33. В магазине Вы стоите в очереди к кассе. Кто-либо стоит вслед за Вами и хочет заплатить под расчет. Он спрашивает Вас, не пропустите ли Вы его. Вы говорите:

Знаете ли, я уже не в состоянии ждать, очень хочу поскорее освободиться. Скоро уже моя очередь и я не хочу никого пропускать.

34. Родители звонят своей замужней дочери и просят ее зайти к ним. Поскольку дочь пытается уклониться от приглашения, родители говорят ей:

Когда ты нам нужна, тебя невозможно застать. Все вертится только вокруг твоих интересов.

35. Начальник разослал по фирме письмо, в котором требует от сотрудников запрашивать разрешения на служебные междугородние разговоры. Сотрудник отвечает на это:

Вы вмешиваетесь в сферу моей профессиональной способности принимать решения, ограничиваете мою профессиональную свободу. Я расцениваю это как оскорбление.

36. Ваш муж любит, чтобы еда появлялась на столе в тот самый момент, когда он после работы приходит домой и он очень злится, если ужин запаздывает. Вы говорите:

Да, это просто отвратительно. Я знаю, что ты устал и голоден. Это все моя вина. Я ужасная жена.

37.План совместного проведения отпуска внезапно был нарушен Вашим другом - он сообщает Вам об этом по телефону. Вы отвечаете:

Оп-ля, это очень неожиданно. Я тебе перезвоню попозже, когда все спокойно обдумаю.

38. Мать наказывает своих детей, если она замечает, что их комната не убрана. Она говорит:

Вы самые отвратительные дети во всем городе. Если бы я знала, что быть матерью такое трудное дело, то я бы никогда не завела детей.

39. Ваш сосед по комнате обычно оставляет комнату в ужасном беспорядке. Вы говорите:

Ты ужасно неряшлив, наша комната становится грязным притоном.

40. Ваш муж хочет смотреть по телевизору футбол, но по другому каналу идет программа, которую Вы сами хотели бы посмотреть. Вы говорите:

Да, хм, Ганс, ну ладно, включай спокойно свой футбол. Может быть, я тоже немного погляжу.

41. У Вашего сына проблемы с его учителем. Вы раньше просили классного руководителя как-нибудь это урегулировать. Но он до сих пор ничего не сделал. Вы говорите:

Мы просили школу что-либо сделать, чтобы урегулировать эти проблемы. И мы очень волнуемся, что до сих пор ничего не сделано. Мы настаиваем на том, чтобы Вы что-нибудь сделали.

42. Ваш начальник очень жестко "наезжает" на Вас по поводу Вашей работы. На это Вы отвечаете:

Я знаю, что заслужил Вашу критику. но я хотел бы просить Вас, чтобы Вы не допускали личных выпадов, если Вы хотите сделать мне замечание по поводу моих ошибок или недосмотров.

43. Ваш десятилетний сын трижды отвлекал Вас чем-либо, не относящимся к делу, во время Вашего телефонного разговора. Каждый раз Вы его по-дружески просили не перебивать Вас. Сейчас он опять подходит к Вам. Вы говорите:

Я не могу одновременно слушать тебя и разговаривать по телефону. Я еще пару минут буду занят разговором, затем поговорю с тобой.

44. Ваша очередь убирать квартиру, в которой Вы живете с кем-нибудь другим. Вы уже раз пропускали свою очередь. Ваш сосед совершенно спокойным тоном говорит Вам, что сейчас Ваша очередь убирать квартиру. Вы говорите:

Оставь меня, наконец, в покое!

45. Вы единственная женщина в группе мужчин и Вас просят вести протокол заседания. Вы отвечаете:

Я согласна вести протокол, но на равных со всеми основаниях. На следующих заседаниях - я считаю - мы должны вести протокол по очереди.

46. Вы преподаете на кафедре и один из Ваших коллег постоянно пытается навязать Вам свою работу. Сегодня он Вас опять спрашивает, не подмените ли Вы его. Вы говорите:

Да, хм, ну... Хорошо, все будет в порядке, хотя у меня чертовски болит голова.

47. ваш родственник просит у Вас одолжить ему на вечер машину. Вы говорите:

Ну ты даешь! Я никому не даю мою машину!

48. Сверху сквозь стену гремит музыка и очень Вам мешает. Вы звоните в дверь и говорите:

Алло, я живу под Вами, Вы слишком громко включили музыку и она мне мешает. Не могли бы Вы сделать немного потише?

49. Сегодняшний вечер, с четырех до пяти, Вы специально освободили, чтобы заняться чем-либо, что Вы особенно любите, но Вам звонят и спрашивают, нельзя ли в это время зайти к Вам. Вы говорите:

Ох, хм..., хорошо, приходите. В четыре часа, да? Вы уверены, что это время Вам подходит?

50. Ваша жена внезапно стала очень молчаливой и не говорит Вам, что ее мучит. Вы говорите:

Ну вот, великое молчание кончилось. Не могла бы ты приоткрыть завесу и сказать, что случилось?

51. Ваш партнер любит критиковать Ваш внешний вид в присутствии Ваших друзей. Вы говорите:

Меня очень задевает, когда ты в присутствии других критикуешь мой внешний вид. Если ты мне хочешь что-либо сказать, что касается наших взаимоотношений или того, как я выгляжу, то подожди, пока мы придем домой.

52. Ваша подруга часто занимает у Вас незначительные суммы и не отдает до тех пор, пока Вы ей не напомните. Сегодня она опять просит у Вас немного денег взаймы, но Вам не хочется ей давать. Вы говорите:

У меня сегодня ровно столько, чтобы оплатить мой обед.

53. Ваша соседка снова и снова просит у Вас утюг. В последний раз, когда Вы ей его одалживали, она вернула Вам его поломанным. Сегодня она снова просит Вас одолжить ей утюг, Вы отвечаете:

Мне очень жаль, но я не могу тебе больше одалживать утюг. В последний раз ты мне вернула его поломанным.

54. Женщина пришла наниматься на работу. В ходе разговора с менеджером персонала (начальником отдела кадров) тот оценивает ее очень двусмысленно: "Ну что ж, Вы стараетесь сделать вид, что Ваша квалификация достаточна, чтобы быть принятой на эту работу" Вы говорите:

Я уверена, что моих способностей и квалификации достаточно, чтобы претендовать на это место.

55. Ваша соседка по комнате поздно вечером постоянно приглашает Вас пойти куда-нибудь поесть. Вы слишком устали и не хотите есть. Вы говорите:

У меня нет никакого желания выходить из дома. Я очень устала; но я пойду с тобой, и просто посмотрю на тебя во время еды.

56.Вы уже почти пришли в комнату копировальных машин, как Ваш коллега, который снова и снова навязывает Вам свои бумаги для копирования, останавливает Вас и спрашивает, куда Вы идете. Вы отвечаете:

Я иду сыграть с кем-нибудь в настольный теннис. Или не похоже?

58. Вы давно не видели свою подругу. Когда вы встречаетесь, она жалуется Вам, что в последнее время она спит с множеством мужчин и не удовлетворена этим. Она говорит, что не знает, как ей справиться с этой ситуацией. Вы говорите:

Ну да, я вижу, что единственное, о чем ты можешь мне рассказать после долгой разлуки - это то, что ты слегка загуляла.

57. Родители звонят своей замужней дочери, имея в виду пригласить ее к себе. Родители говорят:

Мама сегодня видела прекрасный сон. Ей приснилось, что к ней в гости наконец пришла ее внучка.

59. Каждую ночь Ваша соседка по комнате громко хлопает дверью в ванную, в спальню и либо будит Вас, либо мешает Вам заснуть.

Пожалуйста, не стучи дверью, это очень мешает, особенно посреди ночи. Я каждый раз просыпаюсь и потом долго не могу уснуть.

60. Вас приглашают помочь при организации юбилея Вашей фирмы. Вы отвечаете:

Я сожалею, но у меня нет никакой возможности помочь организовать это мероприятие.


ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ

ключ к тесту Патриции Якубовской

 

1. + 11. + 21. + 31. Н 41. + 51. +

2. A 12. + 22. Н 32. A 42. + 52. Н

3. A 13. Н 23. Н 33. + 43. + 53. +

4. Н 14. A 24. A 34. A 44. A 54. +

5. + 15. A 25. + 35. A 45. + 55. Н

6. + 16. + 26. Н 36. Н 46. Н 56. A

7. + 17. A 27. A 37. + 47. A 57. Н

8. Н 18. Н 28. + 38. A 48. + 58. Н

9. + 19. A 29. A 39. A 49. Н 59. +

10.+ 20. A 30. + 40. Н 50. A 60. +

 

Вообще говоря, этот тест был задуман Патрицией Якубовски как тест для тренеров и терапевтов. Лишь во вторую очередь она использовала его, а точнее, 10-12 ситуаций из 60-ти, в работе с клиентами (см. P.Jakubowski, стр. 82, глава 4).

Патриция предложила оценить по трем категориям каждую из ситуаций 20-ти опытным экспертам. Оценки были практически одинаковыми. Согласованность оценок каждой ситуации лежала между 90 и 100 процентами.

 


[1] На русском см.: Альберти Р.Э., Эммонс М.Л. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази!, С.Петербург, 1998

[2] На примере следующей ситуации можно заметить, что не все пункты из западных поведенческих тестов и программ подходят к нашей жизни - к нашей социальной ситуации. Насколько это возможно, я попытался предложить альтернативные пункты к таким "пограничным" ситуациям. В тексте эти ситуации отмечены буквой "а". При использовании теста в текст бланка теста вносятся эти ситуации)

Date: 2015-10-21; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию