Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Напряженные ситуации педагогической деятельности





Е. Семенова

Тренинг эмоциональной устойчивости

ББК88

УДК 159.9.072

С 30

Семёнова Е.М. (Автор-составитель)

С 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).

Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учени­ками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».

Настоящее пособие содержит десятки полезных практических зада­ний, игр и упражнений. Они развивают культуру общения, эмпатий-ные качества личности, экспрессивные умения, обучают навыкам кон­структивного решения педагогических ситуаций, а также способам про­филактики и преодоления эмоциональной напряженности.

Освоив эту комплексную систему, вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспри­нимать мир с радостью и оптимизмом.

Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ, студентов педагогических учебных заведений.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета

имени Максима Танка Е.А. Панько;

кандидат психологических наук, профессор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Р.А. Макаревич

ISBN 5-903182-08-9 (978-5-903182-08-4)

© Семёнова Е.М., 2004, 2006

© Издательство «Психотерапия», 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................6

НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................8

Самооценка конструктивного поведения

в конфликте.................................................................... 11

Задания на осознание напряженности

педагогической деятельности...................................... 12

Алгоритм решения конфликтной

педагогической ситуации............................................. 18

Варианты конфликтных педагогических ситуаций

для самостоятельного решения студентами..............20

Конфликтные педагогические ситуации

с возможными вариантами решения..........................24

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

ПЕДАГОГА....................................................................27

Методика самооценки студента.......................................31

Задания для развития профессионального

самосознания студентов - будущих педагогов.........33

Упражнения на осознание особенностей

самовосприятия и восприятия себя другими............36

Упражнения на развитие

позитивного самовосприятия.......................................44

Задания для самостоятельной работы.............................48

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА............50

Упражнения на развитие эмпатии...................................56

Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии......60

Упражнения на осознание особенностей экспрессии... 63 Упражнения на развитие

мимической экспрессивности......................................67

Упражнения на развитие

эмоциональной выразительности................................70

Задания для самостоятельной работы.............................72

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ........74

Задания для развития культуры

педагогического общения............................................83

Тест «Умеете ли вы слушать?».........................................86

Упражнения для развития навыков слушания...............87

Упражнения и задания на овладение умениями

ведения спора, диалога и дискуссии..........................92

Упражнения на регуляцию эмоционального

напряжения в процессе диалога.................................98

Упражнения на отработку техники

Я-высказывания.......................................................... 103

Игровые задания на осознание барьеров

педагогического общения.......................................... 104

Задания для самостоятельной работы........................... 107

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.................... 108

Упражнения на развитие чувствительности

к невербальным средствам коммуникации.............. 114

Упражнения на осознание и совершенствование


жестикуляции в педагогическом общении.............. 120

Упражнения на контроль и коррекцию правильной

позы, осанки, походки................................................ 122

Упражнения на осознание особенностей

оформления речи........................................................ 124

Упражнения на осознание пространственной

организации общения................................................. 127

Упражнения и игры на осознание важности

визуального контакта.................................................. 129

Задания для самостоятельной работы........................... 132

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ................... 134

Дыхательные упражнения............................................... 140

Упражнения на саморегуляцию эмоциональных

состояний через внешние проявления эмоций....... 148

Упражнения для расслабления мышц лица................. 150

Упражнения на концентрацию внимания.................... 153

Упражнения на визуализацию........................................ 156

Упражнения на «сюжетное воображение»................... 162

Способы ситуативной саморегуляции во время

пребывания в напряженной ситуации...................... 165

Первая помощь после действия

стрессовых факторов................................................... 167

Способы профилактики неблагоприятных

эмоциональных состояний......................................... 170

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.................... 172

Составление формул самовнушения............................. 179

Примерные комплексы упражнений специальной

физической тренировки.............................................. 182

Текст сеанса активной релаксации................................ 187

Текст сеанса пассивной релаксации.............................. 193

Упражнения для активизации представлений............. 197

Методика релаксации во время сессии........................ 198

Психорегулирующая тренировка.................................200

Упражнения на осознание, нахождение и снятие

мышечных зажимов....................................................218

Упражнения на выработку навыков

«мышечного контроллера».........................................221

Телесно-ориентированная терапия: упражнения

на снятие излишнего напряжения............................224

Упражнения для развития пластического аппарата.... 234 Упражнения на физическую и психологическую

раскрепощенность.......................................................236

Танцевально-двигательные упражнения.......................238

Задания для самостоятельной работы...........................244

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................249

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешная подготовка будущих педагогов к профессиональ­ной деятельности предъявляет повышенные требования не толь­ко к их личностным качествам, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педа­гог получает удовлетворение от своей работы, обладает высо­ким уровнем работоспособности, активности, творчества, стре­мится к совершенствованию. Однако у некоторых современ­ных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявля­ется в снижении устойчивости психических функций и пони­жении работоспособности. Особенно велико влияние эмоци­ональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессио­нального труда ведет к ухудшению результатов их деятельнос­ти, к снижению работоспособности, появлению нехарактер­ных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напря­женной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подав­ленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоцио­нальная напряженность достигает критического момента и ре­зультатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональ­ный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происхо­дит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повыша­ется и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяю­щиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств


педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективно­сти деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую не­удовлетворенность собственной профессией. Характерно, что многие из них не применяют никаких мер по предотвраще­нию и снятию эмоциональной напряженности и обнаружива­ют неудовлетворительное состояние своей психологической под­готовки к педагогической деятельности в напряженных усло­виях уже в период обучения в педагогическом вузе.

В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности будущего педагога. При подготовке будущего педа­гога развитию данного качества необходимо уделять особое внимание.

Для развития эмоциональной устойчивости педагога совре­менная психологическая наука предлагает множество спосо­бов, анализ которых позволяет классифицировать их в две груп­пы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в адаптации к напря­женным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмо­циональной напряженности, а также в особом профессиональ­но-заостренном развитии качеств личности будущего педаго­га: педагогической направленности, профессионального самосознания, коммуникативной компетентности и других. Не­специфические способы предполагают вооружение педагога умениями и навыками саморегуляции эмоционального состо­яния с целью профилактики и преодоления состояния эмоци­ональной напряженности (обучение приемам релаксации, спе­циальным физическим и дыхательным упражнениям, самокон­тролю эмоционального состояния, нахождению и снятию «мышечных зажимов» и т. п.).


Целенаправленное использование комплексной системы спе­цифических и неспецифических способов подготовки способ­ствует развитию эмоциональной устойчивости студентов в про­цессе обучения в педвузе.

НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая деятельность насыщена различными напря­женными ситуациями и разнообразными факторами, несущи­ми в себе потенциальную возможность повышенного эмоци­онального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, гене­ральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они вос­принимаются, понимаются, оцениваются как трудные, слож­ные, опасные.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что при­чины напряженности педагогической деятельности обусловле­ны объективными и субъективными факторами. Под объек­тивными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельно­сти (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми труд­ными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особен­ности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной дея­тельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека за­висит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности ис­следователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:

. ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения, непредви­денные конфликтные ситуации, непослушание, игнориро­вание требований учителя, «глупые» вопросы и т. д.);

• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнени­ях, перегруженность поручениями, конфликты при распре­делении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспи­тательной работой, непродуманность нововведений в шко­ле и т. д.);

• ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, не­внимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.).

Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вы­зывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходи­мостью быстрого принятия решения при высокой степени от­ветственности за последствия) и эмоциональный стресс (воз­никновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).

Поведение современных учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием ее являются гру­бость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т. д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической це­лесообразности воздействия на ученика и зачастую является причиной прогрессирующей невротизации школьников.

Умение быть готовым к напряженным ситуациям педагоги­ческой деятельности необходимо сформировать, и этому может способствовать развитие навыков анализа и решения проблем­ных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных пе­дагогических ситуаций позволяет студентам быть в курсе воз­можных напряженных ситуаций их будущей деятельности, спо­собствует моделированию соответствующих форм поведения.

Необходимо научить студентов способам конструктивного разрешения конфликтов, методам, направленным на личност­ный рост ребенка и ориентированным на гуманистическую си­стему воспитания, демократизацию взаимоотношений с деть-

ми. Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предпо­лагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармониза­цию общения на основе позиционного сближения сторон.

Деструктивные конфликты характеризуются использова­нием механизмов психологической защиты. При таком спо­собе решения конфликта все усилия направляются не на уст­ранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоцио­нального напряжения (обвинение другого, «уход от конф­ликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию прими­рения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авто­ритета учителя. В педагогической деятельности среди наибо­лее встречающихся форм психологической защиты применя­ются следующие «репрессивные меры» по отношению к уче­никам - злоупотребление плохими отметками, записи в дневниках, выговоры, нотации, наложение различных санк­ций через родителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт обычно связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентричес­кой направленности, несогласованность самооценки, ориен­тация на негативные стороны других людей. Причиной мно­гих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерско-му диалогу с учащимися.

Преобладание у педагогов психозащитных техник в реше­нии сложных педагогических ситуаций, и как следствие, рост эмоционального напряжения и дискомфорта, приводит к мысли о необходимой профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще в процессе обучения будущих учите­лей в вузе с помощью специального обучения по формирова­нию продуктивных способов разрешения педагогических кон­фликтных ситуаций.







Date: 2015-10-21; view: 1422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию