Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Напряженные ситуации педагогической деятельности
Е. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости
ББК88 УДК 159.9.072 С 30 Семёнова Е.М. (Автор-составитель) С 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю). Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания». Настоящее пособие содержит десятки полезных практических заданий, игр и упражнений. Они развивают культуру общения, эмпатий-ные качества личности, экспрессивные умения, обучают навыкам конструктивного решения педагогических ситуаций, а также способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. Освоив эту комплексную систему, вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом. Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ, студентов педагогических учебных заведений. Рецензенты: кандидат психологических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Е.А. Панько; кандидат психологических наук, профессор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Р.А. Макаревич ISBN 5-903182-08-9 (978-5-903182-08-4) © Семёнова Е.М., 2004, 2006 © Издательство «Психотерапия», 2006 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................6 НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................8 Самооценка конструктивного поведения в конфликте.................................................................... 11 Задания на осознание напряженности педагогической деятельности...................................... 12 Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации............................................. 18 Варианты конфликтных педагогических ситуаций для самостоятельного решения студентами..............20 Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения..........................24 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА....................................................................27 Методика самооценки студента.......................................31 Задания для развития профессионального самосознания студентов - будущих педагогов.........33 Упражнения на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими............36 Упражнения на развитие позитивного самовосприятия.......................................44 Задания для самостоятельной работы.............................48 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА............50 Упражнения на развитие эмпатии...................................56 Примеры игровых ситуаций для развития эмпатии......60 Упражнения на осознание особенностей экспрессии... 63 Упражнения на развитие мимической экспрессивности......................................67 Упражнения на развитие эмоциональной выразительности................................70 Задания для самостоятельной работы.............................72 КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ........74 Задания для развития культуры педагогического общения............................................83 Тест «Умеете ли вы слушать?».........................................86 Упражнения для развития навыков слушания...............87 Упражнения и задания на овладение умениями ведения спора, диалога и дискуссии..........................92 Упражнения на регуляцию эмоционального напряжения в процессе диалога.................................98 Упражнения на отработку техники Я-высказывания.......................................................... 103 Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения.......................................... 104 Задания для самостоятельной работы........................... 107 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.................... 108 Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации.............. 114 Упражнения на осознание и совершенствование жестикуляции в педагогическом общении.............. 120 Упражнения на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки................................................ 122 Упражнения на осознание особенностей оформления речи........................................................ 124 Упражнения на осознание пространственной организации общения................................................. 127 Упражнения и игры на осознание важности визуального контакта.................................................. 129 Задания для самостоятельной работы........................... 132 СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ................... 134 Дыхательные упражнения............................................... 140 Упражнения на саморегуляцию эмоциональных состояний через внешние проявления эмоций....... 148 Упражнения для расслабления мышц лица................. 150 Упражнения на концентрацию внимания.................... 153 Упражнения на визуализацию........................................ 156 Упражнения на «сюжетное воображение»................... 162 Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации...................... 165 Первая помощь после действия стрессовых факторов................................................... 167 Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний......................................... 170 ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА.................... 172 Составление формул самовнушения............................. 179 Примерные комплексы упражнений специальной физической тренировки.............................................. 182 Текст сеанса активной релаксации................................ 187 Текст сеанса пассивной релаксации.............................. 193 Упражнения для активизации представлений............. 197 Методика релаксации во время сессии........................ 198 Психорегулирующая тренировка.................................200 Упражнения на осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов....................................................218 Упражнения на выработку навыков «мышечного контроллера».........................................221 Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения............................224 Упражнения для развития пластического аппарата.... 234 Упражнения на физическую и психологическую раскрепощенность.......................................................236 Танцевально-двигательные упражнения.......................238 Задания для самостоятельной работы...........................244 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................249 ПРЕДИСЛОВИЕ Успешная подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией. Характерно, что многие из них не применяют никаких мер по предотвращению и снятию эмоциональной напряженности и обнаруживают неудовлетворительное состояние своей психологической подготовки к педагогической деятельности в напряженных условиях уже в период обучения в педагогическом вузе. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности будущего педагога. При подготовке будущего педагога развитию данного качества необходимо уделять особое внимание. Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения. Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, а также в особом профессионально-заостренном развитии качеств личности будущего педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, коммуникативной компетентности и других. Неспецифические способы предполагают вооружение педагога умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю эмоционального состояния, нахождению и снятию «мышечных зажимов» и т. п.). Целенаправленное использование комплексной системы специфических и неспецифических способов подготовки способствует развитию эмоциональной устойчивости студентов в процессе обучения в педвузе. НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные, опасные. Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики. При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы. К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят: . ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, «глупые» вопросы и т. д.); • ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.); • ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т. д.). Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Поведение современных учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием ее являются грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т. д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической целесообразности воздействия на ученика и зачастую является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Умение быть готовым к напряженным ситуациям педагогической деятельности необходимо сформировать, и этому может способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций позволяет студентам быть в курсе возможных напряженных ситуаций их будущей деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения. Необходимо научить студентов способам конструктивного разрешения конфликтов, методам, направленным на личностный рост ребенка и ориентированным на гуманистическую систему воспитания, демократизацию взаимоотношений с деть- ми. Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон. Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляются не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход от конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авторитета учителя. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защиты применяются следующие «репрессивные меры» по отношению к ученикам - злоупотребление плохими отметками, записи в дневниках, выговоры, нотации, наложение различных санкций через родителей, администрацию. Установлено, что деструктивный конфликт обычно связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равнопартнерско-му диалогу с учащимися. Преобладание у педагогов психозащитных техник в решении сложных педагогических ситуаций, и как следствие, рост эмоционального напряжения и дискомфорта, приводит к мысли о необходимой профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще в процессе обучения будущих учителей в вузе с помощью специального обучения по формированию продуктивных способов разрешения педагогических конфликтных ситуаций. Date: 2015-10-21; view: 1422; Нарушение авторских прав |