Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Открытые глаза на открытые источники
После того как основополагающие вопросы решены, рассмотрим дополнительные источники информации, которыми следует воспользоваться. Источники информации всем известны. Однако каждый из них, наряду с преимуществами, имеет ограничения. Принято считать, что основная подготовка содержания тренинга базируется на чтении и анализе книг и публикаций. Здесь подсмотрим, там спишем, это выглядит привлекательно, в этом месте проведем пару игр... Подобный «библиографический» подход широко распространен и почитаем. Действительно, понимание общих тенденций, подходов, знание классиков — обязательно. Однако прочитанные мысли, факты, схемы и диаграммы сами по себе не способны создать содержание тренинга. В лучшем случае они смогут его украсить. Одна из трудностей, с которой можно столкнуться в попытке опереться на источники — идеи «не первой свежести». Так, например, в отношении тренинга многие зарубежные и отечественные идеи группового обучения принадлежат к 1970-м годам. А поскольку ситуация склонна меняться, то очевидно, что прямой пересказ теории без учета современной практики мало кому интересен. Тема, предмет, примеры, должны иметь отношение к современному состоянию организаций, отраслей, регионов, в которых работают участники тренинга. Однажды мы принимали участие в тренинге для тренеров. Тренинг был честно и старательно подготовлен, содержание насыщенно. Тренер прекрасно и убедительно говорил. На участников градом сыпались схемы, диаграммы, таблицы, цитаты, теории Магера и Скиннера, Киркпатрика и Хамблина, Колба и Фрая, Хани и Мамфорда. Но к методике проведения тренингов мы так и не приблизились. Попытка преобразовать теоретический компот в прикладной навык не удалась. Актуальность содержания — обязательное требование тренинга. На Севере нам рассказывали, как еще до недавнего времени обеспечивались информацией кочующие села. Зная, что пресса, в конце концов, пойдет на самокрутки, в райцентре даже не надеялись на чтение, поэтому регулярно присылали списанные из библиотек подшивки старых газет. Так, кочующие труженики тундры порой и не догадывались, «какое нынче тысячелетье на дворе». Лучшие публикации и книги представляют собой целостные концепции. И пока не существует собственных представлений о содержании тренинга, сложно сказать, помогут ли разъяснить или украсить ваш тренинг «готовые» схемы и диаграммы. Вам придется полагаться на себя и научиться доверять себе. Своим знаниям и опыту. Часто ключи к содержанию тренинга видятся в предварительном анкетировании персонала. Анкеты широко распространены и, на наш взгляд, неплохо зарекомендовали себя в тренинге как инструмент обратной связи. Однако как источник анализа ситуации анкеты вызывают больше вопросов, чем ответов. Принято считать, что сотрудники достаточно компетентны для того, чтобы ответить на вопрос, какое именно обучение им необходимо. К сожалению, это не так. Если даже специалисты задумываются о том, чему именно учить, вряд ли на этот вопрос ответят люди, которые никогда обучением не занимались. Более того, причины отсутствия тех или иных достижений люди склонны искать в плоскости непонимания руководства и неадекватной материальной мотивации. При этом потребности в обучении часто формулируются как «новое и интересное». Однако ни один сотрудник не скажет, что основная трудность состоит в том, чтобы вовремя подходить к телефону, не игнорировать клиентов и не выходить на перекур всем отделом. Проблема не в сокрытии правды. Ее никто не скрывает. Проблема в том, что, находясь внутри ситуации, очень трудно дать объективную оценку происходящему. Несколько лет мы работали в учебном центре крупной организации. Учредители решили организовать и провести тренинг по стратегическому развитию. Для работы пригласили компанию из Великобритании. Милый, «completely nice», тренер-консультант подготовил подробную 12-страничную анкету. Содержание анкеты отражало попытку SWOT-анализа особенностей «туземной» оргкультуры и отрасли, в которой, как он честно признавался, «ни черта не смыслил». Два месяца тренер старательно обходил отделы, беседовал, учил заполнять анкету. Сотрудники старались, ошибались, переписывали. Дело не шло. Отдельные граждане саботировали мероприятие под лозунгами «нам за это не платят», «пусть работает сам», «нет приказа». Тренер сражался как лев, жаловался руководству, руководство отводило глаза. Прошло время, но тренинга так и не было, ни спустя месяц, ни спустя два года. Возможно, это было лучшее решение. Или другой пример анкетирования для улучшения корпоративной культуры. Исходные условия были известны и очевидны. Невысокая зарплата, падение продаж, текучка, суровость руководства. Организаторы опроса попробовали выяснить причины происходящего, опросив сотрудников. Результат было легко предугадать. В рамках анонимного анкетирования сотрудники только высказали руководству все накопившееся недовольство. Руководство возмутилось «черной неблагодарностью» и приступило к закручиванию гаек. «Авантюра не удалась, за попытку спасибо». В чем причина? Обе стороны искренне хотели как лучше..., а метод не работает. Из анкетирования персонала диагностика не растет. Иногда люди не хотят говорить правду, иногда придумывают и фантазируют, иногда честно не понимают задачи анкетирования. Но при этом анкетирование всегда вызывает смятение и дестабилизацию внутри компании, отнимает время, силы, средства. Вносит разброд и шатания еще до начала работы. Но самое главное — не дает ответа на вопрос. Еще один метод, который часто используется, — интервьюирование персонала компании. Здесь, как и в случае с анкетированием, велика вероятность потерь. С одной стороны, персонал будут отвлекать от работы, с другой, тотальное интервьюирование может вызвать сплетни, страхи и общую сумятицу, что, конечно, не нужно. Но если книг недостаточно, анкетирование персонала и интервью не подходят — есть ли другие рабочие инструменты предварительного анализа? Конечно, есть. Обычно мы анализируем два вида источников: информацию компании и информацию о компании. Информация компании обычно представлена всеми открытыми документами. Это могут быть буклеты, инструкции, положения, отчеты и другие справки. Подчеркнем, что имеются в виду только те источники, доступ к которым для тренера разрешен. Любая попытка узнать чуть больше, чем вам предложили, неминуемо будет расценена как вмешательство в частную жизнь и породит взаимное недоверие. Работайте с тем, что есть. Несмотря на резко отрицательное отношение к анкетированию персонала, мы всегда в обязательном порядке проводим мини-анкетирование заказчика. Основная задача — выяснить видение проблемы ответственными лицами. Поскольку, например, под эффективными продажами может подразумеваться дисциплина в офисе; эффективные коммуникации — уважительное, без криков, отношение между начальниками отделов; а «ориентированность на сервис» технических специалистов измеряется способностью грамотно говорить на русском языке. Почему для выяснения этих обстоятельств недостаточно устной беседы? Беседы и обсуждения с заказчиком так или иначе будут. Более того, они составят львиную долю подготовительной работы. Однако для фиксации результатов, а также адекватного взаимного восприятии небольшие анкеты подойдут как нельзя лучше. Очевидно, в информации, предоставленной компанией, есть еще важный элемент. То, чего вы специально не запрашивали, но что является неотъемлемой частью подготовки. Это ваши личные наблюдения. Однажды нас пригласили для проведения тренинга мотивации торговых представителей. Большой комплекс, включающий офис, склад, гараж, был расположен в эпицентре унылой промзоны: от метро далеко, кругом заборы, лужи, рельсы и ни души. Мы прошли в офис, который располагался в огромном ангаре. Синеватые лампы рождали самые угрюмые ассоциации. «Рабочих мест (столов и стульев) у нас на всех не хватает» — с порога начал миловидный кадровик. — Впрочем, — добавил он, — место торгового представителя в поле, а договор он и на коленке заполнить сможет». Узнали о зарплате: МРОТ + процент. Выяснили требования к персоналу — высшее образование, стрессоустойчивость, вежливость и знание иностранных языков. Поинтересовались, есть ли туалет. Вопрос о тренинге старались больше не поднимать. Наблюдения не всегда носят такой драматичный характер. Но если на клетке с тигром написано «слон», как известно, не верь глазам своим. Наблюдения, а иначе говоря, способность увидеть, вместе с опытом составляют золотой фонд содержания тренерской работы и позволяют включить в концепцию тренинга именно те элементы, которые действительны необходимы. Информация о компании, пресс-релизы, публикации, отзывы и др. всегда доступна, благодаря Интернету и СМИ. Главное не лениться. Date: 2015-10-21; view: 302; Нарушение авторских прав |