Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ ситуации. Анализ ситуации при подготовке проекта тренинга направлен на выявление круга проблем, которые можно решить средствами подготовки или переподготовки
Анализ ситуации при подготовке проекта тренинга направлен на выявление круга проблем, которые можно решить средствами подготовки или переподготовки персонала. На практике именно анализ ситуации вызывает самые большие сложности в проектной работе. Причин две. Первая и основная — неясность масштаба работы. На чем следует остановиться, что самое ключевое для тренинга? Существуют ли универсальные схемы и модели, которые будут основой тренинга в любой сфере? Нужно ли ограничиться только деятельностью организации (нескольких организаций) или учитывать аналогичные процессы, происходящие в других отраслях? Очевидно, если подход работает, он одинаково хорошо может применяться в различных отраслях и организациях. Вторая причина видится в мучительном выборе эффективных инструментов аналитической работы. Каковы ключи к адекватному пониманию проблематики тренинга? Предварительный анализ в общественном сознании прочно связан с многостраничными анкетами, утомительными и для заказчика, и для тренера, но особенно для сотрудников. Вернемся к сравнению тренинга с лыжным марафоном. Зная, что на маршруте случаются любые неожиданности, возникает желание положить в рюкзак все: теплую куртку, ботинки, котелок, еду, две пары носков, маленькую печку и т.д. Но после примерки рюкзака становится ясно, что бежать марафонскую дистанцию с таким грузом невозможно. Придется оставлять самое необходимое и отправляться в долгий путь налегке. Можно попробовать выбрать другой маршрут, попроще. Однако в этом случае тяжелый багаж тем более избыточен. Предпроектный анализ ситуации для разработки концепции тренинга так или иначе продвигается в двух направлениях. Первое направление — анализ объективных данных, условий и проблематики, в которых планируется проводить тренинг. Это будет одним из «ограничителей» тренерской работы. Второй «ограничитель» — личные возможности тренера. В нарушение правил начнем со второго. Широко распространено мнение, что тренинг — это готовая модель. Это может быть зарубежная модель, адаптированная модель или отечественная разработка. Задача тренера в этом случае сводится к умению с огоньком ее пересказать. Больше «огонька» — хороший тренер, меньше — соответственно, не очень. Однако если это действительно так, то зачем нужна специальная подготовка? Достаточно купить методичку, прочитать ее и действовать по алгоритму. На наш взгляд, эффективный тренинг невозможен без трех основных составляющих, которые вряд ли можно найти в готовом виде. Первое, с чего начинается формирование концепции любого тренинга, — это гипотеза. Гипотеза в тренинге — это собственные представления тренера относительно того, что работает и что не работает. Что есть целостное представление о предмете? Каким информационным содержанием и какими методами необходимо наполнить тренинг, для того чтобы эта картинка в результате получилась? Вне зависимости от темы тренинга в голове тренера всегда должна быть конструкция «Если..., то... Например: «Если резюме написано с грамматическими ошибками, то вряд ли специалист найдет хорошую работу» или «Если нет должностных инструкций, то эффективные коммуникации невозможны». Гипотеза позволяет спланировать основные «ключи» тренинга, понимать, какие рекомендации в итоге получат участники. Конечно, только гипотетических предположений недостаточно. По возможности ваша гипотеза должна быть подкреплена примерами из практики. И это вторая составляющая эффективного тренинга. Если вы планируете тренинг по тайм-менеджменту, честно отвечайте на вопрос, какими методами для планирования времени вы сами пользуетесь и какие из них вы планируете включить в тренинг. Часто в прессе и публикациях тренерам, психологам и консультантам задается вопрос о том, насколько они придерживаются собственных рекомендаций. Ответ, как правило, один: «Понимаете, человек слаб, удается не всегда и т.д.». Специфика эффективного тренинга заключается в том, что тренер просто обязан предлагать в тренинге рекомендации, которых придерживается сам. В противном случае эффективность того или иного подхода трудно оценить. А любой вопрос по существу предмета легко «выключает» тренера. Только личные представления тренера о «добре и зле» позволят адекватно отвечать на вопросы участников, понимать границы содержания, отметать лишнее и включать самые полезные элементы. Парадокс состоит в том, что украшение тренинга различными деталями для «красного словца», скорее, негативно влияет на обучение. Конечно, список из десяти пунктов выглядит убедительней, чем из трех. Но если в оставшихся семи тренер не уверен, не стоит включать их в программу. Однажды мы наблюдали обучающее занятие по разработке интернет-сайта. Сегодня тема уже не новая и практически всем известная. Однако мнение специалиста всегда интересно. В качестве средства достижения эффективной работы сайта ведущий предлагал разные варианты: поручить разработку сайта техническому отделу, заказать компании, заказать программисту-одиночке. Вариативность выглядит очень привлекательно. Если бы нам не пришлось столкнуться с этой проблемой лицом к лицу. В свое время мы по полной программе настрадались от того самого «одиночки», который сначала сделал сайт, потом менял условия, отказывался обновлять, не отвечал на телефонные звонки, никто не брался обслуживать сайт без него. В результате на работе, которая заняла три месяца, был поставлен жирный крест с потерей денег, времени и отношений. Знал ли о возможности такого исхода ведущий? Предполагал. Зачем же было включать столь спорный тезис в содержание тренинга? Для того чтобы предоставить диапазон возможностей. Но в работе никому не нужен диапазон — нужны только те методы, которые реально работают. Именно поэтому так важно личное отношение и опыт тренера. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в материале или вы не понимаете, каким образом это можно использовать на практике, лучший способ — остановиться и честно вычеркнуть то, что пока еще никому не помогало. И третье. Может показаться очевидным. Но мы считаем своим долгом сказать специально, это — личный интерес. Тема должна быть интересна тренеру. Эмоциональный характер профессии не позволяет сомнений, сухого или тем более негативного отношения к предмету. Если тренер говорит то, во что не верит, он понижает собственную самооценку и делает несчастной всю группу. Поэтому искренность по отношению к самому — себе важный фактор успешной разработки содержания тренинга. Date: 2015-10-21; view: 351; Нарушение авторских прав |